Демонстрационные материалы и презентация

Учебно-методическое пособие

«Общие требования, правила и структура магистерской диссертации»

по направлению - 08.04.01 Строительство

профиль «Технология строительного производства»

Тольятти 2016

УДК 001.89

ББК

Рецензенты:

Канд. техн. наук, доцент кафедры «Промышленное и гражданское строительство» Тольяттинского государственного университета

А.В. Крамаренко

Канд. техн. наук, директор ООО «Экспертный центр Кузнецова»

А.В. Кузнецов

Руденко А.А., Маслова, Н.В. / Общие требования, правила и структура магистерской диссертации : электрон. уч.-метод. пособие / А.А. Руденко, Н.В. Маслова. – Тольятти : Изд-во ТГУ, 2016. – с. 51: 1 опт. диск

В учебно-методическом пособии содержатся указания по выполнению и требования к оформлению магистерской диссертации. Учебно-методическое пособие позволяет сориентировать студентов по выбору темы исследования, содержанию, организации подготовки, написания и защиты магистерской диссертации.

Предназначено для студентов направления подготовки магистров высшего образования 08.04.01 «Строительство», профиль «Технология строительного производства».

Текстовое электронное издание.

Рекомендовано к изданию научно-методическим советом Тольяттинского государственного университета.

Минимальные системные требования: IBM PC-совместимый компьютер: Windows XP/Vista/7/8; PIII 500 МГц или эквивалент; 128 Мб ОЗУ; SVGA; Adobe Reader.

© ФГБОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет», 2016

Содержание

I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.. 4

II ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ НАД.. 7

МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИЕЙ.. 7

2.1 Общие требованиями к магистерской диссертации……………………...7

2.2 Порядок определения и выбора темы магистерской диссертации………9

2.3 Требования к структуре и оформлению магистерской диссертации…..10

2.4 Содержание магистерской диссертации…………………………………11

2.5 Составление индивидуального плана магистранта……………………..17

III ОФОРМЛЕНИЕ МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ.. 20

IV ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ЗАЩИТА И РЕЦЕНЗИРОВАНИЕ. 29

МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ.. 29

4.1 Организация предварительной защиты магистерской диссертации…...29

4.2 Рецензирование магистерских диссертаций……………………………..30

V ЗАЩИТА МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ.. 32

VI ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА МАГИСТЕРСКИХ ДИССЕРТАЦИЙ.. 36

VII ЛИТЕРАТУРА.. 39

Приложения. 40

I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Методические рекомендации предназначены для оказания помощи магистрантам в организации их деятельности на завершающем этапе обучения в университете, при подготовке магистерской диссертации, что предписано Приказом Минобрнауки России от 30.10.2014 № 1419 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 08.04.01 Строительство (уровень магистратуры)"

(Зарегистрировано в Минюсте России. 28.11.2014 N 34974).

Магистр - это образовательно-квалификационный уровень выпускника магистратуры, который получил углубленные специальные навыки и знания инновационного характера, имеет практический опыт их применения для решения профессиональных проблемных задач в области, определяемой направлением и программой подготовки. Магистр должен обладать широкой эрудицией, фундаментальной научной базой, владеть методологией научных исследований, современными информационными технологиями, методами получения, обработки, хранения и использования научной информации, быть способным к научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности.

В соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки магистров 08.04.01 «Строительство», Положением о магистратуре Тольяттинского государственного университета, итоговая государственная аттестация выпускников проводится с обязательной защитой магистерской диссертацией. По результатам итоговой государственной аттестации принимается решение о присвоении выпускнику квалификации магистра и выдаче диплома государственного образца. В этой связи, магистерская диссертация является самостоятельным научным исследованием или проектом, содержащим совокупность результатов и научных положений, выдвигаемых автором для публичной защиты, и свидетельствующим о способностях автора проводить самостоятельные исследования, опираясь на приобретенные в процессе учебы компетенции.

Она представляет собой логически завершенную выпускную квалификационную работу, выполненную студентом под руководством научного руководителя, связанную с решением задач того вида (видов) деятельности, к которым готовится магистрант (проектной, производственно-технологической, научно-исследовательской, педагогической, деятельностью по управлению проектами, профессиональной экспертизой и нормативно-методической).

