Подсистема производства инновационной продукции и услуг
Формирование подсистемы производства инновационной продукции во многом определяет уровень развития и конкурентоспособность экономики.
К элементам подсистемы инновационного предпринимательства относят:
1. научные коллективы и венчурные (англ. venture – рисковые) инновационныемикропредприятия (фирмы);
2. малые инновационные предприятия и фирмы «спин–офф», отпочковавшиеся от крупных предприятий;
3. средние и крупные промышленные предприятия, и корпорации;
4. объединения предприятий для кооперации инновационной деятельности;
5. группы фирм, реализующих проекты национального масштаба.
На начальной стадии своего развития инновационные микропредприятия, как правило, создаются в форме стартапа. Инновационный стартап (англ. startup – начало процесса) – это компания, занимающаяся разработкой эффективной бизнес–модели на начальной стадии инновационной деятельности, обладающая уникальной инновационной идеей, которую она пытается реализовать с целью получения прибыли в условиях ограниченности ресурсов и срока своего существования.
Для стартапов характерны наличие уникальной инновационной идеи, являющейся основой стартапа и придающей ему ценность, небольшая особая команда основателей из 2–5 человек, повышенные риски и расчет на получение высокой нормы прибыли за счет инновационной ренты, сложность предсказания перспектив и реализуемости инновации, так как продукт находится в стадии разработки или только вышла на рынок, на котором нет аналогов.
Согласно принятой классификации, любой стартап проходит пять этапов развития[140] , на каждом из которых требуются инвестиции:
1. посевная стадия (англ. seed stage);
2. стадия запуска (англ. startup stage);
3. стадия роста/раннее развитие (англ. growth stage/early expansion);
4. стадия расширения (англ. expansion stage);
5. стадия «выхода» (англ. exit stage).
Также иногда выделяют промежуточную стадию (англ. mezzanine), которая находится между стадией расширения и стадией «выхода».
Посевная стадия – это этап развития, на котором существует лишь идея или проект, идет процесс создания управленческой команды и формирования стартапа. На данном этапе проводятся маркетинговые исследования, разрабатывается техническое задание, составляется бизнес–модель, производится поиск возможных потребителей и подготовка стартапа к запуску, выполняется создание прототипа.
Стадия запуска – период развития стартапа, в рамках которого выполняется попытка организовать производство, а также переход от прототипа к действующему масштабируемому продукту. На данном этапе появляются первые результаты работы, осуществляется поиск и привлечение первых потребителей, проверяется готовность рынка к данному проекту.
Стадия роста – это этап, на котором стартап осуществляет выпуск и коммерческую реализацию готовой продукции. Инновационный проект относительно стабилен на рынке, но прибыль неустойчива. На данном этапе комплектуется штатный персонал и привлекаются новые клиенты. Кроме того, на стадию роста приходится «точка безубыточности».
Стадия расширения – этап, на котором стартап становится прибыльным и происходит расширение производства и сбыта. Происходит переориентация продукта на массовое потребление и экспоненциальный рост продаж.
Промежуточная стадия – этап, на котором привлекается дополнительное финансирование для улучшения краткосрочных показателей стартапа, что приводит к общему повышению его капитализации.
Последний этап – стадия «выхода» – является точкой выхода венчурных инвесторов путем продажи доли инвестора другому стратегическому инвестору, первичного размещения на фондовом рынке (IPO) или выкупа менеджментом.
Особенность российской системы стартапов – значительная роль государства вее функционировании и развитии. Основными государственными институтами поддержки стартапов являются Агентство стратегических инициатив, инновационный центр Сколково, Российская венчурная компания.
Наибольшее количество инновационных стартапов в России реализуется в сфере информационно–коммуникационных технологий (до 25 %), в области биотехнологий (более 20 %), в сегменте энергоэффективности (около 20%) от общего количества вновь создаваемых инновационных компаний. Проекты в сфере информационных технологий наиболее популярны, поскольку требуют сравнительно небольших затрат на основные средства производства и лучше обеспечены кадрами.
