Определение «рисковой премии» инновационного проекта

При принятии решений о финансировании того или иного инновационного проекта инвестор учитывает целый комплекс факторов, среди которых ведущая роль отводится ожидаемому уровню доходности на вложенный капитал. Ожидаемый уровень доходности складывается из трех основных компонентов: цены капитала (соответствует уровню чистой доходности альтернативных проектов вложения финансовых средств), уровня премии за риск и ожидаемого уровня инфляции.

Существует методика определения премии за риск, основанная на анализе так называемого «среднего класса» инновации (табл. 24, 25).

Таблица 24

Таблица определения рисковой премии

Признаки разделения на группы Группы инновационных процессов Значения признаков
По содержанию (виду) нововведения Новая идея
Новое решение
Новый продукт
Новая технология (метод)
Новый регламент (структура)
Новая услуга
Сфера создания новшества Научно-технические организации и отделения
Производственные фирмы и отделения
Маркетинговые подразделения и фирмы
Потребители и их организации
Тип новаторства (область знаний и функций) Финансы и экономика
Организация и управление
Производство
Юриспруденция
Техника и технология
Консультанты
Естествознание
Ноу-хау
Социальные и общественные звенья
Тип новатора (сфера нововведения: фирмы, службы) Научно-технические звенья
Промышленные звенья
Финансовые, маркетинговые и коммерческие звенья
Эксплуатационные и обслуживающие звенья
Иерархический уровень новатора Подразделение фирмы
Фирма
Концерн, корпорация
Отрасль, группа отраслей
Территориальный масштаб нововведения Район, город
Область, край
Российская Федерация, страны СНГ и Балтии
Интернациональный уровень
Масштаб распространения нововведения Единичная реализация
Ограниченная реализация
Широкая реализация
Степень радикальности (новизны) Радикальные (пионерные, базовые)
Ординарные (изобретения, новые разработки)
Усовершенствующие (модернизация)
Глубина преобразований Системные
Комплексные
Элементные, локальные
Причина возникновения инновации Развитие науки и техники
Потребности производства
Потребности рынка
Этап жизненного цикла спроса на новый продукт Зарождение
Ускорение роста
Замедление роста
Зрелость

Окончание табл. 24



Характер кривой жизненного цикла товара Типовая, классическая кривая
Кривая с «повторным циклом»
«Гребешковая» кривая
«Пиковая» кривая
Этапы жизненного цикла товара Выведение на рынок
Рост
Зрелость
Упадок (спад)
Уровень изменчивости технологии «Стабильная» технология
«Плодотворная» технология
«Изменчивая» технология
Этап жизненного цикла технологии Зарождение
Ускорение роста
Замедление роста
Зрелость
Затухание (спад)
Этап жизненного цикла организации - инноватора Создание
Становление
Зрелость
Перестройка
Упадок
Длительность инновационного проекта Оперативный (до 0,5 года)
Краткосрочный (до 1 года)
Среднесрочный (2 – 3 года)
Долгосрочный (более 3 лет)

Таблица 25

Премия за риск

Средний класс инновации
Премия за риск, % 0,0 0,5 1,0 2,0 5,0 10,0 20,0 30,0

Средний класс инновации рассчитывается как среднее арифметическое классов по группам риска. Премия за риск устанавливается исходя из соотношения среднего класса инновации и средней премии за риск, устанавливаемой для инновации данного класса.

Например, если средний класс инновации, по расчетам, составил 3,82 (примерно 4), тогда премия за риск должна составить не менее 2,0 %.

Инновационные фонды

Важную роль в создании инновационного климата в нашей стране играют инновационные фонды, которые, по сути, основаны на смешанной форме финансирования.

Инновационные фонды формируются за счет средств организаций и предприятий, осуществляющих инновационную деятельность, средств банков, страховых компаний и иных финансовых институтов. В создании и деятельности инновационных фондов могут принимать участие заинтересованные государственные органы и государственные высокобюджетные фонды.

Основной целью инновационных фондов обычно является концентрация средств на приоритетных направлениях инновационной деятельности для финансовой поддержки перспективных инноваций. Как правило, инновационные фонды предоставляют прошедшим независимую экспертизу и конкурсный отбор инновационным проектам финансовые средства на возвратной или безвозвратной основе. Кроме этого, инновационные фонды часто выполняют функции поручителей и гарантов по обязательствам инновационных предприятий.

