Внешний мир как проекция внутренней территории
Внутреннюю территорию и ее объекты – образы, ощущения и ментальные формы – можно рассматривать как утонченное (смысловое) отражение материального мира. Возможно и обратное толкование, согласно которому внешний мир – точнее, привычный способ ви дения внешнего мира – рассматривается как упрощенная (материализованная) форма тонких явлений внутреннего мира.
Эти два толкования полярны. В первом из них внешняя реальность есть отражение внутреннего мира человека, см. рис. (35 а), во втором – внутренний мир человека задается внешней реальностью, см. рис. (35 б). Обе точки зрения недоказуемы, каждая из них опирается на независимую аксиоматику и может служить основой для описания осознаваемой реальности.
Рис. 35a
Рис. 35б
Рис. 35в
Рис. 35. Три варианта взаимосвязи внутренней и внешней реальности.
Возможен также третий – расширенный – вариант аксиоматики, объединяющий обе точки зрения, (рис. 35 в). Этот вариант, в котором внутренний мир и внешняя реальность равноправны и вместе образуют целостную систему, представляется интересным и перспективным. Однако для удобства обсуждения энергетических практик мы будем опираться на первое из этих трех толкований, (рис. 35 а), в котором внешняя реальность (условно) рассматривается как продолжение внутреннего мира.
В таком подходе внутренний мир – первичен, а внешняя реальность возникает как его следствие. Этот подход интересен тем, что ответственность за внешние проблемы человека возлагается на него самого, а традиционная формула «каждый человек является автором своих проблем» получает обоснование.
Здесь считается, что во внутренней территории существуют особые стереотипы восприятия и реагирования, создающие проблемы. Таким образом, в этой модели все внешние проблемы порождаются индивидуальными особенностями внутренней территории, и решение любой проблемы может достигаться с помощью внутриличностных изменений – трансформации устойчивых внутренних стереотипов. «Битвы» с внешним миром менее важны или необязательны, в любом случае они воспринимаются как битвы с самим собой. В таком подходе все необходимые изменения во внешнем мире случаются спонтанно, без специальных на него воздействий. Источник этих внешних изменений перенесен во внутреннюю территорию: действуя из нового внутреннего состояния (возникшего в процессе трансформации устойчивых проблемных стереотипов) человек получает новые результаты[68].
Для сравнения заметим, что в полярном (естественно-научном) толковании внутренний мир есть отражение внешнего, рис. 35 б, и все проблемы решаются только через изменения во внешнем мире. Тогда появляются «объективные трудности» и «неразрешимые проблемы».
Наконец, в третьем варианте толкования (рис. 35 в) решение проблемы достигается с помощью внутриличностных изменений, производимых синхронно с активными действиями во внешнем мире. Можно предположить, что именно такое интегрированное мировоззрение окажется востребованным в ближайшем будущем.