Малые инновационные предприятия представляют собой научно–технические фирмы, занимающиеся разработкой и внедрением новых продуктов и технологий с неопределенным заранее доходом, способные реализовать на рынке привлекательные новшества и получить прибыль. Венчурные предприятия специализируются в проведении научных исследований и превращении их в новые технологии и продукты, внедрении инноваций и продвижении их на рынок. Все эти процессы связаны с повышенным риском, поскольку в них происходит интенсивная смена поколений продуктов и технологий, связанных с базисными инновациями.
Основываются венчурные фирмы, как правило, изобретателями для апробации, доработки и доведения до промышленного освоения и коммерциализации инноваций. Они создаются на договорной основе, на денежные средства, как правило, нескольких физических или юридических лиц, либо на вложения и кредиты крупных компаний, банков, частных фондов и государства.
Такие фирмы характеризует готовность к риску, высокая активность и мотивация учредителей, гибкость и восприимчивость к принципиальным нововведениям. Их отличает узкая специализация научного поиска или целевая разработка технической идеи и низкие накладные расходы, поскольку управленческий персонал немногочислен.
Малые венчурные предприятия по сравнению с крупными имеют высокие шансы на получение более высокой прибыли за счет:
1. инновационной ренты, возникающей при использовании инновационных и дифференцирующих знаний и технологий;
2. относительно низкой капиталоемкости производства;
3. отсутствия сложных барьеров конкуренции при продвижении на рынок;
4. использования стратегии, ориентированной на узкие рыночные ниши.
Примерами успешных малых инновационных фирм могут служить предприятия из Санкт–Петербурга: «Системы компьютерного зрения», разрабатывающая систему распознавания жестов ViEye, позволяющих управлять электронными устройствами; «Титан–информационный сервис», предлагающий распознавание речи Speereo (например, для «разговора с автомобилем»), которая не требует выхода в Интернет для связи с сервером; «Универсальные БиоСистемы», создающие средства диагностики и лечения онкологических заболеваний; «Биомедицинский центр», разрабатывающий и осуществляющий клинические испытания ДНК–вакцины против ВИЧ; «Литий–ионные технологии при ФТИ. им. А.Ф. Иоффе», реализующая технологии и материалы для миниатюрных (до 10 г) и высокомощных литий–ионный аккумуляторов; «Фотобим», создающий преобразователи мощного лазерного излучения для систем беспроводной передачи энергии и многие другие.
Эффективность малых инновационных предприятий определяется быстрой реакцией на новые научные идеи и оперативным решением проблем, связанных с получением коммерческого результата от реализации инновационного продукта.
Помимо микропредприятий и малых инновационных фирм активную деятельность в области исследований и разработок осуществляют средние и крупные инновационные предприятия, отличающиеся большей консервативностью и меньшей склонностью к риску, замедленной реакцией на потребности рынка и коммерчески выгодное воплощение инновационных идей в рыночный продукт. Вместе с тем такие предприятия активно используют имеющийся инновационный потенциал для разработки стратегических инноваций и получения существенных конкурентных преимуществ в перспективе. Непрерывное обновление производства на этой основе является источником получения устойчивого конкурентного преимущества.
Основная масса инновационных предприятий в России сосредоточена в отраслях машиностроения, химической, нефтехимической и легкой промышленности, металлургии и нефте– газодобыче. Причем в последних, это, как правило, ориентация на технологические инновации, а в остальных на продуктовые. Все они являются наукоемкими и имеют в своих структурах подразделения исследований и разработок. Около 30 % всех инвестиций данные предприятия используют на научные исследования и опытно–конструкторские разработки.
Более двух третей средних и крупных инновационных предприятий реализуют инновации для замены продуктовой линейки или расширения ассортимента выпускаемой продукции. Более половины инновационно активных предприятий целью внедрения технологических инноваций имеют значительное снижение издержек производства.
