Техника 35. Трансформация переживаний тонких слоев (6-го и выше) с помощью асан хатха-йоги
1. Сформировать поток асаны и удерживать его в течение всей медитации.
2. Создать визуальный образ, поддерживающий переживание проблемы. Выбрать такой образ, чтобы переживание было максимальным, и поместить его во внутреннюю территорию . В этот момент порождаемые образом переживание и ощущения находятся в периферийном внимании. Поток асаны также удерживаются в периферийном внимании.
3. Переместить образ внутрь центрального (наиболее сильного) ощущения-отклика , одновременно расширяя границы осознания внутренней территории , особенно со стороны спины (желательно раскрыть область спины по серединной линии, максимально расширяя границы ). Поток асаны остается в периферийном внимании.
Перемещение образа внутрь ощущения существенно меняет качество переживания проблемы: его интенсивность снижается, а глубина возрастает. Прежнее состояние перемещается в более тонкую область слоя или в следующий слой, и в дальнейшем будет восприниматься как тонкое переживание ценностного плана.
4. Ощущение и образ объединены, т. е. находятся в одной и той же области (точке). Тем не менее, внимание должно быть распределено так, чтобы визуальный об раз оказался в периферийном внимании, а ощущение – в центральном; концентрация должна быть направлена на дальнейшие шаги.
5. Раскрыть тело в этой точке, осознавая возникающий при этом энергетический поток проблемы .
6. Усиливать этот поток, используя концентрацию. Это сопровождается появлением слабых ощущений-откликов в других зонах внутренней территории .
7. Раскрыть эти зоны, создавая новый (дополнительный) поток проблемы в каждой из них. Поток асаны остается в периферийном внимании. Концентрироваться на всех новых зонах, расслабляя область между ними и добиться объединения всех потоков проблемы. Такой объединенный энергетический поток был обозначен выше (см. раздел 17.4, техника 17) как поток переживания.
На этом этапе во внутренней территории имеются две выделенные точки – энергетический центр асаныи энергетический центр переживания, и два энергетических потока – поток асаныи поток переживания. Теперь необходимо объединить их:
8. Концентрируясь одновременно на каждом центре и расслабляя область между ними, добиться объединения двух потоков – потока асаны и потока переживания. Центр асаны и центр переживания также объединены в одной точке, визуальный образ находится в этой же точке.
9. Усилить концентрацию на раскрытии этой точки.
10. Стабилизировать возникшее состояние. Концентрироваться на усилении единого потока, который включает как поток переживания , так и поток асаны .
Это состояние может длиться сколь угодно долго, до полной трансформации переживания. Субъективно это воспринимается так, будто энергия переживания (или энергия проблемы) «вытягивается» из проблемного образа с помощью потока асаны .
* * *
Итак, выполнение второго варианта медитативной йоги включает три этапа:
1. Создание потока асаны .
2. Создание потока переживания (или потока проблемы).
3. Объединение этих потоков и создание единого трансформирующего потока асаны.
На каждом этапе происходит переход в более тонкую область слоя или в следующий слой. Конечное состояние , в котором присутствует единый трансформирующий поток асаны, относится к наиболее тонким слоям или области за пределами слоев. Это состояние поддерживается асаной и может длиться сколь угодно долго. Здесь возможна трансформация самых тонких, в том числе и трансперсональных переживаний.
Хотя данная техника включает много этапов, она может быть освоена достаточно быстро, т. к. все состояния поддерживаются энергетическим потоком асаны. Субъективно этот поток воспринимается как внешний и не требует сильной концентрации.
Многие шаги этой техники выполняются одновременно. Сюда относятся такие шаги, как расфокусировка внимания и расслабление тела, раскрытие зон дискомфорта и проблемных зон, концентрация на этих зонах и их объединение, создание единых потоков, манипуляции с образом и перераспределение внимания и т. д. При некотором навыке все эти шаги выполняются за считанные секунды, после чего возникает стабильное состояние. Оно воспринимается как полный покой и неподвижность, на фоне которых хорошо осознаются энергетические потоки.