При финансировании инновационных проектов, реализация которых связана с высоким уровнем финансового риска и неопределенностью коммерческого результата, инновационные предприятия могут использовать различные формы кооперации, включая создание венчурных фондов, а также заключение партнерских соглашений на всех стадиях разработки, освоения и внедрения инноваций.

Грант. Еще одной альтернативой для финансирования инновационного проекта является грант. Грант (grant) – средства, безвозмездно передаваемые спонсором организации или частному лицу для осуществления конкретного инновационного проекта.

В России существуют и работают как свои национальные, так и международные донорские организации. Каждый донор работает по своим правилам, с которыми надо считаться и уважать, поскольку речь идет о предоставлении денег и инвестор заботится о том, чтобы они не были потрачены впустую.

У каждой донорской организации существуют свои приоритеты, которые могут включать определенные направления деятельности, предпочтительные типы грантозаявителей, а также региональные предпочтения.

Еще одна трудность заключается в том, что усиливается конкуренция за получение доступа к донорским источникам финансирования, поскольку зачастую средства фондов-грантодателей являются единственным источником поступления новых финансовых средств для многих инновационных проектов.

Ни одна из организаций не получает от фондов-грантодателей средства на реализацию своих программ автоматически только потому, что является хорошей организацией, делающей важное дело. Чтобы получить грант, необходимо проделать большую работу.

Венчурное финансирование

Венчурное финансирование – финансирование новых предприятий и новых видов деятельности, которые традиционно считаются высоко рискованными, что не позволяет получить для них финансирование в виде банковского кредита и других общепринятых источников.

Развитие индустрии венчурного капитала призвано способствовать привлечению внебюджетных средств в инновационную сферу. В самом общем плане венчурное финансирование может быть определено как одна из разновидностей акционерных инвестиций. Венчурные фонды предпочитают вкладывать капитал в инновационные компании, чьи акции не обращаются в свободной продаже на фондовом рынке, т. е. путем приобретения акций на внебиржевом рынке («прямые инвестиции»), а не через покупку акций на организованных фондовых рынках («портфельные инвестиции»). Нередко венчурный капитал служит своеобразным мостом к выходу инновационной компании на фондовый рынок. Отличие между венчурными и всеми прочими внебиржевыми (прямыми) инвестициями в акционерный капитал проходит по признаку наличия или отсутствия контролирующего участия в реализации инновационного проекта. Венчурный инвестор с целью снижения рисков в качестве обязательного условия финансирования в большинстве случаев требует вхождения своего представителя в состав совета директоров инновационного предприятия.

Венчурное финансирование осуществляется, как правило, в малые и средние инновационные предприятия без предоставления ими какого-либо залога или заклада, в отличие, например, от банковского кредитования. При этом венчурный инвестор, как правило, не стремится приобрести контрольный пакет акций инвестируемой компании, что отличает его коренным образом от стратегического инвестора или «партнера». Логика венчурного финансирования заключается в том, что если новая инновационная компания в период нахождения в ней в качестве совладельца венчурного инвестора добивается успеха, т. е. если ее стоимость в течение 5–7 лет увеличивается в несколько раз (нередко в десятки и сотни раз), то риски обеих сторон оказываются справедливыми и все получают соответствующее вознаграждение. Венчурный инвестор обычно не заинтересован в распределении прибыли в виде дивидендов, его прибыль появляется, когда он сумеет продать принадлежащий ему пакет акций инновационной компании по цене, в несколько раз превышающей первоначальное вложение. На рис. 18 представлены основные этапы так называемой инвестиционной «лестницы» венчурного финансирования.



Определение «рисковой премии» инновационного проекта - student2.ru

Долина смерти
Время
«Три Д» Непрофессиональные инвесторы из окружения предпринимателя
Бизнес-ангелы Опытные индивидуальные инвесторы. Вкладывают обычно до 1,5 млн руб.
Массовые инвесторы Выкупают акции компании, выводимые на биржу
Венчурные капиталисты Управляют венчурными фондами. Вкладывают обычно от30–150 млн руб.
Портфельные инвесторы Вкладывают в растущие компании. Обычно более 200 млн руб.
Личные средства предпринимателя и/или ТриД
Гранты на технико-экономическое обоснование
Размещение доп. эмиссии акций
1. Посев
2. Стартап
3. Тестовые продажи
4. Расширение
5. Подготовка к продаже
6. Продажа
Фонды венчурного капитала
Фонды прямых инвестиций, портфельные инвесторы, долговое финансирование
Бизнес-ангелы, венчурные фонды «посевных» инвестиций
Венчурные фонды РВК
Региональные венчурные фонды
Росэнерготехнологии
Российский банк развития
Банк развития (Внешэкономбанк)
Фонд посевных инвестиций РВК
Программа «Старт»

