Лабораторная работа 5: проектирование нетрадиционных уроков
Формируемые компетенции:ОПК-4, ПК-1.
Цель:научить проектировать различные виды уроков технологии, способствующие активизации познавательной деятельности учащихся.
Дидактические средства
1. Примерная учебная программа образовательной области «Технология».
2. Журналы «Школа и производство».
Информационное обеспечение
1. Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом [Текст] / Г.И. Кругликов. – М.: Академия, 2007. – С. 110–117.
2. Кульневич С.В. Современный урок [Текст]: науч.-практ. пособие для
учителей, методистов, рук. образоват. учреждений, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК / С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина; под общ. ред. С.В. Кульневича. – Ростов н/Д: Учитель, 2005. – Ч. 1. – 2005. – 288 с.
3. Кульневич С.В. Современный урок [Текст]: науч.-практ. пособие для учителей, методистов, рук. образоват. учреждений, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК / С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина; под общ. ред. С.В. Кульневича. – Ростов н/Д: Учитель, 2006 . – Ч. 2: Проблемные уроки. – 2006. – 288 с.
4. Напалкова М.В. Деловая игра как активный метод обучения [Электронный ресурс] / М.В. Напалкова // Интеграция образования. – 2012. – № 2. – С. 17-20. – Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=17902387.
5. Примерные программы по учебным предметам [Текст]. Технология. 5–9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2010 . – 96 с.
Подготовительная работа
Нетрадиционные уроки – это_____________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Перечислите признаки деловой игры:______________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задания
Задание 1. Выбрать тему программы, тему урока, вид урока.
Задание 2. В соответствии с выбранной темой и видом урока определить триединую цель и составить план урока по предложенной структуре нетрадиционного урока.
Рекомендации по выполнению работы
В качестве нетрадиционного урока возможно проектирование уроков следующих видов:
‒ урок-конференция;
‒ урок-экскурсия;
‒ урок-деловая игра;
‒ урок творчества;
‒ урок-исследование;
‒ урок-викторина и др.
Для проектирования можно также выбрать структуры традиционного урока с использованием обучающих игр на различных этапах урока, элементов дискуссии, проблемных методов.
При планировании урока необходимо учитывать следующие критерии:
1) правильность постановки цели;
2) соответствие цели урока содержанию и методам обучения;
3) использование методических приемов, развивающих интерес учащихся и активизирующих их познавательную деятельность;
4) организация самостоятельной работы учащихся;
5) правильность формулировки задания;
6) полнота критериев оценивания.
В ходевыполнения задания можно использовать примерный план деловой игры, составленный в конце данной практической работы.
Критерии оценивания
1. Единство реализации обучающих, воспитывающих и развивающих средств.
2. Соответствие выбора вида и типа урока, методов и форм работы на уроке целям урока.
3. Продуманность сценария, обоснованность форм деятельности.
4. Полнота реализации целей.
5. Логичность последовательности этапов урока в соответствии с выбранным видом урока.
6. Мотивация учащихся к работе на уроке.
7. Вовлечение учащихся в активную познавательную и преобразующую деятельность на всех этапах урока.
8. Доля самостоятельной и творческой деятельности учащихся.
9. Использование возможностей современных информационных технологий.
10. Учет индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, их интересов, склонностей.
11. Прозрачность процедуры и критериев оценивания.
План-конспект урока
Класс_________
Темапрограммы________________________________________________________
Тема урока_____________________________________________________________
Цели урока_____________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дидактические средства:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Регламент урока:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ход урока:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задания для учащихся:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Критерии оценивания:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Пример
ДЕЛОВАЯ ИГРА «ЛУЧШИЙ ПРОЕКТ КАФЕ ДЛЯ ЛЮБИТЕЛЕЙ БУТЕРБРОДОВ»
Класс: V
Тема программы:Кулинария
Тема урока: Приготовление бутербродов
Цели урока: | 1. Повторить и закрепить знания и умения по приготовлению и оформлению бутербродов; систематизировать знания по классификации бутербродов. 2. Развивать творческие, коммуникативные, предпринимательские способности самостоятельность. 3. Воспитывать эстетический вкус. |
Дидактические средства: оборудование кулинарной лаборатории, разделочные доски, ножи, наборы продуктов для бутербродов, учебная литература, журналы, бумага, краски.
