Найти, собрать и взвесить идеи
Найти, собрать и взвесить идеи
Типичная исходная ситуация
На рабочем заседании должен быть продуман важный вопрос. Надо найти, структурировать, взвесить возможные решения и альтернативы.
Пример
Предприятие решило ввести единый проектный менеджмент, основанный на электронной обработке данных. Исполнительный директор получил задание создать проектную группу и до конца года представить проектный план совету директоров. На первом же заседании со своей группой он намерен выяснить, о чем конкретно идет речь, и получить черновой набросок «картины проблемы».
Возможное построение рабочей фазы
■ Как звучит первоначальный вопрос? В нашем примере вопрос будет звучать так: что надо сделать, чтобы к концу года представить хороший проектный план?
■ Какие есть идеи на этот счет?
■ Как можно их распланировать и обобщить?
■ Какие из них являются для нас самыми важными и почему? Этот шаг обрисует сложные темы, которые будут отражены в проектном плане. Вопрос важен, так как все участники заседания должны понимать и принимать во внимание все основания для оценки данных.
■ План действий: кто, что, вместе с кем и в какие сроки должен сделать?
типичные рабочие фазы
Понять и проанализировать проблемы
ПРОБЛЕМА -это отклонение от нормы, причина которого неизвестна.
Эдвард де Боно описал проблему, как «просто разницу между тем, что у человека есть и тем, чего он хочет… в любой проблеме есть желаемая конечная точка – что-то, что человек хотел бы осуществить».
Де Боно предложил несколько форм изменений:
1. Разобраться с трудностями (например, с жалобой клиента)
2. Сделать что-то новое (разработать машину для сбора яблок)
3. Покончить с чем-то неудовлетворительным (процентом бракованной продукции)
типичные рабочие фазы
Понять и проанализировать проблемы
Типичная исходная ситуация
Появилась проблема. Она должна быть проанализирована на рабочем заседании. В конце заседания причины проблемы и возможные последствия должны быть поняты и четко изложены.
Возможное построение рабочей фазы
■ Какие типичные случаи/примеры наглядно поясняют проблему?
■ Каковы временные параметры проблемы? С какого времени, как часто и как долго?
■ Как мы можем уточнить проблему? Как коротко, ясно и наглядно объяснить проблему?
■ Кто понесет убытки?
■ Кому проблема не помешает и кто на ней наживается?
■ Отчего возникла данная проблема, в чем причина?
■ Почему возникли эти причины? Часто имеет смысл поставить вопрос относительно предпосылок возникновения самих причин.
■ План действий: собрать информацию, оказать содействие, принять необходимое решение, ликвидировать причины.
типичные рабочие фазы
Разработать решения и продумать их реализацию
Типичная исходная ситуация
Сначала требуется описать и распознать, а главное — понять проблему. После этого в рамках рабочего заседания следует разработать решения. Одно из них должно быть выбрано и реализовано.
Точно определить задачу
Задача – это предписанная работа, серия работ или часть работы, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки.
Существует три способа постановки задач:
1. По проблеме. Формулируется существующая проблема.
2. По результатам (контрольным параметрам). Ставится конкретная, измеримая, определенная во времени и обеспеченная ресурсами цель.
3. По алгоритму. В этом случае указывается, какие действия должны быть совершены.
типичные рабочие фазы
Точно определить задачу
Типичная исходная ситуация
Проект X включает задачу, в формулировке которой есть пробелы: сроки, доступный бюджет. Также в формулировке задачи есть некоторые непонятные места, например, фигурирует фраза «сделать быстро и просто, как только это возможно». Команда должна сначала уточнить задачу, точно и понятно сформулировать ее и согласовать с заказчиком.
Пример
Последние опросы клиентов показывают: процедура рассмотрения жалоб воспринимается клиентами как занимающая слишком много времени, пространная, неудобная и бюрократическая. Поэтому необходимо упростить механизм рассмотрения жалоб: составление жалоб и их рассмотрение должны проходить максимально оперативно и просто.
Возможное построение рабочей фазы
■ Как звучит точная формулировка задачи?
■ Что является предпосылкой/основанием данной задачи?
■ Кто поставил задачу?
■ Какие моменты оговариваются заказчиком перед выполнением заказа?
■ Какие общие условия (время, деньги, персонал) следует принять во внимание?