Цель магистерской подготовки:

− подготовка выпускников магистратуры к решению профессиональных задач в соответствии с профилем программы и видами будущей профессиональной деятельности;

− формирование компетенций, позволяющих выпускнику магистратуры успешно работать в избранной сфере, владеть навыками научно - исследовательской, научно – педагогической, научно – инновационной и организационно – управленческой деятельности, быть социально - мобильным и устойчивым на рынке труда.

Подготовка магистерской диссертации предполагает:

· систематизацию, закрепление и расширение теоретических и практиче­ских знаний по направлению магистерской подготовки, их применение при ре­шении конкретных научно-исследовательских задач;

· развитие навыков ведения самостоятельной работы и овладение методикой исследования и экспериментирования при решении научных проблем и во­просов;

· выяснение подготовленности магистранта для самостоятельной работы в учебном или научно-исследовательском учреждении.

В магистерской диссертации ее автор должен показать, что он владеет навыками самостоятельной научно-исследовательской деятельности и обладает компетенциями, предусмотренными ФГОС.

Магистерская диссертация может быть выполнена в виде: обработки, анализа и обобщения натурных или лабораторных экспериментов, выполнения исследований сооружений и конструкций в интересах их проектирования, анализа и обобщения результатов строительно-технологических работ с целью совершенствования технологии строительного производства, технологии изготовления строительных материалов и конструкций, совершенствования методик расчета и проектирования сооружений, конструкций или технологических процессов, разработки нормативных, методических и производственных документов.

При выполнении магистерской диссертации студент должен показать свою способность и умение, опираясь на полученные знания, умения и сформированные общекультурные и профессиональные компетенции, самостоятельно решать на современном уровне задачи своей профессиональной деятельности, профессионально и логично излагать специальную информацию, научно аргументировать и защищать свою точку зрения.

ВКР может защищаться на иностранном языке (по желанию студента по согласованию с заведующим выпускающей кафедрой).

Уровень требований, предъявляемых к выполнению и защите магистерской диссертации по направлению «Строительство», должен обеспечивать возможность засчитывать их результаты в качестве вступительных экзаменов в аспирантуру по соответствующим научным направлениям.

II ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ НАД

МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИЕЙ

2.1 Общие требованиями к магистерской диссертации

Общие требования к магистерской диссертации регламентируются Положением о выпускной квалификационной работе Тольяттинского государственного университета.

2.1.1 Требования к содержанию ВКР:

- актуальность темы исследования;

- научная новизна результатов;

- научная значимость защищаемых положений;

- достоверность полученных результатов;

- практическая значимость;

- самостоятельность подхода к раскрытию темы;

- полнота выполнения задания;

- четкость и логическая последовательность изложения материала;

- краткость и точность терминов и формулировок, исключающих возможность неоднозначного толкования;

- необходимость делать ссылки на источники, из которых взяты формулы, таблицы, цитаты.

- степень обоснованности выводов и рекомендаций.

Изложение материала должно быть конкретным и опираться на действующую практику. При этом необходимо не просто описать, а критически рассмотреть проблемные вопросы.

Магистерская диссертация, в которой только пересказываются учебники, учебные пособия или законы и инструкции, не допускается к защите и возвращается студенту на доработку.

На основе изучения конкретного материала необходимо обобщить существующие теоретические и практические подходы, выявить недостатки и наметить пути улучшения.

Иллюстрируя отдельные положения работы цифровыми материалами из справочников, монографий и других литературных источников, а также, цитируя различных авторов, следует делать соответствующие ссылки на источники.

Фактический материал, включающий в себя первичную отчетность, внутреннюю и внешнюю отчетность, другой используемый при выполнении диссертации материал, должен быть помещен в приложения. Данные из него следует обработать и разместить в таблицах и тексте работы.

Большое значение имеет насыщенность текста выпускной работы схемами, графиками, диаграммами. Их применение является незаменимым средством формализации характеристик объекта исследования, а качество свидетельствует, во-первых, о глубине изученности студентом теоретического и практическою материала по избранной теме, во-вторых, показывает тщательность подбора материалов, в-третьих, они являются подтверждением обоснованности выводов и предложений.

2.1.2 Подбор информации осуществляется путем постепенного накопления материалов в ходе учебного процесса при изучении дисциплин и прохождении практик.