Регламент урока:
1. Вступительное слово учителя | – 10 минут |
2. Выполнение задания в подгруппах | – 60 минут |
3. Защита проектов | – 15 минут |
4. Подведение итогов | – 5 минут |
Ход урока
1. Вступительное слово учителя
1.1. Мотивация к работе над проектом;
1.2. Объяснение правил игры;
1.3. Характеристика критериев оценивания.
2. Заполнение задания в подгруппах
2.1. Разделение ролей;
2.2. Работа учащихся над заданием в соответствии с ролью;
2.3. Коллективное обсуждение итогов работы, подготовка презентации.
3. Защита проектов
3.1. Выступление команд;
3.2. Дегустация фирменных бутербродов.
4. Подведение итогов
4.1. Работа экспертной комиссии;
4.2. Объявление результатов и награждение победителей.
Задания для учащихся
До начала игры учащимся выдается задание: разбиться на команды, по 5–6 человек, разработать фирменный бутерброд и подготовить набор продуктов для его приготовления. Фирменный бутерброд должен отражать специфику кафе (детское, школьное, студенческое) и соответствовать названию.
Задания на игру в соответствии с ролями:
‒ Хозяин кафе и заведующий производством: определяют место расположения кафе, название, круг основных посетителей;
‒ Технологи: разрабатывают меню, в которое должны входить различные бутерброды, обосновывают его;
‒ Кулинары: готовят фирменные бутерброды, украшают их и подают;
‒ Рекламные агенты: делают рекламу для посетителей, изготавливают макет меню.
Критерии оценивания
1. Выполнение всех заданий | 10 баллов |
2. Правильный выбор места для кафе и названия | 5 баллов |
3. Разнообразное меню | 5 баллов |
4. Вкусовые качества, оригинальность оформления фирменного бутерброда, его питательная ценность | 8 баллов |
5. Содержание и оформление рекламы | 5 баллов |
6. Активность всех членов команды | 3 баллов |
7. Защита проекта | 5 баллов |
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 6:
АНАЛИЗ УРОКОВ ТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛЕ
Формируемые компетенции:ОПК-1,ОПК-4.
Цель:научить анализировать урок, выявлять сильные и слабые стороны урока.
Дидактические средства
1. Примерная учебная программа образовательной области «Технология».
2. Видеозапись урока технологии.
Информационное обеспечение
1. Кульневич С.В. Анализ современного урока [Текст]: практ. пособие /
С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. – Ростов н/Д: ТЦ Учитель, 2002. – 175 с.
2. Примерные программы по учебным предметам [Текст]. Технология. 5–9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2010 . – 96с.
3. Профессор Конаржевский и анализ урока (видеофрагмент) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.youtube.com/watch?v=YuiofReSxTM.
Подготовительная работа
Определите требования, предъявляемые к современному уроку:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Определите цели посещения уроков и виды анализа:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задания
Задание 1. Изучить предложенный план анализа урока технологии.
Задание 2. Определить вид анализа урока, сформулировать цели анализа, определить структурные компоненты анализа.
Задание 3. В ходе просмотра урока заполнить таблицу 13, сделать выводы по уроку и подготовить выступление.
Критерии оценивания
1. Полнота анализа, учет всех факторов.
2. Аргументированность позиций, умение выделять как положительные, так и отрицательные стороны урока, формулировать предложения по улучшению процесса преподавания.
3. Учет при анализе требований, предъявляемых ФГОС.
