Метод проектов и его роль в развитии технологической культуры школьников

Формирование технологической культуры личности учащихся на уроках технологии эффективно достигается через проектное обучение.

Методологической основой использования метода проектов в технологическом образовании школьников является общепедагогические дидактические принципы:

· Связь теории с практикой;

· Научность, сознательность и активность усвоения знаний;

· Доступность, систематичность и преемственность обучения;

· Наглядность и прочность усвоения знаний.

Применение метода проектов как ведущего в технологическом образовании школьников способствует реализации дидактических функций.

Образовательная функция нового подхода к технологическому образованию подразумевает знакомство учащихся с основными технологическими знаниями, умениями, терминологией. Перед учителем не стоит задача ознакомления учащихся с жёстко заданным набором технологий.

Реализация образовательной функции технологии позволит учащимся с помощью проектной обработки материалов с возможностями удовлетворить определённые потребности личности и общества; позволит самореализоваться и подготовиться к интеграции в ту социально – трудовую среду, в которой они окажутся после окончания школы.

Воспитательная функция использования метода проектов в технологическом образовании школьников состоит в развитии личностных качеств: деловитости, предприимчивости, ответственности, выработки разумного риска и др. Проектная деятельность учащихся позволит реализовать их интересы и способности, приучит к ответственности за результаты своего труда, сформирует убеждение, что успех зависит от личного вклада каждого.

Развивающая функция использования метода проектов в технологическом образовании состоит в том, что школьники осознают возможности применения абстрактных технологических знаний и умений для анализа и решения практических задач.

У учащихся развиваются навыки выбора одного решения из множества альтернативных и осознание всех краткосрочных и долгосрочных проблем этого выбора.

Метод проектов применяется как в обычном классе в виде самостоятельной, индивидуальной или групповой работы учащихся в течение различного по продолжительности времени.

Темы проектов практического характера выбираются актуальными для повседневной жизни и, вместе с тем, требующие привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, кстати, достигается вполне естественная интеграция знаний.

Типология проектов может быть (по признаку доминирующей в проекте деятельности) исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико - ориентированная), ознакомительно – ориентированная и пр.

Исследовательские проекты.

Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, соответствующих методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Эти проекты полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием. Этот тип проектов предполагает аргументацию взятой для исследования темы, формулирование проблемы исследования, его предмета и объекта, обозначение задач исследования в последовательности принятой логики, определение методов исследования, источников информации, выбор методологии исследования, выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, разработку путей её решения, в том числе экспериментальных, опытных,обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем для дальнейшего исследования. В нашей практике примером исследовательских проектов служит написание рефератов учащимися 9-11-х классов, участие в школьных и городских НПК, сдача экзамена по технологии в форме реферата.

Творческие проекты.

Следует оговориться, что проект всегда требует творческого подхода и в этом смысле любой проект можно назвать творческим. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата обусловленной этим жанром и принятой группой логике совместной деятельности, интересам участников проекта. В данном случае следует договориться о планируемых результатах и форме их представления (совместной газете, сочинении, видеофильме, драматизации, празднике, экспедиции и т.п.). Однако оформление результатов проекта требует чётко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, драматизации, плана сочинения, статьи, репортажа и так далее, дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома и пр.

Ролевые, игровые проекты.

В таких проектах структура также намечается и остаётся открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты этих проектов либо намечаются в начале их выполнения, либо вырисовываются лишь в самом конце. Степень творчество здесь очень высока, но доминирующим видом деятельности всё-таки является ролевая игра. Как пример, можно привести итоговую ролевую игру «Презентация компании». Учащиеся разделены на группы-компании по 4 человека в каждой. В каждой компании есть свой директор, бухгалтер и два рекламных агента. Необходимо придумать название школьной, которая приносила бы прибыль, рекламу и логотип, отчёт по прибыли, финансовую ведомость по зарплате. Реализация проекта происходит в течение 3 уроков, на последнем итоговом происходит защита и собственно презентация компании.

Наши рекомендации