При подборе литературы и работе с предметно-тематическим каталогом необходимо просмотреть не только разделы, строго совпадающие с темой ВКР, но и разделы по темам, близким к избранной. Следует подбирать литературу, освещающую как теоретические, так и прикладные аспекты темы исследования.

При подборе литературных источников, инструктивных, рекомендательных и нормативных материалов необходимо использовать, в основном, издания последних лет, так как в них наиболее полно отражена действующая практика, показано новое и прогрессивное.

2.2 Порядок определения и выбора темы магистерской диссертации

2.2.1 Тема магистерской работы должна быть актуальной, соответствовать современному состоянию науки и техники по данному направлению, перспективам развития строительной отрасли и российской экономики.

Тематика магистерской работы может отражать как теоретическую, так и практическую направленность исследования. При выборе направления теоретическая часть исследования должна быть ориентирована на разработку теоретических и методологических основ исследуемых вопросов, использование новых концепций и идей в выбранной области исследования, отличаться определенной новизной научных идей и методов исследования.

Практическая часть исследования должна демонстрировать способности студента решать реальные практические задачи из его профессиональной области на основе инновационных разработок в области строительного производства.

При выборе темы магистерской диссертации целесообразно брать задачу сравнительно узкого плана с тем, чтобы можно было ее глубоко проработать.

2.2.2 Примерная тематика магистерских диссертаций доводится до сведения студентов не позднее 10 сентября первого года обучения. Конкретная тема определяется научным руководителем совместно со студентом и руководителем магистерской программы. При этом принимаются во внимание пожелания предприятия, организации, где работает или будет работать студент. Студент может предложить свою тему диссертации с обоснованием целесообразности ее разработки.

Тематика ВКР магистров разрабатывается руководителем магистерской программы. Тема ВКР магистров может быть определена работодателем. По письменному заявлению обучающегося организация может в установленном ею порядке предоставить обучающемуся возможность подготовки и защиты выпускной квалификационной работы по теме, предложенной обучающимся, в случае обоснованности целесообразности ее разработки для практического применения в соответствующей области профессиональной деятельности или на конкретном объекте профессиональной деятельности.

2.2.3 Темы магистерских диссертаций первоначально утверждаются на заседании выпускающей кафедры (Приложение И) и отражаются в Индивидуальных планах студентов (Приложение К) в соответствии с требованиями Положения о магистратуре.

2.2.4 Студенты готовят реферат по теме выбранной магистерской диссертации с обоснованием целесообразности ее разработки и актуальности.

В реферат включается актуальность темы исследования, анализ существующей ситуации в данной области, выявление проблемных мест, недостатков, степень разработанности проблемы, цель и задачи, объект и предмет исследования, теоретическая и методологическая основа исследования, методы исследования, информационная база, научная новизна, научная, теоретическая и практическая значимость работы, апробация результатов исследования, список литературы.

Объем реферата – 8÷12 страниц стандартного печатного текста.

2.2.5 Темы магистерских диссертаций с указанием руководителей утверждаются распоряжением заместителя ректора - директора института по представлению заведующего выпускающей кафедры в срок не позднее, чем за 6 месяцев до даты начала государственной итоговой аттестации.

2.3 Требования к структуре и оформлению магистерской диссертации

2.3.1 Объем магистерской диссертации –90÷130 страниц стандартного печатного текста. Дополнительно в ВКР могут быть включены плакаты, планшеты, стенды, макеты, натурные образцы и модели, презентации и др.

2.3.2 Структура магистерской диссертации включает в себя следующие элементы:

а) титульный лист (Приложение А);

б) содержание;

в) введение;

г) основная часть (главы);

д) заключение;

е) список используемой литературы;

ж) приложения.

2.3.3 К магистерской диссертации прилагается автореферат магистерской диссертации который включает:

а) объем магистерской диссертации (количество страниц, рисунков, таблиц, приложений, использованных источников);

б) список ключевых слов (10-15 слов в именительном падеже, написанных через запятую прописными буквами);

в) объект исследования;

г) цель работы;

д) актуальность работы

е) задачи исследования

ж) методы или методология проведения исследования;

з) основные выводы и результаты исследования;

и) научная и практическая значимость исследования;

к) область применения результатов исследования;

л) апробация результатов работы (указать грамоты и дипломы, полученные студентом по результатам участия в конференциях, семинарах, конкурсах научных грантов и др.);

м) список публикаций, выполненных автором по теме диссертации.

