Программа управления инновациями

По большому счету программа – это план действий в области управления инновациями. В этом плане необходимо предусмотреть что, когда, кто и за счет каких ресурсов должен сделать по созданию и управлению инновацией. Поэтому разработка программы обычно представляет собой достаточно трудоемкий процесс, для осуществления которого необходимо:

– определить цели и задачи;

– проработать различные варианты их решения;

– выбрать один из вариантов и разработать комплексную программу его реализации;

– создать механизм реализации комплексной программы, т. е. назначить конкретных исполнителей, определить их права и обязанности, выделить участки работы и т. п.

Прообразом программы может являться сетевой график, который составляется для выполнения разработанной программы и наглядно отражает все работы, необходимые для достижения конечной цели.

Сетевой график – это так называемая модель достижения поставленной цели. Причем эта модель динамично приспособлена для анализа различных вариантов достижения цели, внесения каких-либо изменений, оптимизации процессов и т. п.

Метод сетевого планирования – это совокупность определенных приемов, позволяющих с помощью сетевого графика (сетевой модели) рационально осуществлять всю программу управления инновациями.

Использование метода сетевого планирования для управления инновациями позволяет:

Ø Наглядно представить организационную и технологическую последовательность выполнения операций по управлению инновациями и установить взаимосвязь между ними (сетевой график).

Ø Обеспечить четкую координацию операций различной степени сложности, выявить доминирующие операции и сосредоточить внимание на своевременном выполнении каждой из операций.

Ø Эффективно использовать необходимые денежные и материальные ресурсы.

Применяя метод сетевого планирования для управления инновациями, появляется возможность:

– улучшить планирование, обеспечив его целостность и непрерывность и создав условия для более оптимального определения требуемых ресурсов и рационального распределения уже имеющихся;

– минимизировать финансирование работ ввиду более точного расчета трудоемкости и себестоимости работ;

– оптимизировать структуру системы управления путем четкого распределения задач, прав и обязанностей;

– организовать координацию и контроль за ходом работ, а также оценку выполнения программы.

Основой сетевого планирования является графическое изображение плана (сетевой график), который отражает технологическую и логическую взаимосвязь всех операций предстоящей работы.

Сетевой график состоит из трех составных частей: «работа», «событие», «путь».

Работа – это любой процесс, требующий затрат времени и ресурсов. На сетевом графике работу обозначают сплошной стрелкой, например, где число 10 обозначает продолжительность выполнения данной работы в днях. Работы в виде стрелки на графике не являются векторами, поэтому вычерчиваются без масштаба.

Каждая работа начинается и кончается событием, которое обозначается кружочком, например, где цифра 5 обозначает название данного события. Событие – это результат выполнения одной или нескольких работ, необходимый для начала следующих работ.

Событие в отличие от работы совершается в определенный момент времени, не используя при этом никаких ресурсов. Начало выполнения комплекса работ есть начальное событие, момент завершения всех работ – конечное событие. Любой сетевой график имеет одно исходное и одно конечное событие.

События могут быть простыми и сложными. Простые события имеют только одну входящую и одну выходящую работу. Сложные события имеют несколько входящих или несколько выходящих работ. Событие считается свершившимся, когда будет закончена самая длинная по продолжительности из всех входящих в него работ.

Непрерывная последовательность работ от первого события до последнего называется путем. Такой путь называется полным. Полных путей может быть несколько.

Длина пути определяется суммой продолжительности лежащих на нем работ. В результате сравнения всех получившихся путей выбирают путь, на котором продолжительность всех содержащихся работ наибольшая. Этот путь носит название «критический путь». Критический путь определяет время, необходимое для выполнения всего плана, на который составлен сетевой график. Именно от работ, лежащих на критическом пути, и их продолжительности зависит конечный срок выполнения плана. Поэтому именно критический путь является основой оптимизации плана. Чтобы сократить срок выполнения всего плана, необходимо уменьшить продолжительность работ, лежащих на критическом пути.

Все остальные полные пути, чья продолжительность меньше критического, называют некритическими. Они обладают резервами времени. Под резервами времени понимают допустимые сдвиги сроков совершения событий и выполнения работ, которые не изменяют срок наступления завершающего события. Резерв времени позволяет увеличить продолжительность выполнения работ или же начать их несколько позднее, а также дает возможность маневрировать внутренними финансовыми, материальными и трудовыми ресурсами (деньгами, количеством техники, численностью работников, временем начала работ).

