Виды инновационной деятельности.

ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Архангельск

ВИДЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ.

Инновационный менеджмент представляет собой самостоятельную область экономической науки и профессиональной деятельности, направленную на формирование и обеспечение достижения любой организационной структурой инновационных целей путем рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Инновационный менеджмент –это совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами, инновационной деятельностью, занятыми этой деятельностью организационными структурами и их персоналом.

Понятие инновация распространяется на новый продукт или услугу, способ их производства, новшество в организационной, финансовой, научно-исследовательской и других сферах, любое усовершенствование, обеспечивающее экономию затрат или создающее условия для такой экономии.

Инновация (нововведение) –использование результатов научных исследований и разработок, направленных на совершенствование процесса деятельности производства, экономических, правовых и социальных отношений в области науки, культуры, образования и в других сферах деятельности общества. Под инновацией понимается объект не просто внедренный в производство, а успешно внедренный и приносящий прибыль.

Важно отличать инновацию от новшества (изобретения) и не смешивать эти два понятия, поскольку новшество это только идея или прототип нового продукта или нового технологического процесса, и оно не превращается в инновацию до тех пор, пока не достигнет рынка. Большинство изобретений никогда не становятся инновациями. Новшество можно рассматривать как предмет инновации.

По своей эффективности инновации подразделяются на успешные и неудачные. Благодаря успешным инновациям достигается объем продаж, позволяющий окупить капиталовложения, связанные с внедрением нового технологического решения, и получить значительную прибыль. Напротив, неудачной считается инновация, которая не позволяет окупить производственные капиталовложения.

Инновация во всех ее видах связывается с деятельностью индивидуумов, отличающихся психологическими особенностями и руководствующихся волей к самоутверждению, победе и доказательству своего превосходства.

Инновационный процесс –процесс преобразования научного знания в инновацию, то есть последовательная цепь событий, в ходе которых инновация вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется при практическом использовании. В отличие от научно-технического прогресса (НТП) инновационный процесс не заканчивается так называемым внедрением - первым появлением на рынке нового продукта, услуги или доведением до проектной мощности новой технологии. Этот процесс не прерывается и после внедрения, ибо по мере распространения (диффузии) новшество совершенствуется, делается более эффективным, приобретает новые потребительские свойства. Это открывает для него новые области применения, новые рынки, а следовательно, и новых потребителей, которые воспринимают данный продукт, технологию или услугу как новые именно для себя. Период создания, распространения и использования инноваций называют инновационным циклом.

Основой инновационного процесса является процесс создания и освоения новой техники (технологии). Техника –совокупность вещественных факторов производства (средств и предметов труда), в которых материализованы новые знания и умения человека. Технология –совокупность приемов и способов изготовления и применения техники и преобразования природных веществ в продукты промышленного и бытового потребления.

Инновационная деятельность –деятельность направленная на использование результатов научных разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции (товаров, услуг), совершенствования технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией не внутреннем и зарубежных рынках. Инновационная деятельность, связанная с капитальными вложениями в инновации, называется инновационно-инвестиционной деятельностью.

Инновационная деятельностьпредполагает целый комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, и именно в своей совокупности они приводят к инновациям.

В статистике выделяют следующие виды инновационной деятельности:

- исследования и разработки;

- технологическая подготовка и организация производства, охватывающие приобретение оборудования и инструмента, изменения в них, а также в процедурах, методах и стандартах производства и контроля качества, необходимых для изготовления нового продукта или методов их производства (передачи);

- пуск производства и предпроизводственные разработки, включающие модификации продукта и технологического процесса, переподготовку персонала для применения новых технологий и оборудования, а также пробное производство, если предполагается дальнейшая доработка конструкции:

- маркетинг новых продуктов, включая деятельность связанную с выпуском новой продукции на рынок, предварительным исследованием рынка, адаптацией продукции к различным рынкам, а также рекламную кампанию, но исключая создание сетей распространения для реализации на рынке;

- приобретение неовеществленных технологий со стороны в форме патентов, лицензий, раскрытия ноу-хау, конструкций, моделей и услуг технологического содержания;

- приобретение овеществленных технологий – машин, оборудования, по своему технологическому содержанию связанных с внедрением на предприятии продуктовых или процессных инноваций;

- производственное проектирование, включая подготовку планов и чертежей, предусмотренных для определения производственных процедур, технических спецификаций, эксплуатационных характеристик, необходимых для создания концепции, разработки, производства и маркетинга новых продуктов, процессов, услуг.

