Второй этап - экзамен в 9 семестре

К экзамену допускаются студенты, выполнившие все лабораторные работы, набравшие не менее 40 баллов по итогам текущего контроля, в том числе не менее 10 баллов за итоговую контрольную работу.

В соответствии с Положением о балльно-рейтинговой системе оценивания результатов освоения основных профессиональных образовательных программ итоговая оценка по дисциплине выставляется на основании рейтинга в конце семестра.

Оценка выставляется в соответствии с переводной шкалой.

оценка Суммарный процент в рейтинге
«отлично» 100-91
«хорошо» 90-75
«удовлетворительно» 74-60
«неудовлетворительно» меньше 60

Студенты, набравшие 60% и более в ходе текущего контроля и первого этапа промежуточной аттестации (в том числе не менее 10% на первом этапе промежуточной аттестации), могут автоматически получить оценку за экзамен согласно переводной шкале. Студенты, не освобожденные от экзамена или желающие повысить оценку сдают экзамен по вопросам. Распределение баллов по семестрам представлено в разделе 6.

Для выполнения практической работы на экзамене студент может воспользоваться следующими документами и материалами:

· Примерная программа по предмету

· Федеральный государственный образовательный стандарт

· Рабочая тетрадь по методике обучения технологии

Вопросы к экзамену

1. История развития трудового обучения в России и за рубежом.

2. Предпосылки введения образовательной области технология в учебный план школы. Современный этап развития технологического образования

3. Методика обучения технологии как наука, предмет и задачи методики. Структура методики обучения технологии. Понятия «общие» и «частные» методики обучения.

4. Системы профессионального обучения, используемые в технологическом образовании школьников. Отражение системы обучения в учебной программе

5. Дидактические принципы, реализуемые в процессе обучения технологии.

6. Синергетический и системный подходы в педагогике

7. Личностно-деятельностный подход в педагогике

8. Образовательная область Технология: цели, задачи, структура, место в структуре основного общего образования.

9. Требования к личности современного выпускника.

10. Документы, определяющие содержание образовательной области «Технология»: структура и назначение.

11. Методы обучения: классификация, требования, выбор методов обучения технологии.

12. Активные методы обучения технологии.

13. Урок как основная форма учебных, занятий по технологии. Типы и виды уроков.

14. Требованиям к современному уроку технологии. Виды анализа урока

15. Межпредметные связи на уроках технологии. Направления работы учителя технологии по организации межпредметных связей.

16. Понятие педагогической интеграции. Уровни педагогической интеграции и их практическая реализация в рамках технологического образования.

17. Труд. Функции труда. Роль труда в формировании и развитии личности и общества.

18. Подходы к определению понятия «Технология», признаки технологической деятельности.

19. Технологическая культура. Возможности образовательной области «Технология» в формировании компонентов технологической культуры

20. Знания, формируемые на уроках технологии. Механизмы формирования знаний, умений и навыков.

21. Структура трудовой деятельности. Субъект, объекты и элементы трудовой деятельности.

22. Дидактические средства их функции в процессе обучения. Требования, предъявляемые к ним

23. Комплексное методическое обеспечение образовательной области «Технология».

24. Информационно-коммуникационные технологии на уроках технологии. Требования, предъявляемые к ТСО.

25. Организация учебных мастерских по технологии в школе.

26. Система планирующей документации учителя технологии. Проектирование педагогического процесса

27. Технологический подход в образовании. Современные технологии обучения.

28. Традиционные и инновационные образовательные технологии в процессе обучения технологии

29. Метод проектов в преподавании технологии.

30. Личностно-ориентированные технологии: концептуальные основы, цели, особенности содержания и методики, дидактический комплекс.

31. Игровые технологии: концептуальные основы, цели, особенности содержания и методики, дидактический комплекс.

32. Технологии проблемного и развивающего обучения: концептуальные основы, цели, особенности содержания и методики, дидактический комплекс.

33. Здоровьесберегающие технологии в трудовом обучении

34. Технологии индивидуализации и дифференциации обучения

35. Современные педагогические технологии в контексте внедрения ФОС II поколения. Критерии выбора педагогических технологий

36. Понятие качества образования, критерии качества. Управление качеством обучения.

37. Виды и методы контроля знаний учащихся.

38. Тестовый контроль знаний

39. Критерии оценки знаний, умений и навыков учащихся.

40. Цели, содержание и организационные формы методической работы в школе.

41. Методические объединение учителей технологии, цели и содержание работы.

