Практическая работа 28. социальная опека и попечительство

Вопросы для обсуждения

1. Дифференцируйте понятия «опека» и «попечительство».

2. Определите случаи необходимости установления опеки.

3. «Соберите» документы, необходимые для установления опеки.

Практические задания

1. Возможно ли установление опеки в следующем случае: одинокий пожилой человек 85 лет один жить не может, т.к. не позволяет здоровье. Из другого города приехал племянник, который хочет забрать его к себе. Дедушка переезжать не хочет. Аргументируйте ответ.

2. Женщина хочет установить опеку над ребенком 12 лет, но органы опеки предлагают ей опеку без содержания. Для материальной поддержки женщина желала бы, чтобы «опекунские» выплачивались. Возможно ли совместное проживание женщины и ребенка. Какая форма жизнеустройства предпочтительней?

Литература

1. Нестерова Г.Ф. Технология и методика социальной работы. – М.: Академия, 2011.

2. Социальная работа в современной России: взаимодействие науки, образования и практики / НИУ БелГУ ; под ред.: В.В. Бахарева и др. ; рец.: В.П. Бабинцев, И.М. Невлева. – Белгород: ИПК НИУ БелГУ, 2011.

3. Фирсов М.В. Психология социальной работы. – М.: Академия, 2010.

4. Павленок П.Д. Технологии социальной работы с различными группами населения. – М.: Инфра–М, 2011.

5. Циткилов П.Я. Технология социальной работы. – М.: Дашков и К, 2011.

6. Александров И. Ф. Проблемы правового регулирования устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей, в современных условиях // Юрист. – 2008. – N 3. – С. 15–17.

7. Арутюнян Г. В. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей // Семейное и жилищное право. – 2009. – N 4. – С. 3–8.

8. Боровик В. Г. Комментарий к постановлениям Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423 и от 19 мая 2009 г. N 432 по вопросам опеки и попечительства // Администратор образования. – 2009. – N 13. – С. 3–6.

9. Гоголева В. В. Опека над несовершеннолетними : понятие и сущность // Право и государство : теория и практика. – 2008. – N 1. – С. 40–44.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 29. ТЕХНОЛОГИЯ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ И ПОСРЕДНИЧЕСТВА

Вопросы для обсуждения

1. Определите сферы применения данных технологий.

2. Иллюстративно выделите этапы консультирования.

3. Определите функции консультанта и супервизора.

Практические задания

1. Проведите консультирование «Жена обратилась за помощью, т.к. ее муж настаивает на рождении ребенка, «укреплении семейного очага», а жена хочет закончит вуз и делать карьеру. Рождение ребенка для нее не значимо.

2. Женщина обратилась по поводу проблем общения с сыном 12 лет.

Литература

1. Нестерова Г.Ф. Технология и методика социальной работы. – М.: Академия, 2011.

2. Социальная работа в современной России: взаимодействие науки, образования и практики / НИУ БелГУ ; под ред.: В.В. Бахарева и др. ; рец.: В.П. Бабинцев, И.М. Невлева. – Белгород: ИПК НИУ БелГУ, 2011.

3. Фирсов М.В. Психология социальной работы. – М.: Академия, 2010.

4. Павленок П.Д. Технологии социальной работы с различными группами населения. – М.: Инфра–М, 2011.

5. Циткилов П.Я. Технология социальной работы. – М.: Дашков и К, 2011.

6. Основы управленческого консультирования. Учебное пособие / М.Г. Синякова и др. - М.: Феникс, 2015. - 400 c.

7. Основы управленческого консультирования. Учебное пособие / М.Г. Синякова и др. - М.: Феникс, 2015. - 400 c.

8. Глазл Ф. Конфликт-менеджмент. Настольная книга руководителя и консультанта. - Калуга: Духовное познание, 2002. - 516 с.

9. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г.В.Бурменская, Е.И.Захарова, О.А.Карабанова и др. -- 2005. -- 416 с.

10. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. – М., 2008.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 30. СОЦИАЛЬНЫЙ ПАТРОНАТ И ПАТРОНАЖ

Вопросы для обсуждения

1. Дифференцируйте понятия «патронат» и «патронаж».

2. В работе с какими категориями населения эффективны данные технологии?

3. Приведите примеры комплексного и специализированного патроната.

Практические задания

1. Необходимо организовать патронаж неблагополучной семьи– 5 детей, отец– водитель дальнобойщик, мать не работает. Материальное положение сложное. Все дети школьного возраста, школу посещают редко.

2. Определите, каких специалистов необходимо включить в процесс патронажа.

3. Как руководитель отдела социальной защиты населения, определите необходимость установления и направления реализации патроната над супружеской парой 80 и 85 лет, жена не может самостоятельно передвигаться, у мужа возрастные изменения в умственной сфере. дети участия в судьбе родителей не принимают.

Литература

1. Нестерова Г.Ф. Технология и методика социальной работы. – М.: Академия, 2011.

2. Социальная работа в современной России: взаимодействие науки, образования и практики / НИУ БелГУ ; под ред.: В.В. Бахарева и др. ; рец.: В.П. Бабинцев, И.М. Невлева. – Белгород: ИПК НИУ БелГУ, 2011.

3. Фирсов М.В. Психология социальной работы. – М.: Академия, 2010.

4. Павленок П.Д. Технологии социальной работы с различными группами населения. – М.: Инфра–М, 2011.

5. Циткилов П.Я. Технология социальной работы. – М.: Дашков и К, 2011.

6. Алексеева Л. С. Социальный патронат семьи в системе социального обслуживания: научно-методическое пособие / Алексеева Л. С., Меновщиков В. Ю. – М.: Государственный НИИ семьи и воспитания. 2000.

7. Методика адресного социального патроната: Научно – методическое пособие. – М.: ГОСНИИ семьи и воспитания, М. 2001.

8.Мухамедшакиров К.Ш., Утеева Э.Н. Понятия «патронат» и «патронаж» в социальной работе: сходства и различия / Материалы II Международной заочной научно-практической конференции: «Социальная работа с различными группами населения: теоретические и прикладные аспекты» // МГУ им. Н. П. Огарева, Историко-социологический институт, кафедра социальной работы. – Саранск, 2011.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1. Задачи комплексной реализации социальных технологий в учреждениях социального обслуживания населения.

2. Реализация различных технологий в сфере социальной работы.

3. Постановка целей социальной работы в зависимости от категории социального запроса клиента.

4. Применение на практике междисциплинарных методов социальной работы.

5. Организация процесса консультирования семей имеющих детей– инвалидов.

6. Психолого–педагогическая работа во временных коллективах детей и подростков (приюты, лагеря)

7. Профессиональная компетентность специалиста по социальной работе в группе.

8. Социальная диагностика и коррекция дезадаптированных детей и подростков.

9. Формы и методы профилактики безнадзорности и беспризорности.

10. Опыт работы учреждений, осуществляющих творческую реабилитацию детей– инвалидов.

11. Стационарные формы реабилитации пожилых как технология решения проблемы одиночества.

12. Консультирование кандидатов в воспитатели семейных воспитательных групп.

13. Опыт организации временных замещающих семей в России.

14. Медико–психолого–педагогический консилиум как основа организация опеки/попечительства.

15. Система социальной защиты населения в ЛНР.

16. Реализация социальных программ. Положительный опыт регионов, разработка рекомендаций по улучшению.

17. Методы формирования положительного отношения к обществу у лиц БОМЖ.

18. Несовершеннолетние мамы. «За» и «против». Этапы работы с данной категорией.

19. Методы социальной работы в группе наркоманов и алкогольно зависимых.

20. Определение приоритетов реабилитации заключенных в контексте дальнейшей жизни на свободе.

21. Национальные общности и диаспоры как субъект социальных технологий.

22. Разработка проекта работы с безнадежно больными (на конкретном примере)

23. Учреждения и организации, организующие работу с молодежью.

Наши рекомендации