Задачи, принципы и направления

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

С НЕГОВОРЯЩИМИ ДЕТЬМИ

Основными целями логопедической работы с неговорящими детьми на начальных этапах являются: развитие речевой инициативы, создание мотивации к речевой деятельности одновременно с обогащением внутреннего и внешнего лексикона; формирование у ребенка способности к созданию внутреннего плана, программы высказывания (по началу — примитивного). В настоящем пособии в основном рассматриваются технологии формирования речи у детей с моторной формой алалией и временной задержкой речевого развития, хотя некоторые технологии могут быть использованы и при коррекции сенсорной алалии.

Логопедическая работа с неговорящими детьми предусматривает коррекционное воздействие, как на речевую деятельность, так и на невербальные психические процессы, эмоционально-личностную сторону развития ребенка. ;

Обозначим основные задачи коррекционной работы с неговорящими детьми (1-й уровень речевого развития по Р.Е. Левиной) на начальном этапе (состояние речи, когда у ребенка появляются фразы в самостоятельной речи, относится ко 2-му уровню речевого развития, к следующему этапу логопедической работы, рассмотрение которого не входит в содержание данного пособия).

1. Стимуляция речевой и психической активности.

2. Развитие эмоционального общения со взрослым.

3. Совершенствование способности к подражанию действиям (эхопраксии) взрослого, сверстников (в том числе речевому подражанию - эхолалии).

4. Развитие и коррекция психофизиологической основы речевой деятельности: разных видов восприятия, физиологического и речевого дыхания, артикуляционных навыков и т.д.

5. Формирование мотивационно-побудительного уровня речевой деятельности.

6. Формирование внутреннего и внешнего лексикона (номинативного, предикативного и атрибутивного), или обеспечивающего минимальное общение.

7. Формирование первоначальных навыков грамматического (морфологического и синтаксического) структурирования речевого сообщения.

8. Профилактика возникновения вторичных речевых нарушений.

Поставленные цель и задачи достигаются на основе целого ряда общедидактических и специальных принципов логопедии. Рассмотрим значимые принципы организации и проведения логопедической работы с неговорящими детьми.

Основными принципами логопедической работы, определенными еще Р.Е. Левиной, являются принципы системности и комплексности. Следуя им, уже на начальных этапах работы логопед на каждом занятии работает над всеми компонентами речевой деятельности в комплексе с другими видами деятельности при контакте со специалистами разного профиля (невропатологом, психологом, специалистом ЛФК и др.).

Систематичность проведения занятий. В зависимости от формы организации логопедической помощи, логопед проводит занятия с неговорящим ребенком 2-3 раза в неделю, при ежедневных занятиях родителей с ребенком по рекомендациям логопеда. Усвоение материала происходит при этом постепенно: от совместных развернутых игровых и речевых действий логопеда и ребенка к самостоятельным свернутым действиям ребенка.

Опора на разные модальности (зрительную, слуховую, тактильную, обонятельную, вкусовую) — полимодальный подход, с целью формирования большего количества межанализаторных, ассоциативных связей в головном мозге.

Экспрессия педагога (родителя) на каждом из этапов занятия с безречевым ребенком. Она способствует развитию подражательности и эмоционально настраивает детей на речевосприятие и речепроизводство. Ребенок всегда обратит внимание не неожиданные действия логопеда, если они будут для него яркими, необычными. Необычность действий взрослого для ребенка помогает поддерживать интерес к занятию. Например, логопед предлагает ребенку самостоятельно (с помощью взрослого) зажечь свечи или вместе с ребенком начинает игру в необычном месте (например, под столом).

Эмоциональный фон совместной деятельности ребенка и логопеда. Любое упражнение должно быть привлекательно для ребенка — это обеспечит познавательный интерес к логопедическим занятиям. То, что интересно, эмоционально окрашено легче запоминается, дольше хранится у ребенка и полнее им воспроизводится. Например, использование музыкального сопровождения усиливает эмоциональную окраску занятий, повышает интерес к ним.