Объем автореферата – 10÷15 страниц стандартного печатного текста.

При оформлении автореферата следует руководствоваться требованиями ГОСТ 7.9-95.

Содержание магистерской диссертации

2.4.1. Магистерская диссертация состоит из 3-х глав (Приложение Б). Их направленность и содержание приведены в таблице 1.

Таблица 1 - Содержание и удельный вес разделов магистерской диссертации

Направленность главы Магистерская диссертация
содержание уд.вес, %
1. Теоретические аспекты рассматриваемой проблемы Анализ существующих теоретических и практических подходов по данной теме 45 - 55
2. Исследование и анализ изучаемой проблемы Характеристика объекта, предмета и методов исследования. Анализ факторов влияющих на результирующий показатель. Обработка результатов 20 – 25
3. Разработка рекомендаций и мероприятий по разрешению проблемы Разработка (совершенствование, оптимизация) теоретических или практических подходов для достижения поставленной цели. 20 – 30

2.4.2 Содержание каждого блока магистерской диссертации.

Лист Содержание включает название ключевых блоков работы с указанием номеров страниц (Приложение В).

Введение. Приводится общая характеристика работы: актуальность, описание проблемы и возможные способы ее решения, цель, объект, предмет, задачи исследования; новизна исследования; методы или методология проведения исследования; теоретическая, научная, практическая значимость исследования; научная обоснованность и достоверность результатов; научные положения и результаты исследования, выносимые на защиту; апробация результатов исследования; личный вклад автора в исследование; структура и объем магистерской диссертации. Для достижения поставленной цели необходимо решать 7-9 задач (примерно по две-три задачи в каждой главе). При этом 2-3 задачи должны составлять научную новизну исследования.

Актуальность – это характеристика современного состояния исследуемого в диссертации вопроса и необходимости решения назревших проблем. Актуальность – это краткое (1÷2 стр.) изложение сущности проблемной ситуации, разграничение между знанием и незнанием о предмете исследования, необходимости и своевременности решения задачи в соответствии с требованиями практики. Актуальность является основой для формулирования цели и предмета исследования, а также задач исследования и последовательности их решения. Обычно в процессе подготовки актуальности идут по пути от общего к частному, увязывая этот путь с названием диссертации. То есть, сначала дается краткая характеристика отрасли, для которой решается научная задача.

Проблема исследования – это область неизвестного, но востребованного в научном знании. Грамотно сформулированная проблема – это указание на противоречие, образовавшееся (выявленное) в изучаемой области, на знание, которого еще нет, но которое обязательно необходимо получить, чтобы разрешить обозначенное противоречие.

Цель исследования определяет, для чего проводится исследование, что планируется получить в результате. Цель работы ориентирует на анализ и решение проблемы в двух основных направлениях – теоретическом и прикладном.

Задачи исследования – это алгоритм достижения цели исследования. Это ступеньки, на каждой из которых производится та или иная исследовательская операция (изучение необходимой литературы, сбор эмпирических данных, их анализ, сопоставление, построение классификаций, разработка методик и их реализация и т.д.).

Объект исследования – это то, на что направлен процесс познания.

Предмет исследования – это наиболее значимые с теоретической или практической точки зрения свойства, стороны, проявления, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению в рамках намечающегося исследования. Это угол зрения на объект, аспект его рассмотрения, дающий представление о том, что конкретно будет изучаться в объекте, как он будет рассматриваться, какие новые отношения, свойства, функции будут выявляться.

Методы исследования – используемый в исследовании инструмент (например, ретроспективный анализ, моделирование, сопоставление и др.).

Результаты (основные положения), выносимые на защиту – это есть то, что получено студентов в результате исследования и обсуждение чего позволит оценить значимость и качество выполненной научной работы.

Научная новизна – новизной является только то, что установлено впервые. При этом новизна научного положения должна быть доказана, т.е. теоретически обоснована, а также подтверждена практически и экспериментально. Предложенные автором новые решения должны быть строго аргументированы и практически оценены по сравнению с известными решениями (новый подход, модель, теория, методика, метод, способ и др.)

