Список обозначений ко всей выпускной работе
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Выпускная работа по
«Основам информационных технологий»
Магистрант кафедры
Этнологии, музеологии и
Истории искусств
Ругаль Анастасия
Руководители:
Доцент Берейшик Л.В.
Ассистент Позняков А.М.
Минск – 2008 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ОГЛАВЛЕНИЕ.. 2
СПИСОК ОБОЗНАЧЕНИЙ КО ВСЕЙ ВЫПУСКНОЙ РАБОТЕ.. 3
РЕФЕРАТ НА ТЕМУ «ПРИМЕНЕНИЕ ИТ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКСПОЗИЦИИ МУЗЕЕВ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ» 4
ВВЕДЕНИЕ.. 5
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ... 7
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ.. 10
ГЛАВА 3. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В МУЗЕЙНОЙ ЭКСПОЗИЦИИ.. 11
3.1. Простые информационные системы.. 11
3.2. Электронная экспозиция. 12
3.3. Метод 3D-моделирования. 13
3.4. Виртуальные экспонаты.. 13
3.5. Электронный информационно-экспозиционный музейный комплекс. 15
ГЛАВА 4. ПОСЛЕДСТВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ИТ В ЭКСПОЗИЦИИ.. 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 18
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 19
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ К РЕФЕРАТУ.. 21
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ В ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ.. 22
ДЕЙСТВУЮЩИЙ ЛИЧНЫЙ САЙТ В WWW (ГИПЕРССЫЛКА) 24
ГРАФ НАУЧНЫХ ИНТЕРЕСОВ.. 25
ПРЕЗЕНТАЦИЯ МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ.. 27
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК К ВЫПУСКНОЙ РАБОТЕ.. 31
СПИСОК ОБОЗНАЧЕНИЙ КО ВСЕЙ ВЫПУСКНОЙ РАБОТЕ
АДИТ - автоматизация деятельности музеев и информационные технологии
ГРМ – Государственный Русский музей
ИТ – информационные технологии
МАЭ РАН – Музей антропологии и этнографии Российской Академии наук
ЭИЭМК – электронный информационно-экспозиционный музейный комплекс
ЭЭ – электронная экспозиция
РЕФЕРАТ НА ТЕМУ «ПРИМЕНЕНИЕ ИТ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКСПОЗИЦИИ МУЗЕЕВ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ»
ВВЕДЕНИЕ
В последние десятилетия можно наблюдать лавинное распространение информационных технологий практически во всех сферах жизни общества. Вторую половину ХХ века можно назвать «веком компьютеров», они занимают важное место даже в таких сферах, как литературоведение, история, библиотечное и музейное дело. История содружества двух феноменов – музей и компьютер – насчитывает около четырех десятилетий.
Основные тенденции применения современных методов и средств информатики в музеях можно сформулировать следующим образом: первым направлением стало создание автоматизированных систем учета музейных коллекций. Оно ведется с начала 60-х годов и актуально по сегодняшний день. С начала 90-х годов основной акцент переносится на применение средств и методов мультимедиа и использование глобальных средств связи. С середины 90-х годов главным предметом обсуждения становится проблема удаленного доступа к интерактивным системам мультимедиа и применение в музеях современных средств коммуникации и передачи данных [1, с. 18].
Вышеперечисленные тенденции позволяют создавать качественно новое информационное музейное пространство, которое иногда обозначают термином «виртуальный музей». Данное понятие включает в себя различные тематические и информационные и музейные CD-ROM, неисчерпаемые возможности сети Интернет и, конечно же, специально созданные аудио- видео- и мультимедийные программы, выступающие равноправными участниками музейной экспозиции наряду с традиционными предметами. Последние все шире используются в практике музеев различных профилей: художественных, научно-технических, природоведческих и т.д.
Особый интерес представляет применение информационных технологий в музеях исторического профиля, где с помощью средств мультимедиа и прочих программ становится возможной реконструкция исторического процесса. Посетитель исполняет роль свидетеля исторических событий.
