Психолого-педагогические основы профессиональной деятельности специалиста по социальной работе

ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОСТОЧНАЯ ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКАЯ

ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ» (Академия ВЭГУ)

ОДОБРЕНА Ученым советом Академии ВЭГУ 31 августа 2016, протокол №8 УТВЕРЖДЕНА приказом ректора Академии ВЭГУ от 31 августа 2016 № 104/а

Рабочая программа дисциплины

Психолого-педагогические основы профессиональной деятельности специалиста по социальной работе

С 2016-2017 учебного года

Кафедра:Социально-культурной работы

Направление подготовки 39.03.02. Социальная работа

Квалификация (степень) выпускника бакалавр

Профиль подготовки "Социальная работа в системе социальных служб"

"Психосоциальная работа с населением"

Основная образовательная программа:39.03.02. Социальная работа, направленности (профиля) "Социальная работа в системе социальных служб", "Психосоциальная работа с населением".

Общая характеристика

Наименование

Данная учебная дисциплина называется «Психолого-педагогические основы профессиональной деятельности специалиста по социальной работе», включена в Реестр автономных дидактических компонентов Академии ВЭГУ и реализуется в рамках ООП Академии ВЭГУ 39.03.02. Социальная работа, направленности (профиля) "Социальная работа в системе социальных служб", "Психосоциальная работа с населением", по очной и заочной формам обучения, в т.ч. с использованием электронного обучения, дистанционных образовательных технологий и сетевой формы реализации образовательных программ.

Цели реализации

1.2.1. В результате освоения данной дисциплины обучающиеся должны овладеть знаниями, умениями и навыками в рамках формирования следующих компетенций:

ОК-7- способностью к самоорганизации и самообразованию.

1.2.2 Обучающийся, освоивший данную дисциплину, должен знать:

нравственно-этические основы профессиональной деятельности специалиста, работающего в социальной сфере;

основные подходы к пониманию закономерностей взаимодействия людей;

зарубежный опыт организации управленческой деятельности в социальной сфере;

важнейшие этические принципы профессиональной деятельности менеджера в социальной сфере;

1.2.3 Обучающийся, освоивший данную дисциплину, должен уметь:

использовать теоретические знания для решения конкретных задач в области стратегического и тактического планирования социальной работы;

эффективно пользоваться средствами и приемами из арсенала менеджера

1.2.4 Обучающийся, освоивший данную дисциплину, должен владеть:

навыками самостоятельного грамотного выбора стратегий и тактики проведения работы по эффективному взаимодействию с людьми;

психологические закономерности продуктивного и эффективного осуществления профессионально-педагогической деятельности социального работника;

механизмами, методами социальной, психологической, правовой помощи клиентам;

навыками, самопрезентации, самоанализа, самоконтроля и саморегуляции в процессе профессиональной деятельности

Место в структуре ООП

1.3.1 Данная дисциплина относится к блоку Б1.В.ОД.12 изучается по очной форме в 7 семестре на 4 курсе, а по заочной форме в 7 семестре на 4 курсе обучения.

1.3.2 Логически и содержательно-методически данная дисциплина связана с такими автономными дидактическими компонентами данной ООП, для изучения которой необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:

Содержание и методика социально-медицинской работы

Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы

Социально-психологические основы здоровья

Социально-культурная и трудовая реабилитация инвалидов

1.3.3 Освоение данной дисциплины необходимо для изучения последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и навыки, формируемые данной учебной дисциплиной:

Опыт организационно-административной работы в системе социальных служб, учреждений и организаций

Организация пенсионного обеспечения и социального страхования

Занятость населения и ее регулирование

Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе

Государственная молодежная политика: отечественный и зарубежный опыт

Объем

1.4.1 Общий объем данной дисциплины 4зачетные единицы или 144академических часа вне зависимости от формы обучения, применяемых образовательных технологий, реализации с использованием сетевой формы, реализации по индивидуальному учебному плану, в том числе при ускоренном обучении.

