Тема 9. Эволюция инженерной деятельности в 19-20 веках (2 ч.)
1. Классическая инженерная деятельность.
2. Становление проектной инженерной деятельности.
3. Системотехническая инженерная деятельность и социотехническая инженерная деятельность.
1. В 19 веке инженерная деятельность представляла собой сложный комплекс различных видов деятельности. Инженер был и автором изобретения, и конструктором, и проектировщиком, и техником в одном лице. Такова была специфика классической инженерной деятельности. Постепенно профессиональная организация инженерной деятельности стала строиться по образцам действия научного сообщества. Специализация и профессионализация науки и техники с одновременной технизацией науки и сциентификацией техники имели результатом появление множества научных и технических дисциплин, сложившихся в XIX-XX веках в более или менее стройное здание дисциплинарно организованных науки и техники. Этот процесс был также тесно связан со становлением и развитием специально-научного и основанного на науке инженерного образования.
2. В начале 20 века выделяется проектирование как особый вид инженерной деятельности. Он был связан первоначально с деятельностью чертежников, необходимостью особого (точного) графического изображения замысла инженера для его передачи исполнителям на производстве. Однако постепенно эта деятельность стала связываться с научно-техническими расчетами на чертеже основных параметров будущей технической системы, ее предварительным исследованием. Продукт проектировочной деятельности в отличие от конструкторской выражается в особой знаковой форме – в виде текстов, чертежей, графиков, расчетов, моделей в памяти ЭВМ и т.д. Результат конструкторской деятельности материализуется в виде опытного образца, с помощью которого уточняются расчеты, приводимые в проекте, и конструктивно-технические характеристики проектируемой технической системы.
3. Выделение проектирования в сферу инженерной деятельности и его обособление в самостоятельную область деятельности во второй половине ХХ века привело к кризису традиционного инженерного мышления, ориентированного на приложение знаний естественных и технических наук и создание относительно простых технических систем. Результатом этого кризиса было формирование системотехнической деятельности, направленной на создание сложных технических систем. Для реализации системотехнической деятельности требуется группа особых специалистов – координаторов (главный конструктор, руководитель темы, главный специалист проекта или службы научной координации, руководитель научно-тематического отдела). Эти специалисты осуществляют координацию, равно как и научно-тематическое руководство и в плане объединения различных подсистем, и в плане объединения отдельных операций системотехнической деятельности в единое целое. Каждой подсистеме соответствует позиция определенного специалиста (имеется в виду необязательно отдельный индивид, но и группа индивидов и даже целый институт). Эти специалисты связаны между собой благодаря существующим формам разделения труда, последовательности этапов работы, общим целям и т.д.
В конце 20 века появилось новое явление в системном проектировании, которое представляет собой проектирование систем деятельности. Речь идет о социотехническом (в противовес системотехническому) проектировании, где главное внимание уделяется не машинным компонентам, а человеческой деятельности, ее социальным и психологическим аспектам. Сфера приложения системного проектирования расширяется, оно включает в себя все сферы социальной практики (обслуживание, потребление, обучение, управление и т.д.), а не только промышленное производство. Формируется социотехническое проектирование, задачей которого становится целенаправленное изменение социально-организационных структур.
Основная литература
4. Горохов, В.Г.. Основы философии техники и технических наук. Учебник для студентов и аспирантов. – М., 2007
2. Иванов, Б.И., Чешев, В.В. Становление и развитие технических наук. М. ,2010. 264 с.
3. Степин, В.С., Горохов В.Г., Розов, М.А. Философия науки и техники.– М., 2009.
Дополнительная литература
1. Тоффлер, Э. Шок будущего: Пер. с англ. / Э. Тоффлер. – М., 2002. – 557 с.
2. Воронин, А.А. Техника и мораль // Вопросы философии.–2004, №10.– С. 93-99.
3. Розин, В.М. Диалог технаря и гуманитария о кризисе техники и путях его преодоления // Философские науки.–2004, №9.– С. 104-110.