К сожалению, столь популярная практика применения информационных технологий в экспозициях западноевропейских музеев и музеев США, и набирающая силу в России, для Беларуси остается делом завтрашнего дня. Только в одном Национальном Художественном Музее Республики Беларуси ИТ начинают использоваться в экспозиционно-выставочной деятельности. Остальные музеи либо планируют их применение, как Белорусский государственный Музей истории Великой Отечественной войны, либо, главным образом из-за недостачи материальных средств, очень далеки от данной идеи. Необходимо учесть, что не все районные краеведческие музеи Беларуси оснащены компьютерами. В связи с этим в данной работе анализируется опыт использования ИТ в экспозициях западноевропейских и российских музеев.
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
Всю имеющуюся литературу по данному вопросу можно условно разделить на две группы. К первой группе относятся издания на бумажных носителях и сайты по музейному делу общего характера, где наряду с описанием различных направлений музейной деятельности анализируется опыт и перспективы внедрения ИТ. Во вторую группу можно включить авторские концепции и опыт создания музейных выставок и экспозиций с применением информационных технологий.
Большое внимание использованию компьютерных технологий в музейной деятельности уделяют авторы учебного издания «Музейное дело России», вышедшего в Москве в 2005 году под редакцией Каулен М.Е.
Авторы подробно анализируют цели, задачи, функции, основные требования к использованию компьютера в музее, приводят опыт музеев Российской Федерации. Большим недостатком данного издания является то, что авторы делают основной упор на применение ИТ в административно-хозяйственной и фондовой деятельности музея (создание базы данных музейных коллекций), а экспозиционно-выставочной деятельность остается практически нераскрытой.
В отличие от предыдущего учебника, в «Основах музееведения» под редакцией Э.А. Шулеповой достаточно большое внимание уделено применению информационных технологий в экспозициях и выставках. Причем авторы останавливаются на новейших и не вполне привычных посетителю методах использования ИТ. Автор раскрывает значение термина «электронная экспозиция», широко использует понятие «виртуальный экспонат» и приводит примеры его использования в музеях различного профиля.
К первой группе можно отнести работы Ноль Л.Я. «Компьютерные технологии в музее», издание «Музей будущего: информационный менеджмент» и другие.
Автором одной из наиболее интересных концепций музейной экспозиции является Алексей Лебедев, заведующего Лабораторией музейного проектирования Российского института культурологии. А. Лебедев является создателем концепции мультимедийной экспозиции в западном павильоне-Кордегардии Михайловского замка и в Колокольне Ивана Великого. Автор отличается необычным, даже, наверное, неформатным и нестандартным подходом к созданию музейной экспозиции. В некоторых случаях он предлагает отказаться от подлинных музейных предметов, а экспозицию создать как многофункциональный центр музейных мультимедийных технологий, которые передаются через различные зрительные эффекты.
Также в направлении совершенствования системы музейных коммуникаций двигаются научные сотрудники Ю.К. Чистова и Т.Г. Богомазова Музея антропологии и этнографии (Кунсткамера) РАН. Их усилиями был создан проект современного информационно-экспозиционного музейного комплекса. Создатели раскрывают в концепции основные задачи и состав экспозиционно-информационного комплекса.
Среди белорусских музеев исторического профиля необходимо отметить концепцию экспозиции Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны. Его сотрудники учли существующие разработки в области информационных технологий и предлагают качественно новый подход показа событий Второй мировой войны.
Информацию об использовании ИТ в экспозициях российских и зарубежных музеев можно найти в Интернете: на сайте некоммерческого партнерства «Автоматизация деятельности музеев и информационные технологии» (АДИТ) http://www.adit.ru/rus/, на котором помещена информация об организации, ее истории и деятельности, ежегодных конференциях, проектах. На сайте также размещены web-публикации, посвященных применению ИТ в экспозиционной деятельности музеев.
Сайт «Музей будущего» http://www.future.museum.ru полностью раскрывает все этапы создания и использования информационных технологий в музее. На сайте представлена информация о том, для чего нужны ИТ, как их создавать, где на это можно взять и деньги и другое. На такие, казалось бы, простые вопросы, даются глубокие, научно обоснованные ответы.