1.4.2 Объемы учебной нагрузки обучающегося при освоении программы дисциплины по видам учебной деятельности составляют:

Виды учебной деятельности Объем, в академических часах
по очной форме обучения по заочной форме обучения
Занятия лекционного типа
Занятия семинарского типа
Проектирование - -
Групповые консультации - -
Индивидуальная работа с обучающимся - -
Самостоятельная работа обучающегося
Аттестация
Всего

2. Структура и содержание

Содержание разделов и тем

Разделы и темы Содержание (дидактические единицы) Учебные занятия
п/п наименование очная форма заочная форма
виды Объем, академических часов виды Объем, академических часов
Раздел I. Профессиональная деятельность человека ЛЗ ЛЗ
ЗСТ ЗСТ
СРС СРС
Предмет, цель и задачи, методы исследования профессиональной деятельности Науки, изучающие профессиональную деятельность человека. Предмет, цель и задачи, методы исследования психологии профессиональной деятельности. Принципы профессионального образования. Стороны профессионального труда. Профессиограмма. Профессиональное мастерство. Психолого-педагогическая сущность ценностного ориентирования личности Занятия лекционного типа Занятия лекционного типа
1. Концептуальные подходы в отечественной и западной науке к профессиональной адаптации личности 2. Понятие социализации личности: определение, факторы. 3. Вклад психологических концепций в становление социальной работе. Занятия семинарского типа Занятия семинарского типа 0,5
– анализ учебников, учебных пособий, специальной литературы по данной теме: –устное решение задач, разбор конкретных ситуаций – подготовка к дискуссии по определенной проблеме на базе прочитанной литературы – подготовка списка литературы (библиографии), их изучение и т.д.) СРС СРС
Становление профессионализма Психологические закономерности становления профессионала, общие для разных профессий. Уровни, этапы, ступени профессионализма. Профессиональное и личностное самоопределение. Профессионализация и социализация. Мотивационно-смысло-целевая сфера профессионализма. Профессиональная адаптация. Профессионально-важные психологические качества. Профессиональное сознание. Профессиональное мышление. Профессиональное творчество. Профессиональная среда. Эффективность труда и работоспособность. Трудоспособность. Профессионализм и карьера. Профессионализм и возраст. Профессионализм и индивидуальность. Препятствия на пути к профессионализму. Занятия лекционного типа Занятия лекционного типа
Факторы, влияющие на становление профессионализма. Этапы становления профессионализма. Занятия семинарского типа Занятия семинарского типа 0,5
– анализ учебников, учебных пособий, специальной литературы по данной теме: –устное решение задач, разбор конкретных ситуаций – подготовка к дискуссии по определенной проблеме на базе прочитанной литературы – подготовка списка литературы (библиографии), их изучение и т.д.) СРС СРС
  Раздел 2. Управленческая деятельность ЛЗ ЛЗ
Занятия семинарского типа Занятия семинарского типа
СРС СРС
Психологические аспекты управленческой деятельности Понятие психологии управления: предмет, объект, цель, задачи. Понятия: организация, управление, руководство. Управленческие функции. Психологические подходы к определению профессионально-важных качеств руководителя. Уровни управления. Руководитель низового, среднего и высшего звеньев. Психологические требования к руководителям разного типа Занятия лекционного типа Занятия лекционного типа
Мозговой штурм «Профессионально важные качества для руководителя социальной работе. Мозговой штурм Диагностика профессионально важных качеств специалиста Дискуссия «Что заставляет людей работать лучше» Деловая игра «Мотивация». Занятия семинарского типа Занятия семинарского типа 0.5
– анализ учебников, учебных пособий, специальной литературы по данной теме: –устное решение задач, разбор конкретных ситуаций – подготовка к дискуссии по определенной проблеме на базе прочитанной литературы – подготовка списка литературы (библиографии), их изучение и т.д.) СРС 1 СРС
Взаимосвязь профессиональных требований и индивидуально -психологических особенностей социального работника Социально-психологический тип личности и его специализация. Обобщенные типы в рабочей команде. Роли в команде (по Белбину). Руководство и лидерство. Типы лидерства по содержанию (деловое, эмоциональное, информативное). Концепции ролевого поведения руководителей. Структура командных управленческих ролей руководителей. Фактор социально-психологической совместимости в специфических сферах деятельности Занятия лекционного типа Занятия лекционного типа
Обсуждение «Личность менеджера». Самодиагностика деловых и личностных качеств. Упражнение « Круг и я». Работа в подгруппах « Харизматическая личность». Ролевая игра « Стили лидерства». Диагностика ролей в команде по Белбину. Занятия семинарского типа Занятия семинарского типа 0.5
