С. м. яхин, г. в. пикмуллин

Р. Р. ЛУКМАНОВ

МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ

И

ТЕХНОЛОГИЯ КОНСТРУКЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ

с. м. яхин, г. в. пикмуллин - student2.ru

Казань с. м. яхин, г. в. пикмуллин - student2.ru 2016

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Казанский государственный аграрный университет»

Ф. Ф. Ибляминов, Н. З. Мингалеев,

С. М. Яхин, Г. В. Пикмуллин, Р. Р. Лукманов

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ И ТЕХНОЛОГИЯ

КОНСТРУКЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ

Под редакцией доктора

Технических наук, профессора Б. Г. Зиганшина

Казань с. м. яхин, г. в. пикмуллин - student2.ru 2016

ББК 30.3

УДК 621.7-621.9

Составители: Ибляминов Ф.Ф., Мингалеев Н.З., Яхин С. М.,

Пикмуллин Г. В., Лукманов Р. Р.

Рецензенты:

зав. каф. «Технология строительных материалов, изделий и конструкций» КГАСУ д.т.н., профессор Хозин В.Г.;

зав. каф. «Технический сервис» Казанский ГАУ д.т.н., профессор Адигамов Н.Р.;

профессор кафедры «Основы конструирования» КГТУ им. А.Н.Туполева д.т.н., профессор Митряйкин В.И.

Ибляминов Ф.Ф. Материаловедение и технология конструкционных материалов. Учебное пособие / Ф.Ф. Ибляминов, Н.З.Мингалеев, С. М. Яхин, Г. В. Пикмуллин, Р. Р. Лукманов. Казань: Изд-во Казан. Гос. аграрного ун-та, 2016. – 208с. ISBN 978-5-905201-38-7.

Учебное пособие предназначено для студентов Казанского ГАУ очной и заочной формы обучения, изучающих курс «Материаловедение и технология конструкционных материалов». Содержание учебного пособия соответствует Федеральному Государственному образовательному стандарту высшего образования по направлениям подготовки: 35.03.06 - «Агроинженерия», 23.03.03 - «Эксплуатация транспортно - технологических машин и комплексов», 20.03.01 «Техносферная безопасность» и 23.05.01 – «Наземные транспортно-технологические средства».

Учебное пособие содержит необходимый теоретический материал, вопросы для самопроверок, примеры решения задач и задания контрольных работ.

Пособие может использоваться студентами для самостоятельной работы по изучению курса и для выполнения контрольных работ по дисциплине «Материаловедение и технология конструкционных материалов».

ISBN 978-5-905201-38-7 ББК 30.3

УДК 621.7-621.9

©Казанский государственный аграрный университет 2016 г.



ВВЕДЕНИЕ

Курсы «Материаловедение и технология конструкционных материалов» являются одним из основных в общем цикле дисциплин, определяющих подготовку инженеров.

Согласно современным государственным образовательным стандартам значительная часть учебного времени отведена на самостоятельную работу студентов. Поэтому одной из важнейших проблем является организация работы студентов в часы самостоятельных и индивидуальных занятий.

В настоящем пособии по наиболее важным разделам, раскрывающим основное содержание дисциплин, разработаны индивидуальные домашние задания. Пособие составлено так, чтобы, ознакомившись с содержанием задания и изучив теоретические сведения, указанные в каждом разделе, рекомендуемую литературу и ГОСТы, студенты могли самостоятельно решить поставленные задачи.

Учебное пособие включает программу курсов «Материаловедение и технология конструкционных материалов», варианты контрольных работ, описание методики выполнения заданий и примеры расчета.

В первом разделе приведены варианты заданий и примеры выполнения по курсу «Материаловедение», а во втором разделе варианты заданий и примеры выполнения по курсу «Технология конструкционных материалов».

МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ

1.1 Программа и варианты контрольных работ

Металлические материалы

Строение металлов

Рассмотрите типы химической связи в твердых телах, особое внимание обратите на металлический тип связи. Металлические тела характеризуются кристаллическим строением. Однако свойства реальных кристаллов определяются известными несовершенствами кристаллического строения. В связи с этим необходимо разобраться в видах несовершенств и, особенно в строении дислокаций (линейных несовершенств), причинах их легкого перемещения в кристаллической решетке и влияния на механические свойства.

Термодинамические причины фазовых превращений являются одним из частных случаев общего закона природы - стремлением любой системы к состоянию с наименьшим запасом энергии (в данном случае свободной энергии). Разберитесь в теоретических основах процесса кристаллизации, состоящего из двух элементарных процессов: зарождения кристаллов и их роста, а также в определяющем влиянии на эти параметры степени переохлаждения.

При изучении процесса кристаллизации необходимо иметь в виду решающее значение реальной среды в формировании структуры литого металла, а также возможность искусственного воздействия на строение путем модифицирования.

Вопросы для самопроверки.

1. В чем сущность металлического, молекулярного, ионного и ковалентного типов связи? 2. Каковы характерные свойства металлов и чем они определяются? 3. Что такое полиморфизм? 4.Что такое параметр кристаллической решетки, плотность упаковки и координационное число? 5. Виды дислокаций и их строение. 6. Что такое анизотропия свойств кристаллов? 7. Каковы термодинамические условия равновесия? 8. В чем физическая сущность процесса кристаллизации? 9. В чем физическая сущность процесса плавления? 10. Каковы параметры процесса кристаллизации? 11. Что такое степень переохлаждения? 12. Какова связь между величиной зерна, скоростью зарождения, скоростью роста кристаллов и степенью переохлаждения? 13. Формы кристаллов и влияние реальной среды на процесс кристаллизации. Образование дендритной структуры.

Теория сплавов

Необходимо отчетливо представлять строение металлов и сплавов в твердом состоянии. Уяснить, что такое твердый раствор, химическое (металлическое) соединение и механическая смесь. Нужно освоить методику построения диаграмм состояния для различных случаев взаимодействия компонентов в твердом состоянии.

При изучении диаграмм состояния уметь применять правило отрезков (для определения доли каждой фазы или структурной составляющей в сплаве), правило фаз (для построения кривых нагревания и охлаждения), определять химический состав фаз.

С помощью правила Курнакова Н.С. уметь установить связь между составом, строением и свойствами сплава.

Вопросы для самопроверки.

1.Что такое компонент, фаза, физико-химическая система, число степеней свободы? 2. Приведите объяснение твердого раствора, механической смеси, химического (металлического) соединения. 3. Как строятся диаграммы состояния? 4. Приведите уравнение правила фаз и объясните физический смысл числа степеней свободы. 5. Объясните принцип построения кривых нагревания и охлаждения с помощью правила фаз. 6. Начертите и проанализируйте диаграмму состояния для случая образования непрерывного ряда твердых растворов. 7. Начертите и проанализируйте диаграмму состояния для случая полной нерастворимости компонентов в твердом состоянии. 8. Начертите и проанализируйте диаграмму состояния для случая образования эвтектики, состоящей из ограниченных твердых растворов. 9.Начертите и проанализируйте диаграмму состояния для случая образования химического соединения. 10. Каким образом определяются концентрация фаз и их количественное соотношение? 11.В чем различие между эвтектоидным и эвтектическим превращениями? 12.Правила Н.С. Курнакова.

Наши рекомендации