Найти, собрать и взвесить идеи

Найти, собрать и взвесить идеи

Найти, собрать и взвесить идеи - student2.ru

Типичная исходная ситуация

На рабочем заседании должен быть продуман важный вопрос. Надо найти, структурировать, взвесить воз­можные решения и альтернативы.

Пример

Предприятие решило ввести единый проектный менеджмент, основанный на электронной обработке данных. Исполнительный директор получил задание создать проектную группу и до конца года представить проектный план совету директоров. На первом же заседании со своей группой он намерен выяснить, о чем конкретно идет речь, и получить черновой набросок «картины проблемы».

Найти, собрать и взвесить идеи - student2.ru Возможное построение рабочей фазы

■ Как звучит первоначальный вопрос? В нашем при­мере вопрос будет звучать так: что надо сделать, чтобы к концу года представить хороший проектный план?

■ Какие есть идеи на этот счет?

■ Как можно их распланировать и обобщить?

■ Какие из них являются для нас самыми важными и почему? Этот шаг обрисует сложные темы, которые будут отражены в проектном плане. Вопрос важен, так как все участники заседания должны понимать и принимать во внимание все основания для оценки данных.

■ План действий: кто, что, вместе с кем и в какие сроки должен сделать?

типичные рабочие фазы

Найти, собрать и взвесить идеи - student2.ru

Понять и проанализировать проблемы

ПРОБЛЕМА -это отклонение от нормы, причина которого неизвестна.

Эдвард де Боно описал проблему, как «просто разницу между тем, что у человека есть и тем, чего он хочет… в любой проблеме есть желаемая конечная точка – что-то, что человек хотел бы осуществить».

Де Боно предложил несколько форм изменений:

1. Разобраться с трудностями (например, с жалобой клиента)

2. Сделать что-то новое (разработать машину для сбора яблок)

3. Покончить с чем-то неудовлетворительным (процентом бракованной продукции)

типичные рабочие фазы

Найти, собрать и взвесить идеи - student2.ru

Понять и проанализировать проблемы

Типичная исходная ситуация

Появилась проблема. Она должна быть проанализи­рована на рабочем заседании. В конце заседания при­чины проблемы и возможные последствия должны быть поняты и четко изложены.

Найти, собрать и взвесить идеи - student2.ru

Возможное построение рабочей фазы

■ Какие типичные случаи/примеры наглядно поясня­ют проблему?

■ Каковы временные параметры проблемы? С какого времени, как часто и как долго?

■ Как мы можем уточнить проблему? Как коротко, ясно и наглядно объяснить проблему?

■ Кто понесет убытки?

■ Кому проблема не помешает и кто на ней наживается?

■ Отчего возникла данная проблема, в чем причина?

■ Почему возникли эти причины? Часто имеет смысл поставить вопрос относительно предпосылок воз­никновения самих причин.

■ План действий: собрать информацию, оказать со­действие, принять необходимое решение, ликвиди­ровать причины.

типичные рабочие фазы

Разработать решения и продумать их реализацию

Найти, собрать и взвесить идеи - student2.ru

Типичная исходная ситуация

Сначала требуется описать и распознать, а главное — понять проблему. После этого в рамках рабочего за­седания следует разработать решения. Одно из них должно быть выбрано и реализовано.

Найти, собрать и взвесить идеи - student2.ru

Точно определить задачу

Задача – это предписанная работа, серия работ или часть работы, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки.

Существует три способа постановки задач:

1. По проблеме. Формулируется существующая проблема.

2. По результатам (контрольным параметрам). Ставится конкретная, измеримая, определенная во времени и обеспеченная ресурсами цель.

3. По алгоритму. В этом случае указывается, какие действия должны быть совершены.

типичные рабочие фазы

Найти, собрать и взвесить идеи - student2.ru

Точно определить задачу

Типичная исходная ситуация

Проект X включает задачу, в формулировке которой есть пробелы: сро­ки, доступный бюджет. Также в формули­ровке задачи есть некоторые непонятные места, например, фигурирует фраза «сделать быстро и про­сто, как только это возможно». Команда должна сна­чала уточнить задачу, точно и понятно сформулиро­вать ее и согласовать с заказчиком.

Пример

Последние опросы клиентов показывают: про­цедура рассмотрения жалоб воспринимается клиентами как занимающая слишком много времени, про­странная, неудобная и бюрократическая. Поэтому необхо­димо упростить механизм рассмотрения жалоб: составление жалоб и их рассмотрение должны проходить максимально оперативно и просто.

