Техника и тактика парящих полетов

(Практические советы)

Оформление художников А. И. Простова и Е. И. Позднева.

Редактор Е. В. Ефремова. Художественный редактор /'. Л. Ушаков. Технический редактор Д. А. Стеганцева. Корректор Р. М. Рыкунина.

Г-51114. Сдано в набор 18/1V 1974 г. Подписано в печать 8/Х 1974 г. Формат60X90'Ав-Изд. № 1/5243. Бумага типографская № 1. Тираж 14000 экз. Усл. п. л. 14,5. Уч.-изд. л. 15,82.

Цена 1 руб.

Изд-во ДОСААФ, 107066, Москва, Новорязанская ул., д. 26.

Полиграфическое объединение «Полиграфист» Управления издательств, полиграфии и книж­ной торговли Мосгорисполкома. Москва, ул. Макаренко, 5/16. Зак. 375.

Гончаренко В. В.

Г65 Техника и тактика парящих полетов (практические советы), М., ДОСААФ, 1975.

232 с. с ил.

Известный советский планерист, неоднократный чемпион и рекордсмен СССР, ма­стер спорта Виктор Гончаренко рассказывает молодым спортсменам-парителям о том, как освоить основы мастерства, эффективнее соединить знания, полученные на заня­тиях в классах, с летной практикой.

В книге много рисунков и схем, сделанных по эскизам планериста, неоднократного рекордсмена страны, мастера спорта Анатолия Коваля, которые помогут начинающим спортсменам нагляднее представить то, что требуется в полете для успешного завер­шения далеких и увлекательных маршрутов на планерах.

Рассчитана на начинающих спортсменов-планеристов второго и третьего годов обучения, но ее с 'интересом прочтут и инструкторы, и спортсмены высших разрядов.

ОТ АВТОРА

О красоте планерного спорта, как и о музыке, трудно рассказать словами. Ощущение человека, который летит на крыльях без мотора под самыми облаками, летит, как птица, невозможно сравнить с какими-либо ощущениями на земле.

Но планеризм — это не только высокий накал эмо­ций. Всем известный летчик, трижды Герой Советского Союза А. И. Покрышкин считает планеризм «чрезвычай­но важной ступенью в подготовке каждого летчика. Оч воспитывает в большей степени, чем другой вид спорта, смелость, находчивость, уверенность в себе».

Смелость, находчивость, уверенность в себе!.. Какие еще качества могут так импонировать молодежи, как эти* Поэтому нет ничего удивительного, что во второй поло­вине XX века планерный спорт во всем мире с каждым годом находит все больше и больше почитателей. Во мно­гих странах всех континентов проводятся национальные и международные планерные состязания. Международ­ная федерация авиационного спорта (ФАЙ) регулярно устраивает мировые чемпионаты.

В Советском Союзе планерный спорт имеет давние и славные традиции. Молодежь любит его и стремится ле­тать. Как и в любом виде спорта, здесь сменяются поко­ления спортсменов, и вместо ветеранов приходят моло­дые энтузиасты, готовые на новые дерзания. Но молодым часто не хватает главного в планеризме — опыта. A gm* как известно, накапливается в результате долгих и о^э<ень упорных тренировок на протяжении многих лет.

Пролетав на учебных, десантных и спортивных-плане­рах разных типов свыше тридцати лет, я хорошо знаю цену опыта. Поэтому считаю своим долгом помочь моло­дым спортсменам-планеристам побыстрее освоить вер­шины мастерства и практическими советами и рекомен­дациями, учитывая специфику подготовки спортсменов-планеристов, подсказать им верные пути к этим вер­шинам.

Мы хорошо знаем, что основные трудности начинают­ся именно при освоении техники и тактики парящих по­летов. Молодые спортсмены, прежде чем выйти на аэро­дром, изучают в классах много авиационных дисциплин,-в том числе: теорию полета, 'метеорологию, штурманское дело, и, конечно же, постигают теоретические основы тех­ники и тактики безмоторного полета.

К сожалению, некоторые новички, а порой и молодые спортсмены-шланеристы относятся к теоретической тюд^ готовке иногда с холодком, полагая, что главное — это сами полеты и усиленные тренировки в воздухе, которые окупят недостаток теоретических знаний. Какое досад­ное заблуждение!