Прежде чем приступать к построению сетевого графика, необходимо ответить на следующие вопросы:

1. Какие работы должны быть завершены ранее, чем начнется данная
работа?

2. Какие работы могут быть начаты после завершения данной работы?

3. Какие работы могут выполняться одновременно с данной работой?

Кроме того, при построении сетевого графика нужно учитывать несколько существующих положений и правил:

ü сеть вычерчивается слева направо (это же направление имеют и стрелки работы);

ü каждое событие с большим порядковым номером изображается правее предыдущего;

ü график должен быть простым, без лишних пересечений;

ü все события, кроме завершающего, должны иметь последующую работу (в сети не должно быть события, кроме исходного, в которое не входила бы ни одна работа);

ü один и тот же номер события нельзя использовать дважды;

ü ни один путь не должен проходить дважды через одно и то же событие (если такие пути обнаружены, то это свидетельствует об ошибке);

ü если начало какой-либо работы зависит от окончания двух предшествующих работ, выходящих из одного события, тогда между событиями – окончаниями этих двух работ – фиктивная работа.

Сетевые графики отличаются не только количеством событий, но и числом взаимосвязей между ними. Сложность сетевого графика оценивается коэффициентом сложности, который представляет собой отношение количества работ сетевого графика к количеству событий. Сетевые графики, имеющие коэффициенты сложности от 1,0 до 1,5, являются простыми; от 1,51 до 2,0 – средней сложности, более 2,1 – сложными.

По окончании составления сетевого графика может оказаться, что полученная длина критического пути не соответствует директивному сроку. В этом случае необходимо проанализировать сетевой график и оптимизировать его по времени. В процессе анализа графика необходимо обратить внимание на напряженность выполнения отдельных работ по срокам, особенно находящихся в околокритической зоне или на путях, имеющих одинаковые резервы времени.

Напряженность выполнения работ характеризуется коэффициентом напряженности, который определяется следующим образом:

Программа управления инновациями - student2.ru ,

где T – максимальный путь в днях, проходящий через данную работу, от исходного до завершающего события; tk – продолжительность части критических работ в днях, расположенных на рассматриваемом пути; Tk – продолжительность критического пути в днях.

Чем выше значение коэффициента напряженности, тем более жесткими являются временные оценки отдельных работ, а резервы времени на рассматриваемом пути в меньшей степени можно использовать для оптимизации сетевого графика.

Если длина критического пути окажется меньше директивной продолжительности и сокращение времени работ экономически нецелесообразно, то для приведения графика в соответствие с установленным сроком достаточно уменьшить ресурсы на ряде работ критического пути и прилегающей к нему околокритической зоны.

Для уменьшения же общего срока работ и доведения его до требуемой величины необходимо сократить продолжительность критических и околокритических работ. Для этого нужно провести следующие мероприятия:

Ø Перераспределить ресурсы между работами критического пути и околокритической зоны работами, имеющими резерв времени.

Ø Сконцентрировать ресурсы на работах критического пути и околокритической зоны за счет дополнительных ресурсов извне (увеличение численности работников, количества техники, объема финансов и т. д.).

Ø Заменить последовательное выполнение работ параллельно там, где это допустимо по техническим условиям.

Однако не следует допускать, чтобы в результате перераспределения ресурсов полностью исчерпались резервы времени, так как в этом случае возникает большое количество критических путей, а график становится напряженным и трудновыполнимым.

Далее на основании скорректированного сетевого графика уже можно строить календарный план выполнения программы.

1.15. Современные практические приемы инновационного
менеджмента

Прием инновационного менеджмента– это способ воздействия управляющей подсистемы (субъект управления) на управляемую подсистему (объект управления), которая включает в себя инновации, инновационный процесс и отношения на рынке реализации инновации.

Движение инновации всегда связано с движением инвестиций, вложенных в эту новацию. Поэтому все приемы инновационного менеджмента основаны на денежных отношениях, возникающих в процессе движения инноваций на рынке. Таким образом, общим содержанием всех приемов инновационного менеджмента является воздействие на инновации денежных отношений, возникающих между производителем или продавцом инновации, с одной стороны, и покупателем этой инновации – с другой.

Воздействие приемов инновационного менеджмента может быть направлено на область производства и/или продажи нововведения. Эти направления определяются структурой инновационного процесса.

Приемы инновационного менеджмента можно разделить на следующие группы (рис. 7):

· приемы, воздействующие только на производство инновации;

· приемы, воздействующие как на производство, так и на реализацию, продвижение и распространение инновации;

· приемы, воздействующие только на реализацию, продвижение и распространение инновации.