■ Как обоснована эта задача?
■ Какая выгода ожидается от выполнения заказа?
■ Кто и как заинтересован в заказе?
■ Какую цель мы хотим достигнуть?
■ Что не должно восприниматься как успех?
■ Какие сведения и параметры служат доказательством достижения цели?
■ Как мы получим эти сведения и определим эти параметры?
■ План действий: кто, что, вместе с кем и в какие сроки должен сделать (сбор недостающей информации, согласование уточнений с заказчиком).
типичные рабочие фазы
Найти и сформулировать цель
Цель — это очень конкретное и детальное описание того, что нужно получить.
Цели должны соответствовать критериям SMART:
S | specific | КОНКРЕТНЫЕ | Цель должна указывать на желаемый результат, к которому стремимся |
M | measurable | измеримые | Цель должна иметь критерии измерения результата |
A | achievable / aggressive | достижимые / агрессивные | Цель не должна быть легкой |
R | real | реальные | Достижение цели должно быть в Ваших силах и обеспечена необходимыми ресурсами |
T | timely | определенные во времени | Цель должна иметь срок (период) исполнения |
Пример
С 1 апреля 2012 года каждый клиент, который хочет подать жалобу, должен иметь возможность сделать это по телефону в течение 30 секунд. Жалобу должно принять компетентное контактное лицо, которое должно ее зафиксировать, ответственно обработать и лично известить клиента о результатах в течение 24 часов.
типичные рабочие фазы
Найти и сформулировать цель
Типичная исходная ситуация
На базе четкого проектного задания должен быть создан целевой каталог, в который входят сама цель и подцели.
Типичная исходная ситуация
В команде господствуют всеобщее недовольство и разочарование. Первый шаг к прояснению ситуации — структурированная дискуссия, где должны быть обсуждены самые важные пункты проблемы. Тем самым устанавливается прозрачность ситуации.
Для подготовки данного разговора участники разрабатывают в рамках рабочего заседания точную формулировку критики.
Мозговой штурм
Основная цель: набрать как можно быстрее больше идей.
Целесообразно использовать:в рабочей фазе «Найти, собрать и взвесить идеи».
Оптимальный размер группы 6-8 человек. Если группа больше, то ее следует разбить на подгруппы.
Преимущества:
Этот метод по огромное количество идей — часто «странных» и неверных, которые могут привести к нахождению новых путей решения проблем. Это очень динамичный метод, он стимулирует взаимодействие участников.
Недостатки:
Многим участникам с трудом удается соблюдать правила и не высказывать раньше времени оценку идей.
Советы:
■ Чтобы раскрепостить «зажатую» группу, целесообразно перед самим мозговым штурмом провести для разминки тренировку шутливым заданием. Например: «Ева предлагает Адаму яблоко: что она при
этом говорит?»
■ Часто начинают критический разбор с показательной модели вопроса, например: «Что нужно сделать, чтобы в течение трех месяцев избавиться от 20% постоянных покупателей?»
техники модерации
Мозговой штурм
Мозговой штурм
Опрос с помощью карточек
Основная цель: собрать и отсортировать темы, идеи, проблемные пункты или варианты решения.
Целесообразно использовать в ситуациях, когда рассматриваются спорные темы, когда возникнет необходимость совместной работы, при поиске вариантов решения конфликта, когда в группе недостаточно открытые отношения и участники очень сдержанны.
Преимущества
Каждый из участников включен в рабочий процесс. Каждая заявка подтверждена письменно и имеет равное значение. Каждая заявка группируется, взвешивается и упорядочивается. Письменная форма опроса позволит обеспечить анонимность. Карточный опрос позволяет составить надежную картину о текущем положении вещей.
Недостатки
Этот метод требует времени. Он относительно нединамичный, так как возможность прямого обмена между участниками сильно ограничена. Анонимность легко нарушить, и, как показывает опыт, многие карточки нуждаются в пояснении.
Советы
Для проведения карточного опроса покажите образцово заполненную коммуникационную карту, чтобы предотвратить чрезмерное количество записей.
При группировке карточек необходимо оставить достаточно места для дальнейших записей.
техники модерации
Опрос с помощью карточек
Мишень
Основная цельсобрать, сгруппировать и взвесить темы, идеи, проблемы, варианты решений.
