Типовая инструкция введена в действие с 1 января 1996 г.

Москва

«Издательство НЦ ЭНАС» 2003

Типовая инструкция устанавливает порядок эксплуатации воздушных линий электропередачи напряжением 35 - 800 кВ переменного и постоянного тока, а также приемки в эксплуатацию вновь сооруженных ВЛ.

Настоящая Типовая инструкция является переработкой «Типовой инструкции по эксплуатации воздушных линий электропередачи напряжением 35 - 800 кВ» (Ч. 1 и 2) (М.: СПО Союзтехэнерго, 1983). При переработке Типовой инструкции были учтены руководящие документы по эксплуатации ВЛ напряжением 35 - 800 кВ, вышедшие за 1983-1993 гг. и замечания энергосистем по данной Типовой инструкции.

Инструкция предназначена для руководителей энергоуправлений (объединений), предприятий (районов, участков) электрических сетей, а также инженерно-технического персонала, электромонтеров, дежурного персонала и диспетчеров.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Настоящая Типовая инструкция является переработкой «Типовой инструкции по эксплуатации воздушных линий электропередачи напряжением 35 - 800 кВ». Ч. 1 и 2 (М.: СПО Союзтехэнерго, 1983).

Инструкция разработана АО «Фирма по наладке, совершенствованию технологии и эксплуатации электростанций и сетей ОРГРЭС» (исполнители: Алексеев В. В., Герасимов В. М.).

При переработке Типовой инструкции были учтены руководящие документы по эксплуатации ВЛ напряжением 35 - 800 кВ, вышедшие в 1983-1993 гг. и замечания энергосистем по данной Типовой инструкции.

Настоящая инструкция распространяется на работников, занятых техническим обслуживанием и капитальным ремонтом воздушных линий электропередачи, направленными на обеспечение их надежной, экономичной работы.

На основании данной Типовой инструкции могут быть составлены местные инструкции, учитывающие конкретные условия эксплуатации ВЛ и применяемые методы работ.

В приложениях 1-11 к Типовой инструкции приведены нормативы комплектования автотранспортными средствами, спецмеханизмами производственных подразделений; табели комплектования предприятий электрических сетей средствами малой механизации, такелажным оборудованием, ручным инструментом и приборами для ремонта и технического обслуживания ВЛ напряжением 35-750 кВ; нормы расхода материалов на техобслуживание и ремонт ЛЭП; основные характеристики ВЛ 35 - 800 кВ и их элементов; перечень нормативно-технических документов по ВЛ 35 кВ и выше; основные рекомендуемые формы документации по ВЛ и другие вспомогательные материалы.

С вводом в действие настоящей Типовой инструкции аннулируется «Типовая инструкция по эксплуатации воздушных линий электропередачи напряжением 35 - 800 кВ». Ч. 1 и 2 (М.: СПО Союзтехэнерго, 1983).

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

1.1.Настоящая Типовая инструкция устанавливает порядок эксплуатации воздушных линий электропередачи (ВЛ) напряжением 35 - 800 кВ переменного и постоянного тока, а также приемки в эксплуатацию вновь сооруженных ВЛ.

1.2.На основании данной Типовой инструкции по усмотрению руководства энергопредприятий могут быть составлены местные инструкции, учитывающие конкретные условия эксплуатации ВЛ и применяемые методы работ.

1.3.Настоящая Типовая инструкция предназначена для руководителей энергоуправлений (объединений), предприятий (районов, участков) электрических сетей, а также инженерно-технического персонала, электромонтеров, дежурного персонала и диспетчеров.

1.4.Термины, сокращения и определения, принятые в данной Типовой инструкции, приведены в табл. 1.1.

