Установка и выверка машины на фундаменте
Проверка состояния фундамента осуществляется путем проведения лабораторных испытаний – во время изготовления фундамента из того же бетонного раствора изготавливают образцы и испытывают на сжатие.
Простейший способ проверки – с помощью молотка и зубила. Если молоток отскакивает от фундамента со звонким звуком, то фундамент хороший. Зубило тоже практически не оставляет следов. Если при ударах звук глухой, а от зубила остаются риски, то фундамент еще пригоден. Если фундамент крошится – не пригоден.
Оборудование устанавливается на фундамент после выдержки бетона в течение срока, указанного в технических условиях. Колодцы для анкерных болтов и поверхность фундамента очищаются от строительного мусора, а подошву машины от масла.
После изготовления фундаменты принимаются при условии полного соответствия их проекту – по размерам, расположению закладных деталей и отверстий. Отклонения от проектных размеров не должны превышать следующих:
Основные размеры в плане + 30 мм
Высотные отметки поверхности – 30 мм
Выступающие торцы фундаментных болтов + 20 мм
Размеры колодцев в плане + 20 мм
Размеры по осям фундаментных болтов (на 1 м длины)
= + 1 мм
Нарезанная часть фундаментных болтов должна быть тщательно очищена и смазана для защиты от коррозии.
Наиболее распространенным способом монтажа является выверка оборудования на подкладках, которые устанавливаются с двух сторон каждого болта. Описание этой процедуры в рекомендованной литературе отсутствует, поэтому требует более подробного описания. Высота столбика из подкладок соответствует толщине подливаемого слоя (подливки), которая определяется по реперу. Обычно эта толщина составляет 30-60 мм. У более тяжелого оборудования толщина подкладок может достигать 100-150 мм.
Подкладки выставляются по нивелиру. После того как подкладки выверены, на них производится установка машины с помощью грузоподъемного оборудования. Далее на машине выбирается базовая поверхность (станина, либо обработанная поверхность с установленным допуском) и по уровню (не притягивая машину болтами) проверяется правильность ее положения – горизонтальность, которая при необходимости регулируется количеством подкладок. Площадь подкладок выбирается такой, чтобы их давление на фундамент не превышало 4 МПа. После выверки горизонтальности машины под действием собственного веса производится затяжка болтов и снова проверяется правильность ее положения. При необходимости дальнейшего выравнивания машины подкладки добавляются или убираются, при этом каждый раз болты затягиваются.
Допустимое отклонение горизонтальности на 1 м длины, например, пищевого оборудования на более 0,3 – 0,4 мм. После окончательной выверки делается опалубка, и подливка цементным раствором в пропорции цементно-песчаной смеси 1:2 или 1:3.
Выдержка цементной заливки составляет от 1 до 2-х недель. Затем производится окончательная затяжка болтов и проверка положения машины.
По окончании монтажа оборудования, производится пробный пуск машины на холостом ходу, ее обкатка и испытания при рабочей нагрузке. Оборудование, подведомственное Росгортехнадзору (аппараты, работающие под избыточным давлением более 0,7 кгс/см², краны, лифты и т. д.), разрешается эксплуатировать только после их регистрации в органах Ростехнадзора.
ВИБРОИЗОЛЯЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ
Производится для уменьшения динамического воздействия машины на основание, т. е. машину устанавливают на специальные виброопоры. Это позволяет:
– сократить время монтажа до 80 %;
– ускоряет и упрощает перестановку оборудования при перестройке технологического процесса;
– существенно снижает шум и запыленность в цехе.
Виды виброизоляции классифицируются по типу упругого элемента:
а) резиновые;
б) резинометаллические;
в) цельнометаллические.
Резиновые. Выполняются из резин на основе натуральных (НК) или синтетических (СК) каучуков. Резины из НК имеют хорошие низкотемпературные свойства, но теряют прочностные свойства под действием повышенных температур. Наиболее простыми видами резиновых опор являются подкладки и ковры, которые устанавливаются под всю подошву машины, изготавливаются из маслостойкой резины и требуют повышенной плоскостности изготовления основания (рис. 12.1).
Рис. 12.1. Виброизоляция из резины
Резинометаллические опоры. Упругий элемент скреплен с металлической арматурой, которую можно прикреплять и к опорной поверхности и к самой машине (рис. 12.2). При таком креплении демпфируется вибрация машины и исключается ее смещение относительно основания.
Рис. 12.2. Резинометаллическая опора
Цельнометаллические опоры выполняются из спиральных или листовых пружин (рессор), либо из объемной металлической сетки, показанной на рисунке 12.3.
Рис. 12.3. Цельнометаллическая опора
ТАКЕЛАЖНЫЕ РАБОТЫ
(монтаж и демонтаж оборудования)
Такелажные работы – подъем и перемещение деталей, узлов и машин при доставке, демонтаже, ремонте и монтаже оборудования с применением подъемно-транспортных машин и механизмов.
ПТМ разделяют на подъемные, напольные и надземные.
К подъемным механизмам относятся блоки, полиспасты, тали и тельферы, подвешенные к неподвижным конструкциям.
К напольным механизмам относятся домкраты, лебедки, тележки и т. п.
Стреловые краны, мачтовые подъемники, мостовые и поворотные краны, кран-балки, монорельсы и др. относят к надземным машинам.