42. Передовой педагогический опыт. Изучение и обобщение опыта.

43. Педагогическое исследование: виды, требования этапы. Методы педагогического исследования

44. Аттестация педагогических работников. Взаимосвязь методической работы и аттестации учителя.

45. Методика технологической подготовки в системе дополнительного образования.

Практические задания к экзамену

1. По предложенной теме учебной программы разработать фрагмент тематического плана.

2. Разработать примеры дидактических средств обучения, ориентированных на развитие творческих способностей;

3. Разработать примеры дидактических средств обучения, ориентированных на развитие самообразовательных способностей;

4. Разработать примеры дидактических средств обучения, ориентированных на развитие прогностических умений

5. Разработать примеры дидактических средств обучения, ориентированных на развитие аналитических умений

6. Разработать примеры дидактических средств обучения, ориентированных на развитие оценочных умений

7. Разработать план урока изучения новых знаний

8. Разработать план урока закрепления знаний, формирования умений;

9. Разработать план повторно - обобщающего урока;

10. Разработать план урока - экскурсии;

11. Разработать план урока практического обучения (по изучению операций).

12. Разработать план урока практического обучения по комплексным работам.

13. Разработать план деловой игры по технологии

14. Разработать методические приемы

15. Разработать методические приемы развития творческих способностей;

16. Разработать методические приемы развития коммуникативных способностей;

17. Разработать методические приемы развития профессионального интереса;

18. Разработать методические приемы развития самообразовательных способностей;

19. Разработать методические приемы активизации мыслительной деятельности;

20. Разработать методические приемы реализации межпредметных связей на уроках технологии;

21. Разработать контрольно-измерительные материалы по теме одного выбранного урока.

22. Разработать примеры дидактических средств обучения, ориентированных на проверку знаний учащихся

23. Разработать план индивидуальной методической работы учителя технологии

24. Разработать по выбранной теме дифференцированные тестовые задания (не менее 10 вопросов)

25. Разработать план работы методического объединения по технологии.

4.7 Примерные критерии оценивания знаний студентов на экзамене

«отлично» - полный и правильный ответ на теоретические вопросы; - умение студента обобщать, делать выводы по изложенному материалу; - знание терминологии, - правильное выполнения практического задания.  
«хорошо» - наличие незначительных ошибок в ответах на теоретические вопросы; - умение студента обобщать, делать выводы по изложенному материалу; - знание терминологии; - незначительные ошибки при выполнении практического задания.
«удовлетворительно» (зачтено) - наличие неточностей в ответах на теоретические вопросы; - нарушение логики изложения материала; - затруднение в обобщении материалов ответа; - наличие грубых ошибок при выполнении практических работ.
«неудовлетворительно» - грубые ошибки в ответах на теоретические вопросы; - отсутствие обобщения материалов ответа; - практическое задание не выполнено

6. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Таблица 9

Вид учебных занятий Организация деятельности студента
Лекция Написание конспекта лекций: кратко, схематично, последовательно фиксировать основные положения, выводы, формулировки, обобщения; помечать важные мысли, выделять ключевые слова, термины. Проверка терминов, понятий с помощью энциклопедий, словарей, справочников с выписыванием толкований в тетрадь. Обозначить вопросы, термины, материал, который вызывает трудности, пометить и попытаться найти ответ в рекомендуемой литературе. Если самостоятельно не удается разобраться в материале, необходимо сформулировать вопрос и задать преподавателю на консультации, на практическом занятии.
Практические занятия Проработка рабочей программы, уделяя особое внимание целям и задачам структуре и содержанию дисциплины. Конспектирование источников. Работа с конспектом лекций, подготовка ответов к контрольным вопросам, просмотр рекомендуемой литературы, работа с текстом (указать текст из источника и др.).
Контрольная работа/индивидуальные задания Знакомство с основной и дополнительной литературой, включая справочные издания, зарубежные источники, конспект основных положений, терминов, сведений, требующих для запоминания и являющихся основополагающими в этой теме.
Практикум / лабораторная работа Рекомендации по выполнению лабораторных работ представлены в рабочей тетради
Подготовка к экзамену (зачету) При подготовке к экзамену (зачету) необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рекомендуемую литературу и др.

Соотношение текущего контроля и промежуточной аттестации по дисциплине

Текущий контроль, % Промежуточная аттестация, %
min max min max
1 этап 2 этап 1 этап 2 этап
Не устанавливается

Наши рекомендации