На эффективность работы средних и крупных инновационных предприятий оказывают влияние:
1. возможность масштабного применения инноваций;
2. наличие острой конкуренции на традиционных рынках, требующей немалых вложений для продвижения инноваций;
3. высокие начальные издержки производства инновационного продукта;
4. необходимость использования сложного оборудования, проведения продолжительных процедур испытания, апробации, лицензирования и сертификации инновационного продукта.
Большие предприятия имеют значительные материально–финансовые возможности для освоения инноваций, имеющих приоритетное стратегическое значение для развития национальной экономики. Государство, сотрудничая с крупными предпринимательскими структурами, создает смешанные частно–государственные предприятия для реализации определенных проектов и программ.
К крупным формам инновационного предпринимательства относятся научно–технические комплексы и инжиниринговые центры, научно–технологические парки (технопарки), исследовательские консорциумы и инкубаторы. Такие формы инновационного предпринимательства способствуют развитию наукоемкого производства, осуществлению трансферта технологий для скорейшего внедрения среди экономических агентов национальной экономики.
Общее число инновационных предприятий в России по данным Росстата[141] представляет Таблица 5.
Фирмы «spin–off» (англ. spin–off – ответвление) – новые инновационные предприятия, образовываемые путем выделения научно–технического коллектива, занимающегося инновационными разработками, и передачи части активов крупным промышленным предприятием в обмен на будущие акции вновь создаваемой компании.
Локомотивами инновационного развития экономики выступают крупные корпорации, большая часть которых является государственными. Среди них: ГК «Росатом» и «Ростех», ПАО «Роснефть», «Газпром», «Транснефть», «РусГидро», АО «АЛРОСА», Объединенные авиастроительная и судостроительная корпорации, «Ракетно–космическая корпорация «Энергия» имени С.П. Королева», ПАО «Российские железные дороги» и другие компании, занимающие ключевые позиции в российской экономике.
Корпорации в своей инновационной деятельности предпочитают осуществлять непосредственные венчурные инвестиции в деятельность внешних инновационных предприятий, а также в корпоративные технопарки и производственно–технологические центры, бизнес–инкубаторы при профильных вузах, отраслевые акселераторы инновационных проектов. Некоторые корпорации создают фонды поддержки поисковых и «задельных» исследований, формируют открытый запрос на поиск инновационных технологий (открытые инновации)[142]. Механизмы взаимодействия корпораций с малыми и средними инновационными предприятиями могут реализовываться через участие в институтах частно–государственного партнерства.
Таблица 5.2. Организации, осуществляющие экономическую
деятельность в сфере научных исследований и разработок
№ п\п | 2010 г. | 2011 г. | 2012г. | 2013 г. | 2014 г. | |
Крупные и средние предприятия, тыс. единиц | 36,4 | 38,9 | 39,6 | 41,3 | 41,4 | |
из них: – промышленное производство: организации добывающих; обрабатывающих производств; производства и распределения электроэнергии, газа и воды); | 24,5 | 24,5 | 24,3 | 24,6 | 24,2 | |
– сфера услуг (организации связи; организации, ИК технологий; организации, связанные НИОКР; организации, связанные с предоставлением прочих видов услуг). | 11,9 | 14,4 | 15,3 | 16,6 | 17,2 | |
Малые инновационные предприятия* промышленного производства (добывающих; обрабатывающих производств; производства и распределения, электроэнергии, газа и воды); (без микро предприятий), тыс. единиц | 25,0 | 26,8 |
* подают сведения 1 раз в два года.
Некоторые корпорации, как «Гражданские технологии ОПК», наиболее полезным инструментом поиска инновационных технологий, поддержки инновационных проектов, возможности получения оперативного доступа к прорывным технологиям, считают создание корпоративных венчурных фондов.
Важнейшей общей функцией инновационных предприятий, независимо от их размеров, является посредническая деятельность между научно–техническим и производственным сегментами. Такие предприятия, помимо доведения продукта инновационной деятельности до его использования в производственной сфере, осуществляют поиск коммерческого партнера, способного запустить инновационный продукт в массовое производство.