Рис. 18. Инвестиционная «лестница»

1. «Посев»[5]

Особенности этапа

Самый ранний этап в жизни проекта – период, когда бизнеса как такового нет и помине, а есть лишь разработчик или группа разработчиков, воодушевленных какой-либо инженерно-технической идеей и имеющих на руках более или менее обнадеживающие предварительные результаты научно-исследовательских разработок. Источниками идей проектов на этой стадии выступают собственные научные разработки и собственные же предпринимательские идеи. Не характерными для идей оказались механизмы по приобретению разработок или развитие на средства государственного контракта.

Основными заказчиками проектов являются предприятия малого и среднего бизнеса. Причинами подобного распределения являются высокая конкуренция в этом сегменте, а также принятие решений на уровне собственников, заинтересованных в эффективности бизнеса. Таким образом, заслуживает внимание гипотеза о том, что проекты, которые ориентированы на узкие рыночные ниши, до сих пор развиваются и выходят на стадию продаж самостоятельно, в то время как проекты, получившие инвестиции венчурных фондов, ориентируются на более крупных заказчиков, однако развиваются медленнее и реже достигают своих целей. В инновационных проектах ранней стадии развития нередко работают студенты и знакомые учредителей. Существует сложность в подборе квалифицированных кадров. Финансирование инновационных проектов на этой стадии – собственные средства учредителей и государственных программ. Потребность в объеме НИОКР на данной стадии составляет до 5 млн рублей. Проблемы проведения НИОКР – это доступ к опытному производству, отсутствие лабораторий и недостаток научных кадров.

Финансирование проектов на ранней стадии – особый инвестиционный сектор, который пока еще только складывается в России. В 2009 г. 259 тысяч американских бизнес-ангелов проинвестировали в общей сложности 57 тысяч проектов на $17,6 млрд. Для сравнения: в нашей стране объем венчурных инвестиций в компании, находящиеся на ранней стадии, составляет, по данным Российской ассоциации прямого и венчурного инвестирования (РАВИ), около $60–70 млн в год. Чтобы венчурная индустрия стала функционировать нормально, нужно примерно $3 млрд. Ведь без целенаправленного «проращивания» проектов на самых ранних стадиях венчурные деньги последующих раундов неизбежно столкнутся с нехваткой качественных объектов для инвестирования. Собственно, так и произошло, когда несколько лет назад в России на рынок венчурных инвестиций пришли серьезные деньги через созданные государством институты развития (Российская венчурная компания и Роснанотехнологии). И тогда было принято логичное решение: государственные институты развития должны стимулировать инвестиционные процессы, в т. ч. и на посевной стадии. С этой целью в 2009 г. был создан Фонд посевных инвестиций РВК с уставным капиталом в 2 млрд рублей, а в 2010 г. – отраслевой БиоФонд РВК с капиталом 1,5 млрд рублей, цель которого – финансировать стартапы и сервисные компании в биофармацевтике и медицине.

Суть будущего бизнеса укладывается лишь в общих чертах, а вопросов больше, чем ответов: непонятно, реализуема ли идея практически, окажется ли разработка патентоспособной, сколько времени и денег придется потратить на коммерциализацию и существует ли вообще для грядущего продукта или технологии рынок и потребитель. У проекта на этом этапе полный набор рисков – от технологических до патентных. Чтобы убедиться в том, что в идее есть рациональное коммерческое зерно, необходимо дать ей пройти некий жизненный цикл, что потребует определенных вложений. И что может оказаться обиднее всего – придется потратиться, возможно, даже для того, чтобы всего лишь убедиться в бесперспективности разрабатываемой технологии.

Вложения в компании на ранней стадии – самый сложный и рискованный вид инвестирования. Для него характерно соотношение «3–3–3–1», когда из десяти проинвестированных компаний три приносят инвестору убытки, три способны обеспечить лишь возврат инвестиций, три позволяют получить умеренную доходность, зато одна дает сотни процентов прибыли, что делает портфель инвестора прибыльным в целом. Однако это соотношение не должно заставлять думать, что подобное инвестирование чем-то сродни игре в рулетку. Профессиональный инвестор обычно имеет четкие критерии отбора проектов и заключает сделку не наугад, а после процедуры duediligence (от англ. «должная осмотрительность» – термин, обозначающий в инвестиционном бизнесе всестороннее исследование деятельности компании как объекта инвестирования).

