Новокузнецк (Кемеровская область)
В 1989-1992 г.г. был разработан проект МСЗ. В его строительство планировалось вложить 25 млн. долларов, которых у городских властей не было. Кроме того, из-за сомнений в эффективности работы очистных сооружений предлагаемого сжигателя от его строительства в городе отказались.
В настоящее время в результате конкурса на строительство площадки для ТБО, объявленного мэрией Новокузнецка, одобрение получил проект «Инжиниринг-центра» Кузнецкого металлургического комбината.
Суть проекта заключается в нетермической переработке ТБО. Все отходы тщательно сортируются. Непригодная для переработки часть попадает под пресс и превращается в брикеты. Затем они складируются в специальные углубления в земле и через некоторое время становятся пригодными для рекультивации земельных участков. Сметная стоимость разработки - около 100 тыс. долларов.
Очевидно, что этот проект обладает несколькими преимуществами. Во-первых, полигон для переработки мусора удален от города. Во-вторых, прессы существенно уменьшат объем отходов. В-третьих, в результате сортировки отбирается стекло, отходы черных и цветных металлов, полиэтилен и жесть. Все остальное будет превращаться в брикеты.
Омск
К строительству МСЗ планировалось приступить в 1988-89 г.г. Заключение государственной экологической экспертизы по проекту строительства завода фирмы ЧКД "Дукла" (Чехия) было отрицательным из-за потенциальной экологической опасности (на заводе не планировалась газоочистка) и технологической отсталости (не планировалась сортировка отходов для извлечения ценных компонентов, а также не был предусмотрен высокотемпературный режим сжигания для предотвращения образования диоксинов).
Пущино (Московская область)
Австрийская фирма FMW предложила администрации города Пущино проект теплоэлектростанции, работающей на сжигании бытовых и производственных отходов. Планировалось, что строительство будет вестись на деньги фирмы, которая для этого выделит кредит в 300 млн. долларов. Возврат кредита российской стороной планировался по следующей схеме: сжигание иностранных отходов на заводе, построенном в нескольких километрах от заповедника. Строительство было рассчитано на четыре года. При этом фирма обязывалась перечислять городу 10 млн. долларов ежегодно.
По проекту предусматривалось еще одно условие. Пока строится завод, в Пущино уже будут завозиться и складироваться брикетированные отходы.
Для реализации этого проекта, австрийцам необходимо было обойти некоторые пункты подписанной в 1995 году Базельской конвенции, ратифицированной как Австрией, так и РФ, которая запрещает ввоз и вывоз из страны, являющейся стороной Конвенции, промышленных и бытовых отходов. Для решения этой проблемы была выбрана Турция, ратифицировавшая Базельскую конвенцию в ограниченном объеме, что позволяет завозить мусор на ее территорию, брикетировать его и тут же вывозить. Уже как энергетическое сырье
Фирма FMW пытается убедить каждое правительство, кроме Австралии и Антарктиды, принять миллионы тонн западных токсичных отходов одновременно с миллионами долларов.
Схема действий соответствует уже известному принципу манипуляций, которые стоят за каждой переправкой отходов. В то время как FMW подчеркивает, что, сжигая токсические отходы, страна получает энергию, фирма забывает упомянуть о тех вредных выбросах, которые образуются в любом случае.
Обычно предложение FMW включает условие складирования отходов на территории страны-импортера на срок от трех и более лет еще до того, как будет сооружен мусоросжигатель.
Самым излюбленным способом "добычи" клиентов являются "вербовочные" письма, посылаемые в развивающиеся страны. Как правило, все дела ведут два человека - Питер Халама (представляется инженером) и Армин Варнек (менеджер). Эти господа подписанные договоры представляют в западные министерства по окружающей среде как изъявление желания страны третьего мира принять вредные отходы.
Фирма предлагает странам-импортерам оборудование, которое либо вообще не существует, либо никогда не было проверено в работе с вредными промышленными отходами. На пилотном заводе в Австрии сжигали и тестировали выбросы только от бытовых отходов. Результаты этих тестов выдаются как показатели обработки вредных промышленных отходов.
Ростов-на-Дону
В рамках «Комплексной программы территориально-экономического развития города Ростова-на-Дону до 2005 года» зарезервированы земельные участки для размещения объектов по переработке отходов производства и потребления, в том числе ввод полигона ТБО «Северный», мусоросжигательный или мусороперерабатывающий завод, мусороперегрузочные станции и т.д. Проекты разрабатывает фирма «Халькроу» (Великобритания).
Санкт-Петербург
В настоящее время в Администрации Санкт-Петербурга активно обсуждается идея строительства МСЗ иностранного производства. В октябре 2002 г. в Администрации Санкт-Петербурга было предоставлено «Предварительное технико-экономическое обоснование (обоснование инвестиций в строительство) мусороперерабатывающего комплекса с сопутствующей выработкой энергии», подготовленного датским консорциумом «Отходы-в-энергию » («WASTE-TO-ENERGY CONSORTIUM DENMARK»).