Целесообразно использоватьдля ситуаций, в которых преобладает потребность в обмене мнениями и группа хочет этим заняться немедленно.
Преимущества
Каждый участник имеет возможность внести свою идею. Каждая заявка имеет значение. Заявки группируются и взвешиваются. Процедура очень динамична и ускоряет обмен идеями между участниками.
Недостатки
В очень закрытой и расколотой группе некоторые участники могут остаться без внимания. При такой форме работы не соблюдается анонимность, хотя часто в групповой работе анонимность также является недостатком. Применение метода мишени, строящегося на основах
Совет
В самом начале Вы должны показать пример применения данного метода.
техники модерации
Мишень
техники модерации
Мишень
Преимущества
Метод сети взаимосвязанных понятий приводит к составлению наглядной структуры. Целостное мышление приводит к непринужденным отношениям. Можно следовать «течению» мыслей без ясной структуры, произвольно прибавляя главные и побочные ветви.
Недостатки
При большом количестве названий сложных тем схема может быстро стать сложной и потерять наглядность.
Совет
С помощью разных цветов можно упорядочить главные и побочные ветви схемы.
техники модерации
Схема анализа проблемы
Основная цель -точное освещение проблемы и выявление ее возможных причин, анализ вариантов решения задачи и возможных препятствий на пути этого решения.
Пример. Команда пытается понять, почему многие клиенты всегда недовольны работой, и ищет пути преодоления причин недовольства. Или рабочая группа анализирует, почему между двумя отделами царит конфликтная атмосфера, и разрабатывает возможности для изменения ситуации к лучшему.
Целесообразно использовать в ситуациях, в которых уже известно о существовании проблемы, но не все детали разобраны.
Преимущества
Метод приносит много информации. Он действительно выявляет структуру проблемной ситуации и показывает возможности ее разрешения. Метод прекрасно подходит для планирования срочных мер.
Недостатки
Этой схемой не так-то легко пользоваться, ведь нужно работать одновременно с четырьмя графами и следить за порядком отдельных элементов.
Совет
Такой метод модератор должен показывать на примере, который и будет лучшим объяснением.
техники модерации
Схема анализа проблемы
Схема анализа проблемы
Пример. Проблема: совещания в отделах
В чем суть проблемы? | Какова причина? | Что нам делать? | Какие затруднения могут возникнуть? |
Частые отклонения от темы | Отсутствие повестки дня | Списки тем в качестве пунктов повестки дня. Размещать объявления на доске информации | Недостаточно времени |
Отсутствие важных участников | Недостаток ин- формации; плохая самодисциплина; страх перед бес- полезной тратой времени | Своевременно размещать подробное приглашение на доске информации. Вывешивать регламент: кто и когда должен присутствовать. Запланировать персональные выступления | Можно ли столь точно планировать совещания? Динамичная повестка дня |
техники модерации
Преимущества
Структура схемы позволяет произвести полный и систематический анализ проблемы. Поиск причин становится наглядным и упорядоченным.
Недостатки
Во время поиска решения нужно рассмотреть отдельно каждую заявленную формулировку. Эта процедура требует много времени.
Совет
При сложных проблемах рекомендуется создать для каждой ветви небольшую группу, которая будет искать причину в отдельной категории. Каждая из этих групп представляет результат остальным участникам. Это позволяет экономить время и разумнее им распоряжаться.
техники модерации
Преимущества
Наглядное представление способствует пониманию причин и проблем в целом.
Недостатки
Неправильная оценка аспекта и признаков легко может привести к искажению результата. При этом многие имеют склонность переоценивать наглядность и степени точности и надежности результатов.
Совет
При помощи этого метода можно хорошо определить важность и временные рамки задания и всего проекта.
техники модерации
Как используется схема?
1. Задайте два аспекта постановки рассматриваемого вопроса/проблемы.
2. Для каждого из аспектов задайте важнейшие признаки. Они задают обе оси диаграммы.
3. Затем произведите необходимые записи в матричную диаграмму.
|
|
|
|
|
|
|
техники модерации
Диаграмма-звезда
Основная цель - провести качественное и количественное сравнение фактического и запланированного состояний.
Целесообразно использовать для поддержания наглядности статуса оценки.
Пример.
