Ремонт типовых деталей и узлов
Ремонт валов
В процессе эксплуатации валы передают крутящий момент и воспринимают изгибающие усилия. Основные дефекты валов: прогиб, износ шеек, шпоночных канавок и шлицев, трещины и выбоины на поверхности.
Величина прогиба вала определяется при его вращении в центрах с помощью индикатора часового типа и считается допустимой в пределах от 0,02 до 0,05 мм.
Валы с превышением пределов допустимого прогиба выправляют холодным (винтовым прессом) или горячим (горелкой) способом. Холодный способ применяют для валов диаметром до 60 мм (рис. 8.1).
Рис. 8.1. Холодный способ Рис. 8. 2. Горячий способ
Горячим способом валы большого диаметра и пустотелые валы выправляют при нагреве до температуры ковки (рис. 8.2). Выпуклость вверху обкладывают мокрым листовым асбестом, оставляя открытым участок длиной 40-70 мм. Открытое место открытое место нагревают горелкой до 500-550 ºС (до темно-вишневого цвета) и быстро охлаждают сжатым воздухом. Операцию повторяют несколько раз.
Шейки вала при износе приобретают овальность, конусность или бочкообразность. При износе до 0,1 мм шейки ремонтируют шлифованием. При больших износах шейку вала можно восстановить также вибродуговой наплавкой, металлизацией, отсталиванием.
Незначительные повреждения шпоночных канавок (до 5 % первоначальной ширины) устраняют опиливанием и шабрением, значительные – строганием с увеличением ширины канавки до 15 % номинальной ширины. Естественно – изготавливается новая шпонка.
При больших износах шпоночную канавку можно заварить с последующей зачисткой. Шпоночный паз фрезеруют на новом месте с отступом от старого на 120 º по окружности вала.
Трещины на поверхности вала небольшой глубины заваривают, предварительно разделав их до неповрежденного металла.
Ремонт подшипников скольжения
В процессе работы от трения внутренние поверхности подшипников скольжения теряют форму – отверстие становится овальным, на трущихся поверхностях образуются риски и задиры.
Ремонт втулок цельных нерегулируемых подшипников.В неразъемных подшипниках при износе, превышающем допустимые пределы, во время ремонта вал шлифуют, а втулку заменяют новой.
При износе отверстия в корпусе его растачивают и запрессовывают в него ремонтную втулку, после чего внутреннюю поверхность втулки развертывают до нужного размера.
Ремонт разъемных подшипников.При небольшом износе вкладышей применяютшабрение. Его выполняют в две стадии: первая – предварительное шабрение нижнего, а затем верхнего вкладыша, вторая – окончательное шабрение обоих вкладышей.
Изготовление вкладышей. В случае, если износ вкладыша значителен и толщина оставшейся регулировочной прокладки меньше 0,5 мм, его заменяют или восстанавливают заливкой.
Заливка подшипников баббитом. Перезаливку вкладышей производят в том случае, если зазор между шейкой вала и вкладышем превышает допустимые нормы. Для выплавления старого баббита вкладыш устанавливают вертикально и нагревают с тыльной стороны паяльной лампой. Затем удаляют баббит легкими ударами молотка с торца по вкладышу или слою баббита. После очистки и обезжиривания в 10%-ном растворе каустической соды производят лужение вкладышей и заливку баббитом, подробнее см. в [1].
Замена подшипников качения
Замену подшипников качения производят при обнаружении следующих дефектов: трещин, сколов, забоин и рисок на рабочих поверхностях, повреждении сепаратора, а также при превышении установленных размеров радиального и осевого зазоров. Причины: перегрузка, чрезмерно плотная посадка, недостаточная смазка, попадание посторонних частиц из-за плохого уплотнения.
Проверку зазоров в подшипнике проводят по схеме на рисунке 8.3.
Увеличение зазоров в подшипнике по сравнению с первоначальными (паспортными) размерами допускается на 25 % (для валов точных механизмов). Для остальных подшипников – в 3-4 раза.
Росев, Ррад – направление давления при контроле осевого и радиального зазоров;
1 – опора; 2, 3 – внутреннее и наружные кольца; 4, 5 – индикаторы часового типа.
Рис. 8.3. Проверка зазоров подшипника качения
Подшипники качения ремонту не подлежат. Восстанавливают только посадочные размеры сопрягаемых с ними деталей – корпусов и валов. Восстановление этих деталей проводят наплавкой, металлизацией, хромированием и другими известными способами.
Ремонт муфт
Муфты применяются для соединения валов (соединительные муфты), а также для включения и выключения отдельных механизмов без выключения самой машины (сцепные или управляемые муфты).
Жесткие соединительные муфты соединяют валы неподвижно, не компенсируют несоосности валов и не смягчают знакопеременных нагрузок. Состоят из двух полумуфт 1 и 2 (рис. 8.4), соединительных болтов 4 и шпоночных соединений, передающих крутящий момент от вала к полумуфте. Полумуфты центрируются с помощью центрирующего выступа на одной из них, либо центрирующего кольца 3. Применяются при допускаемых величинах перекоса и параллельного смещения осей валов не более 0,1 мм, которые зависят от диаметра и скорости вращения валов.
1, 2 – полумуфты; 3 – кольцо; 1, 2 – полумуфты; 3 – палец;
4 – болты. 4 – резиновая втулка
Рис. 8.4. Жесткая Рис. 8.5. Упругая