Анализ перекрестного влияния

Многие технические достижения могут применяться в различных отраслях экономики (например, лазеры или микропроцессоры). Следовательно, эти технологии оказывают влияние на целый ряд хозяйственных сфер и в то же время сами подвергаются воздействию других технологии.

Такие перекрестные влияния могут быть учтены в специальной таблице (табл. 5.4).

Таблица 5.4 – Формат для анализа перекрестного влияния

Явления в технологии Перспективный прогноз Явления, подвергающиеся влиянию Пересмотренный прогноз
Время Вероят-ность … n Время Вероятность
                   
                   
        Х          
          Х        
            Х      
…n               Х    

Х – невозможность перекрестного влияния.

В таблицу заносятся основные явления в сфере технологии, напрямую касающиеся деятельности фирмы. Затем дается первоначальный прогноз их будущего состояния (без учета перекрестного влияния).

Далее выявляется перекрестное влияние одних событий на другие. И наконец, составляется окончательный прогноз, учитывающий возможность перекрестного влияния.

Характер воздействия одного явления в технологии на другое может быть определен как позитивный, нейтральный, негативный.

Интенсивность воздействия оценивается по 10-балльной шкале.

Так, открытие возможности записи звуков при помощи лазера существенно повлияло на индустрию виниловых дисков. Характер воздействия можно определить как отрицательный, интенсивность воздействия – не менее 7 баллов.

Метод анализа перекрестного влияния повышает основательность и точность прогнозов, может применяться в сочетании с методом Дельфи.

Социально-политическое прогнозирование

Социально-политическое прогнозирование – самая молодая отрасль предсказания будущего в рамках внутрифирменного планирования.

В западной экономике возникновение социально-политического прогнозирования было связано с серьезными изменениями в этой сфере жизни. Среди наиболее значимых факторов последнего времени, оказывающих влияние на деятельность фирмы, называют:

социальные факторы:

- консьюмеризм (движение в защиту прав потребителей);

- экологизм (движение в защиту окружающей среды);

- рабочие движения.

политические факторы:

- законодательство о труде;

- взаимоотношения правительства и бизнеса.

Для российских экономических организаций социально-политический компонент имеет в настоящее время не меньшее, а, скорее, даже более важное значение.

В период централизованно управляемой экономики российские предприятия жили в условиях достаточно стабильной социально-политической среды. Для советской экономики были характерны такие явления, как:

- диктат производителя над потребителем;

- отсутствие независимых экологических движений;

- формальный характер защиты прав работников профсоюзами;

- отрицание особых целей деятельности предприятия по сравнению с целями общего народнохозяйственного комплекса и, следовательно, серьезных противоречий между предприятиями и центральными органами управления.

Конечно, реальные противоречия между интересами предприятий и интересами экономического центра существовали, однако они были подавлены, не принимали открытой формы и, таким образом, не учитывались в формальном планировании предприятия.

К тому же политика государства по отношению к предприятиям имела устойчивый, неизменный характер.

Современная социально-политическая среда российского предпринимательства крайне изменчива и нуждается в постоянной, кропотливой работе по ее предсказанию, даже если полученные прогнозы не отличаются высокой степенью точности.

Методы социально-политического прогнозирования в большей степени заимствованы из двух ранее возникших отраслей прогнозирования: экономической и технологической.

В социально-политическом прогнозировании используются:

- сценарии;

- метод перекрестного влияния;

- метод Дельфи

- различные техники маркетинговых исследований в сфере политических и социальных явлений;

- метод исторических аналогий (один из самых древних методов прогнозирования) и т.д.

Наряду с ними существуют особые техники, разработанные специально для получения социально-политических прогнозов.

Среди них – создание профилей общественных ценностей, применение матрицы "вероятность-воздействие".

Матрица продукт/рынок

Анализ перекрестного влияния - student2.ru

Матрица «продукт/рынок», известная как «матрица возможностей по товарам-рынкам», является классической моделью, используемой в процессе стратегического развития компании.

Данная матрица – практический инструмент, применяемый при классификации товаров и рынков (категорий потребителей).

В основе классификации лежит степень неопределенности ожидаемого объема реализации или вероятность проникновения фирмы на заданный рынок с заданным товаром.

Опыт показывает, что продать совершенно новый, не родственный продукт гораздо труднее, чем продукт, как-то связанный с уже существующим на рынке ассортиментом.

Под продуктом в данном контексте понимаются как товары, так и услуги.

В то же время опыт показывает, что реализовать популярный продукт в рыночных нишах, уже потребляющих данную продукцию, гораздо проще, чем внедряться на абсолютно новые рынки.

Для расширенного применения каждой ячейке матрицы может быть присвоено количественное значение, равное потенциальному объему продаж, умноженному на вероятность достижения такой величины объема. Рассчитанный показатель количественно характеризует планируемую ситуацию с учетом динамики объемов продаж или развития бизнеса в целом.

Матрица продукт/рынок также используется для того, чтобы разбить бизнес па отдельные рынки и сегменты рынка, на которых он функционирует, или продукты и услуги, которые он производит. Процесс и результаты такой сортировки могут дать ценную информацию, касающуюся общего направления бизнеса: каким группам потребителей продукта необходимо уделить особое внимание, а каких можно проигнорировать, и что из продуктового ряда следует усовершенствовать, а что, напротив, снять с производства.

Наши рекомендации