Контроль уровня сформированности коммуникативных умений говорения

Как известно, говорение реализуется в форме монологических высказываний и реплик диалога. Соответственно, различают монологическую и диалогическую речь.

Основными показателями сформированности диалогической речи являются:

1) соответствие беседы заданной ситуации;

2) количество реплик, построенных по изученным моделям;

3) наличие в составе реплик фраз, которые бы стимулировали собеседника к продолжению разговора.

Основным приемом контроля диалогической речи является беседа по ситуации. В отдельных случаях, если позволяет сюжет, можно предложить учащимся прослушать рассказ или посмотреть видеофильм и на этой основе составить диалоги от лица героев.

Учащимся можно предложить карточки:

а) с коммуникативными заданиями;

б) с инициативными репликами, к которым нужно подобрать соответствующие реплики;

в) с обозначением адресатов;

г) окончание диалога, к которому нужно придумать начало.

Эти задания перспективны, так как за короткий отрезок времени можно проверить сформированность умения ведения диалога у учащихся.

Проверка умений монологической речи занимает центральное место в процедуре итогового контроля. Здесь необходимо учитывать два фактора: количественный (количество фраз, сказанных учеником; количество использованных структур, моделей, изученной лексики) и качественный (наличие ошибок, мешающих пониманию речи и искажающих смысл сказанного). Контроль монологической речи может осуществляться как фронтально, так и индивидуально. На среднем этапе обучения должны преобладать индивидуальные формы проверки.

В качестве контролирующих заданий учащимся можно предложить следующие:

1) выступление по теме (ситуации);

2) рассказ по картинке;

3) пояснение (опровержение) предложенных учителем аргументов;

4) обобщение извлеченной из текста информации, выделение главного, комментирование поведения главных героев или событий, отраженных в тексте;

5) пересказ текста по предъявленным ключевым словам;

6) прогнозирование содержания текста по предлагаемому названию.

Говоря о качественных показателях сформированности умений монологической речи можно сказать, что к ним будут относиться следующие:

- соответствие поставленной коммуникативной задаче;

- смысловая завершенность, цельность высказывания;

- выражение собственного мнения, оценки в высказываниях, отношение к излагаемому;

- аргументирование своей точки зрения, отстаивание своей позиции [29].

К количественным можно отнести:

· объем высказывания;

· наличие различных моделей фразы, лингвистическая правильность которых находится в пределах, когда акт коммуникации не нарушается;

· количество фактов в высказывании.

Оценка при контроле навыков устной речи обычно выставляется:

§ за подготовленные дома монологи и диалоги;

§ за неподготовленные монологи и диалоги, которые учитель предлагает выполнить в классе.

В порядке исключения оценка может быть выставлена и за одну-две реплики, если они действительно ценны в речевом отношении и являются ярким примером владения учащимся дискурсивными умениями.

Контроль сформированности умения письменной речи

Контроль обученности учащихся в письменной речи осуществляется с использованием следующих заданий: 1) завершение предложений;

1) пользуясь таблицей или картинкой написание нескольких предложений;

2) написание нескольких предложений, расширяя их за счет слов, данных в скобках;

3) вставление слов, пропущенных в тексте (слова даны перед текстом, их количество превышает количество пропусков);

4) согласие или несогласие с предлагаемыми утверждениями и собственные пояснения;

5) выписывание из текста фактов,содержащих основную информацию и собственная оценка данным фактам;

6) описание картинки (при проверке данного задания следует обращать внимание не только на описание изображенных предметов, но и на описание их качесив, их месторасположение на картинке и т. д.);

7) изложение текста, прочитанного учителем;

8) сочинение;

9) написание письма;

10) написания заметки в стенгазету;

11) написание сообщения по теме;

12) написание рассказа по предлагаемой ситуации;

13) написание характеристики, аргументируя высказываемые положения;

14) составление аннотации к прочитанному тексту.

Наши рекомендации