Практическая значимость – это сведения как о разработке автора, которую он предлагает для практического использования, так и о фактическом использовании или возможности и месте использования результатов работы, причем в связи с тем, что разработка является новой как в научном, так и прикладном аспекте, возможность ее применения должна быть показана и в той и в другой областях. Практическая ценность – это новые результаты прикладного характера (имеющие практическое значение), которые могут быть использованы на практике (методики, информационные технологии, программные средства и т.п.) и что дает экономический эффект, снижение затрат времени, материальных ресурсов и др.

Апробация результатов – это сведения о докладах и сообщениях автора на научных конференциях и других способах ознакомления научной общественности с результатами диссертационной работы.

В конце введения желательно раскрыть структуру диссертационной работы, т.е. дать перечень ее структурных элементов и обосновать последовательность их расположения. Объем введения - 3÷5 страниц.

Примерное содержание задач исследования, составляющих его научную новизну:

- упорядочить и идентифицировать категориальный и понятийный аппарат;

- систематизировать и дополнить существующую классификацию;

- выявить и систематизировать факторы, влияющие на эффективность функционирования объекта исследования;

- разработать и обосновать модель;

- предложить и обосновать способ, технологию производства работ, создания строительных материалов, организационный механизм реализации задач строительства;

- разработать методический инструментарий.

Разделы (главы) диссертации.

В первом разделе – теоретическом, выполняется анализ теоретических положений (теорий, концепций, способов, техник, технологий), существующих в научной литературе и практике функционирования строительной организации, которые могут использоваться для решения поставленных задач, направленных на достижение изложенной цели.

Необходимо рассмотреть все теоретические и практические подходы, которые позволяют решить существующую проблему. Следует отметить достоинства и недостатки каждого теоретического или практического подхода и указать особенности объекта и предмета исследования.

При изложении спорных вопросов следует приводить мнения различных авторов с высказыванием отношения к ним самого магистранта. Если мнение того иди иного автора рассматривается критически, то высказыва­ния следует приводить полностью без сокращений. Данная глава включает в себя предлагаемые методы и подходы к решению задачи, последовательность действий и полученные результаты. При наличии различных подходов к решению проблемы, содержащихся в нормативных документах или работах отдельных авторов, желательно дать их критический разбор. После такого критического изложения теории вопроса автор работы обосновывает свое мнение по спорному вопросу или соглашается с одной из имеющихся уже точек зрения, выдвигая при этом в ее пользу собственные аргументы.

Во втором разделе – практическом, излагается анализ объекта и предмета исследования. Определяются имеющиеся характеристики организации, технологии, способов и приемов выполнения строительно-монтажных работ. Могут указываться условия среды, в которых реализуется строительный процесс. Выявляются факторы, влияющие на объект и предмет исследования. Для этого используются статистические данные, материалы производственной и финансово-хозяйственной деятельности строительной организации.

В этом разделе осуществляется подбор, статистическая обработка данных и факторов, влияющих на результирующий показатель, излагаются обобщения по результатам анализа. Данная глава включает в себя практическую реализацию результатов, разработку методики, программного продукта и подтверждает достоверность полученных результатов, эффективность их использования, практическую значимость.

В третьем разделе на базе исследования, проведенного в первых двух разделах (главах), разрабатываются предложения по совершенствованию (улучшению, оптимизации) существующего (их) подходов для достижения цели и решения поставленных задач, рассчитываются эффекты от предложенных мероприятий (экономический, производственный, экологический, народно-хозяйственный).

В заключении подводятся итоги решения поставленных задач, формулируются выводы и рекомендации. Формулировки выводов должны кратко констатировать полученные результаты. В заключении отмечается практическая значимость работы, область ее реального или перспективного использования, приводятся данные об эффективности или указывается вытекающая из конечных результатов научная новизна, а также теоретическая значимость и практическая ценность исследования, указываются краткие выводы по работе.

Список используемой литературы является составной частью ВКР и показывает степень изученности проблемы, включает источники, которыми пользовался автор. Количество источников не менее 30, в том числе зарубежных авторов (3-5) и интернет-ресурсы (4-6). Учебные, публицистические материалы должны иметь срок издания не более 5 лет.

В приложения выносится дополнительный иллюстративный и иной материал.

2.4.3 В случае защиты ВКР на иностранном языке студент готовит реферат магистерской диссертации на иностранном языке, который включает общую характеристику ВКР, основные выводы и результаты работы. Объем реферата – 3-5 страниц стандартного печатного текста.