Опора на разные виды деятельности ребенка, постоянная смена видов деятельности в течение занятия. Важно, чтобы ребенок самостоятельно (либо с помощью руки педагога: педагог помогает ребенку выполнить и ощутить действие) выполнял все действия в процессе занятия. За выполнением ребенком действий должно быть содержание, чтобы действие не осуществлялось механически. Деятельность ребенка должна иметь ценность, как для самого ребенка, так и для его родителей. В дальнейшем опыт действия с предметами составляет основу для усвоения детьми значений слов. Логопед должен предоставлять ребенку возможность применить полученные навыки на большом количестве различных материалов и в разнообразной обстановке. Важно организовать сменяемость видов деятельности, что обеспечит ребенку отдых, предотвратит появление усталости. При соблюдении этого правила занятие с безречевым ребенком трех лет может длиться 50 мин и более.

Включение родителей в коррекционно-развивающий процесс. Развитие речи происходит в процессе практической деятельности ребенка, режимных моментов, при организации семейного воспитания: режима дня, питания, коррекционно-развивающей среды в домашних условиях.

Вариативность наглядного и дидактического материала для детей. Используются и объемные, и плоскостные предметы; различный вид изображений предметов и явлений (фотографии, картинки, стилизованные изображения, контурные, точечные и т.п.); картинки разного размера; деревянные, пластмассовые, металлические, вязаные и т.п. игрушки. Использование бытовых предметов (продуктов, посуды, техники и т.п.) и природных материалов повышает интерес детей к занятиям, способствует преодолению негативизма.

Использование элементов соревнования (кто быстрее, кто лучше), в том числе с пищевым подкреплением, что способствует повышению мотивации, интереса к играм и упражнениям.

Повышенные требования к речи педагогов и других взрослых, окружающих ребенка. Инструкции для ребенка: ориентировочная основа его действий на занятиях, должны быть четкими, доступными, поэтапными, сопровождаемые показом образца выполнения. Артикуляция четкой, зачастую утрированной; громкость голоса — средней. Необходимо не допускать включения в инструкцию лишних вводных слов. Например, верная инструкция: «Посмотри на картинку», неверная инструкция: «Давай, пожалуйста, сейчас с тобой посмотрим на картинку». Обилие лишних слов затрудняет восприятие инструкции, мешает развитию понимания речи. Недопустима ультимативная форма общения с безречевым ребенком, привлечение к речевой деятельности с помощью словесных понуканий: «скажи», «повтори», это усиливает речевой негативизм. Для облегчения понимания инструкции, а также привлечения внимания ребенка целесообразно использовать семантизированную интонацию.

Использование визуализированной системы поощрения ребенка («живая» пятерка, стикер, мелкие призы, пищевое подкрепление). Положительная оценка достижений ребенка на занятии является для него важным стимулом развития деятельности, способствует преодолению негативизма, повышению мотивации. Однако положительная оценка всегда должна быть адекватной и постоянной, т.е. не зависимой от настроения, желаний ребенка и логопеда. В случае, если на протяжении всего занятия ребенок отличался хорошим поведением (не проявлял выраженного негативизма, был открыт для сотрудничества), у него получались хотя бы некоторые вербальные задания, то к ребенку «приходит пятерка» (игровой элемент) и приносит ребенку какой-то приз (конфетку, орешек, кусочек яблока) и стикер. Подчеркнем, что «Пятерка» — это одушевленный герой, который самостоятельно выбирает приходить ей в конце занятия к ребенку или нет, это решение не выносит логопед (например, «Пятерка» может приезжать на игрушечной машине, у нее могут быть части тела, глаза и т.д.). В этом случае логопед рисует в индивидуальном логопедическом альбоме ребенка «одушевленную» Пятерку, наклеивает стикер (полезно использовать тематические стикеры: животные, фрукты, музыкальные инструменты, причем те, которые ребенок может назвать — такой положительный мотив зачастую приводит к актуализации в словаре соответствующего названия). Если ребенок не справился с вербальными заданиями или недостаточно хорошо себя вел, Пятерка приезжает лишь со стикером, не привозя ребенку приз. Если ребенок проявлял активный негативизм, не хотел заниматься, возможны два варианта оценки (в зависимости от личностных качеств каждого ребенка): либо Пятерка не приезжает (подчеркнем, что именно Пятерка не приезжает, а не «Я не поставлю тебе сегодня Пятерку»), либо она с собой ничего не привозит с надеждой на исправление поведения ребенка на следующем занятии.