Таблица 1.1

Термины, сокращения и определения

Термин, сокращение Определение
Воздушная линия электропередачи Устройство для передачи электроэнергии по неизолированным проводам, расположенным на открытом воздухе и подвешенным с помощью изоляторов и арматуры к опорам или кронштейнам и стойкам на инженерных сооружениях (мостах, путепроводах и т.п.). За начало и конец ВЛ принимаются линейные порталы или линейные вводы распределительных устройств, а за ответвления - ответвительная опора и линейный портал или линейный ввод распределительного устройства. ВЛ могут быть переменного и постоянного тока
ВЛ переменного тока ВЛ, присоединенная к источнику переменного тока или соединяющая две системы переменного тока. ВЛ переменного тока могут быть одноцепными, содержащими одну цепь, двухцепными, содержащими две отдельные цепи, подвешиваемые на одной или нескольких опорах, и многоцепными - с более чем двумя отдельными цепями (необязательно одинакового напряжения), подвешиваемыми на одной опоре
Фаза ВЛ Один или несколько проводов или один из выводов многофазной системы переменного тока. ВЛ могут выполняться с одним или несколькими проводами в фазе, во втором случае фаза называется расщепленной
ВЛ постоянного тока ВЛ, присоединенная к источнику постоянного тока. ВЛ постоянного тока может быть одноцепной, двухцепной и многоцепной, однополюсной и двухполюсной
Действующая ВЛ ВЛ или ее участки, которые находятся под напряжением либо на которые напряжение может быть подано включением коммутационных аппаратов
Нормативно-технические документы Действующие документы по проектированию, сооружению и эксплуатации ВЛ
Эксплуатация ВЛ Техническое обслуживание и капитальный ремонт ВЛ
Плановый ремонт ВЛ Капитальный ремонт ВЛ, осуществляемый по предварительному назначению
Неплановый ремонт ВЛ Капитальный ремонт ВЛ, осуществляемый без предварительного назначения
Исправное состояние, исправность ВЛ, элементов ВЛ Состояние ВЛ или элементов ВЛ, при котором она или ее элементы соответствуют всем требованиям, установленным нормативно-техническими документами
Неисправное состояние, неисправность ВЛ, элементов ВЛ Состояние ВЛ или элементов ВЛ, при котором она или ее элементы не соответствуют хотя бы одному из требований, установленных нормативно-техническими документами
Дефект элемента ВЛ Отдельное несоответствие элемента ВЛ требованиям, установленным нормативно-техническими документами
Отказ ВЛ, элементов ВЛ Событие, заключающееся в нарушении работоспособности ВЛ, элементов ВЛ
Повреждение ВЛ, элементов ВЛ Событие, заключающееся в нарушении исправности ВЛ или элементов ВЛ
Техперевооружение ВЛ Техническое перевооружение, реконструкция и модернизация ВЛ
ПЭС Предприятие электрических сетей
Руководители энергоуправлений (объединений), предприятий, районов, участков электрических сетей Директор, главный инженер и их заместители
Инженерно-технический персонал Руководители, начальники служб и отделов районных энергетических управлений (объединений), предприятий, районов и участков электрических сетей, заместители указанных лиц, инженеры, техники, мастера, занимающиеся эксплуатацией ВЛ
Электромонтеры Рабочие, осуществляющие эксплуатацию ВЛ
Дежурный персонал, диспетчеры Лица, находящиеся на дежурстве в смене и допущенные к оперативному управлению и оперативным переключениям, дежурные инженеры и техники, начальники смен, дежурные на дому и щитах управления, оперативно-выездные бригады (ОВБ), диспетчеры энергоуправлений и производственных объединений, предприятий, районов и участков электрических сетей
СМО Строительно-монтажные организации
Населенная местность Земли городов в пределах городской черты, пригородные и зеленые зоны, курорты, земли поселков городского типа в пределах поселковой черты и сельских населенных пунктов в пределах черты этих пунктов
Ненаселенная местность Земли, за исключением земель населенной и труднодоступной местности. К ненаселенной местности относятся: незастроенные местности, хотя бы и часто посещаемые людьми, доступные для транспорта и сельскохозяйственных машин, сельскохозяйственные угодья, огороды, сады, местности с отдельными редко стоящими строениями и временными сооружениями
Труднодоступная местность Местность, недоступная для транспорта и сельскохозяйственных машин
Охранная зона ВЛ Зона вдоль ВЛ в виде участка земли, воздушного и водного пространства (размеры зоны приведены в разд. 4 настоящей Типовой инструкции)
Зона влияния ВЛ 330-750 кВ Участок земли и воздушное пространство вблизи ВЛ 330-750 кВ переменного тока, в котором напряженность электрического поля на рабочем месте превышает 5 кВ/м