2.4.4 Если диссертация будет носить методологический характер, то ее практическая значимость может проявиться в публикации основных результатов исследования в научных статьях; апробации результатов исследования на научно-практических конференциях; в использовании научных разработок в учебном процессе высших и средних учебных заведений; в участии в разработке государственных и региональных программ развития социально-экономической отрасли и т.д.

Формы внедрения научных результатов могут быть весьма различны. Основные из них следующие:

- предложения по совершенствованию организационно - технологических решений при возведении зданий различного назначения;

- рекомендации по энергоэффективным, энергосберегающим технологиям;

- рекомендации по технологиям, сокращающим трудозатраты и другие ресурсы при строительстве, содержании и эксплуатации объектов.

2.5 Составление индивидуального плана магистранта

Обучение по магистерской программе опирается на активную самостоятельную работу студента. Совместная работа магистранта и его руководителя начинается с составления индивидуального плана обучения в магистратуре. Такой план является основным руководящим документом, который определяет профилизацию, содержание, объем, сроки обучения магистранта и формы его аттестации. Там же формулируется тема диссертации, выполнение которой осуществляется по отдельному, так называемому рабочему плану. Завершается работа над составлением индивидуального плана магистранта заполнением специального бланка (Приложение К).

Задание на выполнение ВКР и календарный план выполнения работы утверждаются заведующим выпускающей кафедрой, выдаются студенту руководителем в срок не позднее четырех месяцев до даты начала государственной итоговой аттестации. При выполнении ВКР под заказ работодателя, задание согласовывается с работодателем.

Основными функциями руководителя ВКР являются:

а) определение совместно со студентом конкретной темы ВКР;

б) разработка и выдача студенту задания на выполнение ВКР;

в) консультационная помощь студенту:

- в подготовке календарного плана выполнения ВКР, плана ВКР, подборе необходимой литературы;

- по вопросам оформления (в соответствии с локальными нормативными актами ТГУ и ГОСТ), содержания и последовательности выполнения ВКР, выбора методики исследования, обеспечения оригинальности выполнения выпускной квалификационной работы в соответствии с Порядком обеспечения самостоятельности выполнения выпускных квалификационных работ в ТГУ на основе системы "Антиплагиат.ВУЗ", порядка прохождения предварительной защиты и защиты ВКР перед государственной (итоговой) экзаменационной комиссией и др.;

г) систематический контроль за исполнением графика выполнения ВКР;

д) подготовка письменного отзыва о ВКР.

Таким образом, руководитель оказывает научную и методическую помощь, систематически контролирует выполнение работы, вносит определенные коррективы, дает рекомендации о целесообразности принятия того или иного решения, а также заключение о готовности работы в целом.

Дополнительно к индивидуальному плану магистрантом совместно с научным руководителем может разрабатываться рабочий план. Он начинается с разработки темы, т.е. замысла предполагаемого научного исследования. Возможно, что в основу такого замысла будет положена лишь гипотеза, т.е. предположение, изложенное как на основе интуиции (предчувствия), так и на предварительно разработанной версии (т.е. на сообщении чего-либо в целях предварительного объяснения).

Рабочий план имеет произвольную форму. Обычно это план – рубрикатор, состоящий из перечня расположенных в столбик работ, связанных внутренней логикой исследования данной темы. Такой план позволяет "эскизно" представить исследуемую проблему в различных вариантах с внесением необходимых изменений в процессе работы.

III ОФОРМЛЕНИЕ МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ

Язык и стиль изложения

К языку научной работы предъявляются определенные требования. Здесь используется научный стиль речи. Изложение ведется от третьего лица. Недопустимо использование местоимения «я». Не допускается использование оборотов разговорной речи, излишней эмоциональности, экспрессивности. Недопустимо сокращение слов, если это не определяется нормативными положениями (ГОСТ 7.12-93).

Работа должна быть выполнена любым печатным способом на одной стороне листа белой бумаги формата А 4. Цвет шрифта должен быть черным. При компьютерном наборе рекомендуется кегль 14, полуторный межстрочный интервал, гарнитура шрифта Times New Roman. Размеры верхнего и нижнего полей – 20мм, левого поля – 30 мм, правого – 10 мм. Абзацный отступ равен 1,25 - 1,27 см. Основной текст работы должен быть выровнен по ширине.