Руководитель пиар-агентства определил четыре направления, которые агентство хочет значительно активизировать в ближайшие три года: качество работы с клиентами, привлечение новых сотрудников, имидж компании, прозрачность затрат. Диаграмма в форме звезды послужит инструментом для установления реальных, подходящих поставленным целям сроков реализации задач, исходя из фактического состояния агентства.
Преимущества
Диаграмма-звезда быстро приводит к наглядным и легким для результатам.
Недостатки
Наглядность диаграммы легко ведет к переоценке надежности установленных результатов.
Советы
■ Фактический анализ можно уточнить с помощью направляющих вопросов и на базе надежных данных.
■ Работу над отдельными лучами можно поручить небольшим группам.
техники модерации
Диаграмма-звезда
Как используется диаграмма?
1. Задайте аспекты для сравнения фактического и запланированного состояния.
2. Определите желаемое состояние для каждого аспекта (100%).
3. Перенесите этот список на звезду по образцу.
4.
|
|
|
|
|
|
|
|
техники модерации
План действий
Основная цель –принятие конкретного решения о том, кто, что и в какие сроки должен сделать.
Пример
У команды и руководителя возникли разногласия относительно их взаимодействия. Дальнейшие пункты служат для конкретизации и уточнения правил.
На совещании они пришли к соглашению с этого момента придерживаться следующих правил. Открытые вопросы будут приниматься руководителем отдела от команды только при предоставлении конкретного предложения решения, оценки последствий, с приблизительным планированием времени и трудозатрат, т.е. необходимо полное обоснование предложенного решения.
Руководитель отдела может отклонить предложение только в том случае, если сможет представить группе понятные обоснования.
Советы
■ Чтобы избежать недопониманий, Вы должны сформулировать предложение целиком. План действий должен быть занесен в протокол результатов.
■ Не всегда должны быть заполнены все поля схемы. Иногда достаточно ответить на самые главные вопросы: кто делает; что делает; сроки; кто проверяет выполнение и кому представляется отчет?
■ В идеальном случае план действий должен быть согласован со всеми.
техники модерации
План действий
Кто? | Г-н Михайлов И.С., руководитель коллектива |
Что делает? | Предоставляет открытые вопросы с полностью обоснованным предложением решения |
С кем? | Г-жа Малахова Е.П. |
До какого срока? | Своевременно перед необходимостью принятия решения руководителем отдела; намеченное время: 18 дней |
Критерии успеха? | — Соотношение принятых и непринятых руководителем отдела решений — Количество успешно/плохо реализованных решений |
Метод измерений? | Подсчет месячного и годового баланса |
С какой целью/ для чего? | Коллектив должен самостоятельно решать все важные вопросы с доступным обоснованием и за счет этого достигать успеха. |
Кто контролирует достижение успеха и представляет отчеты? | Г-н Кондратьев К.Р.; отчет перед руководителем отдела и коллективом (ежемесячно либо с годовым балансом) |
техники модерации
Цели и подцели
Основная цель –составить схему, отражающую систему целей, которая является базой для планирования проекта.
Целесообразно использовать, если речь идет об осуществлении конкретного проектного замысла.
Примеры осмысленного применения данного метода: команда консалтинговой компании готовит международный конгресс; проектная команда предприятия программного обеспечения готовит макет новой пользовательской программы; школьный учитель планирует день открытых дверей.
Преимущества
Последовательная работа с такой или подобной таблицей приводит к ясной, систематической и действующей системе целей. Этим Вы предотвратите множество недопониманий.
Недостатки
Точная формулировка цели требует хорошо обученных участников и много времени. Но эти инвестиции себя оправдывают. Точно сформулированные цели реализуются с большей вероятностью, чем неясные и многозначные заявления о намерениях. Работа с точными целями отличается обозримостью и позволяет предотвратить недопонимания внутри команды.
техники модерации
Цели и подцели
Как используется схема?
1. Рабочая фаза «поиск и формулирование цели». Фаза проводится шаг за шагом. Затем результаты в качестве конкретизации и подведения итогов заносятся в приведенную ниже таблицу.
2. Следующий шаг — назначить людей, ответственных за цели и подцели.