* * *
Эффективность этой техники тем выше, чем выше навык концентрации. Этот навык относительно быстро развивается при регулярном использовании техники. Однако на начальном этапе, если ощущение дискомфорта в асанах слишком сильное и концентрации не хватает, можно использовать ее сокращенную версию.
Техника 36. Сокращенная версия техники « медитативная йога» (техник 32 и 34)
1. Выбрать асану. Выполнять ее в течение всего медитационного процесса.
2. Расслабить тело и расфокусировать внимание во всем теле.
3. Осознать наиболее яркое ощущение дискомфорта, направить в него концентрацию, еще больше расслабить тело и раскрыть эту зону.
4. Осознать выходящий поток и направить всю концентрацию на его усиление. Для этого раскрывать тело (внутреннюю территорию ) еще больше и из большей глубины.
5. Продолжать процесс до тех пор, пока не прекратится выходящий поток. К этому моменту ощущение асаны становится более комфортным.
20.4. Медитативная походка и медитативный бег [45]
Следующая группа трансформационных техник связана с монотонным или спонтанным движением: бег, плавание, ходьба, спонтанный танец и т. д.
Любая двигательная активность может быть использована как источник энергии для процессов трансформации. Например, интенсивные трансформационные процессы могут быть инициированы неторопливой прогулкой или бегом по ровной местности. Мы начнем с техник медитативного движения – медитативной походки и медитативного бега . Техники трансформации в этих двух случаях идентичны.
Движение здесь рассматривается как способ выстраивания и стабилизации определенного внутреннего состояния . Затем это состояние будет использовано в процессах трансформации. Поэтому нас будут интересовать способы воздействия на внутренние состояния с помощью движения. Их исследование удобно начать со следующих действий:
● Двигаться по ровной местности – идти или бежать.
● Расслабить тело, расфокусировать внимание и раскрыть внутреннюю территорию . В дальнейшем любое движение (бег, танец, плавание…) будет обозначаться как медитативное движение. Расфокусированное внимание может быть организовано тремя способами – направлено вовне, направлено внутрь, либо распределено вовне и внутрь. Соответственно существуют три типа медитативного движения . Во всех трех случаях необходимо раскрыть центр медитативного движения , см. ниже.
● Выбрать определенный слой внутренней территории и оставаться в нем в течение первой части эксперимента.
● Осознавать движение ощущений, возникающих синхронно с шагами. Необходимо двигаться равномерно, без внутреннего диалога, удерживая внимание внутри тела и ближайшей его окрестности (в границах выбранного слоя).
● Можно заметить, что равномерное движение создает и стабилизирует определенное внутреннее состояние. Другими словами, с каждым типом ходьбы или бега связано особое внутреннее состояние . Если не вкладывать в процесс собственной концентрации и воли, то это состояние выстраивается спонтанно, оно задается типом походки – ее темпом, скоростью, а также распределением мышечных напряжений (мелких мышечных стереотипов, затрагивающих разные группы мышц). В дальнейшем мы будем говорить об этом как о мышечных паттернах.
● Продолжая двигаться и исследовать характер ощущений, можно обнаружить, что существует центральное ощущение. Мы будем называть его центр медитативного движения. Это ощущение легко найти, если внимание расфокусировано во всем теле и за его пределами. Обычно центр медитативного движения совпадает с положением фиксированного «Я» («откликается» на вопрос: «где мое «Я»?), которое находится в какой-либо точке переднесерединной линии тела.
Если не вкладывать в процесс собственной концентрации и воли, то положение центра медитативного движения зависит только от характера движения. При медленной ходьбе (или беге) центр располагается в нижней части туловища, а при ускорении движения – поднимается в верхние зоны тела – до уровня горла и выше. Это же относится и к слою. Слой также зависит от характера движения : быстрое движение порождает более тонкий слой (и бо льший масштаб восприятия внешней территории ). В этом можно убедиться непосредственным экспериментированием.