Нумерация страниц производится сквозным способом по всему тексту работы, начиная с титульного листа, но цифры пишут только со второго листа (в центре нижней части листа без точки).

Сокращение слов в тексте не допускается, за исключением общепринятых. Нельзя употреблять в тексте знаки (<, >, =, №, %) без цифр, а также использовать в тексте математический знак минус (-) перед отрицательным значениями величин, нужно писать слово «минус». В тексте должны использоваться только арабские цифры. Допускается нумерация кварталов, полугодий римскими цифрами. При записи десятичных дробей целая часть числа от дробной должна отделяться запятой (например, 15, 6 тыс. руб., 18, 5 кв. м).

Внутри текста работы не допускается использование фамилий без инициалов. Инициалы всегда (кроме Списка использованных источников) должны стоять перед фамилией через пробел. (Например, И.И. Иванов).

Структурные элементы работы

Заголовки структурных элементов работы («Содержание», «Введение», «Заключение», «Список использованных источников») следует располагать в середине строки без абзацного отступа и без точки в конце и печатать строчными буквами (кроме первой прописной), не подчеркивая. Разделы (главы) и подразделы работы должны иметь заголовки. Заголовки четко и кратко отражают содержание разделов и подразделов, но не повторяют названия работы. Заголовки разделов (глав) следует располагать в середине строки без абзацного отступа и без точки в конце и печатать строчными буквами (кроме первой прописной), не подчеркивая. Заголовки подразделов следует печатать с абзацного отступа, с прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Разделы (главы) рекомендуется начинать на новом листе. Между строчками заголовка следует делать один интервал, перед текстом – три интервала. Расстояние между заголовками раздела и подраздела – два интервала. Разделы (главы) и подразделы работы следует нумеровать арабскими цифрами. Разделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всего текста, за исключением приложений.

Пример – 1, 2, 3 и т. д.

Номер подраздела включает номер раздела и порядковый номер подраздела, разделенные точкой.

Пример – 1.1, 1.2, 1.3 и т. д.

После номера раздела, подраздела, пункта и подпункта в тексте точку не ставят.

Заголовки третьего уровня в работе не используются.

Если работа разделена не на разделы, а на главы, то вместо слова «Содержание», используют «Оглавление».

Ссылки

Важным моментом при написании магистерской диссертации является оформление ссылок на используемые источники. При ссылке в тексте на источник, описание которого включено в библиографический список, в тексте работы необходима библиографическая ссылка.

Библиографическая ссылка – это библиографическое описание источника цитат, а также произведений печати, обсуждаемых в работе. Назначение ее – указать на источник используемого материала. При цитировании текста цитата приводится в кавычках, а после нее в квадратных скобках указывается ссылка на литературный источник по списку использованной литературы и номер страницы, на которой в этом источнике помещен цитируемый текст.

Например: [15, с. 237-239].

Если делается ссылка на источник, но цитата из него не приводится, то в квадратных скобках указывается ссылка на литературный источник по списку использованной литературы.

Например: [15].

Перечисления

В тексте работы могут быть приведены перечисления, которые выделяются абзацным отступом. Перед каждой позицией перечисления ставится дефис или строчная буква со скобкой, приводимая в алфавитном порядке. Для дальнейшей детализации перечисления используют арабские цифры, после которых ставят скобку, приводя их со смещением вправо на два знака относительно перечислений, обозначенных буквами.

Например:

В качестве типовых видов опалубки могут быть применены, например:

а) разборно-переставные;

б) горизонтально-перемещенные;

в) вертикально-перемещаемая:

1) скользящая;

2) специальная.

Таблицы

Цифровой материал, как правило, оформляют в виде таблиц, что обеспечивает лучшую наглядность и удобство сравнения показателей. Таблицу, в зависимости от ее размера, обычно помещают под текстом, в котором впервые дана на нее ссылка. Если таблица не размещается в конце страницы, то она помещается на следующей странице, а свободное место заполняется текстом, следующим за таблицей. Каждая таблица должна иметь заголовок, точно и кратко отражающий ее содержание. Заголовок таблицы следует помещать над таблицей по центру и печатать строчными буквами (кром

Наши рекомендации