Трасса ВЛ Полоса земли, на которой сооружена ВЛ
Пролет ВЛ Горизонтальное расстояние между осевыми линиями опор
Промежуточный пролет Горизонтальное расстояние между осевыми линиями смежных промежуточных или промежуточной и анкерной опорами
Анкерный пролет Участок ВЛ, заключенный между двумя соседними анкерными опорами
Стрела провеса Расстояние по вертикали в пролете ВЛ между проводом (тросом) и прямой линией, соединяющей точки его подвеса
Опора ВЛ Конструкция, на которой подвешены провода и грозозащитные тросы ВЛ
Промежуточная опора Опора, расположенная на прямолинейном участке трассы ВЛ с поддерживающей подвеской проводов и воспринимающая нагрузки от массы проводов, грозозащитных тросов, гололеда и действующие на них ветровые нагрузки
Промежуточно-угловая опора Промежуточная опора, применяемая при небольших углах поворота трассы ВЛ
Анкерная, анкерно-угловая опора Опора, полностью воспринимающая тяжение проводов и грозозащитных тросов в смежных с опорой пролетах, а также действующие на них ветровые нагрузки. Провода и тросы крепятся к анкерной опоре с помощью натяжных изолирующих подвесок
Концевая опора Опора, расположенная в конце ВЛ и рассчитанная на восприятие одностороннего тяжения всех проводов и грозозащитных тросов
Транспозиционная опора Опора, на которой осуществляется транспозиция фаз ВЛ на трассе
Провод Элемент ВЛ, предназначенный для передачи электрического тока. На ВЛ 35 - 800 кВ применяются неизолированные провода
Грозозащитный (молниезащитный) трос Элемент ВЛ, предназначенный для защиты ВЛ от прямых ударов молнии. Трос заземляется или изолируется от тела опоры (земли) и, как правило, располагается над проводами фаз, полюсов
Линейный изолятор Изолятор, предназначенный для работы на ВЛ
Подвесной изолятор Линейный изолятор, предназначенный для подвижного крепления токоведущих элементов к несущим конструкциям или объектам
Тарельчатый изолятор Подвесной изолятор с арматурой, изоляционная часть которого имеет форму диска, тарелки или колокола
Стержневой линейный изолятор Линейный изолятор со сплошным телом в форме цилиндра или усеченного конуса с ребрами или без них, неподвижно соединенным с арматурой
Гирлянда изоляторов Устройство, состоящее из нескольких подвесных изоляторов, подвижно соединенных между собой
Изолирующая подвеска Одна или несколько гирлянд изоляторов, подвижно соединенных между собой в сборе с линейной арматурой
Поддерживающая подвеска Изолирующая подвеска, предназначенная для поддерживания проводов, грозозащитных тросов
Натяжная подвеска Изолирующая подвеска, предназначенная для натяжения проводов, грозозащитных тросов
Подвеска Устройство, состоящее из линейной арматуры и изоляторов для прикрепления проводов или грозозащитного троса к опоре или только арматуры для прикрепления грозозащитного троса
Штыревой изолятор Линейный изолятор, состоящий из изоляционной части с арматурой в виде штыря или крюка
Механическая разрушающая сила (для изолятора) Наименьшее значение силы, приложенной к изолятору в определённых условиях, при которой он разрушается
Электромеханическая разрушающая сила (для изолятора) Наименьшее значение силы, приложенной в определенных условиях к изолятору, находящемуся под действием разности электрических потенциалов, при которой он разрушается
Линейная арматура, арматура Совокупность крепежных, защитных и других изделий для ВЛ
Пляска проводов, грозозащитных тросов Колебания проводов, грозозащитных тросов с большой амплитудой (примерно 0,3-5 м) и малой частотой (около 0,3-2 Гц). Пляска проводов (тросов) происходит, как правило, при скоростях ветра 3-15 м/с и одностороннем образовании на проводах (тросах) гололеда толщиной 3-40 мм. Пляска может быть и при меньших размерах гололеда и даже при отсутствии его. При пляске могут образовываться в пролете одна или несколько полуволн
Вибрация проводов, грозозащитных тросов Колебания проводов, грозозащитных тросов в вертикальной плоскости с амплитудой до 50 мм, частотой колебания от 3 до 150 Гц при незначительных скоростях ветра (от 0,6 до 7 м/с)
Гололед Образование в виде твердого, прозрачного или полупрозрачного льда с плотностью (0,6-0,9) 103 кг/м3 или изморози (инея), имеющей вид кристаллического осадка, напоминающего снег с плотностью (0,2-0,3) 103 кг/м3, или смеси, состоящей из напластований льда, изморози и мокрого снега
Плавка гололеда Удаление гололеда с проводов, грозозащитных тросов ВЛ путем нагрева их электрическим током
Должно, необходимо, следует Обозначает обязательность выполнения требований настоящей Инструкции
Допускается, разрешается Обозначает, что данное требование может выполняться в зависимости от местных условий

ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ ВЛ

Общие положения

2.1.1.Эксплуатация ВЛ заключается в проведении технического обслуживания и капитального ремонта, направленных на обеспечение их надежной работы.

2.1.2.Техническое обслуживание ВЛ состоит из комплекса мероприятий, направленных на предохранение элементов ВЛ от преждевременного износа.

При техническом обслуживании должны выполняться осмотры, проверки, измерения, отдельные виды работ.

2.1.3.При капитальном ремонте ВЛ должен быть выполнен комплекс мероприятий по поддержанию или восстановлению первоначальных эксплуатационных показателей и параметров ВЛ или отдельных ее элементов. При этом изношенные детали и элементы либо ремонтируются, либо заменяются более прочными и экономичными, улучшающими эксплуатационные характеристики линии.

Устранение неисправностей, а также повреждений непредвиденного характера должно производиться при очередном капитальном ремонте, техническом обслуживании. Повреждения, которые могут привести к аварии, должны устраняться немедленно.

2.1.4.Техническое обслуживание и капитальные ремонты ВЛ, а также реконструктивные, погрузочно-разгрузочные работы, непосредственно связанные с эксплуатацией ВЛ, должны производиться с использованием машин, механизмов и приспособлений, предусмотренных «Нормативами комплектования автотранспортными средствами, спецмеханизмами и тракторами производственных подразделений Минэнерго СССР для технического обслуживания и ремонта электрических сетей» (М.: СПО ОРГРЭС, 1991).

Нормативы приведены в прил. 1.

2.1.5.При техническом обслуживании и капитальном ремонте ВЛ применяется один из следующих методов:

комплексный, т.е. одна или несколько бригад выполняет полный объем работ на данной ВЛ (участке ВЛ) в течение возможно более короткого срока;

по видам работ, т.е. специализированные бригады выполняют однотипные работы на одной или нескольких параллельных ВЛ (например, замену приставок и выправку опор под напряжением, окраску металлических опор, расчистку трасс от зарослей и т.д.).

Техническое обслуживание и капитальный ремонт рекомендуется выполнить преимущественно комплексным методом.

2.1.6.Работы по техническому обслуживанию и капитальному ремонту комплексным методом или по видам работ рекомендуется выполнять бригадами централизованного обслуживания, организуемыми в службе линий или территориальных производственных подразделений ПЭС.

2.1.7.При определении зон обслуживания ВЛ бригадами централизованного обслуживания рекомендуется руководствоваться следующим:

а) оптимальная зона обслуживания ВЛ одной ремонтно-производственной базой (РПБ), при которой обеспечивается наиболее эффективная загрузка персонала и рациональное использование средств механизации:

протяженность ВЛ (в зависимости от плотности электрических сетей, их состояния и состояния дорог) - от 500 до 1500 км линий по цепям;

расстояние до наиболее удаленных объектов в зоне обслуживания - 40 км;

б) допустимая зона обслуживания:

наименьшая протяженность ВЛ - 200-300 км линий по цепям;

наибольшее расстояние до объектов обслуживания (в зависимости от плотности электрических сетей и состояния дорог) - 80-100 км.

2.1.8.Бригады централизованного обслуживания ВЛ должны быть обеспечены:

механизмами, автотранспортом, такелажными приспособлениями, инструментом, защитными средствами, средствами связи;

производственными и бытовыми помещениями: кладовыми, складами, мастерскими, гаражами для автомашин и механизмов, раздевалками, душевыми и т.п.;

необходимой технической документацией и производственными инструкциями.