Современный планеризм поднялся до такого высокого спортивного уровня, что без прочной теоретической базы надеяться не успех не только на соревнованиях, но даже в тренировочных полетах невозможно. Вот почему моло­дым планеристам необходимо помнить о том, что теоре­тические дисциплины надо учить, не для того чтобы сдать зачет и тут же забыть, а для того чтобы знания теории помогли на практике быстрее и лучше добиваться спор­тивных успехов.

Эта книга рассчитана в основном на спортсменов вто­рого и третьего годов обучения, которые знакомы с кур­сом теории полета, с основами штурманской и метеоро­логической подготовки.

В первый год летного обучения новички проходят только вывозную программу — полеты на буксире за самолетом и в зону. После этого они снова садятся з-i учебный курс и осваивают теорию парящих полетов, что­бы весной выйти на аэродром и продолжить учебу уже по спортивной программе. В первый год почти в каждом полете с новичком в задней кабине находится инструк­тор, который при необходимости помогает начинающему планеристу в управлении. Приступая к парению, молодой спортсмен-планерист обнаруживает, что ему оказывают все больше доверия, чаще и чаще инструктор остается на земле, предоставляя своему подопечному все больше са­мостоятельности и свободы действия.

И это понятно. Для того чтобы новичок по-настояще­му “оперился”, ему нужно почувствовать не только осво­бождение от опеки, но и возрастающее к нему с каждым полетом доверие. Но оказавшись в планере один на один с небом, молодой спортсмен нередко начинает ощущать, что одно дело — теория, а другое — практика. По теории было все понятно, а в воздухе оказывается необходимо знать столько тонкостей и деталей, которые на занятиях не проходили. Это происходит потому, что между теорией и практикой у такого новичка еще нет связующего зве­на — собственного опыта.

Возможно некоторым читателям многое в книге будет уже известно из теоретического курса, изучаемого но программе подготовки спортсменов-планеристов. Но здесь все эти сведения — детали и нюансы — изложены через призму практического опыта, как своего, так и из­вестных планеристов, с которыми мне посчастливилось встречаться на земле и в воздухе на многочисленных со­ревнованиях и тренировочных сборах. Этот опыт я собл-рал и обобщал на протяжении всей своей долгой спор­тивной жизни.

Отличное знание техники и тактики парящих поле­тов — непременное условие успеха. Без их освоения не­мыслимо мечтать о спортивном росте, дальних увлека­тельных маршрутах, рекордах и чемпионских титулах на соревнованиях. Но чтобы овладеть в совершенстве такти­кой и техникой парящих полетов, надо немало прило­жить труда на тренировках, терпения и любознательно­сти в учебных классах.

Можно усвоить некоторые приемы набора высоты з восходящих потоках воздуха, но овладеть тактическим мастерством без твердых знаний теории полета, метео­рологии, штурманской подготовки и отточенной техники пилотирования нельзя.

Чтобы не оказаться в сложном положении в воздухе, где каждая оплошность или незнание ведет к преждевре­менной посадке, необходимо настойчиво учиться. В на­дежде на хорошую теоретическую подготовленность, ко­торую вы получили на занятиях в классах, мы не будем в этой книге объяснять формулу подъемной силы или что такое компасный курс. Практические советы помогут вам сделать скачок от первых шагов в воздухе до зрело­го мастерства.

Парящие полеты — это творческий процесс, требую­щий постоянной и напряженной работы мысли. К сожа­лению, приходилось встречать немало планеристов, кото­рые на начальных этапах своей подготовки, рассчитывая только на механическое перенимание знаний инструкто­ра и его советов, так и не сумели стать настоящими ма­стерами планерного спорта.

Парящие полеты — это основа основ спортивного пла­неризма. Используя энергию восходящих потоков возду­ха, сможете летать на планере без капли бензина и без единой “лошадиной силы” на огромные расстояния, бу­дете подниматься на волновых потоках в стратосфе­ру, сумеете “оседлать” не покоренные пока струйные те­чения и благодаря огромной их энергии пролетать тыся­чи километров. Это завтрашний день планеризма, и ос­ваивать его вам.