Главной функцией инновационной деятельности является функция изменения. Австрийский ученый И.Шумпетер выделял пять типичных изменений:

1. Использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства (купля-продажа).

2. Внедрение продукции с новыми свойствами.

3. Использование нового сырья.

4. Изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения.

5. Появление новых рынков сбыта.

КЛАССИФИКАЦИЯ ИННОВАЦИЙ.

Для успешного управления инновационной деятельностью необходимо тщательное изучение инноваций. Прежде всего, необходимо отличать инновации от несущественных видоизменений в продуктах и технологических процессах (например, эстетические изменения – цвета, формы и т.д.); незначительных технических или внешних изменений в продуктах, оставляющих неизменное конструктивное исполнение и не оказывающих достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость изделия, а также входящих в него материалов и компонентов; от расширения номенклатуры продукции за счет освоения производства не выпускавшихся прежде на данном предприятии, но уже известных на рынке продуктов, с целью удовлетворения текущего спроса и увеличения доходов предприятия.

Новизна инноваций оценивается по технологическим параметрам, а также с рыночных позиций. С учетом этого строится классификация инноваций.

В зависимости от технологических параметров инновации подразделяются на продуктовые и процессные.

Продуктовые инновациивключают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов. Технологически новый продукт-это продукт, чьи технологические характеристики или предполагаемое использование принципиально новые, либо существенно отличаются от аналогичных ранее производимых продуктов. Такие инновации могут быть основаны на принципиально новых технологиях или на сочетании существующих технологий в новом их применении. Технологически усовершенствованный продукт –это существующий продукт, качественные или стоимостные характеристики которого были заметно улучшены за счет использования более эффективных компонентов и материалов, частичного изменения одной или ряда технических подсистем (для комплексной продукции).

Процессные инновацииозначают новые методы организации производства (новые технологии). Процессные инновации могут быть связаны с созданием новых организационных структур в составе фирмы.

По типу новизны для рынка инновации делятся на:

· новые для отрасли в мире;

· новые для отрасли в стране;

· новые для данного предприятия (группы предприятий).

По месту в системе(на предприятии, в фирме) можно выделить:

· инновации на входе предприятия (изменения в выборе и использовании сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.);

· инновации на выходе предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.);

· инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической).

В зависимости от глубины вносимых измененийвыделяют инновации:

· радикальные (базовые);

· улучшающие;

· модификационные (частные).

Существует расширенная классификация инноваций с учетом сфер деятельности предприятия:

· технологические;

· производственные;

· экономические;

· торговые;

· социальные;

· в области управления.

Детальную и оригинальную типологию инноваций дал А.И.Пригожин. Он разделил инновации:

· по механизму осуществления: единичные, диффузионные, завершенные и незавершенные, успешные и неуспешные;

· по инновационному потенциалу: радикальные, комбинированные, модифицирующие;

· по преемственности: замещающие, отменяющие, возвратные, открывающие, ретровведения;

· по охвату ожидаемой доли рынка: локальные, системные, стратегические;

По характеру общественных целейразличают инновации:

· экономические, ориентированные на прибыль;

· экономические, не ориентированные на прибыль (экологические и др.);

· специальные (военные, здравоохранение, образование и др.).

Технические нововведения могут быть классифицированы не только по основным видам (новый продукт, новый процесс, новая услуга), но и по их наукоемкости или по сумме капитальных затрат и срокам их окупаемости. На рис. 1.1. представлены важнейшие характеристики технических нововведений с указанием видов деятельности, в рамках которой они реализуются, типов нововведений, а также этапов и результатов их внедрения.