Найти, собрать и взвесить идеи - student2.ru Возможное построение рабочей фазы

■ Как звучит точная формулировка задачи?

■ Что является предпосылкой/основанием данной задачи?

■ Кто поставил задачу?

■ Какие моменты оговариваются заказчиком перед выполнением заказа?

■ Какие общие условия (время, деньги, персонал) сле­дует принять во внимание?

■ Как обоснована эта задача?

■ Какая выгода ожидается от выполнения заказа?

■ Кто и как заинтересован в заказе?

■ Какую цель мы хотим достигнуть?

■ Что не должно восприниматься как успех?

■ Какие сведения и параметры служат доказатель­ством достижения цели?

■ Как мы получим эти сведения и определим эти параметры?

■ План действий: кто, что, вместе с кем и в какие сро­ки должен сделать (сбор недостающей информа­ции, согласование уточнений с заказчиком).

типичные рабочие фазы

Найти и сформулировать цель

Найти, собрать и взвесить идеи - student2.ru

Цель — это очень конкретное и детальное описание того, что нужно получить.

Цели должны соответствовать критериям SMART:

S specific КОНКРЕТНЫЕ Цель должна указывать на желаемый результат, к которому стремимся
M measurable измеримые Цель должна иметь критерии измерения результата
A achievable / aggressive достижимые / агрессивные Цель не должна быть легкой
R real реальные Достижение цели должно быть в Ваших силах и обеспечена необходимыми ресурсами
T timely определенные во времени Цель должна иметь срок (период) исполнения

Пример

С 1 апреля 2012 года каждый клиент, который хочет подать жалобу, должен иметь возможность сделать это по телефону в течение 30 секунд. Жалобу должно принять компетентное контактное лицо, которое долж­но ее зафиксировать, ответственно обработать и лично из­вестить клиента о результатах в течение 24 часов.

типичные рабочие фазы

Найти и сформулировать цель

Найти, собрать и взвесить идеи - student2.ru

Типичная исходная ситуация

На базе четкого проектного задания должен быть со­здан целевой каталог, в который входят сама цель и подцели.

Найти, собрать и взвесить идеи - student2.ru

Типичная исходная ситуация

В команде господствуют всеобщее недовольство и ра­зочарование. Первый шаг к прояснению ситуации — структурированная дискуссия, где должны быть об­суждены самые важные пункты проблемы. Тем самым устанавливается прозрачность ситуации.

Для подготовки данного разговора участники разра­батывают в рамках рабочего заседания точную фор­мулировку критики.

Найти, собрать и взвесить идеи - student2.ru

Мозговой штурм

Основная цель: набрать как мож­но быстрее больше идей.

Целесообразно использовать:в рабочей фазе «Найти, собрать и взвесить идеи».

Оптимальный размер группы 6-8 человек. Если группа больше, то ее следует разбить на подгруппы.

Преимущества:

Этот метод по огромное количество идей — часто «странных» и неверных, которые могут приве­сти к нахождению новых путей решения проблем. Это очень динамичный метод, он стимулирует взаимодей­ствие участников.

Недостатки:

Многим участникам с трудом удается соблюдать пра­вила и не высказывать раньше времени оценку идей.

Советы:

■ Чтобы раскрепостить «зажатую» группу, целесооб­разно перед самим мозговым штурмом провести для разминки тренировку шутливым заданием. Например: «Ева предлагает Адаму яблоко: что она при
этом говорит?»

■ Часто начинают критический разбор с показатель­ной модели вопроса, например: «Что нужно сделать, чтобы в течение трех месяцев избавиться от 20% постоянных покупателей?»

техники модерации

Найти, собрать и взвесить идеи - student2.ru

Мозговой штурм

Мозговой штурм

Опрос с помощью карточек

Основная цель: собрать и отсортировать темы, идеи, проблемные пункты или варианты реше­ния.

Целесообразно использовать в ситуациях, когда рас­сматриваются спорные темы, когда возникнет необхо­димость совместной работы, при поиске вариан­тов решения конфликта, когда в группе недостаточно открытые от­ношения и участники очень сдержанны.

Преимущества

Каждый из участников включен в рабочий процесс. Каждая заявка подтверждена письменно и имеет рав­ное значение. Каждая заявка группируется, взвеши­вается и упорядочивается. Письменная форма опро­са позволит обеспечить анонимность. Карточный оп­рос позволяет составить надежную картину о текущем положении вещей.

