Контрольный диктант за IV четверть
Проверяемые орфограммы:
- ь – показатель мягкости согласных;
- разделительный ъ;
- безударные гласные в корне слова;
- звонкие и глухие согласные;
- приставка и предлог;
- слова с непроверяемыми написаниями;
- правописание числительных;
- предложение (главные и второстепенные члены предложения, однородные члены предложения).
Сказочный город Кижи
Сходим с теплохода на берег острова и попадаем в сказку. Стоит перед нами удивительной красоты деревянный храм. Купола похожи на шлем русского воина. Это памятник в честь победы русских над шведами. Без единого гвоздя, одним топором создано это чудо русского зодчества и стоит уже 270 лет. Не дошли до нас имена искусных рукодельцев.
Пройдёмся по всему островку. На каждом шагу нас встретят строительные диковинки: деревянная колоколенка, редкой красоты часовня, которой 600 лет. Тут и ветряная мельница, и старинные дома в узорном убранстве.
(81 слово)
(По Г. Гроденскому)
Грамматическое задание.
1. Найти предложение (Купола похожи на шлем русского воина.). Подчеркнуть главные и второстепенные члены предложения. Определить части речи.
2. Найти в тексте и подчеркнуть числительные.
3. Найти предложение с однородными членами. Подчеркнуть однородные члены, составить схему.
Контрольный диктант за V четверть
Проверяемые орфограммы:
- ь – показатель мягкости согласных;
- безударные гласные в корне слова;
- непроизносимые согласные;
- приставка и предлог;
- обращение;
- предложение простое и сложное;
- предложение с прямой речью.
Голубые глаза апреля
Бегут, журчат в оврагах ручьи. С крыш, с заледенелых сосулек полилась на землю капель. В деревне стало звонко-звонко, точно у каждой калитки повесили колокольчик. Вижу, что на дорогу села желтогрудая птица. Скакнула, перепорхнула на вербу, оглянулась и пропела: «Синь-синь-синь».
Я тоже посмотрел вокруг. И правда, всё голубое и синее. И небо, и пушистая верба, и ивнячок. Даже опушка вся голубая от цветов пролески. Птица посидела, покачалась на вербе и снова пропела: «Синь-синь-синь». Дедушка сказал: «Верно, овсянка! У апреля голубые глаза».
(81 слово)
( По А. Баркову)
Грамматическое задание.
1. Найти предложения (Бегут, журчат в оврагах ручьи. Вижу, что на дорогу села желтогрудая птица.).
Подчеркнуть главные и второстепенные члены предложения.
Определить простое или сложное.
2. Найти и подчеркнуть однородные члены в предложении: Птица посидела, покачалась на вербе и пропела: «Синь-синь-синь». Составить схему.
3. Найти предложение с обращением. Подчеркнуть обращение. Объяснить расстановку знаков препинания.
4. Найти предложения с прямой речью. Объяснить расстановку знаков препинания.
Контрольный диктант за учебный год
Проверяемые орфограммы:
- ь – показатель мягкости согласных;
- разделительный ь;
- безударные гласные в корне слова;
- звонкие и глухие согласные;
- приставка и предлог;
- части речи, падежные окончания имён существительных и прилагательных;
- глаголы на -тся и -ться, глаголы I и II спряжения;
- предложение (главные и второстепенные члены предложения, однородные члены предложения, сложные предложения).
Черёмуха
На опушках лесов, по берегам ручьёв рано распускается и цветёт черёмуха.
Это приятное и весёлое деревцо. Любуешься на цветущую черёмуху и сам невольно начинаешь улыбаться.
Весной я всегда приглядываюсь к черёмухе. Если на ней раскрылись почки, весна вошла в полную силу. Комар в лесу появится, когда на черёмухе забелеют пышные кисти цветов.
Даже в самых глухих лесах можно увидеть черёмуху. Ребята лакомятся ягодами лесной черёмухи там, где не растут сладкие вишни и нет хороших садов. А хозяйки пекут пироги со сладкой черёмуховой начинкой.
(83 слова)
(По И. Соколову-Микитову)
Грамматическое задание.
1. Найти предложение (А хозяйки пекут пироги со сладкой черёмуховой начинкой.). Подчеркнуть главные и второстепенные члены предложения. Определить части речи.
2. В последнем предложении второго абзаца подчеркнуть главные члены. Какое это предложение: простое или сложное? Составить его схему.
3. Подчеркнуть глаголы на -тся или -ться. Объяснить их правописание.
4. В первом абзаце найти и подчеркнуть наречия. Определить, какое это наречие.
ТЕКСТЫ
ДЛЯ ПРОВЕРКИ ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ
КЛАСС