Приемы инновационного менеджмента
Бэнчмаркинг
Приемы, воздействующие только на производство инноваций
Приемы, воздействующие как на производство, так и на реализацию, продвижение и распространение инноваций
Приемы, воздействующие только на реализацию, продвижение и распространение инноваций
Способы маркетинговых воздействий на инновации
Инжиниринг инноваций
Реинжиниринг
Брэнд-стратегия
Ценовой прием управления
«Фронтирование» рынка
Мэрджер
Рис. 7. Приемы инновационного менеджмента

Приемы, воздействующие только на производство инноваций, имеют своей единственной целью создание нового продукта или новой операции (технологии) с высокими качественными параметрами. К этим приемам относятся бэнчмаркинг (benchmarking), способы маркетинговых исследований и планирование маркетинга инноваций.

Вторая группа приемов инновационного менеджмента охватывает такие приемы, как инжиниринг инновации, реинжиниринг инновации, брэнд-стратегию.

В состав третьей группы входят ценовой прием управления, «фронтирование» рынка, мэрджер. Главная цель всех приемов этой группы – это ускорение продажи инноваций с наибольшей выгодой и эффективностью как в текущий момент времени, так и с большей отдачей от этой продажи в будущий период.

Задание по главе

Выполнение задания позволит написать инвестиционный проект создания и коммерциализации инновации, спланировать управление инновационными процессами и оценить потенциал инновационного продукта. Задание необходимо выполнять поэтапно, но при необходимости возвращаться к выполненным разделам. Пункты заданий сформулированы в соответствии с требованиями к бизнес-плану ГК «Роснано».

На первом этапе необходимо написать характеристику бизнес-плана и составить научно-техническое обоснование проекта.

1. ОСНОВНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БИЗНЕС-ПЛАНА.

1.1. Цель составления бизнес-плана.

Цель – это конечное состояние, желаемый результат, которого стремится добиться любой проект.

Главной целью является привлечение инвестиций в инновационный проект. Бизнес-план – комплексный документ, отражающий основные аспекты и экономические характеристики предпринимательского начинания. Бизнес-план может разрабатываться как самими инициаторами проекта, так и специалистами, привлеченными извне, при этом заказчик готовит и предоставляет им необходимые данные. Предпочтительнее первый вариант развития событий, чему есть как минимум три объяснения. Во-первых, при разработке бизнес-плана инициаторы проекта лучше разберутся со всеми тонкостями практической реализации своей идеи; во-вторых, инициаторы лучше других разбираются в сути идеи, и кроме них никто не сможет осветить некоторые специальные разделы и различные тонкости бизнес-плана; в-третьих, уменьшается риск похищения бизнес-идеи и реализации ее третьими лицами, что нередко наблюдается на рынке интеллектуальных услуг не только в России.

Цель бизнес-плана – заинтересовать потенциального инвестора в выделении средств для дальнейшей проработки или практического внедрения предпринимательского начинания.

1.2. Резюме бизнес-плана инновационного проекта

Большинство инвесторов не могут ознакомиться с полным бизнес-планом, для первичной оценки направления деятельности и особенностей бизнес-идеи нужна краткая информация по бизнес-плану, такой раздел называют резюме. Резюме представляет собой краткий обзор бизнес-плана. Резюме должно включать следующую информацию:

1.2.1. Наименование проекта.

1.2.2. Характеристика организации, обращающейся за предоставлением средств:

– наименование;

– организационно-правовая форма;

– форма собственности;

– среднесписочная численность;

– уставный фонд;

– оборот за последний год;

– точный почтовый адрес, телефон;

– банковские реквизиты (в т. ч. рублевый, валютный, депозитный счета);

– фамилия, имя, отчество, возраст и квалификация руководителя проекта.

1.2.3. Описание проекта, особо выделяя, идет ли речь о начале работы «с нуля» или о расширении существующего дела.

1.2.4. Описание предприятия, его специфических черт, основные этапы в его развитии.

1.2.5.Краткие сведения о квалификации управленческого персонала какими особенностями применительно к настоящему проекту обладает управленческий персонал, каковы доли участия управленческого персонала в капитале предприятия.

1.2.6. Описание ситуации на рынке (отечественном и зарубежном) и в отрасли.

1.2.7. Преимущество продукции или услуг предприятия, собственные ресурсы компании и ее текущее финансовое состояние.