Что делает проекты или компании инвестиционно привлекательными?

1. Объект инвестиций, по оценке инвестора, имеет перспективы быстрого увеличения стоимости и потенциально способен обеспечить возврат вложенных средств за 5–7 лет с мультипликатором не менее 10.

2. Рынок, на который нацелена компания, объемный, быстрорастущий или может быть сформирован в результате усилий самой компании и в итоге достичь существенного размера.

3. Разработка компании уникальна и решает серьезную проблему, существующую на рынке.

4. Круг потребителей понятен, их ожидания и запросы предварительно подтверждены; в идеале – потенциальный потребитель способен легко переключиться с традиционного продукта на инновационный.

5. Команда сформирована и укомплектована не только научно-техническими специалистами, но и опытными управленцами; у нее есть понимание своего рынка и, в общих чертах, стратегии вывода продукта на рынок.

Разумеется, идеального проекта не существует. Поэтому, анализируя представленное предложение, потенциальный посевной инвестор всегда взвешивает риски, прикидывает, какие «пробелы» в проекте он сможет закрыть собственным участием, оценивает объем требуемой «предпринимательской» работы и финансирования. Все это, в конце концов, служит основой для определения условий инвестиционной сделки.

Инновационно-технологический проект чаще всего стартует на скромные средства самого разработчика и непрофессиональных инвесторов, которых в шутку называют «три Д» – друзья, домашние и дураки. Именно они в меру своих финансовых возможностей чаще всего соглашаются предоставить разработчику стартовый капитал – по личной благорасположенности или заразившись его верой в успех.

На первые по-настоящему серьезные инвестиции от профессионалов проект может рассчитывать много позже. Венчурные капиталисты, управляющие фондами особо рискованных венчурных инвестиций, обычно принимают к рассмотрению проекты, которые требуют вложений в размере от 1–5 млн долларов, в зависимости от собственной инвестиционной стратегии. Но им нужна не «голая идея», а сформировавшийся и правильно «упакованный» бизнес с более или менее просчитываемой перспективой. Средств одних лишь «трех Д» разработчику может банально не хватить, чтобы развить компанию до состояния, когда она станет привлекательной для венчурного инвестора. В таком случае проект рискует не преодолеть метафорическую «долину смерти». Так в теории венчурного инвестирования называют начальный период в жизни компании, когда ее развитие требует все новых финансовых ресурсов, а собственного положительного денежного потока у нее нет, поскольку продажи не стартовали.

Существующий на рынке инвестиционный «провал» призваны закрыть инвесторы особого рода: бизнес-ангелы и посевные фонды. Для инновационного проекта они играют роль проводников через «долину смерти». В обмен на долю в бизнесе эти инвесторы ранней стадии вкладывают в компанию сравнительно небольшие суммы – $50–450 тысяч. Однако принципиально важно то, что они приносят в проект не только деньги, но и собственные бизнес-компетенции и опыт. Они готовы тратить на проект личное время, участвуют в управлении компанией и используют имеющиеся связи, поскольку прекрасно понимают, что это снижает риск их вложений и повышает шансы на успех. Не зря такие деньги называют «умными». Кроме того, опытные бизнес-ангелы и посевные фонды, как правило, имеют хороший контакт с инвесторами следующего раунда – венчурными капиталистами, что в дальнейшем облегчает компании подъем по инвестиционной «лестнице».

Психология посева

Разработчик нередко пребывает под очарованием собственных инженерно-конструкторских находок и создаваемой технологии или продукта, упуская из виду, что «новое» не обязательно означает «коммерчески перспективное». Венчурный инвестор не всегда готов разделить его восторги и даже научно-технической стороной дела интересуется поначалу не очень активно, поскольку для него конечная цель при оценке проекта – выяснить, через какой промежуток времени и с каким финансовым результатом он в итоге сможет выйти из компании. Фонды венчурных инвестиций оперируют привычными для себя показателями внутренней нормы рентабельности (IRR) и коэффициентом рентабельности инвестиций(ROI), о которых разработчики зачастую не имеют ни малейшего понятия. Не стоит удивляться, что люди с компетенциями в столь разных сферах испытывают трудности с взаимопониманием. Несмотря на то, что инвесторы и разработчики часто говорят на разных языках, им необходимо выстроить общность интересов.