– анализ учебников, учебных пособий, специальной литературы по данной теме: –устное решение задач, разбор конкретных ситуаций – подготовка к дискуссии по определенной проблеме на базе прочитанной литературы – подготовка списка литературы (библиографии), их изучение и т.д.) СРС СРС
  Раздел 3. Технологии управления персоналом в социальной работе ЛЗ ЛЗ
Занятия семинарского типа Занятия семинарского типа
СРС СРС
Формы управленческих отношений в коллективе Коллектив и коллективный труд. Менеджер и исполнитель. Статусные позиции социокультурного менеджмента. Специфика менеджмента в социальной работе. Культура и климат в коллективе. Самоуправление – основа сопричастного менеджмента Занятия лекционного типа Занятия лекционного типа
Упражнение на отработку различных стилей руководства « Дорогой длинною» 2. Работа в 2 подгруппах «Проект» Занятия семинарского типа Занятия семинарского типа 0,5
– анализ учебников, учебных пособий, специальной литературы по данной теме: –устное решение задач, разбор конкретных ситуаций – подготовка к дискуссии по определенной проблеме на базе прочитанной литературы – подготовка списка литературы (библиографии), их изучение и т.д.) СРС СРС
Управление кадрами в социальной работе Система работы с персоналом в социальной работе. Персонал и кадровая политика в социальной сфере. Концептуальные подходы к управлению персоналом в учреждениях в зарубежных странах. Особенности управления персоналом в социальной работе. Стили руководства в социальной работе. Занятия лекционного типа Занятия лекционного типа
Проведение анализа на примере учреждения культуры по теме «Совершенствование системы управления персоналом в социальной работе. Занятия семинарского типа Занятия семинарского типа 0,5
– анализ учебников, учебных пособий, специальной литературы по данной теме: –устное решение задач, разбор конкретных ситуаций – подготовка к дискуссии по определенной проблеме на базе прочитанной литературы – подготовка списка литературы (библиографии), их изучение и т.д.) СРС СРС
Интерактивные технологии формирования профессиональной компетентности специалистов Профессиональная деятельность и компетентность специалиста. Характеристика компонентов профессионального мастерства. Игровые интерактивные технологии: имитационные игры (управленческие имитационные игры, интерактивные интеллектуальные имитации, метод мозгового штурма); организационно-деятельностные игры (проблемно-ориентированные деловые, апробационно-поисковые, инновационные); метод «информационного лабиринта». Занятия лекционного типа Занятия лекционного типа
Средства процесса активного мышления (список контрольных вопросов, техника расчленения, анализ затрат и результатов, механизм ассоциации, выяснения мнения других, метод неожиданных мыслей, прием Гордона). Упражнение « Печатная машинка» Деловая игра « Мост из спагетти» Самодиагностика по тесту Майерс- Бригса. Занятия семинарского типа Занятия семинарского типа 0,5
– анализ учебников, учебных пособий, специальной литературы по данной теме: –устное решение задач, разбор конкретных ситуаций – подготовка к дискуссии по определенной проблеме на базе прочитанной литературы – подготовка списка литературы (библиографии), их изучение и т.д.) СРС СРС
Конфликты и технологии их предотвращения Социальная природа конфликта. Типы конфликтов. Источники и причины возникновения конфликтов. Действия руководителя в конфликтных ситуациях. Процесс урегулирования конфликтов. Технологии выхода из конфликтов. Занятия лекционного типа Занятия семинарского типа 0,5
Деловая игра «Жалоба» Дидактическая игра «Фрустрирующие ситуации в деловых отношениях» Самодиагностика «Тест Томаса» Занятия семинарского типа Занятия семинарского типа 0,5
– анализ учебников, учебных пособий, специальной литературы по данной теме: –устное решение задач, разбор конкретных ситуаций – подготовка к дискуссии по определенной проблеме на базе прочитанной литературы – подготовка списка литературы (библиографии), их изучение и т.д.) СРС СРС
Здоровье сберегающие технологии в деятельности в социальной работе. Самоуправление. Тайм-менеджмент. Роль механизмов психологических защит в поведении человека. Понятие стресса. Динамика стресса. Три подхода к профилактике синдрома эмоционального выгорания специалиста. Методы саморегуляции: аутогенная тренировка, релаксационные упражнения, дыхательные техники, медитация, арт-терапевтические техники. Фильтры мышления. Позитивное отношение к жизни. Занятия лекционного типа Занятия лекционного типа 0,5
Релаксационное упражнение «Внутренний луч». Видеотренинг «За что я люблю жизнь». Работа в парах «Рефрейминг» Арт- терапевтическое упражнение «Моя замечательная жизнь». Занятия семинарского типа Занятия семинарского типа -
– анализ учебников, учебных пособий, специальной литературы по данной теме: –устное решение задач, разбор конкретных ситуаций – подготовка к дискуссии по определенной проблеме на базе прочитанной литературы – подготовка списка литературы (библиографии), их изучение и т.д.) СРС СРС

