Лабораторная работа 5: проектирование нетрадиционных уроков

Формируемые компетенции:ОПК-4, ПК-1.

Цель:научить проектировать различные виды уроков технологии, способствующие активизации познавательной деятельности учащихся.

Дидактические средства

1. Примерная учебная программа образовательной области «Технология».

2. Журналы «Школа и производство».

Информационное обеспечение

1. Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом [Текст] / Г.И. Кругликов. – М.: Академия, 2007. – С. 110–117.

2. Кульневич С.В. Современный урок [Текст]: науч.-практ. пособие для
учителей, методистов, рук. образоват. учреждений, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК / С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина; под общ. ред. С.В. Кульневича. – Ростов н/Д: Учитель, 2005. – Ч. 1. – 2005. – 288 с.

3. Кульневич С.В. Современный урок [Текст]: науч.-практ. пособие для учителей, методистов, рук. образоват. учреждений, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК / С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина; под общ. ред. С.В. Кульневича. – Ростов н/Д: Учитель, 2006 . – Ч. 2: Проблемные уроки. – 2006. – 288 с.

4. Напалкова М.В. Деловая игра как активный метод обучения [Электронный ресурс] / М.В. Напалкова // Интеграция образования. – 2012. – № 2. – С. 17-20. – Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=17902387.

5. Примерные программы по учебным предметам [Текст]. Технология. 5–9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2010 . – 96 с.

Подготовительная работа

Нетрадиционные уроки – это_____________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Перечислите признаки деловой игры:______________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задания

Задание 1. Выбрать тему программы, тему урока, вид урока.

Задание 2. В соответствии с выбранной темой и видом урока определить триединую цель и составить план урока по предложенной структуре нетрадиционного урока.

Рекомендации по выполнению работы

В качестве нетрадиционного урока возможно проектирование уроков следующих видов:

‒ урок-конференция;

‒ урок-экскурсия;

‒ урок-деловая игра;

‒ урок творчества;

‒ урок-исследование;

‒ урок-викторина и др.

Для проектирования можно также выбрать структуры традиционного урока с использованием обучающих игр на различных этапах урока, элементов дискуссии, проблемных методов.

При планировании урока необходимо учитывать следующие критерии:

1) правильность постановки цели;

2) соответствие цели урока содержанию и методам обучения;

3) использование методических приемов, развивающих интерес учащихся и активизирующих их познавательную деятельность;

4) организация самостоятельной работы учащихся;

5) правильность формулировки задания;

6) полнота критериев оценивания.

В ходевыполнения задания можно использовать примерный план деловой игры, составленный в конце данной практической работы.

Критерии оценивания

1. Единство реализации обучающих, воспитывающих и развивающих средств.

2. Соответствие выбора вида и типа урока, методов и форм работы на уроке целям урока.

3. Продуманность сценария, обоснованность форм деятельности.

4. Полнота реализации целей.

5. Логичность последовательности этапов урока в соответствии с выбранным видом урока.

6. Мотивация учащихся к работе на уроке.

7. Вовлечение учащихся в активную познавательную и преобразующую деятельность на всех этапах урока.

8. Доля самостоятельной и творческой деятельности учащихся.

9. Использование возможностей современных информационных технологий.

10. Учет индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, их интересов, склонностей.

11. Прозрачность процедуры и критериев оценивания.

План-конспект урока

Класс_________

Темапрограммы________________________________________________________

Тема урока_____________________________________________________________

Цели урока_____________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дидактические средства:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Регламент урока:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ход урока:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задания для учащихся:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Критерии оценивания:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Пример

ДЕЛОВАЯ ИГРА «ЛУЧШИЙ ПРОЕКТ КАФЕ ДЛЯ ЛЮБИТЕЛЕЙ БУТЕРБРОДОВ»

Класс: V

Тема программы:Кулинария

Тема урока: Приготовление бутербродов

Цели урока: 1. Повторить и закрепить знания и умения по приготовлению и оформлению бутербродов; систематизировать знания по классификации бутербродов. 2. Развивать творческие, коммуникативные, предпринимательские способности самостоятельность. 3. Воспитывать эстетический вкус.