2.1.9.В целях повышения производительности труда рекомендуется применять совмещение профессий, в первую очередь профессии водителей, трактористов, крановщиков, электро- и газосварщиков с профессией электромонтеров.

2.1.10.Машины, механизмы, приспособления и другое оборудование, постоянно используемые бригадами централизованного обслуживания, закрепляются за этими бригадами. Механизмы, недостаточно применяемые бригадой, размещаются в ПЭС, РЭУ (ПЭО).

2.1.11.Ответственность за техническое состояние машин, механизмов, специализированного оборудования, их своевременный ремонт и испытания возлагается на службу механизации и транспорта (или аналогичную службу) предприятия электрических сетей (энергосистемы, объединения).

Производственные подразделения ПЭС, обслуживающие ВЛ, несут ответственность за нормальную эксплуатацию закрепленных за ними средств механизации.

Ответственность за эксплуатацию такелажных приспособлений, инструмента и другого оборудования, их своевременный ремонт и испытания возлагается на руководителей (мастеров) производственных подразделений, за которыми закреплено это оборудование.

2.1.12.Механизмы, инструмент и приспособления для работ на ВЛ должны постоянно содержаться в исправном состоянии, своевременно испытываться и ремонтироваться.

Канаты (хлопчатобумажные, капроновые и др.) должны тщательно просушиваться.

Результаты испытаний и осмотров механизмов, такелажных приспособлений и оборудования должны быть оформлены в журналах учета.

2.1.13.Хранение неисправного или негодного инструмента, приспособлений вместе с исправным запрещается.

2.1.14.В месте хранения должен быть вывешен список имеющихся механизмов, инструмента и приспособлений с указанием срока их испытаний или осмотров.

2.1.15.Техническое обслуживание и капитальный ремонт ВЛ в зависимости от вида работ, наличия соответствующих приспособлений, подготовки персонала и других условий могут выполняться со снятием напряжения, без снятия напряжения на нетоковедущих частях или под напряжением на токоведущих частях.

2.1.16.Конструктивные изменения опор и других элементов ВЛ, а также закрепление опор в грунте должны выполняться только при наличии технического обоснования и с разрешения главного инженера ПЭС.

2.1.17.Предприятиям, в ведении которых находятся ВЛ, разрешается производить в охранных зонах земляные работы, необходимые для ремонта или техперевооружения этих линий.

2.1.18.Плановые работы по ремонту и техперевооружению ВЛ, проходящих по сельскохозяйственным угодьям, должны производиться по согласованию с землепользователями и, как правило, в период, когда эти угодья не заняты сельскохозяйственными культурами или когда возможно обеспечение сохранности этих культур.

Работы по ликвидации аварий и техническому обслуживанию ВЛ могут производиться в любой период без согласования с землепользователем, но с уведомлением его о проводимых работах.

После выполнения указанных работ ПЭС, в ведении которого находятся ВЛ, должно привести земельные угодья в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, а также возместить землепользователям убытки, причиненные при проведении работ.

2.1.19.Порядок эксплуатации ВЛ на территории предприятий и организаций, в полосах отвода железных и автомобильных дорог, вблизи аэродромов, в охранных зонах трубопроводов и линий связи должен согласовываться ПЭС, в ведении которого находятся эти ВЛ, с соответствующими предприятиями и организациями. Техническому персоналу ПЭС, в ведении которых находятся эти ВЛ, должно предоставляться право беспрепятственного доступа к ВЛ для их ремонта и технического обслуживания.

Если ВЛ расположены на территории запретных зон, то соответствующие организации должны выдавать работникам, обслуживающим эти ВЛ, пропуска для проведения осмотров и ремонтных работ в любое время суток.

2.1.20.Табели комплектования предприятий электрических сетей средствами малой механизации, приспособлениями, такелажным оборудованием, ручным инструментом и приборами для оснащения бригад, обслуживающих ВЛ, приведены в прил. 2.

2.1.21.Нормы расхода материалов на техническое обслуживание и ремонт воздушных линий электропередачи напряжением 35-750 кВ приведены в прил. 3.

2.1.22.Перечень нормативно-технических документов по ВЛ 35 кВ и выше приведен в прил. 4.

2.2. Планирование работ на ВЛ и оформление технической документации

2.2.1.Для обеспечения планирования работ должны составляться годовые и месячные планы и графики технического обслуживания и ремонта ВЛ.