Перечень обеспечения СРС

Студенту предлагается выполнить следующие виды самостоятельной работы:

– проработка конспекта лекции;

– анализ учебников, учебных пособий, специальной литературы по данной теме (с указанием страниц);

– подготовка к практическому занятию;

– проведение научных исследований;

– выполнение домашней контрольной работы, письменное или устное решение задач, разбор конкретных ситуаций;

– подготовка к дискуссии по определенной проблеме на базе прочитанной литературы, изучения нормативных актов, практики т.д.;

– подготовка списка литературы (библиографии) и подборка нормативных источников по определенной тематике, их изучение и т.д.).

При выполнении самостоятельной работы, обучающемуся предоставляется следующее учебно-методическое обеспечение:

- информационные ресурсы, перечисленные в разделе 4: Информационные ресурсы данной программы;

- материалы, размещенные в разделах Диск, Задачи, Обсуждение, Сообщение, Wiki, ПГ Психолого-педагогические основы профессиональной деятельности специалиста по социальной работе Кампуса ВЭГУ 24;

- электронные курсы, размещенные в вертикальном меню Кампуса ВЭГУ;

- материалы лекционных и практических занятий по дисциплинам бакалавриата 39.03.02. Социальная работа, направленности (профиля) "Социальная работа в системе социальных служб", "Психосоциальная работа с населением".

Фонд оценочных средств

Информационные ресурсы

4.1 Основная учебная литература

№ п/п Выходные данные основной учебной литературы Адрес доступа к полнотекстовому варианту в Электронно-библиотечной системе Академии ВЭГУ
Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы: Учебное пособие / К.В. Беззубик; Под ред. Е.А. Сигиды. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 168 с. //Znanium.com http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=313883
Сухов, А. Н. Основы психосоциальной работы с населением [Электронный ресурс] : учеб. пособие / А. Н. Сухов. - М.: ФЛИНТА, 2013. - 638 с http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=466370

4.2 Дополнительная учебная литература

№ п/п Выходные данные дополнительной учебной литературы Адрес доступа к полнотекстовому варианту (в ЭБС Академии ВЭГУ или других ресурсах в сети «Интернет»)
Демидова, Т. Е. Социальная работа: теория и практика [Электронный ресурс] / Т. Е. Демидова. - М.: Экон-Информ, 2003. - 264 с. http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=453270
Соколков Е.А. Профессиональное становление личности специалиста-гуманитария [Электронный ресурс]: монография/ Соколков Е.А.— Электрон. текстовые данные.— М.: Университетская книга, 2009.— 480 c. http://www.iprbookshop.ru/9125.html
Гуревич, П. С. Психология и педагогика [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов / П. С. Гуревич. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 320 с http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=390296
Энциклопедия социальных практик поддержки семьи и детства в Российской Федерации [Электронный ресурс] / Под ред. профессора Е. И. Холостовой, профессора Г. И. Климантовой. — 2-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2015. — 752 с. http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=513854

Ресурсы сети «Интернет»