Нововведения
Виды деятельности НИР ОКР Применение Эксплуатация
Фундаментальные Прикладные Технико-технологические Коммерческие Производство Применение Совершенствование Модификация
Результаты деятельности Новые научные знания Новые знания, необходимые для проведения ОКР Опытный образец Образец, удобный для использования в коммерческих целях Техническое изменение производства Техническое изменение потребления Более качественное изделие Дополнительная модификация
Этапы инновационного процесса Научный Технический Технологический Эксплуатационный
Типы нововве-дений                
Базовые нововведения
               
  Прикладные нововведения
               
        Нововведения по улучшению изделий
               
            Модификационные нововведения
               
Оценка нововведений                
Истинные нововведения  
               
              Несущественные нововведения
               
                   

Рис.1.1. Важнейшие характеристики процесса реализации нововведений.

П. Друкер выделяет семь источников возникновения инноваций:

1. Неожиданное событие (для предприятия или отрасли).

2. Неконгруэнтность – несоответствие между реальностью, какой она есть на самом деле, и нашими представлениями о ней.

3. Нововведения основанные на потребности процесса.

4. Внезапные изменения в структуре отрасли или рынка.

5. Демографические изменения.

6. Изменения в восприятиях, настроениях и ценностных установках.

7. Новые знания (как научные, так и ненаучные).

ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ИННОВАЦИЙ.

Циклический характер инновационного процесса и его расчлененность на отдельные этапы связаны не столько с общим характером процесса экономического развития, сколько с продолжительностью экономического оборота (жизни) новшества. При рассмотрении динамики развития важен временной период от появления продуктивного новшества до его исключения из производства и реализации – жизненный цикл изделия (инновации)(Рис.2.2.).

Жизненный цикл изделия включает в себя следующие этапы: создание новшества, внедрение на рынок, этап роста, замедление роста (зрелость), спад объемов продаж (упадок).

Сущность первого этапа – создание новшества – состоит в комплексе работ по превращению результатов научных исследований (фундаментального и прикладного характера) в образцы новых продуктов (изделий), их адаптации на рынке и оценке условий включения в экономический оборот. При этом первые продажи опытных партий (образцов) новой продукции, т.е. маркетинговые исследования также начинаются на этом этапе и играют основную роль во включении новшества в экономический оборот.

Второй этап (роста) связан с освоением производства и рынка, ростом продаж и наращиванием экономического результата. Протекая в сфере материального производства, этот этап является важнейшим во всем жизненном цикле продукции, именно здесь создается материально-вещественная основа цикла.

На этапе роста фирмы-продуценты ведут разработку модификации изделий, дифференцируя потребительский спрос. Это могут быть незначительные усовершенствования с точки зрения удобства пользования изделиями, их функционального назначения, миниатюризации и т.п. Каждая фирма ищет такие нюансы качества. В итоге пять-шесть, а то и десять компаний могут

виды инновационной деятельности. - student2.ru

Рис.2.2.

производить на первый взгляд одинаковые товары. Однако при ближайшем рассмотрении в каждой из них можно обнаружить ряд небольших новинок. Тем самым фирмы-продуценты стремятся выделить сегменты рынка, где их изделия будут выступать в роли специализированных, не имеющих полных аналогов по назначению удовлетворения потребностей.

Разработка оригинальных модификаций изделий, отличающихся от аналогов других фирм, определяет стратегию продуцента в области НИОКР на следующей стадии жизненного цикла (стадия зрелости).

Однако при неименной технологической базе расширение номенклатуры не может идти бесконечно. Усиливающаяся на фоне снижения нормы прибыли (до средней величины) борьба за сокращение издержек производства, ограниченное число, поддающихся выделению сегментов рынка, не позволяет продуцентам идти на дальнейшее увеличение числа модификаций. Возможности конкуренции посредством дальнейшей дифференциации потребительского спроса исчерпывается. Рынок стабилизируется по номенклатуре, постепенно превращается в рынок стандартизованных изделий. В результате отработки технологии производства, разработки специализированного высокопроизводительного оборудования в целом выравнивается качество изготовления изделий-конкурентов. Главным средством ведения конкурентной борьбы становится ценовое соперничество.