2.2.2.Годовые планы работ по техническому обслуживанию и ремонту ВЛ составляются службой линий или руководством РЭС на основании многолетних графиков.

2.2.3.Планы материально-технического снабжения должны полностью соответствовать объемам и срокам, предусмотренным планом проведения капитального ремонта.

2.2.4.Годовые планы работ на ВЛ рекомендуется оформлять в виде: планов-графиков работ по техническому обслуживанию и ремонту каждой ВЛ;

сводных планов (в денежном выражении) для ВЛ каждого класса напряжения с разбивкой по месяцам с указанием сводных объемов основных работ по капитальному ремонту.

Планы-графики составляются в нескольких экземплярах (для мастера бригады централизованного обслуживания, службы линий, планового отдела и вышестоящей организации) и утверждаются ПЭС.

При составлении планов и планов-графиков комплексных работ должен учитываться сезонный характер отдельных видов работ.

2.2.5.Объемы работ по техническому обслуживанию и капитальному ремонту ВЛ определяются на основании результатов измерений, проверок и осмотров.

2.2.6.Для обеспечения нормальной эксплуатации ВЛ и контроля за выполнением работ по техническому обслуживанию и ремонту осуществляется ведение технической документации в соответствии с прил. 5.

2.2.7.Все изменения на существующих ВЛ, а также технические данные новых объектов после их приемки подлежат немедленному занесению в техническую документацию.

2.2.8.В сроки, установленные руководством ПЭС, мастерами бригад, обслуживающих ВЛ, и инженерно-техническим персоналом службы линий или территориальных производственных подразделений, производится сдача-приемка выполненных объемов работ по каждой линии с соответствующим оформлением в планах-графиках и оценкой качества проведения этих работ.

Плановый отдел на основании принятых службой линий объемов работ составляет сводный отчет в денежном выражении с указанием физических объемов выполненных основных работ по капитальному ремонту и представляет его в вышестоящую организацию.

2.2.9.Техническая документация по эксплуатируемым ВЛ - утвержденный проект, паспорт ВЛ, рабочие чертежи и схемы, исполнительная трасса (профиль), журналы монтажа, акты на скрытые работы, протоколы испытаний и измерений, акты измерений и осмотров, акты приемки и эксплуатацию, материалы учета технического обслуживания и ремонта ВЛ - должна храниться в ПЭС.

2.2.10.При отсутствии проектной документации по ВЛ необходимые характеристики ее элементов и конструкций должны быть определены на основании технической инвентаризации и расчетов.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ВЛ

Общие положения

3.1.1.Техническое обслуживание ВЛ осуществляется за счет средств, выделяемых на эти работы.

Работы, не отличающиеся по своему характеру от производимых при техническом обслуживании, но выполняемые одновременно с капитальным ремонтом, осуществляются за счет средств на капитальный ремонт.

3.1.2.Перечень и сроки проведения работ (осмотры, проверки и измерения, выполнение отдельных видов работ по устранению мелких повреждений и неисправностей), выполняемых при техническом обслуживании ВЛ, приведены в табл. 3.1.

В объем отдельных видов работ, проводимых при техническом обслуживании ВЛ, входит вырубка отдельных деревьев, обрезка сучьев, восстановление знаков и плакатов на некоторых опорах, замена отдельных элементов ВЛ, выправка некоторых опор, замена трубчатых разрядников, подтяжка болтовых соединений, технический надзор за проведением работ при сооружении ВЛ, наблюдение за образованием гололеда, охрана ВЛ.

3.1.3.Осмотры, проверки и измерения производятся для выявления нарушений и неисправностей, возникающих на ВЛ и трассах. Их рекомендуется производить комплексно, одновременно на одной или нескольких параллельно идущих ВЛ, если по технологическим требованиям это возможно в данное время года.

Проверка загнивания деталей деревянных опор выполняется в летнее время и может совмещаться с другими работами по техническому обслуживанию данной ВЛ.

3.1.4.Работы по техническому обслуживанию ВЛ выполняются электромонтерами ПЭС (РЭС), за исключением выборочных осмотров и осмотров ВЛ после капитального ремонта, которые выполняются инженерно-техническими работниками.

Таблица 3.1

Наши рекомендации