№ п/п Наименование ресурса Адрес доступа к полнотекстовому варианту (в ЭБС Академии ВЭГУ или других ресурсах в сети «Интернет»)
Научная электронная библиотека http://www.elibrari.ru
Российская государственная библиотека http://www.rsl.ru
Библиотека МГУ им. М.В. Ломоносова http://www.lib.msu.su/
Электронно-библиотечная система Znanium.com http://cp.insto.ru/extranet/ebs/znanium.php  
Электронно-библиотечная система IPRbooks http://cp.insto.ru/extranet/ebs/iprbooks.php  
Электронно-библиотечная система Академии ВЭГУ http://cp.insto.ru/extranet/ebs/irbis.php  
Электронно-библиотечная система IBooks http://cp.insto.ru/extranet/ebs/ibooks.php
Российская газета http://www.rg.ru
Экспресс-хроника http://www.online.ru/sp/chronicle

Информационные технологии

АСО Академии ВЭГУ

Образовательный процесс по данной дисциплине в Академии ВЭГУ ведется с широким использованием Автоматизированной системы обучения. В частности, применяются следующие составные части (модули) АСО:

№ п/п Наименование модуля АСО Область применения в образовательном процессе
1. Программное обеспечение «1С- Битрикс: внутренний портал учебного заведения» Платформа для интеграции всех сервисов и создания виртуальных рабочих кабинетов участников образовательного процесса. 1. Создание ЭИОС для обучающегося: - редактирование индивидуального учебного плана обучающегося; - изучение материалов по доступным дисциплина (модулям) (электронный курс, материалы для самоконтроля и прохождение аттестации, расписание трансляций лекций, очных занятий и вебинаров, просмотр видео материалов); - средства электронных коммуникаций (форумы, комментарии, чат) для общения с участниками процесса обучения (в учебной и предметных группах); - просмотр электронной зачётной книжки; - получение информации о набранных кредитах (оценках); - автоматическое зачисление в предметные и учебные группы; -формирование портфолио обучающегося (данные по IMS ePortfolio Specification (http://www.imsglobal.org/ep/); -биллинговая система (on-line оплата обучения, просмотр истории оплаты). 2. Создание ЭИОС для обучающего: - получение информации по нагрузке; - планирование и проведение вебинаров; - разработка и экспертиза контрольно-измерительных материалов (КИМ); - проверка эссе обучающихся; - средства электронных коммуникаций (форумы, комментарии, чат) для общения с участниками процесса обучения (в учебных и предметных группах); - публикация мультимедийного обучающего контента; - формирование персонального портфолио. 3. Для организаторов образовательного процесса: - система мониторинга (получение информации об активности пользователей; организация опросов пользователей); - участие в группах (учебных, предметных, общих); - поддержка основных элементов коммуникаций (форумы, комментарии); - оценивание и организация объектов социальной сети; - отслеживание рейтингов и достижений; - публичное портфолио пользователя; - работа с заявками (отправка, отслеживание выполнения).
2. Конфигурация «Компас-В» на платформе «1С: Предприятие 8.2» Автоматизирует работу: - приёмной комиссии (ведение базы абитуриентов, зачисление на обучение, финансовые и маркетинговые отчёты); - деканата (документооборот приказов по движению обучающихся, репозиторий документов обучающихся, оповещение обучающихся по электронной почте, SMS); - учебно-методического управления (ведение базы преподавателей, формирование и учёт учебной нагрузки).
3. Программный комплекс «Автоматизированная среда аттестации АСА» Автоматизирует процедуры: - разработки, экспертизы и публичной экспертизы контрольно-измерительных материалов; - формирования и использования фонда оценочных средств по конкретным программам, дисциплинам (модулям, предметам, видам учебной работы); - проведения обучения с использованием балльно-рейтинговой системы (БРС); - допуска, проведения приема экзаменов, зачетов, письменных аттестационных работ; - видеопротоколирования процесса аттестации; - оформления документации по процессам аттестации (аттестационных ведомостей, заявлений на оплату выполненной обучающими работы, отчетов); - контроля успеваемости обучающихся; - мониторинга удовлетворенности обучающимися качеством контрольно-измерительных материалов и процедурами аттестации.
4. Программа «WebSoft CourseLab» Разработка электронных курсов в формате SCORM 1.2.
5. Система программных продуктов LMS Moodle Используется для: - публикации электронных курсов; - просмотра результата прохождения электронного курса и последующего его учёта в рамках БРС.
6. Система автоматизации библиотек ИРБИС64 Используется для: организации доступа к электронной библиотеке для: просмотра полнотекстовых вариантов основной и дополнительной литературы; просмотра учебно-методических комплексов дисциплин.
7. Программный продукт Автоматизированная информационная система центра контента «Электронная библиотека» Используется для организации процесса разработки и обновления полнотекстовых электронных версий учебных материалов и рабочих программ дисциплин.
8. Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM Используется для организации доступа к электронной библиотеке для просмотра полнотекстовых вариантов основной и дополнительной литературы в режиме on-line и off-line.
9. Электронно-библиотечная система IPRbook Используется для организации доступа к электронной библиотеке для просмотра полнотекстовых вариантов основной и дополнительной литературы в режиме on-line и off-line.
10. Прикладное программное обеспечение Comdi On-line сервис интегрированный в АСО, используется для: - организации и проведения вебинаров, интерактивных занятий, on-line консультаций и лекций; - просмотра записей вебинаров.
11. Веб-сайт видео-обмена YouTube Видеохостинг для размещения видео контента, с последующим встраиванием в АСО.

ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОСТОЧНАЯ ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКАЯ

ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ» (Академия ВЭГУ)

ОДОБРЕНА Ученым советом Академии ВЭГУ 31 августа 2016, протокол №8 УТВЕРЖДЕНА приказом ректора Академии ВЭГУ от 31 августа 2016 № 104/а

Рабочая программа дисциплины

Психолого-педагогические основы профессиональной деятельности специалиста по социальной работе

С 2016-2017 учебного года

Кафедра:Социально-культурной работы

Направление подготовки 39.03.02. Социальная работа

Квалификация (степень) выпускника бакалавр

Профиль подготовки "Социальная работа в системе социальных служб"

"Психосоциальная работа с населением"

Основная образовательная программа:39.03.02. Социальная работа, направленности (профиля) "Социальная работа в системе социальных служб", "Психосоциальная работа с населением".

Общая характеристика

Наименование

Данная учебная дисциплина называется «Психолого-педагогические основы профессиональной деятельности специалиста по социальной работе», включена в Реестр автономных дидактических компонентов Академии ВЭГУ и реализуется в рамках ООП Академии ВЭГУ 39.03.02. Социальная работа, направленности (профиля) "Социальная работа в системе социальных служб", "Психосоциальная работа с населением", по очной и заочной формам обучения, в т.ч. с использованием электронного обучения, дистанционных образовательных технологий и сетевой формы реализации образовательных программ.

Цели реализации

1.2.1. В результате освоения данной дисциплины обучающиеся должны овладеть знаниями, умениями и навыками в рамках формирования следующих компетенций:

ОК-7- способностью к самоорганизации и самообразованию.

1.2.2 Обучающийся, освоивший данную дисциплину, должен знать:

нравственно-этические основы профессиональной деятельности специалиста, работающего в социальной сфере;

основные подходы к пониманию закономерностей взаимодействия людей;

зарубежный опыт организации управленческой деятельности в социальной сфере;

важнейшие этические принципы профессиональной деятельности менеджера в социальной сфере;

1.2.3 Обучающийся, освоивший данную дисциплину, должен уметь:

использовать теоретические знания для решения конкретных задач в области стратегического и тактического планирования социальной работы;

эффективно пользоваться средствами и приемами из арсенала менеджера

1.2.4 Обучающийся, освоивший данную дисциплину, должен владеть:

навыками самостоятельного грамотного выбора стратегий и тактики проведения работы по эффективному взаимодействию с людьми;

психологические закономерности продуктивного и эффективного осуществления профессионально-педагогической деятельности социального работника;

механизмами, методами социальной, психологической, правовой помощи клиентам;

навыками, самопрезентации, самоанализа, самоконтроля и саморегуляции в процессе профессиональной деятельности

Место в структуре ООП

1.3.1 Данная дисциплина относится к блоку Б1.В.ОД.12 изучается по очной форме в 7 семестре на 4 курсе, а по заочной форме в 7 семестре на 4 курсе обучения.