1.2.8. Долгосрочные и краткосрочные цели проекта, какого роста можно ожидать, какие доходы предполагается получить, за какой период времени.

1.2.9. Тактический план, краткое изложение того, как будут достигаться поставленные цели.

1.2.10. Степень согласования проекта с федеральными, региональными и отраслевыми приоритетами.

1.2.11. Потребность в инвестициях, направления их использования, предполагаемые источники финансирования, как они будут возвращаться (погашаться) инвесторам.

1.2.12. Если заявитель является физическим лицом, то инвестор должен знать, каким имуществом он владеет.

1.2.13. Наличие лицензий, сертификатов, разрешений и т. д.

1.2.14. Ключевые экономические показатели эффективности проекта.

1.2.15. Возможные риски и система страховок.

В случае необходимости (возможности) привлечения иностранных инвесторов резюме составляется как на русском, так и на английском языках. В резюме также отражается степень конфиденциальности изложенной в бизнес-плане информации.

2. ОБОСНОВАНИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ ПРОЕКТА.

Данный раздел является необходимым для инновационных проектов, здесь приводятся основные технические параметры проекта. Раздел состоит из следующих пунктов

2.1. Научно-техническое описание и обоснование проекта.

Состав раздела:

2.1.1. Цель работ.

2.1.2. Обоснование НИОКР.

2.1.3. Взаимосвязь исследований и разработок, ОКР и производства.

2.1.4. Актуальность проекта. Ключевые проблемы.

2.1.5. Описание научных методов и подходов, технологических основ.

2.1.6. Обзор современного состояния исследований и разработок.

2.1.7. Опыт заявителей.

2.1.8. Ожидаемые результаты.

Требования к проектам по научно-исследовательским и опытно- конструкторским разработкам (НИОКР):

а) проекты НИР должны удовлетворять следующим критериям:

- высокая новизна и значимость;

- высокая конкурентоспособность результатов проекта;

- высокая квалификация ключевых исполнителей проекта, характеризуемая наукометрическими показателями, принятыми в международном научном сообществе – цитируемость и наличие международных публикаций в высокорейтинговых журналах, наличие российских и международных патентов;

б) обязательным условием является наличие обоснованного плана коммерциализации результатов проекта;

в) проекты по опытно-конструкторским разработкам должны соответствовать следующим качественным критериям:

– наличие элементов научно-технической новизны (инноваций);

– наличие у заявителей задела по предлагаемой или родственной
тематике;

– высокий потенциал коммерциализации результатов проекта;

– возможность длительного сохранения уровня конкурентных преимуществ проекта.

Контрольные вопросы

1. Поясните содержание термина «инновация».

2. Какие функции инновации вы знаете?

3. Что такое инновационный процесс?

4. Какова структура инновационного процесса?

5. Какие факторы, влияющие на развитие инновационного процесса, вы знаете?

6. В чем состоит научный вклад Н.Д. Кондратьева и Й. Шумпетера в формирование и развитие инноватики?

7. Что регулируют руководство Осло и руководство Фраскати?

8. Охарактеризуйте жизненный цикл новшества.

9. Что включает в себя понятие «инновационная деятельность»?

10. Какие виды фундаментальных исследований вы знаете?

11. Что такое прикладные исследования?

12. Дайте определение понятию «технология».

13. Как классифицируются технологии?

14. В чем заключается цикличность развития экономики?

15. Каким образом классифицируются инновации?

16. Какие виды бизнес-инноваций вам известны?

17. Какие этапы включает жизненный цикл инновации?

18. Какие виды жизненных циклов инновации вы знаете?

19. В чем заключаются основные отличия поддерживающей и подрывной инновации?

20. Как согласуются отдельные виды инноваций?

21. Какова сущность инновационного менеджмента?

22. Как происходит организация инновационного менеджмента на предприятии?

23. Что включает в себя программа управления инновациями?

24. Что такое сетевой график и сетевое планирование?

25. Какие современные практические приемы инновационного менеджмента вам известны?

Тематика докладов

1. Инжиниринг инноваций.

2. Реинжиниринг.

3. Бэнчмаркинг.

4. Мэрджер.

5. Экономическое развитие.

6. Модели инновационных процессов.

7. «Плодотворная» и «изменчивая технология».

8. Диаграмма Ганта.

9. Рынок инноваций и инвестиций – общая информация, цели, структура.

10. Концепция «открытых инноваций» и «закрытых инноваций».

2. ИННОВАЦИИ КАК ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ
СОБСТВЕННОСТИ

Наши рекомендации