Двадцать лет назад на соревнованиях в Калуге, ког­да участники осваивали полет по 100-километровому треугольному маршруту, из тридцати участников упраж­нение выполнил всего лишь один пилот, пройдя расстоя­ние за 6 часов. Многим тогда казалось, что маршрутные полеты на планерах — дело случайное. А теперь даже на внутриклубных соревнованиях 100-километровый тре­угольный маршрут разыгрывается как спринтерская дис­танция, оставляемая обычно на самую худшую погоду. И если когда-то на его облет лучшему спортмену понадо­билось 6 часов, то теперь даже новички в соревнованиях


техника и тактика парящих полетов - student2.ru

затрачивают “а эту дистанцию на сравнительно тихоход­ных “Бланиках” в среднем около полутора часов. Что же касается опытных мастеров, то счет "идет уже не на ча­сы, а на минуты. Так, мировой рекорд скорости полета на этой дистанции, установленный планеристом из ФРГ Клаусом Холегхаусом, равен более 159 км/ч! Ему пона­добилось всего лишь 37 минут с секундами, чтобы пройти этот треугольный маршрут. Но ведь и это не предел!

Непрестанно совершенствуется не только качество планеров, но и мастерство пилотов. Теперь на крупных соревнованиях полеты по 500-километровому треугольно­му маршруту, разыгранному впервые планеристами со­циалистических стран на соревнованиях в Польше в 1962 году, стали обычным явлением. И если еще до 1964 года расстояние в 1000 км казалось несбыточной мечтой многих поколений спортсменов, то теперь офици­альный мировой рекорд дальности полета равен 1460 км.

То, что сегодня кажется фантастикой, завтра стано­вится для начала рекордом, а потом — обычным, “ра­бочим” упражнением. Но для осуществления этого нуж­ны огромные знания и опыт. Поэтому необходимо по­стоянно учиться и учиться!

НА ПОДСТУПАХ К ПАРЕНИЮ

Молодые планеристы нередко спрашивают, с чего начинается “бучение парящим полетам? Они надеются услышать какой угодно ответ, но только не этот: обучение парящим полетам начинается с обычных полетов по кругу и в зону. Подобно тому, как перво­классник, не изучивший азбуку, не сможет научиться читать, так и планерист, не освоивший первоначальной подготовки или чувст­вующий себя в каких-то элементах полета неуверенно, не сможет обрести спокойной уверенности в своих силах и перейти к парению.

Главнейший элемент парящего полета — спираль. Ведь плане­рист за день выполняет иногда несколько сот спиралей, набирая высоту в восходящих (потоках. И если новичок на каждой спирали допустит хотя бы одну ошибку, то, умноженная на число спиралей, эта ошибка превращается в несколько сот ошибок. Рассчитывать на успех при таком положении не приходится.

Техника выполнения спиралей должна быть отработана до ав­томатизма. Еще при полетах в зону необходимо научиться выпол­нять спирали, не глядя на прибор скорости и указатель поворотов и скольжения, т. е. отвыкнуть от самой распространенной привычки всех новичков первого года обучения. Эти два прибора должны слу­жить только для контроля скорости и координации движения рулей.

Обычно к такой ошибке “первогодник” привыкает с самого на­чала, когда, стараясь выполнить спираль получше, не спускает глаз -с приборов, полагая, что столь тщательный контроль поможет дер-

жать скорость постоянной, а шарик указателя скольжения в центре.

В результате молодой пилот, как говорят планеристы, становит­ся “слепым”; он, кроме приборной доски, мало что видит в воз­духе. Это не только опасно (планеры могут столкнуться), но и при­водит к тому, что спортсмен, чувствуя себя напряженно, долго ос­ваивает основы парения. Что и не удивительно, так как при парении осмотрительность и наблюдательность играют большую роль. О ка­ких же no-исках потоков может идти речь, если пилот так следят за приборами, что просто не видит ни облака, которое его “дер­жит”, ни даже того, откуда дует ветер?

Вот почему, еще в первых полетах в зону, инструктор должегг почаще обращать внимание на то, как планерист ведет себя в ка­бине, и напоминать ему об осмотрительности, свободе и раскован­ности движений. Конечно, сразу трудно добиться выполнения спм-рал'и только по визуальным ориентирам капот — горизонт, но .при­учаться к этому надо уже с первых полетов, ибо труднее всего, как известно, избавиться от вредных привычек.