Ресурс Российской сети культурного наследия, основанный в 1996 году – http://www.museum.ru - содержит подробную информацию о коллекциях, фондах, выставках, направлениях деятельности не только музеев России, но и мира, на этом же сайте находится электронная музейная энциклопедия.
Одним из наиболее известный исследователей рассматриваемой области является российский ученый Ноль Л.Я. http://museolog.rsuh.ru/nol.html персональный сайт Ноля Льва Яковлевича, кандидата технических наук, профессора, заведующего отделом информационного обеспечения ГМИИ им. А.С. Пушкина. На его сайте расположена информация, посвященная с теории и практике использования информационных технологий в музейной деятельности, представлены публикации по данной тематике, доступные в электронном виде.
Таким образом, основная литература по теме исследования – это авторские концепции, реализованные или еще находящиеся на стадии реализации, а также музейные сайты, где предоставлена возможность узнать об использовании тех или иных компьютерных технологий. В ученой и научной литературе данный опыт еще в достаточной мере не проанализирован, скорее всего, ввиду того, что ИТ в экспозиционно-выставочной деятельности музеев на постсоветском пространстве только начинают внедряться.
Электронная экспозиция
В соответствии с принятой сегодня терминологией «электронной экспозицией» мы будем называть не всякий информационный киоск для посетителей музея, а только размещенную в экспозиции систему терминалов, особым образом транслирующую информацию из учетно-хранительской базы. Но «электронная экспозиция - это не просто интерфейс, дающий посетителю доступ к электронному каталогу. Она имеет собственный сценарий. Кроме того, ряд материалов, как и в любом другом электронном издании, готовится специально для данной публикации: тексты, изображения, аудио- и видеоклипы, специальные мультимедиа программы для посетителей и др. Но по сравнению с CD-ROMом, web-сайтом, локальным информационным киоском электронная экспозиция обладает очевидным преимуществом: она имеет механизм синхронизации. Основную часть ЭЭ составляют материалы из музейной базы данных, и все изменения и дополнения, сделанные хранителем в рабочей базе, немедленно визуализируются в системе.
Электронные экспозициипо-разному соотносятся с реальными музейными экспозициями, в которых они размещены. Они могут пояснять материалы экспозиции и облегчать посетителю ориентацию в ней, дополнять основную экспозицию, а также привносить элемент игры и развлечения [6, с. 456].
Метод 3D-моделирования
Компьютерное 3D-моделирование было изобретено как инструмент архитектора, а потому использование программ трехмерной графики наиболее эффективно там, где объектом интерпретации являются архитектурное сооружение или его части - в музеях-заповедниках и в музеях, расположенных в памятниках архитектуры. В качестве примера можно привести ситуацию: здание XVIII века было перестроено в XIX столетии. В зале с двумя рядами окон установлено перекрытие, разбившие его на два этажа. На новом потолке сделана роспись, обладающая художественной ценностью. Восстановление облика здания « на XVIII век» приведет к уничтожению памятника истории и культуры следующего столетия. Здесь на помощь приходит компьютерное моделирование [6, с. 457].
Удачный опыт использования компьютерной графики продемонстрировали сотрудники Государственного Русского музея (ГРМ), воссоздавшие первоначальный облик одного из принадлежащего музею дворцов - Михайловского (Инженерного) замка. Так, в экспозиционной деятельности музея была использована виртуальная расстановка мебели и развеска картин, предшествующая проведению тех же действий в натуре [7, с. 3].
Виртуальные экспонаты
Когда речь идет о виртуальных экспонатах, имеется ввиду особый случай, все чаще встречающийся в современной музейной экспозиции - это специально созданные аудио, видео- и мультимедийные программы, выступающие равноправными участниками экспозиционного «действа» наряду с традиционными музейными предметами [8, с. 225].
Первый и наиболее простой вариант - использование средств мультимедиа в экспозиции, когда программа является составной частью представленного объекта. Так, в Доме истории Федеративной Республики Германии, в часть экспозиции, где показано послевоенное состояние Германии, авторы нашли удачное решение показа трагичной ситуации, когда многие люди потеряли связь со своими родными, особенно много потерялось детей. Наряду с объявлениями о поиске родственников, были выставлены мониторы, демонстрирующие выступления потерявшихся во время войны детей. Это значительно увеличивает воздействие на посетителя [9, с. 16]. В данном случае материальные и мультимедийный объекты неотторжимы друг от друга и не могут быть предъявлены зрителю по отдельности.
