Местные условия и их использование

Страна наша огромна и бесконечно разнообразна как в геогра­фическом, так и в климатическом отношении. Планерные клубы, где летают энтузиасты безмоторного спорта, разбросаны от Москвы до Тбилиси и от Вильнюса до Хабаровска. Естественно, на такой ог­ромной территории очень разные условия погоды, рельеф местности, а следовательно, и характер самих полетов, находящийся в прямой зависимости от них. Это обязывает планеристов приноравливаться к местным условиям, изучать и наилучшим образом использовать их в своих целях.

Так, например, планеристы Средней Азии не имеют просторов .для дальних полетов, но у них возможны высотные полеты на вол­новых потоках и даже полеты с использованием термиков, которые достигают иногда большой высоты и мощности, о чем свидетель­ствует полет перворазрядника В. Керопяна. В июне 1961 года он, используя термики, набрал на двухместном планере высоту 5250 м и установил всесоюзный рекорд. Скорость потоков в этих краях ча­сто достигает 10 м/с и более. При таких условиях легко улучшать рекорды скорости на треугольных маршрутах.

В Целинном крае, по свидетельству местных планеристов, часто бывают сильные ветры и необычайно высокая кучевая облачность. Очевидно, там имеются все возможности для установления рекор­дов дальности. В Ессентуках и Майкопе, расположенных в северных предгорьях Кавказского хребта, есть условия и для полетов на дальность с южным или юго-восточным ветром, а в холодное время года и на высоту, так как здесь часто возникают волновые потоки.

Планеристы южных районов Украины могут осваивать интерес­ные полеты в условиях морских бризов.

Перечень местных условий можно было бы продолжить. Но за­дача раздела не только в этом. Планерист, отправляющийся в полет по маршруту, иногда попадает в обстановку совершенно иную, не типичную для своего района полетов. Это не должно быть для него неожиданностью. Еще прокладывая маршрут по карте, нужно хо­рошо уяснить все особенности местности, которая встретится на пути. Из опыта известно, что молодые пилоты, прокладывая марш­рут, больше всего внимания обращают на детали ориентировки и меньше изучают карту и местные термические особенности. А их много.

Так, например, даже на маленьком маршруте, о котором мы уже упоминали, Киев — Новоград-Волынский, севернее на 20— 30 км почти параллельно трассе, идут леса. Поскольку на границе лесов и полей бывает хорошая кучевка, то почти все полеты про­ходят с уклонением от маршрута в эту сторону. Небольшое увели­чение расстояния компенсируется хорошими потоками. А в СССР много таких районов, где леса тянутся полосами на сотни километ­ров. Такую контрастность, если она есть поблизости, следует ис­пользовать каждому.

При полете из Белоруссии на юг или из Вильнюса на Украину первая половина маршрута проходит над местностью также бога­той лесом, а вот за 50-й параллелью, которая находится немного южнее Киева, начинается почти голая степь. Переход из одной местности в другую может сопровождаться заметным изменением условий полета.

При дальних полетах из Киева на юг планеристы, как правило, подходят к Черному морю и, не долетая до него 40—50 км, попада­ют в атермичный район, вызванный более холодным дневным бри­зом с моря. Но на этом же удалении от береговой линии, там, где влажный морской воздух, принесенный бризом, прогревается, вре­менами стоит могучая кучевка, и потоки под ней достигают боль­шой мощности. А разве нельзя организовать тренировочные сборы планеристов в ближайших к морю авиаспортклубах и расположить 500-километровый треугольный маршрут так, чтобы одна его сто­рона шла в районе действия этих бризов? Ведь за счет этого можно было бы показать хорошую скорость полета.

В 1963 году один польский планерист зимой набрал над горами в волновых потоках более 6000 м высоты и с попутным ветром за 2,5 часа пролетел около 400 км. А ведь у нас сколько угодно таких районов, где полеты в волновых потоках можно было бы сочетать с последующим полетом над равниной и тем caiMbiM добиться боль­шой дальности полета.

Планеристы многих стран мира обдумывают проекты двухднев­ных полетов с «ночевкой» в воздухе. Идея их проста: к концу пер­вого дня полета добраться до горной местности, над наветренным склоном которой можно было бы парить в потоках обтекания. В этих потоках обтекания планеристы проводили бы ночь. А на




следующий день, как только прогреется земля и снова возникнут термические и облачные потоки, они продолжат полет. Это позволи­ло бы значительно увеличить время парящего полета, а следова­тельно, и дальность полета.

Есть и другой вариант «ночевки» в полете — использование мор­ских бризов. Как известно, суша остывает быстрее, чем море. По­этому ночью поверхность моря оказывается прогретой в большей степени, чем прохладный воздух над сушей, и вдоль берега над мо­рем ночью по линии бриза возникают кучевые облака с воходящи-ми потоками, как днем над сушей. Под этими облаками над морел* можно было бы провести ночь, а утром использовать термики суши и продлить полет.

