Ижевск (Республика Удмуртия)
В 1989 г. в Удмуртии было начато проектирование предприятия по уничтожению (утилизации) промышленных отходов. Производительность должна была составлять примерно 10 тыс. т промышленных отходов в год. Проектировала предприятие организация «ЛЕНПРОМПРОЕКТ» и называлось предприятие «Колумбия», по аналогу с похожим предприятием из США.
Предусматривались следующие основные технологии переработки (уничтожения) промышленных отходов. Гальванические шламы, поступающие с предприятий планировалось вскрывать кислотным реагентом с последующим выделением концентрата цветных металлов. Концентрат цветных металлов должен был складироваться здесь же для создания рудного тела. После накопления достаточного количества такого концентрата предполагалось осуществить дальнейшую его промышленную переработку. Промышленные органические отходы предлагалось уничтожать методом сжигания. Температура на выходе из установки составляла примерно 1100-1200 оС.
Кроме этого, на предприятии предполагалось создать технологическую линию по переработке ртутных отходов и получения резиновой крошки из старых автомобильных шин.
Очистка отходящих газов ипредварительная сортировка отходов не предполагалась.
Полученную золу планировалось ошлаковывать и складировать на площадке рядом с предприятием. Местом строительства предприятия было выбрано с. Светлое, в 40 км. от г. Ижевска и в 20-25 км. от г. Воткинска. Предприятие должно было обслуживать потребности промышленных предприятий Удмуртии.
В 1993-94 ТЭО проекта было завершено, была создана государственная экспертная комиссия при Комитете по охране природы Удмуртской Республики, которая сделала свои замечания. Основными замечаниями комиссии было то, что проблема образования диоксинов в проекте не отражена. Они могут образовываться как при самой технологии сжигания, так и в шлаке, который получался после сжигания. Отмечались также неотработанность технологии переработки гальваношламов, и вопросы организации полигона при предприятии.
В результате это предприятие не было создано, работы по его дальнейшему проектированию прекращены, в том числе и из-за того, что средств на его создание в Удмуртии не было, как нети в настоящий момент. Стоимость такого предприятия составляла примерно 150 млн. долларов США.
Казань
В столице Татарстана в начале 90-х г.г. была предпринята попытка строительства МСЗ.
Вот мнение местного журналиста об этой проблеме: «Раньше все это было заботой государства, все финансировалось через Москву. Сегодня решение этой серьезнейшей проблемы сброшено в регионы, а там решили, что с этой задачей справятся органы местного самоуправления. В свое время в России существовала целенаправленная политика по утилизации отходов, строились мусороперерабатывающие, мусоросжигательные заводы, и все это было подкреплено деньгами. Правда, мы всегда гнались за дешевизной и покупали не то оборудование, которое было нужно. В России было построено девять или одиннадцать чешских мусоросжигательных заводов, но нам, Татарстану, они не достались. Правда, их так и не ввели в эксплуатацию, а экологические проблемы решались с помощью фильтров».
Комментарии: В настоящее время строительство МСЗ в Татарстане не рассматривается по причине их высокой стоимости и экономической несостоятельности. Политика по обращению с ТБО предполагает создание полигонов европейского уровня по захоронению ТБО и системы сбора, заготовки и переработки вторичного сырья.
Калининград
Газета «Дворник», г. Калининград от 7 марта 2002 г.: «…Калининградская область стоит на грани мусорной катастрофы. В настоящее время в области нет ни одного полигона, отвечающих санитарным нормам, по захоронению ТБО, нефтесодержащих и других токсичных отходов.
Бывшая в употреблении нефть и нефтепродукты скрытно выбрасываются на
свалки, а затем попадают в канализацию и питьевые водоемы. Не решается вопрос с уже накопившимися ТБО (их, по приблизительным оценкам, около 15 млн. м3). Ежегодно население и производственные предприятия области отправляют на свалки почти 400 тыс. т мусора.