Дидактические средства: оборудование кулинарной лаборатории, разделочные доски, ножи, наборы продуктов для бутербродов, учебная литература, журналы, бумага, краски.

Регламент урока:

1. Вступительное слово учителя – 10 минут
2. Выполнение задания в подгруппах – 60 минут
3. Защита проектов – 15 минут
4. Подведение итогов – 5 минут

Ход урока

1. Вступительное слово учителя

1.1. Мотивация к работе над проектом;

1.2. Объяснение правил игры;

1.3. Характеристика критериев оценивания.

2. Заполнение задания в подгруппах

2.1. Разделение ролей;

2.2. Работа учащихся над заданием в соответствии с ролью;

2.3. Коллективное обсуждение итогов работы, подготовка презентации.

3. Защита проектов

3.1. Выступление команд;

3.2. Дегустация фирменных бутербродов.

4. Подведение итогов

4.1. Работа экспертной комиссии;

4.2. Объявление результатов и награждение победителей.

Задания для учащихся

До начала игры учащимся выдается задание: разбиться на команды, по 5–6 человек, разработать фирменный бутерброд и подготовить набор продуктов для его приготовления. Фирменный бутерброд должен отражать специфику кафе (детское, школьное, студенческое) и соответствовать названию.

Задания на игру в соответствии с ролями:

‒ Хозяин кафе и заведующий производством: определяют место расположения кафе, название, круг основных посетителей;

‒ Технологи: разрабатывают меню, в которое должны входить различные бутерброды, обосновывают его;

‒ Кулинары: готовят фирменные бутерброды, украшают их и подают;

‒ Рекламные агенты: делают рекламу для посетителей, изготавливают макет меню.

Критерии оценивания

1. Выполнение всех заданий 10 баллов
2. Правильный выбор места для кафе и названия 5 баллов
3. Разнообразное меню 5 баллов
4. Вкусовые качества, оригинальность оформления фирменного бутерброда, его питательная ценность 8 баллов
5. Содержание и оформление рекламы 5 баллов
6. Активность всех членов команды 3 баллов
7. Защита проекта 5 баллов

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 6:
АНАЛИЗ УРОКОВ ТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛЕ

Формируемые компетенции:ОПК-1,ОПК-4.

Цель:научить анализировать урок, выявлять сильные и слабые стороны урока.

Дидактические средства

1. Примерная учебная программа образовательной области «Технология».

2. Видеозапись урока технологии.

Информационное обеспечение

1. Кульневич С.В. Анализ современного урока [Текст]: практ. пособие /
С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. – Ростов н/Д: ТЦ Учитель, 2002. – 175 с.

2. Примерные программы по учебным предметам [Текст]. Технология. 5–9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2010 . – 96с.

3. Профессор Конаржевский и анализ урока (видеофрагмент) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.youtube.com/watch?v=YuiofReSxTM.

Подготовительная работа

Определите требования, предъявляемые к современному уроку:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Определите цели посещения уроков и виды анализа:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задания

Задание 1. Изучить предложенный план анализа урока технологии.

Задание 2. Определить вид анализа урока, сформулировать цели анализа, определить структурные компоненты анализа.

Задание 3. В ходе просмотра урока заполнить таблицу 13, сделать выводы по уроку и подготовить выступление.

Критерии оценивания

1. Полнота анализа, учет всех факторов.

2. Аргументированность позиций, умение выделять как положительные, так и отрицательные стороны урока, формулировать предложения по улучшению процесса преподавания.

3. Учет при анализе требований, предъявляемых ФГОС.