Неизбежно наступает моральное старение продукции, из-за появления на товарном рынке нового, заменяющего продукта, падает спрос и, как следствие, снижаются продажи и экономические результаты. Все это происходит на этапе упадка.

В условиях конкретного бизнеса, по мере перехода от одного этапа жизненного цикла продукта к другому, т.е. по мере его морального старения, происходит снижение экономических результатов. Это побуждает или модернизировать продукт, или его заменить. Для обеспечения постоянного развития это делается одновременно.

Чем сильнее конкурентные условия на конкретном рынке, тем быстрее прекращается производство морально, экологически, социально устаревшего товара.

На конкурентном рынке жизненный цикл продукта (изделия), охватывающий все его этапы, составляет в среднем 10-15 лет в зависимости от его потребительской и инвестиционной области.

ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ТЕХНОЛОГИИ.

На рис. 2.3. показана S-образная кривая, отражающая зависимость между затратами, связанными с разработкой и улучшением продукта или технологического процесса, и результатами, получаемыми от вложенных средств.

В начале, когда средства вкладываются в исследование нового продукта, успехи весьма скромны. Потом, когда в дело идут ключевые для достижения успеха знания, реализуемые в виде разработок, результаты деятельности улучшаются почти скачкообразно. Наконец, по мере инвестирования в продукт или процесс дополнительных средств с целью их совершенствования, технический прогресс становится все более трудным и дорогостоящим. Это предопределят предел эффективного использования того или иного продукта или технологии. Последнее, графически иллюстрируется верхней частью кривой.

виды инновационной деятельности. - student2.ru

Рис. 2.3. Жизненный цикл технологии.

Способность менеджеров распознавать пределы используемых технологий имеет решающее значение, поскольку предопределяет успехи или неудачи фирмы, ибо предел – самый надежный ключ к выявлению момента, когда надо разрабатывать новую технологию.

Таким образом, технологии имеют свой жизненный цикл, включающий начальную стадию развития (медленное развитие), сменяющуюся стремительным развитием, которое завершается зрелостью. На последней стадии развития прирост затрат на НИОКР часто уже не дает ожидаемого результата. В этом случае происходит замена одной технологии другой – более перспективной.

Тех, кто не осознал идеи предела в S-образной кривой, перемены застают врасплох, подкрадываясь к нам сзади. Это происходит столь часто и неизбежно, что некоторые авторы называют S-образную кривую кривой слепоты.

Периоды перехода от одной группы продуктов или процессов к другой иногда называют технологическими разрывами. Возникает разрыв между S-образными кривыми за счет формирования новой S-образной кривой, но не базе тех же знаний, которые лежали в основе старой кривой, а на базе совершенно новых знаний. Например, переход от электронных ламп к полупроводникам, от винтовых самолетов к реактивным, от магнитной ленты к компакт-дискам и т.д. – все это примеры преодоления технологических разрывов. И все они позволяют потеснить отраслевых фирм-лидеров.

S-образные кривые почти неизменно ходят парами. Промежуток между парой кривых и представляет собой разрыв, в рамках которого одна технология замещает другую. На деле одна единственная технология редко способна удовлетворить все запросы потребителей. Почти всегда существуют конкурирующие технологии, каждая со своей S-образной кривой. Компании, которые научились преодолевать технологические разрывы, вкладывают деньги в исследования, в том числе и фундаментальные, чтобы знать, где они находятся на соответствующих S-образных кривых и чего следует ожидать в будущем.

ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ИННОВАЦИЙ.

Планирование составляет один из основных элементов внутрифирменного управления инновационной деятельностью предприятия. Планирование инноваций – это система расчетов, направленная на выбор и обоснование целей инновационного развития предприятия и подготовку решений, необходимых для из безусловного достижения. В рамках интегрированной системы менеджмента подсистема планирования выполняет следующие семь частных функций:

1. Целевая организация всех участников. Благодаря согласованным планам частные цели отдельных участников и исполнителей ориентированы на достижение генеральных целей совместного инновационного проекта или предприятия в целом.