Проекты смелые, а в случае удачи — благодарные. В Советском Союзе достаточно и горных районов, и морей, чередующихся с боль­шими равнинными пространствами, так что нашим планеристам: есть где экспериментировать. Вот почему, отправляясь в полет, не­обходимо изучить по карте не только условия ориентировки, но ис особенности рельефа, местный климат и другие особенности, кото­рые могут отразиться на полете. Всегда следует стремиться к тому., чтобы приспособить обстановку для выполнения задуманного поле­та. Если убедитесь, что местные условия могут помешать, заранее продумайте, как изменить маршрут, чтобы отойти от «неприятного района» в сторону или обойти его.

Но границы местных условий не всегда связаны с большими рельефными контрастами или водными поверхностями. Так, напри­мер, иногда при полете из Краснодара на юг со встречным ветролг в направлении горного хребта еще задолго до подхода к предгорьям можно обнаружить, что интенсивность и высота потоков уменьша­ется, а затем они и совсем исчезают. В чем же дело? Это напомнил: о себе фёновый ветер. Суть его заключается в том, что масса воз­духа, встречая на своем пути хребет, поднимается по его склону,, образует на его наветренной стороне облака и теряет свою влагу. Перевалив через вершину хребта и спускаясь в долину, он нагре­вается от сжатия (на каждые 100 м высоты на 1е С) и образует инверсию сжатия, распространяющуюся на многие десятки и даже сотни километров от хребта, которая и гасит потоки.

Значит, надо знать и эту особенность и, если путь лежит в на­правлении гор, поинтересоваться, не столкнетесь ли с теплым сухим: феном за много километров до предгорья?

Но горы приносят не только неприятности. Над ними возникают динамические и волновые потоки, используя которые можно решать самые различные тактические задачи. Об этом рассказано в сле­дующем разделе. Но, к сожалению, динамические и волновые по­токи возникают только при определенных условиях, и поэтому их можно встретить над горами не всегда. Зато в гористой местности,, как правило, постоянно образуются очень сильные термики. В глу­боких затененных лощинах даже в очень жаркие дни прохладно, а склоны, обращенные почти под прямым углом к солнцу, сильно на­каляются, словно сковородка. Такой контраст температур возбуж-

дает интенсивную конвекцию. Термики в горах распространяются на значительно большие высоты, чем над равниной, и достигнутая в них высота может часто играть решающую роль для успеха всего

лолета.

Следовательно, если ваш аэродром находится в горах или по­лет, который вы собираетесь совершить, будет проходить через пред­горные или горные районы, то используйте особенности горных тер-миков. Для этого заранее тщательно изучите весь маршрут и пре­дусмотрите различные варианты полета, вплоть до использования волновых потоков, если они встретятся. Особенно внимательно про­следите за расположением горных хребтов, склонов и направлением .ветра, а также за тем, как они ориентированы по отношению к солнцу. Здесь возможны различные варианты маршрута, времени старта или тактики полета.

Допустим, одна сторона 500-километрового треугольного марш­рута проходит вдоль горного хребта. В зависимости от различных условий могут быть и различные варианты полета. Например, если в первой половине дня склоны хребта обращены к солнцу, то над .ними возникнут сильные термики, и тогда есть смысл начинать маршрут именно с этого отрезка вдоль гор. Если же горный хребет освещен солнцем во второй половине дня, можно оставить этот отрезок пути на конец полета и стартовать в другом направлении. Такое рассуждение хотя и правильно, но проведено без учета ветра. .Может получиться так, что склоны хребта хорошо освещены солн­цем, но находятся с подветренной стороны. А подветренная сторона гор отличается сильными нисходящими потоками, которые будут действовать, несмотря на прогрев почвы.

Значит, при полетах в горах, прежде чем принимать окончатель­ное решение, надо учесть все условия полета по данному маршруту .и при этом ни в коем случае нельзя забывать о мерах по обеспече­нию безопасности полета. При правильном использовании горных условий интересный и результативный парящий полет станет реаль­ностью.

При полетах, особенно в промышленных районах, планеристы вынуждены встречать места запыленного воздуха. К их числу сле­дует отнести районы Донбасса, Днепродзержинска, Кривого Рога ;и другие. Производственные дымы заволакивают небо, солнце сквозь белесую дымку светит тускло, и восходящие потоки над та­кими местами развиваются плохо. А если и возникают, то оказыва­ются значительно слабее, чем над полями. Задымленные районы с воздуха хорошо видны. И если они встретятся на маршруте, то мх лучше обойти стороной.

Местная обстановка, следовательно, может или способствовать тэсуществлению полета, или мешать его выполнению. Поэтому мест­ные условия образования кучевки и термиков или причины их рас­пада надо знать и уметь учитывать в любом полете, чтобы для вас было как можно меньше неожиданностей. И если эти условии благоприятны для полета, их необходимо использовать в полной .мере для улучшения спортивных результатов.

местные условия и их использование - student2.ru

Наши рекомендации