1.3.2 Логически и содержательно-методически данная дисциплина связана с такими автономными дидактическими компонентами данной ООП, для изучения которой необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:

Содержание и методика социально-медицинской работы

Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы

Социально-психологические основы здоровья

Социально-культурная и трудовая реабилитация инвалидов

1.3.3 Освоение данной дисциплины необходимо для изучения последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и навыки, формируемые данной учебной дисциплиной:

Опыт организационно-административной работы в системе социальных служб, учреждений и организаций

Организация пенсионного обеспечения и социального страхования

Занятость населения и ее регулирование

Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе

Государственная молодежная политика: отечественный и зарубежный опыт

Объем

1.4.1 Общий объем данной дисциплины 4зачетные единицы или 144академических часа вне зависимости от формы обучения, применяемых образовательных технологий, реализации с использованием сетевой формы, реализации по индивидуальному учебному плану, в том числе при ускоренном обучении.

1.4.2 Объемы учебной нагрузки обучающегося при освоении программы дисциплины по видам учебной деятельности составляют:

Виды учебной деятельности Объем, в академических часах
по очной форме обучения по заочной форме обучения
Занятия лекционного типа
Занятия семинарского типа
Проектирование - -
Групповые консультации - -
Индивидуальная работа с обучающимся - -
Самостоятельная работа обучающегося
Аттестация
Всего

2. Структура и содержание

Содержание разделов и тем

Разделы и темы Содержание (дидактические единицы) Учебные занятия
п/п наименование очная форма заочная форма
виды Объем, академических часов виды Объем, академических часов
Раздел I. Профессиональная деятельность человека ЛЗ ЛЗ
ЗСТ ЗСТ
СРС СРС
Предмет, цель и задачи, методы исследования профессиональной деятельности Науки, изучающие профессиональную деятельность человека. Предмет, цель и задачи, методы исследования психологии профессиональной деятельности. Принципы профессионального образования. Стороны профессионального труда. Профессиограмма. Профессиональное мастерство. Психолого-педагогическая сущность ценностного ориентирования личности Занятия лекционного типа Занятия лекционного типа
1. Концептуальные подходы в отечественной и западной науке к профессиональной адаптации личности 2. Понятие социализации личности: определение, факторы. 3. Вклад психологических концепций в становление социальной работе. Занятия семинарского типа Занятия семинарского типа 0,5
– анализ учебников, учебных пособий, специальной литературы по данной теме: –устное решение задач, разбор конкретных ситуаций – подготовка к дискуссии по определенной проблеме на базе прочитанной литературы – подготовка списка литературы (библиографии), их изучение и т.д.) СРС СРС
Становление профессионализма Психологические закономерности становления профессионала, общие для разных профессий. Уровни, этапы, ступени профессионализма. Профессиональное и личностное самоопределение. Профессионализация и социализация. Мотивационно-смысло-целевая сфера профессионализма. Профессиональная адаптация. Профессионально-важные психологические качества. Профессиональное сознание. Профессиональное мышление. Профессиональное творчество. Профессиональная среда. Эффективность труда и работоспособность. Трудоспособность. Профессионализм и карьера. Профессионализм и возраст. Профессионализм и индивидуальность. Препятствия на пути к профессионализму. Занятия лекционного типа Занятия лекционного типа
Факторы, влияющие на становление профессионализма. Этапы становления профессионализма. Занятия семинарского типа Занятия семинарского типа 0,5
– анализ учебников, учебных пособий, специальной литературы по данной теме: –устное решение задач, разбор конкретных ситуаций – подготовка к дискуссии по определенной проблеме на базе прочитанной литературы – подготовка списка литературы (библиографии), их изучение и т.д.) СРС СРС
  Раздел 2. Управленческая деятельность ЛЗ ЛЗ
Занятия семинарского типа Занятия семинарского типа
СРС СРС
Психологические аспекты управленческой деятельности Понятие психологии управления: предмет, объект, цель, задачи. Понятия: организация, управление, руководство. Управленческие функции. Психологические подходы к определению профессионально-важных качеств руководителя. Уровни управления. Руководитель низового, среднего и высшего звеньев. Психологические требования к

Наши рекомендации