2. Перспективная ориентация и раннее распознавание проблем развития. Планы всегда ориентированы в будущее и должны базироваться на обоснованных прогнозах развития ситуации.

3. Координация деятельности всех участников инновации. В процессе планирования инноваций используются четыре основные формы координации: распорядительная, инициативная, программная и бюджетная.

4. Подготовка управленческих решений. Планы представляют собой наиболее распространенные в инновационном менеджменте управленческие решения. Планирование вносит высокий уровень экономической обоснованности и рациональности в систему менеджмента на предприятии.

5. Создание объективной базы для эффективного контроля. Планы устанавливают желаемое или требуемое состояние системы на определенный период времени. Их наличие позволяет производить объективную оценку деятельности предприятия путем сравнения фактических значений параметров с планируемыми по принципу «факт – план».

6. Информационное обеспечение участников инновационного процесса. Планы содержат важную для всех участников информацию о целях, прогнозах, альтернативах, сроках, ресурсных и административных условиях проведения инноваций.

7. Мотивация участников. Успешное выполнение плановых заданий, как правило, является объектом особого стимулирования и основанием для взаимных расчетов, что создает действенные мотивы для продуктивной и скоординированной деятельности всех участников.

Планированию инноваций на предприятии присущ ряд принципов, устанавливающих общие правила проектирования и эффективного функционирования этой подсистемы в инновационном менеджменте:

Единство научно-технических, социальных и экономических задач развития.Осуществление инновационной деятельности предприятия направлено на достижение определенных экономических результатов, задач хозяйственного и финансового развития. Однако как социально-экономическая система ИП должно обеспечить комфортные социальные и психологические условия в коллективе для эффективной творческой деятельности.

Принцип научной обоснованностипланирования реализуется в условиях, когда оно базируется на учете законов и тенденций научно-технического и экономического развития, учитывает объективные условия и специфические черты конкретного предприятия.

Принцип доминирования стратегических аспектовв планировании вытекает из долгосрочного характера результатов, длительного цикла осуществления инноваций и их жизненной значимости для обеспечения конкурентоспособности предприятия.

Комплексность планирования инноваций означает системную увязку всех разрабатываемых на предприятии планов. Требование комплексности означает необходимость учета в планировании инноваций следующих аспектов единства и полноты:

· стадий и этапов инновационных процессов;

· охвата функциональных элементов проектируемых комплексов;

· учета всех сфер и направлений инновационной деятельности.

Принцип бюджетной сбалансированностиреализуется составлением во всех сферах и на всех уровнях предприятия материальных, трудовых, финансовых, энергетических и прочих балансов.

Принцип гибкости и эластичности планированияинноваций означает требование динамичной реакции планов на отклонения в ходе работ или изменения внутренних и внешних факторов. При этом гибкость планов характеризует их способность реагировать на проявление случайных факторов в инновационных процессах, учитывая слабые и сильные стороны предприятия, а также способность отражать риски и шансы, свойственные условиям рыночной экономики. Эластичность планирования проявляется в способности сохранять необходимые резервы даже при оптимальных решениях и предусмотреть плановые альтернативы.

Непрерывность планирования инноваций включает два аспекта:

· преемственность и взаимосвязь планов различной продолжительности;

· требование постоянного осуществления плановых расчетов в соответствии с имеющимися условиями и возникновением отклонений.

СИСТЕМА ВНУТРИФИРМЕННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

ИННОВАЦИЙ.

Система планирования инноваций на предприятиях включает комплекс различных планов, направленных на осуществление основных функций и задач планирования и взаимодействующих друг с другом. Наиболее существенными факторами, определяющими состав и содержание этого комплекса, выступают организационная структура и профиль инновационной деятельности предприятия, состав осуществляемых инновационных процессов, уровень кооперации при их проведении, масштабы и постоянство инновационной деятельности.

Виды планов различаются по целям, предмету, уровням, содержанию и периодам планирования (табл.3.3.).

