Соединительная муфта (втулочно-пальцевая)
Соединительная муфта
Износ жестких муфт: срез или изгиб болтов, разработка посадочных отверстий, смятие шпонок или износ шпоночных канавок.
При ремонте производят развертку отверстий под болты и ставят новые болты большего диаметра, растачивают посадочные отверстия полумуфт и запрессовывают в них втулки необходимых размеров.
Упругие соединительные муфты. Наибольшее применение в механизмах привода машин имеют втулочно-пальцевые соединительные муфты, которые допускают смещение валов в продольном и поперечном направлениях, небольшой поворот их и смягчают толчки за счет деформации упругих элементов. Втулочно-пальцевая муфта состоит из двух полумуфт 1 и 2, пальцев 3, закрепленных на одной полумуфте и резиновых втулок 4 – в другой полумуфте (рис. 8.5).
При износе посадочных отверстий для пальцев появляется металлический стук. Отверстия для пальцев растачивают, а пальцы заменяют новыми. Изношенные резиновые втулки также заменяют.
Сцепные или управляемые муфтыобеспечивают включение и выключение валов отдельных механизмов за счет соединения кулачков (кулачковые муфты), зубьев (зубчатые муфты) или за счет сил трения (фрикционные муфты). Фрикционные муфты бывают дисковыми и конусными.
Конусная муфта (рис. 8.6) состоит из полумуфты 4 с внутренним конусным отверстием, жестко закрепленной на прессовой посадке на валу 5, и полумуфту 3 с наружным конусом, вращающуюся вместе с валом 1. Полумуфта 3 может перемещаться вдоль вала 1 по шпонке 2 с помощью механизма управления (не показан). При включении полумуфты 3 между коническими поверхностями возникает трение, передающее крутящий момент от одного вала к другому.
1, 5 – валы; 3, 4 – полумуфты; 2 – шпонка.
Рис. 8.6. Конусная фрикционная муфта
У конусных муфт наибольший износ происходит в сопряжении конических поверхностей полумуфт 3 и 4. При небольшом износе конические поверхности зачищают наждачной шкуркой, притирают мелким абразивным порошком и проверяют прилегание поверхностей по краске.
Ремонт зубчатых колес
В результате износа зубчатых колес могут появиться следующие дефекты: нарушение рабочего профиля зубьев; износ и смятие торцов зубьев; шелушение поверхностей зубьев, задиры на рабочем профиле; износ посадочного отверстия; смятие шпоночной канавки в ступице, смятие шлицев; трещины в венце или в ступицах; поломка зубьев.
Причины:
быстрого износа – попадание в передачу грязи или пыли;
образование задиров – отсутствие смазки на поверхности зубьев;
шелушение рабочей поверхности зубьев – повышение нагрузки, недостаток смазки, применение масла пониженной вязкости;
поломка зубьев – перегрузка передачи или попадание в передачу посторонних предметов.
При износе зубьев в допустимых пределах колеса оставляют в механизме после зачистки заусенцев. Колеса со сломанными или изношенными сверх допустимых пределов зубьями при ремонте заменяют, причем оба, находящихся в зацеплении. В отдельных случаях, когда в зацеплении находятся большое и малое зубчатые колеса со значительной разницей диаметров, при ремонте обычно заменяют только малое, которое изнашивается значительно быстрее и его стоимость значительно меньше.
Если зубчатое колесо работает одной стороной, то при ремонте его можно повернуть на валу для работы неизношенной стороной. При несимметричной ступице ее подрезают с одной стороны, а с другой приваривают кольцо (рис. 8.7, а).
При износе посадочного отверстия его растачивают и запрессовывают в него ремонтную втулку (рис. 8.7, б), которая стопорится винтом. Отверстие в ней развертывается или шлифуется. Закаленные колеса перед расточкой отжигают.
а б в
Рис. 8.7. Способы ремонта зубчатых колес
При трещинах на ступице ее протачивают по диаметру и напрессовывают бандаж-кольцо, которое стягивает ступицу и устраняет трещину (рис. 8.7, в).
Ремонт червячных передач
Червячные передачи состоят из червяка с модульной трапецеидальной нарезкой и червячного колеса. Червяк обычно выполняется из стали с последующей закалкой и цементацией. Червячное колесо или только его венец делают из бронзы. Колеса тихоходных передач изготавливают из чугуна.
Дефекты червячных передач:
– износ зубьев червячного колеса и нарезки червяка обнаруживается по “мертвому ходу” в передаче (при повороте червяка на значительный угол колесо остается неподвижным);
– выкрашивание или поломка зубьев колеса; задиры на поверхности зубьев;
– износ посадочного отверстия колеса и опорных шеек червячного вала (появляется значительный осевой люфт колеса или червяка);
– бронзовая пыль в механизме свидетельствует о сильном истирании колеса (из-за отсутствия или недостатке смазки).
Изношенные червячные колеса и червяки заменяют новыми, однако, допускается замена венца червячного колеса. Для этого старый венец выпрессовывают, насаживают новый и нарезают на нем зубья.
8.7. Ремонт гидравлических систем (цилиндров, поршней, штоков и плунжеров)
В гидравлических системах прессов и литьевых машин движение рабочих органов происходит за счет давления рабочей жидкости на поршень или плунжер.
По конструкции различают цилиндры с поршнем и цилиндры с плунжером. Поршень воспринимает давление рабочей жидкости с двух сторон и поэтому обеспечивает перемещение штока в прямом и обратном направлениях. На плунжер рабочая жидкость давит только, с одной стороны. Это обеспечивает одностороннее перемещение рабочего органа.
В цилиндрах с поршнем происходит износ зеркала цилиндра (на нем появляются риски и задиры). Кроме того, изнашиваются поршневые кольца и манжеты, а также сальниковые уплотнения.
При износе поверхности цилиндра зеркала цилиндра, цилиндры либо шлифуют, либо же растачивают, развертывают и притирают до чистоты поверхности 10 – 12 класса. Поршневые кольца заменяют.
После ремонта цилиндры насосов должны удовлетворять следующим требованиям:
– разница в диаметре цилиндра на длине 1000 мм не более 0,03 мм;
– отклонение оси цилиндра от прямой линии на длине 500 мм не более 0,08 мм;
– эллипсность цилиндра не более 0,02 мм.
Изношенные поршневые кольца, манжеты и сальниковые уплотнения заменяют. Штоки, имеющие риски, царапины, овальность или конусность выше допустимой нормы, ремонтируют шлифованием с последующей притиркой или приработкой.