Ситуация равноправия, экспозиционной равновесности материальных и виртуальных объектов возможна и в других случаях: музыкальный инструмент и его звучание, наряд шамана и видеозапись его танца, технические объекты и демонстрация их действа на мониторе и т. д. Причем, мы имеем дело не прост с парными объектами, а с парами «предмет - процесс».
Наиболее интересна ситуации, когда подлинный материальный объект не может быть представлен в экспозиции и мультимедиа принимает на себя его функции (демонстрация работы доменной печи, извержения вулкана и т.д.). Все это может быть показано и с помощью традиционных средств (макеты, схемы и т.п.), но современные средства отображения информации оказываются в данном случае более зрелищными, а главное, более подлинными [10, с. 131]. Подобная практика использования мультимедиа широко распространена в естественнонаучных и технических музеях, но встречается также в музеях художественного и исторического профиля.
В качестве собственного примера использования информационных технологий в музейной экспозиции можно привести опыт Музея истории БГУ, сотрудником которого автор является. В музее находится видеопроектор, который позволяет демонстрировать презентации, созданные при помощи Microsoft PowerPoint. Презентации в большинстве своем посвящены сегодняшнему состоянию факультетов, институтов и прочих подразделений университета. Также с помощью проектора можно демонстрировать отрезки из документальных фильмов 40-х - 90-х годов, где посетители увидят панораму университетских зданий, преподавателей и студентов тех лет. Для данной демонстрации необходимо предварительно перезаписать фильмы на современные носители, а затем обработать с помощью соответствующих компьютерных программ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На данный период музей признал и принял в своих стенах компьютерную технику. Музеи исторического профиля используют различные виды ИТ: простые информационные поисковые, игровые или научно-познавательные компьютерные системы, электронные путеводители по музею, электронные экспозиции, метод 3D-моделирования, виртуальные экспонаты, электронные информационно-экспозиционные музейные комплексы.
Применение информационных технологий в музеях исторического профиля позволяет создать новый уровень музейной коммуникации: ключевыми понятиями которого выступают не «посетитель - предмет», как это было раньше, а «посетитель - процесс». С помощью ИТ можно передать самое главное для данного типа музеев - это исторический процесс, история в ее развитии.
Существует и оборотная сторона использования информационных технологий. Есть веские основания предполагать, что дальнейшее развитие музейного дела пойдет в сторону заметного увеличения использования современных средств отображения информации. Это может привести к уменьшению роли аутентичных музейных предметов в экспозиции, а в отдельных случаях и к полному отсутствию артефактов. Что особенно в исторических музеях недопустимо. Удастся ли в будущем сохранить музею свою «музейность» под натиском развивающихся технологий? Вопрос остается открытым…
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Музей и новые технологии / На пути к музею XXI века / Сост. и научный ред. Н:.А. Никишин. Авт. статей М.Б. Гнедовский, А.В. Лебедев, Н.А. Никишин, Н.Н. Павлова, Т.П. Полякова и др. – М. Астрель, 1999. – 354 с.
2. Ковальченко, И.Д. Методы исторического исследования / И.Д. Ковальченко. - Москва: Наука, 2003. - 486 с.
3. Музейное дело России. Под ред. Каулен М.Е. (отв. ред), Косовой И.М, Сундиевой А.А.. – М.: ВК, 2005. – 2-е изд. – 614 с.
4. Компьютер в музее, музей в компьютере: Труды Всесоюзного семинара по проблемам компьютеризации музеев за 1990 г. – М.:, Эдитореал, 1991. – 215 с.
5. Концепция экспозиции Белорусского государственного музея истории Великой Отечетсвенной войны / Музей истории Вел. Отеч. Войны, редкол. С.И. Азаронок и [др.]. – Минск, 2008. – 18 с.
6. Основы музееведения: учеб.пособие / Т.В. Абанкина [и др]; отв. ред. Э.А. Шулепова. - М.: Эдитореал УРСС, 2005 - 501 с.