Стратегическое планирование инновациями заключается в определении миссии организации на каждой стадии ее жизненного цикла, формирование системы целей деятельности и стратегии поведения на рынке инноваций. При этом проводят глубокие маркетинговые исследования, масштабные прогнозные разработки, оценки сильных и слабых сторон организации, рисков и факторов успеха.

Оперативное планирование инноваций имеет своей задачей поиск и согласование наиболее эффективных путей и средств реализации плановой стратегии развития предприятия. Оно предусматривает формирование продуктово-тематического портфеля предприятия, разработку календарных планов, составление бизнес-планов по отдельным проектам, выполнение расчетов потребных ресурсов, средств и источников их покрытия и пр. Оперативное планирование инноваций имеет своей задачей реализацию потенциала организации в форме достигнутой прибыли, доходов, объемов реализации и др.

Таблица 3.3. Виды внутрифирменного планирования инноваций.

Признак классификации Виды планирования
Цель планирования Стратегическое Оперативное
Содержание планирования Продуктово-тематическое Технико-экономическое Объемно-календарное
Предмет планирования НИОКР Производство Сбыт Снабжение Персонал Финансы
Уровень планирования Организация в целом Подразделение Проект Отдельный исполнитель
Период планирования Долгосрочное (более 5 лет) Среднесрочное (от 1 до 5 лет) Краткосрочное (до 1 года)

Продуктово-тематическое планирование инноваций заключается в формировании перспективных направлений и тематики научных исследований и разработок, подготовке программ и мероприятий по обновлению продукции, совершенствованию технологии и организации производства на предприятии, а на производственной стадии инновационных процессов - разработка и оптимизация производственных программ предприятия и цехов.

Технико-экономическое планированиевключает расчеты материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для выполнения номенклатурно-тематических заданий, а также оценку экономических результатов и эффективности инновационной деятельности организации. Этот вид планирования включает финансовое планирование, составление бизнес-планов, бюджетное планирование и т.п.

Объемно-календарное планированиеинноваций заключается в: планировании объемов работ, загрузки подразделений и исполнителей, построении календарных графиков проведения работ по отдельным проектам и всей совокупности планируемых работ, графиков загрузки оборудования и исполнителей, распределении работ по отдельным календарным периодам.

Процесс планирования независимо от вида планов распадается на три формальные фазы:

· Постановка задачи планирования: формирование цели, анализ проблемы.

· Разработка плана: поиск альтернатив, прогнозирование, оценка, принятие планового решения.

· Реализация плана: доведение решения до исполнителей, реализация планового решения, контроль, анализ отклонения.

Важное значение отводится формированию целей планирования, во время которого должны выполняться следующие общие требования: реальность целей, ясность формулировки цели, адресность, согласованность, ранжирование целей, их иерархическая структура, актуальность целей.

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ИННОВАЦИЙ.

В современных условиях, когда динамично и непредсказуемо изменяется внешняя среда организации, прогнозирование инноваций становится жизненно необходимым.

Прогноз –комплексная вероятностная оценка содержания, направлений и объемов будущего развития науки и техники в той или иной области. Процесс разработки прогнозов называется прогнозированием.

Основная функция научно-технического прогнозирования заключается в поиске наиболее эффективных путей развития исследуемых объектов на основе всестороннего ретроспективного анализа и изучения тенденций их изменения. В системе управления прогноз обеспечивает решение следующих важнейших задач:

· определение возможных целей и приоритетных направлений развития прогнозируемого объекта;

· оценка социальных и экономических последствий реализации каждого из возможных вариантов развития прогнозируемых объектов;

· определение мероприятий, необходимых для обеспечения каждого из возможных вариантов развития прогнозируемых объектов;

· оценка ресурсов, необходимых для осуществления намеченных программ мероприятий.

Прогноз сокращает количество вариантных проработок при формировании плана, повышает глубину и качество обоснования плана, формирует его конечные цели, определяет условия выполнения плана, моделирует возможные пути развития объекта, необходимые для их осуществления мероприятия и ожидаемые результаты. Таким образом, прогноз, прежде всего, служит для обоснования плановых решений. Однако прогнозные разработки могут использоваться и для определения возможных последствий выполнения или невыполнения плановых решений. Необходимость разработки различных видов научно-технических прогнозов предопределяется сложностью инновационной сферы как объектов управления.