В ТЭО приводится сравнительный анализ проекта строительства МСЗ с проектом комплексной модернизации существующих в Санкт-Петербурге заводов по механической переработке бытовых отходов (МПБО). По результатам анализа сделан вывод о преимуществах МСЗ по экологическим и экономическим параметрам.
Консорциум предлагает строительство МСЗ мощностью 500 тыс. т в год. Для переработки на МСЗ предлагается принимать смешанные ТБО без предварительного отделения вторичного сырья и опасных отходов.
Технология сжигания включает в себя камеры сгорания, оборудованные колосниковыми решетками.
Система очистки отходящих газов МСЗ предполагает наличие четырех ступеней: фильтр для твердых частиц, систему удаления кислот, систему удаления NОx, систему удаления диоксинов. Пятая ступень «система окончательной очистки» устанавливается «по возможности».
Комментарии: Суммарная потребность в инвестициях была определена для МПБО в 105 млн. долларов США (модернизация существующего завода), а для МСЗ – в 143 млн. долларов США (новое строительство). Между тем, в соответствии с существующим проектом, фактическая потребность в инвестициях для модернизации завода МПБО с доведением его мощности до 450 тыс. т. ТБО/год оценивается в 50 млн. долларов США. В то же время, стоимость строительства нового мусоросжигательного завода оценивается не менее чем в 400-500 долларов США на тонну [61], что, в данном случае, составит как минимум 200 млн. долларов США.
Тариф на прием отходов для заводов МПБО и МСЗ рассчитан на основе недостоверных данных. Так, для завода МПБО цены на реализацию вторичных ресурсов определены (доллары США/т):
по макулатуре – 40;
по металлу –10;
по пластмассе – 50;
по стеклу – 20;
по компосту – 0.
Все продукты пиролиза были отнесены к материалам, не имеющим сбыта. Затраты на их захоронение были определены в 10 долларов США/т.
Между тем, фактические цены реализации продуктов переработки ТБО на заводе МПБО составляют, без учета НДС, как минимум (долларов США/т):
по макулатуре – 50;
по металлолому черному – 10;
по металлолому цветному –470;
по пластмассе – 150;
по стеклу – 10;
по компосту – 1,5;
по пирокарбону - 230.
С учетом приведенных фактических цен на вторичные ресурсы, тариф на прием отходов составит (даже если не учитывать явное завышение приведенных в ТЭО затрат для заводов МПБО) не более 36 долларов США/т. Фактические же цены на прием ТБО, согласно проекту модернизации завода МПБО, составляют 15 долларов США/т.
Для переработки на МСЗ предлагается принимать смешанные ТБО без предварительного отделения опасных отходов. Между тем, функционирование подобных предприятий в экономически развитых странах всегда сопровождается предварительным отделением вторичного сырья и опасных отходов. В связи с этим, проведение аналогий по уровню выбросов и токсикологическим характеристикам летучей золы и шлака европейских заводов с данным проектом, предпринятое в ТЭО, недопустимо. Очевидно, шлаки от сжигания смешанных отходов будут классифицироваться не как инертные, а как опасные отходы. Это потребует специализированного захоронения шлаков завода (125 тыс. т/год) и увеличит расходы на их захоронение с 1,25 млн. до 7,5 млн. долларов США в год, что приведет к росту тарифа на прием отходов до 50 долларов США/т.
Согласно представленному ТЭО ручная сортировка отходов на заводах МПБО представляет серьезную опасность для здоровья персонала, а опасности для персонала МСЗ не существует, что не соответствует действительности. Ручная сортировка смешанных отходов широко применяется в европейских странах и не приносит вреда здоровью персонала при соблюдении мер предосторожности и применении средств индивидуальной защиты. Между тем, в мировой практике накоплен обширный запас сведений по высокой профессиональной заболеваемости персонала МСЗ, особенно занятого на обращении с летучей золой и шлаком.
Система очистки отходящих газов МСЗ предполагает наличие четырех-пяти ступеней. Между тем, современные мусоросжигательные заводы в европейских странах содержат, обычно, одиннадцать ступеней очистки, включая каталитический дожигатель диокиснов и диоксиноподобных соединений, отсутствующий в представленном ТЭО.
Проектные предельно допустимые концентрации выбросов отходящих газов не соответствуют требованиям «Директивы по сжиганию» Европейского союза от 1989 г. Так, согласно ТЭО МСЗ должен выбрасывать:
- По пыли – 10 мг/м3;
- По SO2 – 50 мг/м3;
- по NОx – 200мг/м3
Нормы Европейского Союза по выбросу этих веществ составляют:
- По пыли – 5 мг/м3;
- По SO2 – 40 мг/м3;
- по NОx – 70мг/м3.
Самара
В Самаре в середине 1990-х также собирались строить МСЗ, однако, затем сделали ставку на складирование ТБО на высоконагружаемом полигоне. Оборудование закупленного для Самары завода было отправлено в Москву. В настоящее время в Самарской области действует ГП “Экология” - одно из наиболее крупных и успешно действующих предприятий по переработке бытовых и промышленных отходов в регионах России.