Характерные черты инновационных проектов, находящихся
в посевной стадии:

1. Самые привлекательные рынки для посевных компаний:

1) информационные технологии;

2) строительство;

3) энергетика;

4) электроника;

5) нанотехнологии;

6) биотехнологии и т. д.

2. В большинстве компаний работает от 1 до 5 человек.

3. Работы над проектом обычно ведутся до образования юридического лица в течение 2–3 лет.

4. Продолжительность работы над проектом 3–4 года.

5. Посевные проекты часто участвуют в инновационных конкурсах.

6. Посевные проекты испытывают трудности из-за отсутствия опытных производств.

7. Проекты нуждаются в финансировании более 5 млн рублей.

8. Вкладываются собственные средства в развитие.

Основные проблемы предприятий, находящихся на посевной стадии
развития:

1. Отсутствие актуализированной информации о ключевых элементах инфраструктуры затрудняет поиск инвесторов российскими инвесторами.

2. Инновационные компании посевной стадии развития вынуждены отвлекать непропорционально существенные ресурсы на процессы, связанные с юридическим оформлением, организацией работы, ведением бухгалтерской, налоговой и финансовой отчетности.

3. Трудность с пониманием современных тенденций целевых рынков, что приводит к ложному целеполаганию при выборе стратегии развития технологий или продуктов и снижает их инвестиционную привлекательность венчурных фондов.

4. Несформированность культуры работы с интеллектуальной собственностью. Понимание роли ИС в стратегии инновационной компании только формируется, а защите авторских прав уделяется неадекватно мало внимания.

5. Присутствие российских посевных компаний на международных рынках практически незаметно.

6. Отсутствие квалифицированных кадров, сочетающих технологические навыки с навыками управления венчурными компаниями и продаж инновационных продуктов, в т. ч. и за рубежом.

Стартап

Особенности этапа

На этом этапе проект оформляется в компанию со всеми соответствующими атрибутами: юридическим лицом, командой, бизнес-планом и т. д. Поскольку инициаторами инновационных проектов обычно выступают выходцы из научно-технической и инженерной среды, они чаще всего остро нуждаются в том, чтобы к команде на тех или иных условиях присоединились люди, обладающие бизнес-компетенциями и практическим опытом технологического предпринимательства. Команда должна быть доукомплектована специалистами по финансам, управлению, маркетингу и продажам (поначалу эти компетенции могут сочетаться в одном человеке). Качественная команда и интеллектуальная собственность – два главных достояния молодой инновационной компании. И именно эти параметры в первую очередь оценивают возможные инвесторы.

Типичный инновационный венчурный стартап – это тесный коллектив единомышленников, увлеченных общей идеей. Общение между сотрудниками в таких группах во многом носит неформальный характер. Здесь отсутствует жесткая иерархия, привычная для крупных корпораций, а все вопросы и проблемы решаются сообща. Кроме того, стартап – предприятие, в котором не принято перекладывать ответственность друг на друга. Каждый член команды обычно готов взяться даже за «непрофильную» для себя работу. Привлекательный для инвестора стартап – фирма, в которой никто не работает «от сих до сих». Часто такие сплоченные коллективы складываются из специалистов в сфере технологий, студентов технических вузов и молодых профессионалов, которые «по совместительству» являются еще и друзьями. Это не отменяет, впрочем, необходимости дисциплины и наличия явного лидера, принимающего ключевые решения. Но этот лидер должен уметь создать в коллективе творческую атмосферу, особые условия, когда все сотрудники могут предлагать свои идеи и чувствовать себя относительно самостоятельными. Если эти условия соблюдены, инвестор, скорее всего, проявит благосклонность.

Принципиально важные отличительные черты успешной команды – доверие между ее членами, которое достигается постоянным общением и «проговариванием» основных задач, а также единое понимание личных целей каждого сотрудника и интересов проекта в целом и твердая вера единомышленников не только в идею проекта, но и в способности лидера предвидеть дальнейшее развитие ситуации и продвигать проект на широком рынке.

«Главный инноватор» – чаще всего харизматичная личность, способная «заразить» своим энтузиазмом и членов коллектива, и потенциального инвестора. Доверие же между сотрудниками позволит представить проект инвестору в лучшем виде. И напротив, очевидные проблемы в команде сразу оттолкнут его.