С учетом широты тематических рамок и уровня разработки выделяют прогнозы:

· научно-технического развития страны и регионов;

· развития отдельных направлений науки и техники, а также решения межотраслевых научно-технических проблем;

· развития самостоятельных инновационных предприятий;

· развития отдельных видов техники, совершенствования элементов техники;

· изменения отдельных параметров и характеристик проектируемой техники и продуктов.

Все эти прогнозы связаны между собой отношениями подчиненности и образуют иерархическую систему прогнозирования, которая обеспечивает органическое сочетание прогностической деятельности на различных уровнях управления и по всем направлениям и областям науки и техники.

По глубине описания будущего прогноз значительно опережает объективные изменения, отражающие закономерности развития науки и техники. Чем раньше обнаружены те или иные тенденции в развитии прогнозируемого объекта, тем оперативнее и действеннее плановое руководство инновационной деятельностью в этой сфере.

В целях глубокого обоснования подготавливаемых планов развития науки и техники предусматривается разработка трех типов прогнозов:

· краткосрочные прогнозы (до 1 года);

· среднесрочные прогнозы (от 1 года до 5 лет);

· долгосрочные прогнозы (до 15 лет и более).

В новых, быстро развивающихся областях науки и техники периоды прогнозирования укорачиваются, а сами прогнозы обновляются чаще, чем в традиционных областях.

По возможности воздействия на будущее прогнозы делятся на активные и пассивные.

По степени вероятности будущих событий прогнозы делятся на вариантные и инвариантные.

По способу представления результатов прогнозы подразделяются на точечные и интервальные.

ИННОВАЦИОННЫХ ФИРМ.

Бизнес-инкубаторызанимаются развитием не конкретного товара, а независимого хозяйствующего субъекта. Главное назначение «инкубаторов» - поддержка мелкого, преимущественно инновационного, предпринимательства.

В странах с рыночной экономикой инкубаторы организуются и финансируются за счет средств местных органов власти, университетов и других учебных заведений, промышленных корпораций, субсидий (часто возвратных) от центрального правительства. Вместе с тем деятельность бизнес-инкубаторов базируется на использовании значительных объемов капитализированных средств, т.е. средств, уже вложенных в недвижимость и научно-производственные фонды, причем это – долговременные и рисковые вложения. В результате создание бизнес-инкубаторов могут осуществить только стабильные в финансовом отношении структуры.

Большинство инкубаторов представляет собой смешанные предприятия. Среди них можно выделить четыре основных вида:

· корпоративные;

· общественные;

· университетские;

· частные.

Как правило, процедура прохождения фирм-клиентов через бизнес-инкубатор предусматривает четыре основных этапа.

1. Отбор клиента из числа претендентов. Критериями отбора является новизна идеи и реальность ее воплощения в жизнь силами малой фирмы. Если претендент признается перспективным, с ним заключается договор на аренду помещения, что требует ежемесячного подтверждения сторон, который может быть расторгнут по желанию одной из них.

2. Вселение и первый год работы в условиях технопарка. Клиент получает финансовую, техническую и прочую помощь на льготных условиях. Технопарковые структуры предоставляют высококлассные консультации по организационно-экономическим аспектам деятельности малых фирм: ведению бухгалтерского учета, налогам, юридическим проблемам, - по вопросам использования всевозможных правительственных программ.

3. Становление и рост фирмы, увеличение числа ее работников.

4. Выход фирмы. Администрация помогает «созревшему» клиенту подыскать новое помещение и переехать.

Большинство мелких американских компаний, пользующихся услугами бизнес-инкубаторов, как правило, связаны с использованием высоких технологий.

Успешная деятельность бизнес-инкубаторов обеспечивается гибкой политикой в подборе потенциальных клиентов, надежной экспертизой предлагаемых к реализации проектов и идей, дифференцированным подходом к дея<

Наши рекомендации