Цели/подцели
1. Как звучит задача?__________________________________________
2. Почему эта задача так важна?________________________________
3. Цель задачи_______________________________________________
Цель | Срок окончания | Критерии оценки | Ответственный | Промежуточный баланс на |
техники модерации
Цели и подцели
4. Подцель
Подцель | Срок окончания | Критерии оценки | Ответственный | Является ли подцель значимой вехой? |
Советы
■ В графе «Промежуточный баланс на» должны быть указаны сроки, в которые будет проверяться статус проекта, т.е. степень достижения цели. Эти сроки не должны быть идентичны срокам промежуточных целей. Речь может идти о других существенных временных пунктах (например, последняя неделя перед отпуском на предприятии, Рождеством или отпуском начальника проекта).
■ Значимая веха — термин, которым обозначают очень важную подцель, при достижении которой проводится проверка степени достижения главной цели.
техники модерации
Многопозиционный опрос
Основная цель -выбор с помощью голосования.
Целесообразно использовать, когда при множестве альтернатив нужно расставить приоритеты и сделать выбор. Этот метод может быть использован после мозгового штурма, чтобы отобрать идеи, с которыми стоит работать дальше.
Преимущества
Этот метод приводит к быстрому решению. Образ действия прост и честен. Голоса участников имеют реальный вес.
Недостатки
Этот метод не приводит автоматически к решению, которое будет всех устраивать. Существует риск, что участники не будут убеждены в этом решении.
Советы
■ Перед работой над темой модератор должен представить и объяснить метод фишек как механизм решения и получить согласие участников на подобную схему действий. Таким образом повышается согласованность участников при голосовании.
■ Этот метод применяется для того, чтобы каждый участник мог сохранить свою анонимность: специальная доска для записок вращается и каждый участник прикрепляет свои фишки. Чтобы обеспечить анонимность первого участника, первым прикрепляет свои фишки сам модератор. После того как все участники прикрепили фишки, модератор убирает свои.
техники модерации
Многопозиционный опрос
■ С помощью многопозиционного опроса можно получить первичные представления о том, что в дальнейшем может служить исходной базой для продолжения дискуссии.
Моментальная съемка
Основная цель - быстрый и авторитетный обзор вопроса.
Целесообразно использоватьдля подведения промежуточного баланса после первой части семинара или обсуждения, а также в тех ситуациях, когда Вам представляется необходимым, чтобы каждый участник группы высказался по конкретному вопросу.
«Моментальная съемка» может использоваться в любой момент модерации.
Преимущества
Можно легко и быстро составить представление по вопросу. Каждый голос имеет равный вес.
Недостатки
«Моментальная съемка» должна производиться очень экономно. Она таит опасность возникновения проблемной дискуссии, даже если это неуместно. Идейный лидер и его оценка могут исказить всю картину.
Советы
■ Как один из вариантов: откажитесь от устной формы ответа. Ограничьтесь тремя жестами: большой палец вверх, вниз, в сторону.
■ В случае если результат «моментальной съемки» требует обсуждения, модератор должен в этом месте прервать рабочую фазу и проследить, чтобы результаты подверглись обработке, например с помощью дискуссии.
техники модерации
Моментальная съемка
Техника встречных вопросов
Группа может задавать вам такие вопросы, на которые она может и должна ответить самостоятельно. Подобные вопросы должны быть возвращены в группу, не обижая того, кто его задал, и при этом не нарушив коммуникативный поток в группе.
Пример
Г-н Лощинин:
Модератор:
Г-н Лощинин:
Модератор:
«Как нам теперь быть с этим трудным коллегой?»
«У Вас большой опыт в подобных делах — что думают остальные по этому поводу?»
«Что бы Вы сделали на моем месте?»
«Хороший вопрос, я только что собирался задать его группе. Представьте себе, что Вы находитесь в такой же ситуации, как и господин Лощинин. Чтобы Вы сделали?»
Техника встречных вопросов прекрасно подходит для:
■ свободного выражения мнений;
■ возбуждения дискуссии;
■ ободрения участников и укрепления их веры в собственное мнение;
■ привлечения участников к ответственности за поиск решения.
искусство задавать правильные вопросы
Техника расспросов
Расспросы помогают в тех случаях, когда есть какие-либо неясности или кто-нибудь осознанно хочет что-либо скрыть. С помощью техники расспросов Вы можете:
■ ликвидировать блокаду;
■ уточнить понятия;
■ подчеркнуть относительность обобщения;
■ выявить скрытые факторы.
