Оперативный инновационный маркетинг
Искусство менеджера по маркетингу состоит в том, чтобы прибыль компании повышалась как за счет увеличения объема продаж одного товара, так и появления новых модификаций и моделей того же самого продукта.
На этапе оперативного маркетинга разрабатываются конкретные формы реализации выбранной инновационной стратегии. Оперативный маркетинг нацелен на максимизацию прибыли и объема продаж, поддержания репутации фирмы, расширение доли рынка. Он тесно связан с понятием «компонентов маркетинга», которые являются оперативным вариантом решений, принимаемых в процессе управления маркетингом на предприятии.
Кроме разработки компонентов маркетинга, оперативное управление маркетингом на предприятии включает:
- составление письменного плана маркетинга, в который сводится воедино стратегия маркетинга предприятия. План служит руководством для персонала предприятия, занятого в маркетинговых мероприятиях;
- подготовку сметы, интегрирующей процесс маркетинга в рамках общего бюджета предприятия;
- контроль маркетинговой деятельности предприятия (контроль ежегодных планов, прибыльности, эффективности и стратегический контроль).
Оперативный маркетинг – заключительный этап системы маркетинга, здесь разрабатываются конкретные формы реализации концепций стратегического инновационного маркетинга. Оперативный маркетинг тесно связан со стадиями жизненного цикла новшества на рынке.
На первой стадии жизненного цикла – присутствия инноваций на рынке – необходимо сформировать каналы продаж, в т. ч. создать новые каналы и приспособить имеющиеся старые. Маркетинг в этих условиях должен обеспечить позиционирование новшества на рынке.
На стадии роста инновационный маркетинг приобретает стимулирующее значение. Изменяется характер рекламы, она становится агрессивной, акцентирующей достоинства данной фирмы и данного товара. Конкурентные преимущества фирмы-производителя продолжают играть здесь ведущую роль.
На стадии зрелости товара не удается избежать конкуренции с другими участниками рынка. Здесь цена новшества падает. Именно на этой стадии предприятие-новатор уже готовит к выходу на рынок новую модификацию либо принципиально новый продукт.
В инновационном бизнесе вопросы организации маркетинговой деятельности имеют принципиальное значение. Тем не менее в небольших компаниях именно эти вопросы часто остаются вне зоны внимания руководителя, который «бросает все силы» на разработку нового продукта. В результате многие проекты терпят неудачу. Поэтому, приступая к подготовке нового проекта, необходимо уделить особое внимание организации специального подразделения (или хотя бы двое-трое сотрудников!), которое будет решать вопросы маркетинга новых разработок.
Маркетинговые службы занимаются формированием сети продаж, организацией рекламной кампании, выставок, презентаций, пробных, льготных и прямых продаж, созданием сервисного и гарантийного обслуживания.
Особое внимание маркетинговые службы сосредоточивают на оценке издержек и доходов маркетинга. Для расчета издержек необходим анализ постоянных и переменных затрат производства и продаж, определение ценовой эластичности по доходам, изучение ценовой политики конкурентов. Оценка доходов от маркетинга должна приводиться с учетом оптимальной загрузки мощностей и целесообразной производственной программы с учетом прогноза объема продаж в зависимости от колебаний спроса, характеристик и типа продукции.
Компоненты маркетинга
Компоненты маркетинга, или четыре «Р», как они называются по-английски, – это Product, Price, Place, Promotion. Или по-русски: продукт (товар), плата (цена), продажа (место продажи) и продвижение продукции.
Все эти четыре составляющие оперативного маркетинга нацелены на пятое «П» – покупателя (People), являющегося целью всей стратегии маркетинга (рис. 10).
Рынок (Покупатели) |
Где и каким образом продукт продается? |
Продажа |
Продукт |
Чем выгоден продукт потребителю? |
Плата |
Расчетная цена и прибыль по продукту? |
Продвижение |
Как прибыль по продукту сказывается на покупателях? |
Рис. 10. Компоненты маркетинга
Согласно теории инновационного маркетинга процесс восприятия нового товара состоит из следующих этапов:
- первичная осведомленность (потребитель узнает об инновации, но не имеет достаточной информации);
- узнавание товара (потребитель уже имеет некоторую информацию, проявляет интерес к новинке; возможен поиск дополнительной информации о новинке);
- идентификация нового товара (потребитель сопоставляет новинку со своими потребностями);
- оценка возможностей использования новшества (потребитель принимает решение об апробации новшества);
- апробация новшества потребителем с целью получения сведений об инновации и о возможности приобретения;
- принятие решения о приобретении или инвестировании в создание новшества.