Цели анализа урока:_____________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Таблица 13
Схема анализа урока
Класс_________
Тема урока____________________________________________________________
Цели урока____________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ | Компоненты анализа | Положительные моменты | Недостатки | Советы, рекомендации |
Основные цели урока 1. Насколько полно представлены цели урока? 2. Прослеживается ли реализация поставленных учителем целей урока? | ||||
Организация урока 1) тип урока, соответствие структуры урока данному типу урока; 2) этапы, их логическая последовательность и дозировка во времени; 3) соответствие построения урока его содержанию и поставленной цели | ||||
Мотивация Каким образом учитель обеспечивает мотивациюизучения данной темы? | ||||
Соответствие урока требованиям ФГОС 1) ориентация на новые образовательные стандарты; 2) нацеленность деятельности на формирование УУД; 3) использование современных технологий | ||||
Содержание урока 1) научная правильность освещения материала на уроке, его соответствие возрастным особенностям учащихся; 2) соответствие содержания урока требованиям программы; 3) связь теории с практикой, использование жизненного опыта учеников с целью развития познавательной активности и самостоятельности; 4) связь изучаемого материала с ранее пройденным материалом, межпредметные связи | ||||
Методика проведения урока 1) актуализация знаний и способов деятельности учащихся; 2) постановка проблемных вопросов, создание проблемной ситуации; 3) используемые методы обучения; 4) соотношение деятельности учителя и деятельности учащихся, активность учащихся на уроке; 5) применение диалоговых форм общения; 6) сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы; 7) использование наглядного материала; 8) развитие творческих способностей; 9) развитие самостоятельности; 10) формирование навыков самоконтроля и самооценки; 11) индивидуальная работа со слабыми и успевающими учащимися | ||||
Организация практических работ 1) выполнение требований к наглядным методам обучения при личном показе приема; 2) организация рабочего места и выполнение требований техники безопасности в учебных мастерских; 3) правильность подбора упражнений и учебно-производственных работ; 4) контроль за правильностью выполнения приёмов работы; 5) обеспечение качественного и осознанного выполнения задания учащимися | ||||
Психологические основы урока 1) ритмичность урока: чередование материала разной степени трудности, разнообразие видов учебной деятельности; 2) наличие психологических пауз и разрядки эмоциональной сферы урока; 3) общий эмоциональный фон урока. | ||||
Домашнее задание: оптимальный объем, доступность инструктажа, дифференциация, представление права выбора |
Выводы по уроку _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 7: ОТРАБОТКА МЕТОДОВ ПОКАЗА
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ И ОПЕРАЦИЙ
Формируемые компетенции:ОПК-1,ОПК-4.
Цели:научить методически правильно осуществлять личный показ приемов работы и технологических операций.
Дидактические средства
3. Мультимедийная установка.
4. Мастерские и лаборатории кафедры.
Информационное обеспечение
1. Панфилова Т.Ф. Инструктаж на уроках технологии [Текст] / Т.Ф. Панфилова // Школа и производство. – 2009. –№ 2. – С. 28–30.
2. Примерные программы по учебным предметам [Текст]. Технология. 5–9 классы: проект. – М.: Просвящение, 2010 . – 96 с.
3. Сапожников В.В. Организация уроков формирования умений [Текст] /
В.В. Сапожников // Школа и производство. – 2013. – № 4. – С. 61–63.
4. Скакун В.А. Организация и методика профессионального обучения [Электронный ресурс]/ В.А. Скакун. – М.: ФОРУМ;ИНФРА-М, 2007. – Режим доступа: http://osvarke.info/216-demonstraciya-trudovyx-priemov-i-sposobov.html.
Задания
Задание 1. Подготовить и показать фрагмент урока технологии, включающий объяснения учителя, предшествующие показу приемов работы, показ наглядных пособий (эскизов, чертежей, плакатов, схем, натуральных образцов, технологических и инструкционных карт) и показ приемов работы.
Задание 2. В Рабочей тетради ответить на вопросы, привести развернутый текст сопроводительной речи.
Задание 3. Провести анализ личного показа трудовых приемов.
Подготовительная работа
1. По согласованию с преподавателем выбрать тему урока, сформулировать цели (обучающие, развивающие и воспитывающие) и выбрать методы, способствующие реализации целей.
2. Определить перечень приемов (операций) для личного показа учителя.
3. Составить текст объяснения, которым сопровождается показ приемов. Трудовые приемы и операции при необходимости отработать в учебной мастерской.
4. В учебных мастерских подготовить наглядные пособия, материалы, инструменты для показа приемов работы.
Класс_________________________________________________________________
Тема урока____________________________________________________________
Наименование операции_________________________________________________
Перечень приемов______________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Текст объяснения_______________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Таблица 14