Техника расспросов требует от модератора предельной концентрации и способности быстро оценить обоснованность предложений участников. При использовании техники расспросов обращайте внимание на непосредственные высказывания собеседника. Это выводит на первый план лучшее понимание самих высказываний и побуждает собеседника к уточнению формулировок.
искусство задавать правильные вопросы
Техника расспросов
Пример. Снятие блокады
Г-н Иванов:
Модератор:
«Это не работает».
«Что нужно сделать, чтобы заработало?»
Пример.Уточнение понятий
Г-жа Санина: «Отношения между нами очень напряженные».
Модератор: «Что Вы имеете в виду под "напряжением"?»
Г-н Петров: «Не думаю, что это решение такое уж замечательное».
Модератор: «Что именно Вы имеете в виду, говоря "не такое уж замечательное"? Не могли бы Вы объяснить это нам более подробно?»
Пример.Подчеркивание относительности обобщений
Г-жа Лисина: «Так все делают!»
Модератор: «А как это можно сделать иначе?»
Г-н Федотов: «Остальные не будут в этом участвовать!»
Модератор: «Кто точно не будет участвовать?»
Пример:Выявление скрытых факторов
Г-н Полунин: «У него совсем нет желания что-либо делать!»
Модератор: «Как Вы пришли к выводу, что у него нет никакого желания?»
Г-жа Серова: «Этого мы от шефа никогда не добьемся».
Модератор: «Почему Вы так в этом уверены?»
как преодолеть сложные ситуации?
В основе управления процессом модерации лежат три основных принципа, которые помогут Вам адекватно отреагировать в трудных ситуациях:
Задавать вопросы, снова задавать вопросы и опять задавать вопросы.
Последовательно приобщать всех участников к поиску решений.
Держать бразды правления модерацией в своих руках.
Наиболее типичными трудными ситуациями являются:
■ Участники высказываются очень нерешительно или туманно.
■ Участники говорят беспорядочно, перебивая друг друга.
■ Участники отклоняются от темы.
■ Группа застряла на конкретной теме или решении.
■ Теряется нить дискуссии.
■ Возникновение конфликтных ситуаций в ходе обсуждения.
■ Нарушение регламента
■ Участники мешают работе
как преодолеть сложные ситуации?
Теряется нить дискуссии
Темы, обсуждаемые на модерированном рабочем заседании, иногда слишком сложны. Поэтому неудивительно, если не всегда понятно, что еще относится к обсуждаемой теме, а что нет. Объяснение, что относится к теме, а что нет, может помочь группе продвинуться в деле. Покажем на примере, как Вы можете вмешаться.
■ Стоп! Пока мы не потеряли нить рассуждения, надо обсудить важнейшие результаты данной дискуссии. На чем мы остановились?
■ Я думаю, что мы одновременно обсуждаем два разных вопроса.
■ Момент! Здесь ведется дискуссия одновременно в нескольких плоскостях. Мы размениваемся на множество вопросов. Я предлагаю пересмотреть некоторые пункты. С чего мы начнем?
как преодолеть сложные ситуации?
Нарушение регламента
Что делать, если регламент нарушается?
В зависимости от причин Вы можете попытаться форсировать дискуссию или совместно с группой подогнать план времени под ситуацию.
■ После планирования времени мы должны ответить на вопрос: какие еще имеются существенные замечания по этой теме?
■ Если мы уделим время этому аспекту, не будет ли нарушен регламент? Насколько важен для Вас этот аспект?
как преодолеть сложные ситуации?
Участники мешают работе
Нередки случаи, когда отдельный человек или целая группа ведет себя так, что рабочая атмосфера грубо нарушается. Здесь требуется четкая реакция модератора. Вот примеры возможных нарушений:
■ уход из аудитории;
■ шушуканье;
■ чтение;
■ сон;
■ постоянные отступления от темы;
■ нападки на модератора или других участников;
■ повтор не относящихся к делу вопросов.
Существуют различные степени реакции на подобное поведение:
1. «Мягкая» реакция — сознательное игнорирование вызывающего поведения. Такое поведение может исчезнуть само собой.
2. Ясно дать понять, что Вам это мешает. Иногда бывает достаточно одного жеста. Эффективная комбинация выглядит следующим образом: прервать речь, спокойно без комментариев дождаться, пока помеха, например параллельный разг