Тема 4. Сущность и природа техники (2 ч.)
1. Онтологическая сущность техники как артефакта.
2. Техника как власть человека над природой.
3. Техника как средство достижения цели
4. Техника как технология.
5. Техника как творчество.
6. Техника как среда существования человека, как техносфера.
7. Техника как система ценностей и норм.
1. В онтологическом смысле техника – предмет материального мира, вещь, часть природы.
В ней реализуются определенные природные процессы (неорганической, органической или социальной природы). Как артефакт техника – это совокупность орудий, инструментов, машин; в ней реализуется определенная потребность человека, поэтому техника имеет и духовное содержание.
2. Техника представляет собой специфический инженерный способ использования сил и энергий природы. Начиная с эпохи Возрождения, человек стал рассматривать природу как автономный, практически бесконечный источник природных материалов, сил, энергий, и процессов. Он научился описывать в науке разнообразные естественные феномены и ставить их на службу человеку.
3. Техника является «инструментом» и всегда используется как средство, орудие, удовлетворяющее или разрешающее определенную человеческую потребность в силе, движении, энергии, защите, комфорте и т.д. Создание технических устройств помимо замыслов, знаковых средств предполагает и особую организацию деятельности. Сначала это просто индивидуальная деятельность мастера (группы, цеха мастеров), затем сложные организации коллективной деятельности (Мегамашины, по Мэмфорду), проходящие долгий исторический путь развития от трудовых армий Фараона до современных промышленных производств.
4. Под технологией понимается сложная реальность, которая в функциональном отношении обеспечивает те или иные цивилизационные завоевания (то есть является механизмом новаций и развития), а, по сути, представляет собой сферу целенаправленных усилий (политики, управления, модернизации, интеллектуального и ресурсного обеспечения и т.д.), существенно детерминируемых рядом социокультурных факторов.
5. Техника как творчество выражает сущность техники, в том смысле, что без творческого акта, открытия техника невозможна, поскольку в природе нет артефактов. В Новое время техническое творчество – сознательный расчет сил, процессов, энергий природы, сознательное приспособление их для нужд и деятельности человека на основе научного познания.
6. Техника как техносфера представляет собой совокупность элементов среды в пределах географической оболочки Земли, созданных из природных веществ трудом и сознательной волей человека и не имеющих аналогов в девственной природе. Техносфера является совокупностью абиотических, биотических и социально-экономических факторов. Сколько бы ни было в техносфере уровней укрупнения, существуют две основных формы целостности: это (1) всечеловеческая, то есть планетарная техника и (2) собственно человеческая, персональная ее часть. Одна из них соответствует единому человечеству, другая – неповторимой личности. Первой человек служит, вторая служит ему, но каждая из них замыкается на человека и в нем обретает свою целостность.
Техносфера – это искусственная оболочка Земли, воплощающая человеческий труд, организованный научно-техническим разумом. Это тоже проекция человека. Материальное производство, состоящее из вещественно-энергетических комплексов, – это механический слепок костно-мускульного тела организма. Информационное производство копирует нервную систему. Средства массовой коммуникации связывают органы чувств, функции нервной системы и мозга. Важно понять, что техносфера и дом, несмотря на все их различия, функционально подобны.
7.Техника как система ценностей и норм. Для философа здесь две основные группы вопросов: как техника влияет на существование и сущность человека (его свободу, безопасность, образ жизни, реальности сознания, возможности) и что собой представляет наш техногенный тип цивилизации, какова его судьба. Существуют различные оценки аксиологии техники. Первая позиция пессимистическая. Философы, ее придерживающиеся, считают, что техника есть зло для человека, так как она оказывает разрушающее воздействие на природу, психику, телесность и духовность человека. Вторая позиция оптимистическая. Ее сторонники полагают, что техника раскрывает возможности человека, развивает его, делает человека более свободным и счастливым.
Основная литература
2. Горохов, В.Г.. Основы философии техники и технических наук. Учебник для студентов и аспирантов. – М., 2007
2. Иванов, Б.И., Чешев, В.В. Становление и развитие технических наук. М. ,2010. 264 с.
3. Степин, В.С., Горохов В.Г., Розов, М.А. Философия науки и техники.– М., 2009.
Дополнительная литература
1. Андреев, А.Л., Бутырин П.А., Горохов, В.Г. Социология техники: Учебное пособие. – М., 2009.
2. Розин, В.М. Техника и социальность // Вопросы философии.–2005, №5.– С. 95-103.