До настоящего времени ни один из предлагаемых проектов по утилизации далее договоров о намерениях не продвинулся. В том числе и из-за высокой стоимости МСЗ. Более того, предлагаемые технологии морально устарели и за короткий срок своей работы способны отравить почву, воду и воздух. Предлагаемые региону проекты не предусматривали систем газо- и водоочистки.
Все проекты МСЗ иностранные инвесторы предлагали осваивать с условием поставок собственных отходов по схеме «50 на 50». Что именно должно поставляться, не детализировалось.
Сейчас в Калининградской области активно продвигаются две технологии по утилизации ТБО: «печи Ванюкова», и технология сортировки, дальнейшей переработки, измельчения и компостирования ТБО. Из тонны мусора предполагается получать тюк размером метр на метр. Утверждается, что тюки, запаянные в пластик могут храниться долгое время на открытых площадках, затем их планируется сжигать, причем утверждается, что этот вид топлива по энергопоказателям равен бурому углю.
Одним из аргументов «продавцов» является утверждение, что подобными тюками отапливаются практически все островные государства. Другую часть отходов предполагается использовать для получения технического компоста Установка стоит 3-4 млн. долларов, котельная к ней – 15 млн…»
Комментарии: С точки зрения экологической безопасности, приемлем второй вариант, за исключением сжигания брикетов, обладающих, в том числе, очень низкой теплотворной способностью. Известно, что 50-60 % всех ТБО – это биоразлагаемые отходы, которые можно компостировать. При правильно организованной сортировке большая часть оставшихся отходов может быть использована как коммерческое вторичное сырье. То, что останется после этих двух процедур – это токсичные и другие опасные отходы (например медицинские), сжигать которые недопустимо .
www.regions.ru от 11.11.2002: «Груды мусора и бытовых отходов давно стали бедой больших и малых городов. Не стала исключением и Калининградская область. Особенно запущенные и экологически неблагополучные свалки образовались с течением времени в Калининграде, Советске и Зеленоградске. На решение этой проблемы нацелен проект "Организация работы с твердыми отходами в Калининградской области". Его первый этап уже завершился.
Проект проходит в рамках программы TACIS при поддержке Европейского банка реконструкции и развития. На первом этапе эксперты из известной британской фирмы ERM, других европейских институтов, КГТУ и Федерального центра благоустройства и обращения с отходами выявляли наиболее острые проблемы и определяли стратегию организации работы с твердыми бытовыми отходами (ТБО). Больших проблем оказалось две.
Во-первых, в области не существует системы учета в сфере обращения с ТБО. Во-вторых, в регионе нет ни одного полигона ТБО, отвечающего санитарным нормам. Существуют лишь банальные свалки. Исходя из этих предпосылок, и была выработана стратегия борьбы. Она предусматривает перевод утилизации и захоронения мусора с муниципального на региональный уровень. В будущем будет создано единое областное предприятие, акционерами которого станут 22 муниципалитета и администрация области.
Параллельно, будет создаваться абсолютно прозрачная система тарифных финансовых потоков. Сейчас плата за вывоз мусора с населения и юридических лиц попадает в общий бюджетный котел и полностью в нем растворяется. В будущем собираемые деньги станут использоваться строго по назначению. Причем они будут направляться в 2 адреса: плата за утилизацию и захоронение - будущему предприятию-монстру, а за сбор и транспортировку мусора - в муниципалитеты. Специалисты не скрывают, что повышение тарифов неизбежно.
В области будет создано 2 крупных полигона и сеть перевалочных станций в районах. А вот свалки, видимо, исчезнут навсегда. Программа предусматривает их рекультивацию. Кстати, строительство мусороперерабатывающего или мусоросжигающего завода, разговоры о котором время от времени возникают, не предусматривается. Тем не менее, на полигонах будут осуществлены проекты по переработке отдельных составляющих ТБО: бумаги, древесины, стекла, шин. Итальянцы предложили проект по утилизации биоотходов.
Второй этап программы начнется в феврале будущего года. Он будет посвящен практической реализации выработанной стратегии и продлится 2 года. Его стоимость оценивается в 2 миллиона долларов.»