Непростое испытание на прочность для команды – «размывание» с каждым новым раундом инвестирования доли зачинателей проекта. И прежде всего – основателя стартапа и его ближайших партнеров. Порой результатом становится снижение мотивации идейных и технологических лидеров инновационного стартапа. Грамотных инвесторов такой вариант развития событий не может устроить: демотивированный коллектив – это отложенный крах проекта. Одним из способов решения этой проблемы у западных венчурных капиталистов является выпуск дополнительных опционов (в случаях слишком сильного размывания доли разработчиков), которые могут выкупаться членами команды. Это позволяет в ряде случаев сохранить костяк проекта, составляющий его эмоциональную и интеллектуальную основу, и предотвратить уход ключевых игроков.

Подобные примеры лишний раз подтверждают очевидную истину: человеческий капитал может быть гораздо важнее денег. Именно предприниматели, с их идеями и энергией, являются самым важным звеном венчурного процесса. И именно их – сплоченных в команду – инвесторы готовы «брать под крыло», вкладываясь в стартапы.

На этапе стартапа компания обычно завершает все основные работы по НИОКР, создает прототип продукта (услуги) и запускает процедуру патентной защиты. Коммерческие риски предприятия еще велики, но многие технологические вопросы уже решены, а опытные образцы продукта позволяют оценить его технические и потребительские характеристики.

На ранних стадиях комфортнее всего иметь дело с разработчиком без патента, потому что патентную стратегию разумнее строить уже вместе – в зависимости от общей стратегии и бизнес-модели стартапа. Только так наверняка можно избежать ошибок и оптимизировать расходы на защиту. Разработчикам же боязно: а ну как при переговорах с потенциальными инвесторами незащищенная разработка «утечет» на сторону?

Чтобы успокоить создателей интеллектуальной собственности, сами инвесторы предлагают простые правила «техники безопасности» отношений. При первоначальных контактах разработчику вовсе не обязательно включать в презентацию конфиденциальный материал о своем изобретении. Все-таки инвестор – это носитель бизнес-логики и научные и инженерные подробности его интересуют в последнюю очередь.

Однако рано или поздно в переговорах наступает этап, когда разработчику приходится раскрыть инвестору многие детали. На этот случай существует уже установившаяся практика заключения соглашения о неразглашении с заверением у нотариуса. В нем прописывается объем информации, которую разработчик передает на конфиденциальной основе инвестору, и штрафные санкции за ее разглашение. В определенной степени это защищает интересы изобретателя. Конечно, лучше всего этим целям служит грамотная и вовремя поданная заявка на патент. Тут только важно понимать, что с момента подачи включается незримый хронометр и дальнейшие шаги по защите нужно строго сообразовывать с временными рамками, которые задает законодательство. И каждый последующий шаг потребует новых вложений. Если разработчику не удастся к тому времени найти инвестора, эти вложения придется делать из собственного кармана.

Стоимость получения российского патента сама по себе немного расслабляет: госпошлины составляют в общей сложности всего 5,4 тыс. рублей. Поэтому патенты в России часто оформляют просто на всякий случай. Международное патентование обойдется изобретателю куда дороже. К счастью, расходы эти «размазаны» во времени и основную их долю можно будет отнести на третий год с даты приоритета. Для получения патентов в интересующих странах нет нужды подавать через поверенных отдельные заявки в соответствующие национальные патентные ведомства. В зависимости от состава интересующих стран достаточно воспользоваться одной из существующих процедур, в рамках которой подается единая международная заявка через получающее ведомство – Роспатент. Принципиально важно не пропустить заветный срок – 12 месяцев с момента подачи российской заявки, иначе приоритет за рубежом будет безвозвратно утрачен.

