Задачи информационных систем
Любая деятельность человека или организационной системы всегда включает два компонента:
¾ основную деятельность, направленную на решение определенных функциональных задач;
¾ информационную деятельность, направленную на обеспечение основной деятельности необходимой исходной информацией для принятия решений и генерации новой информации, и для последующего распространения этой информации по каналам коммуникации.
Усложнение организационных систем и процессовихфункционирования привело к необходимости организационного обособления информационной и основной деятельности. Это и привело к образованию информационных систем как самостоятельных структур. Информационная система (ИС) предназначена для сбора, хранения, обработки и распространения информации. Цель ее функционирования — информационное обслуживание основной деятельности организационной системы.
При организационном обособлении ИС может решать две группы задач. Первая группа задач связана с чисто информационным обеспечением основной деятельности: отбор необходимых данных,их обработка, хранение, поиск и выдача исполнителю основной деятельности с заранее заданной полнотой, точностью и оперативностью в наиболее удобной для исполнителя форме. Вторая группа задач связана с обработкой полученной информации/данных в соответствии с теми или иными алгоритмами или программами с целью подготовки решений задач, стоящих перед исполнителем основной деятельности (так называемых "пользовательских" задач). Задачи первой группы — это задачи информатизации общества "вширь". Задачи второй группы— задачи информатизации общества "вглубь".
Для решения поставленных задач ИС должна выполнить следующие функции:
¾ отбор сообщений из внутренней и внешней среды, необходимых для реализации основной деятельности;
¾ ввод информации в ИС;
¾ хранение информации в памяти ИС, ее актуализация и поддержание целостности;
¾ обработка, поиск и выдача информации в соответствии с заданными исполнителем основной деятельности требованиями. Обработка может включать и подготовку вариантов решения пользовательских прикладных задач по соответствующим алгоритмам/ программам.
Состав и структура информационных систем
Сложность и многогранность решаемых ИС задач предопределяют и сложность построения самой системы. Такую систему невозможно описать линейным текстом.
Можно выделить несколько различных декомпозиции и, соответственно, представлений ИС, каждая из которых описывает систему с определенной точки зрения и на различных уровнях детализации:
¾ функциональная декомпозиция, т. е. разбиение ИС на функциональные составляющие (подсистемы), например, подсистемы сбора информации, обработки и хранения информации, поиска и выдачи информации, информационного обслуживания потребителей информации;
¾ декомпозиция на обеспечивающие составляющие, т.е. на элементы, которые обеспечивают реализацию заданных функций ИС. В ИС обычно выделяют следующие обеспечивающие подсистемы: информационного обеспечения (обеспечивает формирование, ведение и использование информационной базы системы), лингвистического обеспечения (включает совокупность словарей, справочников, положений и инструкций по обработке и поиску информации), математического и программного обеспечения (включает совокупность методов, алгоритмов и программ ввода, обработки, поиска и выдачи информации), технического обеспечения (включает комплекс ЭВМ, технических средств сбора, ввода, передачи, отображения, хранения, диспетчеризации, телекоммуникации, поиска и выдачи информации, организационного обеспечения);
¾ организационная декомпозиция — декомпозиция ИС на организационные составляющие. Такая декомпозиция соответствует организационной структуре организации, в состав которой входит ИС. Среди элементов организационной декомпозиции могут быть: вычислительный центр, отделы, сектора или лаборатории
Типология ИС.
Наиболее общими типологическими признаками для систематизации ИС могут быть:
¾ масштаб ИС. С точки зрения масштаба можно рас сматривать ИС: всемирные, международные, республиканские, региональные, отраслевые, объединений, предприятий, подразделений, персональная;
¾ область/отрасль обслуживания. В соответствии с этим типологическим признаком выделяют ИС отраслей промышленности, межотраслевые ИС, а в нашем контексте — ИС систем организационного управления;
¾ характер решаемых ИС задач. В соответствии с этим признаком можно выделить И С, ориентированные на решение информационных задач (например, сбор, хранение информации) и ИС, обеспечивающие решение функциональных задач в определенной области. Последние помимо информационных решают и ряд задач по подготовке аналитических и тематических справок и обзоров, информационному анализу и синтезу, анализу тенденций развития, оценке качества и технического уровня изделий, подготовке вариантов решений и т. д. Можно различать также типы ИС с точки зрения функциональных задач конкретной области обслуживания. Например, для области документационного обеспечения управления можно выделить следующие типы автоматизированных систем делопроизводства: системы автоматизации документооборота, системы управления потоком работ, электронные архивы, документов, системы коллективной обработки документов;
¾ степень автоматизации функций ИС. По степени автоматизации функций целесообразно рассматривать ИС трех типов: неавтоматизированные ИС (все функции выполняет человек); автоматизированные ИС (человеко-машинные системы); автоматические ИС (функционируют без участия человека);
¾ характер (степень структурируемости) обрабатываемой информации. Различают документальные (текстовые) ИС (ориентированы на обработку слабоструктурируемой информации); фактографические ИС (ориентированы на обработку жесткоструктурируемой информации); документально-фактографические ИС.
Для описания конкретных (особенно небольших) ИС может потребоваться большее число параметров и (или) более глубокая их детализация.
Основные понятия информационных технологий
Управленческая деятельность в любой организации основана на переработке данных и производстве выходной информации, что предполагает наличие технологии преобразования исходных данных в результативную информацию.
Информационная технология – система методов и способов сбора, передачи, накопления, обработки, хранения, представления и использования информации на основе применения технических средств.
Пример современной технологии ориентированная на процесс сжатия информации. Технология предлагает:
¾ Систему различных методов решения этой задачи (методы необратимого сжатия, которые чаще всего применяются к звуку или к изображению, или большое количество методов обратимого сжатия, используемого для сжатия текстов, и конкретизирующихся в виде статистических или словарных методов)
¾ Современные программы – архиваторы, реализующие тот или иной метод сжатия (например, WinZip, WinRar, реализующие статистические методы сжатия)
¾ Способы работы с программами архиваторами, предлагающие удобный интерфейс, множество сервисных функций
Информационная технология должна быть ориентирована на снижение трудоемкости процессов использования информационного ресурса, а также повышения их надежности и оперативности. В организационных системах применяют автоматизированные информационные технологии, т.е. человеко-машинные технологии.
Информационные технологии многочисленны и многообразны. В литературе можно встретить различные типологические признаки, позволяющие упорядочить это множество. Среди них: по обслуживаемым предметным областям (бухгалтерский учет, банковская, налоговая, страховая деятельность и др.); по степени охвата задач управления (экспертная поддержка, поддержка принятия решений, электронная обработка данных и др.), по ориентации на вид обрабатываемой информации (текстовая, графическая, мультимедийная и др.)
Определим соотношение понятий информационная система и информационная технология
Информационная система – человеко компьютерная система для поддержки принятий решений и производства информационных продуктов, использующая компьютерную информационную технологию.