Активное привлечение внимания ребенка к артикуляции и жестикуляции логопеда. Возможно, половины успехов логопедической работы удастся достичь лишь при условии, что в момент произнесения логопедом звука, слова для подражания, взгляд ребенка будет направлен на артикулящию логопеда. Возможно использование следующих приемов для привлечения внимания к лицу взрослого: логопед может использовать яркую губную помаду, крупные серьги, повязывать яркий шарф (платок и т.п.) вокруг головы и т.д. Если ребенок не обращает внимания на логопеда, продолжает заниматься своими делами, у него отмечается полевое поведение, целесообразно прибегать к созданию дискомфорта для малыша: подкладывать ему под рубашку или в штанишки мячики, массажеры, шишки; пощекотать; погладить какую-либо часть тела ребенка мехом, аппликатором; потормошить ребенка; побрызгать на него водой из пульверизатора. Привлекая подобным образом внимание ребенка, логопед обеспечивает и демонстрирует способы выхода из «неприятного положения».

Принцип стимуляции процесса естественного развития ребенка (принципы вальдорфской педагогики). Стимуляция не только интеллектуального, но и эмоционального, двигательного развития ребенка, при этом отказ от «опережающего» дошкольного воспитания, т.е. «целостное и плавное» развитие ребенка.

Организация режима дня ребенка, ритмизация любой его деятельности: как режимный (кормление, сон), так и игровой. Как считал Р. Штайнер, ритм — носитель здоровья. Соблюдение этого принципа необходимо для нормализации деятельности нервной системы ребенка, приведения в равновесие процессов торможения и возбуждения, дискоординация которых зачастую отмечается у неговорящих детей.

Логопедическая работа с безречевыми детьми также основывается на ряде общепринятых принципов: наглядности, индивидуализации, постепенного повышения требований, доступности и др.

На современном этапе развития логопедии актуальной является разработка образовательных программ и педагогических технологий, обеспечивающих всестороннее развитие неговорящих детей. Мы выделяем основные и дополнительные направления коррекционной работы с неговорящими детьми, исходя из определенных нами задач формирования компонентов речевой деятельности, а также других видов деятельности, связанных с речевой (игровой, предпосылок к учебной, с одной стороны; перцептивной, мнестической, мыслительной и т.п. — с другой).

К основным направлениям логопедической работы по речевой деятельности относятся формирование:

♦ коммуникативной и обобщающей функций речи;

♦ планирующей и регулирующей функций речи;

♦ артикуляционных навыков, физиологического и речевого дыхания;

♦ звукослоговой структуры слова;

♦ внутреннего и внешнего лексикона;

♦ начальных навыков грамматического оформления высказывания;

♦ внутренней глубинно-семантической структуры предложения (из 2-3 слов).

К дополнительным направлениям коррекционной работы, необходимым для преодоления или профилактики вторичных нарушений в структуре дефекта, преодоления нарушений первоначальных нейропсихологических предпосылок, мы отнесли совершенствование:

♦ моторной сферы: общей, мелкой, мимической и артикуляционной моторики;

♦ перцептивной деятельности: зрительного, слухового, тактильного, вкусового и обонятельного видов восприятия;

♦ пространственно-временных представлений;

♦ разных видов и операций мышления;

♦ развитие всех видов внимания;

♦ обучение поисковым способом ориентирования: рассматриванию, планомерному наблюдению, ощупыванию, обследованию, сравнению;

♦ коррекция и профилактика нарушений эмоционально-личностной сферы, в первую очередь — преодоление негативизма;

♦ совершенствование предметно-практической, игровой деятельности, формирование трудовой и предпосылок к учебной;

♦ нравственно-эстетическое воспитание неговорящих детей;

♦ воспитание активности ребенка, развитие самосознания, самоорганизации, возможности планировать и контролировать свою деятельность.

Реализация задач и принципов логопедической работы с безречевыми детьми происходит в процессе использования следующих средств:

ü игр и упражнений, активизирующих все высшие психические функции ребенка;

ü игр и упражнений, регулирующих мышечный тонус детей, позволяющих корректировать поведение детей, воздействовать на эмоционально-личностную сферу;

ü самостоятельной игровой деятельности;

ü игр, формирующих структуру речевой деятельности на всех ее уровнях (от мотивационно-побудительного до исполнительного);

ü особым образом организованной коррекционно-развивающей среды;

ü организованным семейным воспитанием детей.

Подобранная нами система игр и игровых упражнений позволяет в полной мере реализовать определенные нами цели и задачи по указанным направлениям.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Наши рекомендации