7. Лебедев, А.В. Информационные технологии и современная музейная экспозиция / А.В, Лебедев// Музей будущего [Электронный ресурс]. – 2006. – Режим доступа: http://www.future.museum.ru/part03/it-expo.htm. - Дата доступа: 04.12.2008.
8. Музей будущего: Информационный менеджмент.// Сост..А.В. Лебедев. М.: Прогресс-Традиция, 2001. - 315 с.
9. Haus der Geschichte der Bundesrepublik Deutschland. Begleiter durch die Ausstellung. – Bonn; 2008. – 168 s.
10. Ноль, Л.Я. Информационные технологии в деятельности музея: Учебное пособие. М: РГГУ, 2007 - 204 с.
Чистов, Ю.К. От музейной экспозиции к информационно-экспозиционному комплексу: опыт и перспективы развития Кунсткамеры / Ю.К. Чистов, Т.Г. // Технологии информационного общества — Интернет и современное общество: труды VII Всероссийской объединенной конференции. Санкт-Петербург, 10 – 12 ноября 2004 г. — СПб.: Изд-во Филологического ф-та СПбГУ, 2004. С. 148 – 151 с.
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ К РЕФЕРАТУ
В
виртуальные экспонаты · 11, 16, 17
виртуальный музей · 5
И
информационное музейное пространство · 5
информационное пространство. · 16
информационные поисковые системы · 11
М
мультимедийные технологии · 15
Э
электронные информационно-экспозиционные музейные комплексы · 11, 17
электронные путеводители по музею · 11
электронные экспозиции · 11
ДЕЙСТВУЮЩИЙ ЛИЧНЫЙ САЙТ В WWW (ГИПЕРССЫЛКА)
http://www.rugal24.narod.ru
ГРАФ НАУЧНЫХ ИНТЕРЕСОВ
Студентки магистратуры Ругаль Анастасии Васильевны
Исторический факультет
Специальность 24.00.03 Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов
Смежные специальности
| Основная специальность
| Сопутствующие
|
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Выпускная работа по
«Основам информационных технологий»
Магистрант кафедры
Этнологии, музеологии и
Истории искусств
Ругаль Анастасия
Руководители:
Доцент Берейшик Л.В.
Ассистент Позняков А.М.
Минск – 2008 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ОГЛАВЛЕНИЕ.. 2
СПИСОК ОБОЗНАЧЕНИЙ КО ВСЕЙ ВЫПУСКНОЙ РАБОТЕ.. 3
РЕФЕРАТ НА ТЕМУ «ПРИМЕНЕНИЕ ИТ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКСПОЗИЦИИ МУЗЕЕВ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ» 4
ВВЕДЕНИЕ.. 5
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ... 7
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ.. 10
ГЛАВА 3. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В МУЗЕЙНОЙ ЭКСПОЗИЦИИ.. 11
3.1. Простые информационные системы.. 11
3.2. Электронная экспозиция. 12
3.3. Метод 3D-моделирования. 13
3.4. Виртуальные экспонаты.. 13
3.5. Электронный информационно-экспозиционный музейный комплекс. 15
ГЛАВА 4. ПОСЛЕДСТВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ИТ В ЭКСПОЗИЦИИ.. 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 18
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 19
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ К РЕФЕРАТУ.. 21
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ В ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ.. 22
ДЕЙСТВУЮЩИЙ ЛИЧНЫЙ САЙТ В WWW (ГИПЕРССЫЛКА) 24
ГРАФ НАУЧНЫХ ИНТЕРЕСОВ.. 25
ПРЕЗЕНТАЦИЯ МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ.. 27
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК К ВЫПУСКНОЙ РАБОТЕ.. 31
СПИСОК ОБОЗНАЧЕНИЙ КО ВСЕЙ ВЫПУСКНОЙ РАБОТЕ
АДИТ - автоматизация деятельности музеев и информационные технологии
ГРМ – Государственный Русский музей
ИТ – информационные технологии
МАЭ РАН – Музей антропологии и этнографии Российской Академии наук
ЭИЭМК – электронный информационно-экспозиционный музейный комплекс
ЭЭ – электронная экспозиция