Вначале научитесь выполнять мелкие спирали с креном 15 — 20°. Установив капот относительно горизонта и проконтролировав заданный режим выполнения спирали по приборам (скорость, от­сутствие скольжения, наличие требуемого крена), запомните поло­жение капота относительно горизонта и продолжайте выполнять спирали вправо и влево, уже не глядя на приборы. Скорость и ее колебания определяйте по шуму обтекающего планер воздуха, а координацию движений рулями — по соотношению между величи­ной крена и угловой скоростью вращения планера, а также па равномерности этого вращения и постоянству положения капоту относительно горизонта: чем больше крен, тем интенсивнее враще­ние планера.

Не беда, если в первых полетах капот немного “походит” вверх и вниз, а скорость будет отклоняться от заданной. Зато, усвоиа приемы визуального выполнения спирали, быстрее овладеете паря­щим полетом. По мере овладения техникой выполнения мелких спиралей, задание нужно усложнять и переходить к более глубоким. Спирали с креном в 45° и больше выполнять труднее, так как тре­буется иная координация движений рулями. Однако при максиму­ме стараний на тренировках в зоне эта трудность вполне преодо­лима. И здесь по-прежнему главным остается контроль спирали па положению капота относительно горизонта. Контролировать же по­лет по приборам надо только время от времени или в случае явно­го сомнения, если почувствуете, что скорость изменилась или несо­вершенна координация рулей. Кстати, при глубоких спиралях “пе­редача ноги” замечается легче, чем ,на (мелких, ибо “ос планера энергично опускается, что очень хорошо видно по отношению к горизонту, а скорость быстро возрастает.

Многочисленные полеты с молодыми планеристами показыва­ют, что они забывают пользоваться триммером руля высоты, чем сами себе осложняют полет, особенно на глубоких спиралях, когда вследствие перемены рулей ручка управления значительно берется

на себя и по диагонали. Усилие на ручке возрастает, но пилот, за­нятый при этом множеством дел, невольно отпускает ручку, коор­динация рулей немедленно нарушается. Планер замедляет враща­тельное движение, опускает нос и начинает скользить внутрь спирали, быстро меняя скорость полета. Этих неприятностей можно избежать, если с самого начала приучить себя пользоваться трим­мером руля высоты, который снимает усилия с ручки управления и помогает стабильно фиксировать руль высоты в нужном по­ложении.

Триммером следует пользоваться не только на спиралях, но и в-течение всего полета. В начале обучения многие инструкторы, же­лая разгрузить внимание учеников, не заставляют их использовать триммер руля высоты, так как, если хватает сил, в принципе можно обойтись и без него. Но в процессе перехода к парящим полетам рекомендуем применять триммер руля высоты уже не только на спиралях, но и на переходах. Это помогает выдерживать нужную скорость и экономит спортсмену много сил.

Научиться чисто и технично выполнять спирали визуально, только время от времени провсфяя себя по приборам, нужно еще и потому, что в парящем полете особенно усиленно придется следить за вариометром, ибо проконтролировать набор высоты в потоке без помощи вариометра практически почти невозможно. Вот почему при полетах в зону на отработку спиралей не теряйте напрасно вы­соту. Помните, что каждая удачная спираль с визуальным контро­лем — это еще один шаг к мастерству. Делайте их побольше.

Однако, делая упор на отработку спиралей, не забывайте, об остальных не менее важных компонентах лолета. Помните, что пла­нер без мотора. При освоении парящих полетов можно потерять восходящий поток в любой момент и оказаться перед необходимо­стью преждевременной посадки вне аэродрома. Поэтому следует еще в учебных полетах так овладеть расчетом на посадку, чтобы в любой момент можно было сесть на подходящую площадку без подсказок инструктора и 'без привычных стартовых знаков. При этом, как правило, отсутствуют и привычные “стандартные” усло­вия, и приходится приноравливаться к конкретным обстоятельст­вам, часто рассчитывать на площадку ограниченных размеров и н* только с традиционной “коробочки”, но и с разворотом на 180°, с прямой и даже с вытянутой спирали.

Все это должно старательно отрабатываться в тренировочных полетах. К сожалению, некоторые планеристы, едва выполнив пер­вые самостоятельные полеты в зону, считают полеты по кругу уже скучными и стремятся быстрее перейти к парению. Но небрежность и поспешность всегда были плохими помощниками в любом деле, а особенно в таком, как парящие полеты.

Последовательное освоение упражнений с их постепенным нара­станием сложности, тщательность и безупречность отработки каж­дого элемента полета — вот основа успеха в обучении спортсмена-планериста.

техника и тактика парящих полетов - student2.ru

Наши рекомендации