Контроль уровня сформированности коммуникативных умений говорения
Как известно, говорение реализуется в форме монологических высказываний и реплик диалога. Соответственно, различают монологическую и диалогическую речь.
Основными показателями сформированности диалогической речи являются:
1) соответствие беседы заданной ситуации;
2) количество реплик, построенных по изученным моделям;
3) наличие в составе реплик фраз, которые бы стимулировали собеседника к продолжению разговора.
Основным приемом контроля диалогической речи является беседа по ситуации. В отдельных случаях, если позволяет сюжет, можно предложить учащимся прослушать рассказ или посмотреть видеофильм и на этой основе составить диалоги от лица героев.
Учащимся можно предложить карточки:
а) с коммуникативными заданиями;
б) с инициативными репликами, к которым нужно подобрать соответствующие реплики;
в) с обозначением адресатов;
г) окончание диалога, к которому нужно придумать начало.
Эти задания перспективны, так как за короткий отрезок времени можно проверить сформированность умения ведения диалога у учащихся.
Проверка умений монологической речи занимает центральное место в процедуре итогового контроля. Здесь необходимо учитывать два фактора: количественный (количество фраз, сказанных учеником; количество использованных структур, моделей, изученной лексики) и качественный (наличие ошибок, мешающих пониманию речи и искажающих смысл сказанного). Контроль монологической речи может осуществляться как фронтально, так и индивидуально. На среднем этапе обучения должны преобладать индивидуальные формы проверки.
В качестве контролирующих заданий учащимся можно предложить следующие:
1) выступление по теме (ситуации);
2) рассказ по картинке;
3) пояснение (опровержение) предложенных учителем аргументов;
4) обобщение извлеченной из текста информации, выделение главного, комментирование поведения главных героев или событий, отраженных в тексте;
5) пересказ текста по предъявленным ключевым словам;
6) прогнозирование содержания текста по предлагаемому названию.
Говоря о качественных показателях сформированности умений монологической речи можно сказать, что к ним будут относиться следующие:
- соответствие поставленной коммуникативной задаче;
- смысловая завершенность, цельность высказывания;
- выражение собственного мнения, оценки в высказываниях, отношение к излагаемому;
- аргументирование своей точки зрения, отстаивание своей позиции [29].
К количественным можно отнести:
· объем высказывания;
· наличие различных моделей фразы, лингвистическая правильность которых находится в пределах, когда акт коммуникации не нарушается;
· количество фактов в высказывании.
Оценка при контроле навыков устной речи обычно выставляется:
§ за подготовленные дома монологи и диалоги;
§ за неподготовленные монологи и диалоги, которые учитель предлагает выполнить в классе.
В порядке исключения оценка может быть выставлена и за одну-две реплики, если они действительно ценны в речевом отношении и являются ярким примером владения учащимся дискурсивными умениями.
Контроль сформированности умения письменной речи
Контроль обученности учащихся в письменной речи осуществляется с использованием следующих заданий: 1) завершение предложений;
1) пользуясь таблицей или картинкой написание нескольких предложений;
2) написание нескольких предложений, расширяя их за счет слов, данных в скобках;
3) вставление слов, пропущенных в тексте (слова даны перед текстом, их количество превышает количество пропусков);
4) согласие или несогласие с предлагаемыми утверждениями и собственные пояснения;
5) выписывание из текста фактов,содержащих основную информацию и собственная оценка данным фактам;
6) описание картинки (при проверке данного задания следует обращать внимание не только на описание изображенных предметов, но и на описание их качесив, их месторасположение на картинке и т. д.);
7) изложение текста, прочитанного учителем;
8) сочинение;
9) написание письма;
10) написания заметки в стенгазету;
11) написание сообщения по теме;
12) написание рассказа по предлагаемой ситуации;
13) написание характеристики, аргументируя высказываемые положения;
14) составление аннотации к прочитанному тексту.