Чаще всего разработчики выбирают так называемую процедуру РСТ (Patent Cooperation Treaty) – это международный Договор о патентной кооперации, административные функции которого выполняет Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС). Данный договор заключен между более чем 130 странами-участницами Парижской конвенции. РСТ позволяет осуществлять патентование изобретения одновременно в каждой из большого числа стран путем подачи одной «международной» патентной заявки вместо подачи нескольких отдельных национальных или региональных патентных заявок. Выдача патентов остается под контролем национальных или региональных патентных ведомств в ходе так называемой «национальной фазы». Эта система очень лояльна к заявителям: пошлины составляют сумму от $400. Но самое главное – она дает изобретателю достаточно продолжительную передышку и возможность собраться с мыслями и средствами для следующего этапа. В течение 30 месяцев с даты приоритета заявитель может подумать, какие именно страны ему нужны. И подумать крепко, поскольку последующая, национальная фаза регистрации патента за рубежом стоит значительных денег. С учетом пошлин и услуг местных патентных поверенных в США, например, патент обойдется в сумму от $9 тыс., в Японии – от $12,5 тыс., в Китае – от $5,5 тыс. Далеко не каждый разработчик без помощи инвестора способен собрать «лоскутное одеяло» из национальных патентов, чтобы прикрыть себя хотя бы на самых перспективных рынках.

Наиболее жесткий отсев проектов происходит на этапе посева и стартапа. Причины очевидны: проекты на этих этапах прошли еще через очень короткий жизненный цикл, за многими из них стоят «сырые» разработки и слабые команды. Наиболее показательна внутренняя статистика сетей бизнес-ангелов, основная задача которых – «втягивать» поток инвестиционных предложений и отбирать наиболее перспективные для презентации. По данным американской компании Angelsoft, из сотни инвестиционных заявок, поступающих в сети бизнес-ангелов, предварительный отбор проходят в среднем тринадцать, до презентации добираются девять, и только шесть способны заинтересовать инвесторов настолько, что они возьмут их на экспертизу. Инвестиции в итоге получают лишь три проекта из ста.

Российские бизнес-ангелы подтверждают, что эта статистика в целом справедлива и для их потока сделок. Все это свидетельствует о том, насколько сложно проекту на ранней стадии протиснуться через «узкое горлышко» отбора и экспертизы и добраться до первых инвестиций.

Экспертиза

Экспертиза проекта, которую проводит инвестор, идет обычно по четырем направлениям: юридическому, маркетинговому, финансовому и научно-техническому. Причем научные и технические аспекты интересуют инвестора как носителя бизнес-логики в самую последнюю очередь. Для начала он исходит из предположения, что инновационный продукт с определенными характеристиками уже создан, и пытается выяснить, каковы перспективы и риски бизнеса, который вокруг него можно построить. Какую-то часть работы по экспертизе будущий инвестор в состоянии проделать самостоятельно, другую ему приходится поручать внешним экспертам.

Юридическая экспертиза фокусируется на вопросах защиты интеллектуальной собственности, которая уже создана или находится в процессе создания в рамках инновационного проекта. Здесь возможны два варианта:

1) разработчик уже инициировал процедуру патентной защиты своей разработки или получил соответствующий патент;

2) разработчик использует свое изобретение в режиме ноу-хау.

Вопреки распространенному заблуждению, для инвестора вовсе не принципиально наличие готового патента у разработчика – ему важно лишь убедиться в патентоспособности разработки. Более того, инвесторы ранней стадии почти единодушно заявляют, что им гораздо комфортнее иметь дело с разработчиком без патента. Во-первых, потому что при патентовании разработчик вполне мог допустить ряд ошибок, которые значительно усложнят или даже сделают невозможной реализацию проекта (получен «нерабочий» или ущербный патент, который не может обеспечить адекватную защиту; утрачен международный приоритет из-за того, что обладатель патента пропустил срок подачи международной заявки). Во-вторых, потому что патентную стратегию разработчику и инвестору разумнее выстраивать уже вместе – в зависимости от общей стратегии бизнес-модели стартапа и рынков, на которых предполагается работать. Получение зарубежных патентов может стоить компании в отдельных случаях более сотни тысяч долларов, поэтому вполне логично, что такого рода затраты должны учитываться в бизнес-плане.

Разумеется, отсутствие патента на этом этапе несет с собой дополнительные риски для инвестора, поскольку невозможно оценить, насколько надежно удастся защитить интеллектуальную собственность.

Однако это риски, которые профессиональный инвестор вполне может более или менее адекватно оценить на этапе экспертизы и учесть при принятии инвестиционного решения – с помощью патентного поиска, патентного анализа и изучения патентной активности по тематике, сходной с тематикой разработки.

Заключение инвестора о непатентоспособности разработки – один из основных стоп-факторов в процессе привлечения инвестиций на ранних стадиях. Ведь инвестору важно, чтобы компания, ставшая объектом его инвестиций, обладала устойчивым конкурентным преимуществом, а таковое надежнее всего обеспечивается патентом – единственной

Наши рекомендации