Цели анализа урока:_____________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Таблица 13

Схема анализа урока

Класс_________

Тема урока____________________________________________________________

Цели урока____________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Компоненты анализа Положительные моменты Недостатки Советы, рекомендации
Основные цели урока 1. Насколько полно представлены цели урока? 2. Прослеживается ли реализация поставленных учителем целей урока?      
Организация урока 1) тип урока, соответствие структуры урока данному типу урока; 2) этапы, их логическая последовательность и дозировка во времени; 3) соответствие построения урока его содержанию и поставленной цели      
Мотивация Каким образом учитель обеспечивает мотивациюизучения данной темы?      
Соответствие урока требованиям ФГОС 1) ориентация на новые образовательные стандарты; 2) нацеленность деятельности на формирование УУД; 3) использование современных технологий      
Содержание урока 1) научная правильность освещения материала на уроке, его соответствие возрастным особенностям учащихся; 2) соответствие содержания урока требованиям программы; 3) связь теории с практикой, использование жизненного опыта учеников с целью развития познавательной активности и самостоятельности; 4) связь изучаемого материала с ранее пройденным материалом, межпредметные связи      
Методика проведения урока 1) актуализация знаний и способов деятельности учащихся; 2) постановка проблемных вопросов, создание проблемной ситуации; 3) используемые методы обучения; 4) соотношение деятельности учителя и деятельности учащихся, активность учащихся на уроке; 5) применение диалоговых форм общения; 6) сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы; 7) использование наглядного материала; 8) развитие творческих способностей; 9) развитие самостоятельности; 10) формирование навыков самоконтроля и самооценки; 11) индивидуальная работа со слабыми и успевающими учащимися      
Организация практических работ 1) выполнение требований к наглядным методам обучения при личном показе приема; 2) организация рабочего места и выполнение требований техники безопасности в учебных мастерских; 3) правильность подбора упражнений и учебно-производственных работ; 4) контроль за правильностью выполнения приёмов работы; 5) обеспечение качественного и осознанного выполнения задания учащимися      
Психологические основы урока 1) ритмичность урока: чередование материала разной степени трудности, разнообразие видов учебной деятельности; 2) наличие психологических пауз и разрядки эмоциональной сферы урока; 3) общий эмоциональный фон урока.      
Домашнее задание: оптимальный объем, доступность инструктажа, дифференциация, представление права выбора      

Выводы по уроку _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 7: ОТРАБОТКА МЕТОДОВ ПОКАЗА
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ И ОПЕРАЦИЙ

Формируемые компетенции:ОПК-1,ОПК-4.

Цели:научить методически правильно осуществлять личный показ приемов работы и технологических операций.

Дидактические средства

3. Мультимедийная установка.

4. Мастерские и лаборатории кафедры.

Информационное обеспечение

1. Панфилова Т.Ф. Инструктаж на уроках технологии [Текст] / Т.Ф. Панфилова // Школа и производство. – 2009. –№ 2. – С. 28–30.

2. Примерные программы по учебным предметам [Текст]. Технология. 5–9 классы: проект. – М.: Просвящение, 2010 . – 96 с.

3. Сапожников В.В. Организация уроков формирования умений [Текст] /
В.В. Сапожников // Школа и производство. – 2013. – № 4. – С. 61–63.

4. Скакун В.А. Организация и методика профессионального обучения [Электронный ресурс]/ В.А. Скакун. – М.: ФОРУМ;ИНФРА-М, 2007. – Режим доступа: http://osvarke.info/216-demonstraciya-trudovyx-priemov-i-sposobov.html.

Задания

Задание 1. Подготовить и показать фрагмент урока технологии, включающий объяснения учителя, предшествующие показу приемов работы, показ наглядных пособий (эскизов, чертежей, плакатов, схем, натуральных образцов, технологических и инструкционных карт) и показ приемов работы.

Задание 2. В Рабочей тетради ответить на вопросы, привести развернутый текст сопроводительной речи.

Задание 3. Провести анализ личного показа трудовых приемов.

Подготовительная работа

1. По согласованию с преподавателем выбрать тему урока, сформулировать цели (обучающие, развивающие и воспитывающие) и выбрать методы, способствующие реализации целей.

2. Определить перечень приемов (операций) для личного показа учителя.

3. Составить текст объяснения, которым сопровождается показ приемов. Трудовые приемы и операции при необходимости отработать в учебной мастерской.

4. В учебных мастерских подготовить наглядные пособия, материалы, инструменты для показа приемов работы.

Класс_________________________________________________________________

Тема урока____________________________________________________________

Наименование операции_________________________________________________

Перечень приемов______________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Текст объяснения_______________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Таблица 14

Наши рекомендации