Итак, изменяя характер движения – скорость, темп походки и мышечные паттерны — можно добиться вертикального смещения центра движения .
На следующем этапе исследования необходимо убедиться, что центр движения можно смещать с помощью волевых усилий и концентрации, перераспределяя внимание. Темп и скорость ходьбы (или бега) остаются прежними, но меняется распределение ощущений и мелких мышечных паттернов. В этом случае вертикальное смещение центрапроисходит осознанно и преднамеренно с помощью одной только концентрации. Этим же способом можно изменять слой .
Для тренировки в этом процессе необходимо двигаться с постоянной скоростью и перераспределять внимание разными способами, добиваясь разных положений центра медитативного движения и изменений слоя.
* * *
Подведем итог. Нас интересуют способы управления внутренним состоянием и способы его стабилизации. Экспериментируя с походкой и бе гом, можно обнаружить, что внутреннее состояниеопределяется положением центра медитативного движения.
Имеется два способа воздействовать на положение центра медитативного движения: с помощью «телесных» усилий и с помощью волевых усилий (с «уровня материи» и с «уровня духа», если пользоваться метафорой дух-материя ).
В первом случае внимание должно быть расфокусировано и направлено вовне. Положение центра зависит от скорости движения и характера ландшафта местности.
Во втором случае внимание направлено внутрь. Положение центра зависит от волевых усилий, распределения концентрации и внимания.
Есть еще третий – комбинированный – способ управления положением центра медитативного движения . В этом случае внимание расфокусировано – направлено и внутрь и вовне. С одной стороны, тело настраивается на внешний ландшафт и скорость движения, с другой стороны и концентрация воздействует на состояние . Мы получаем медитацию, в которой тело и дух «участвуют вместе и синхронно». Положение центра медитативного движения формируется как точка равновесия при взаимодействии этих двух сил – двух вертикальных энергетических потоков (см. рис. 6, стр. 21). Такое медитативное движение представляет собой пример синхронной медитации, рассмотренной ниже.
* * *
Приведем две техники трансформации, основанные на медитативном движении .
Техника 37. Состояние медитативного движения и трансформация переживаний
1. Двигаться по ровной местности (идти или бежать), расслабить тело и расфокусировать внимание. Осознавать положение центра медитативного движения и слой внутренней территории.
2. Двигаться без мыслей, расширяя границы осознания так, чтобы включить во внутреннюю территорию весь окружающий ландшафт или некоторые его фрагменты, одновременно концентрируясь на центре медитативного движения и раскрывая его. Продолжая такое движение, можно пережить устойчивое «состояние силы», которое в дальнейшем мы обозначим термином состояние медитативного движения.
3. Сформировать визуальный образ сюжета, подлежащего трансформации. Поместить его во внутреннюю территорию . Осознать распределение ощущений, которое поддерживается образом. Найти единое ощущение – центр переживания .
4. Слой внутренней территории выбрать так, чтобы переживание было достаточно глубоким и одновременно сильным. На этом этапе во внутренней территории присутствуют два ярких ощущения: центр переживания и центр медитативного движения .
5. Концентрироваться на обоих центрах, расслабляя область между ними до полного объединения. В конце процесса центр медитативного движения и центр переживания совпадают.
6. Раскрыть эту область и создать энергетический поток.
7. Подобрать скорость движения так, чтобы поток был максимальным.
8. Продолжать движение до полной трансформации.
В этом описании использовался первый – «телесный» – тип воздействия на положение центра медитативного движения (из трех обсуждаемых выше способов). Можно также воспользоваться третьим способом, основанном на синхронной медитации . Для этого необходимо сделать очевидные дополнения ко второму шагу, распределяя внимание так, чтобы центр медитативного движения совпал с центром переживания проблемы.
Медитативное движение , особенно медитативный бег , удобно использовать для трансформации убеждений и других ментальных форм. Необходимо выполнить следующие шаги.