Недостатки

Этот метод требует времени. Он отно­сительно нединамичный, так как возможность прямо­го обмена между участниками сильно ограничена. Ано­нимность легко нарушить, и, как показывает опыт, мно­гие карточки нуждаются в пояснении.

Советы

Для проведения карточного опроса покажите образ­цово заполненную коммуникационную карту, чтобы предотвратить чрезмерное количество записей.

При группировке карточек необходимо оставить до­статочно места для дальнейших записей.

техники модерации

Найти, собрать и взвесить идеи - student2.ru

Опрос с помощью карточек

Мишень

Найти, собрать и взвесить идеи - student2.ru

Основная цельсобрать, сгруппи­ровать и взвесить темы, идеи, проблемы, варианты решений.

Целесообразно использоватьдля ситуаций, в ко­торых преобладает потребность в обмене мнениями и группа хочет этим заняться немедленно.

Преимущества

Каждый участник имеет возможность внести свою идею. Каждая заявка имеет значение. Заявки группи­руются и взвешиваются. Процедура очень динамична и ускоряет обмен идеями между участниками.

Недостатки

В очень закрытой и расколотой группе некоторые участ­ники могут остаться без внимания. При такой форме работы не соблюдается анонимность, хотя часто в груп­повой работе анонимность также является недостатком. Применение метода мишени, строящегося на основах

Совет

В самом начале Вы должны показать пример при­менения данного метода.

техники модерации

Мишень

Найти, собрать и взвесить идеи - student2.ru


Найти, собрать и взвесить идеи - student2.ru Найти, собрать и взвесить идеи - student2.ru

техники модерации

Мишень

Найти, собрать и взвесить идеи - student2.ru

Преимущества

Метод сети взаимосвязанных понятий приводит к со­ставлению наглядной структуры. Целостное мышление приводит к непринужденным отношениям. Можно сле­довать «течению» мыслей без ясной структуры, про­извольно прибавляя главные и побочные ветви.

Недостатки

При большом количестве названий сложных тем схема может быстро стать сложной и потерять наглядность.

Совет

С помощью разных цветов можно упорядочить глав­ные и побочные ветви схемы.

техники модерации

Найти, собрать и взвесить идеи - student2.ru

Схема анализа проблемы

Найти, собрать и взвесить идеи - student2.ru

Основная цель -точное освещение проблемы и выявление ее возможных причин, анализ вариантов решения задачи и возможных препятствий на пути этого решения.

Пример. Команда пытается понять, почему многие клиенты всегда недовольны работой, и ищет пути пре­одоления причин недовольства. Или рабочая группа анализирует, почему между двумя отделами царит конфликтная атмосфера, и разрабатывает возможно­сти для изменения ситуации к лучшему.

Целесообразно использовать в ситуациях, в которых уже известно о существовании проблемы, но не все детали разобраны.

Преимущества

Метод приносит много информации. Он действитель­но выявляет структуру проблемной ситуации и пока­зывает возможности ее разрешения. Метод прекрас­но подходит для планирования срочных мер.

Недостатки

Этой схемой не так-то легко пользоваться, ведь нуж­но работать одновременно с четырьмя графами и сле­дить за порядком отдельных элементов.

Совет

Такой метод модератор должен показывать на при­мере, который и будет лучшим объяснением.

техники модерации



Схема анализа проблемы

Найти, собрать и взвесить идеи - student2.ru

Схема анализа проблемы

Найти, собрать и взвесить идеи - student2.ru

Пример. Проблема: совещания в отделах

В чем суть проблемы? Какова причина? Что нам делать? Какие затруднения могут возникнуть?
Частые отклонения от темы Отсутствие повестки дня Списки тем в качестве пунктов повестки дня. Размещать объявления на доске информации Недостаточно времени
Отсутствие важных участников Недостаток ин- формации; плохая самодисциплина; страх перед бес- полезной тратой времени Своевременно размещать подробное приглашение на доске информации. Вывешивать регламент: кто и когда должен присутствовать. Запланировать персональные выступления Можно ли столь точно планировать совещания? Динамичная повестка дня

техники модерации

Найти, собрать и взвесить идеи - student2.ru

Преимущества

Структура схемы позволяет произвести полный и сис­тематический анализ проблемы. Поиск причин стано­вится наглядным и упорядоченным.

Недостатки

Во время поиска решения нужно рассмотреть отдель­но каждую заявленную формулировку. Эта процеду­ра требует много времени.

Совет

При сложных проблемах рекомендуется создать для каждой ветви небольшую группу, которая будет искать причину в отдельной категории. Каждая из этих групп представляет результат остальным уча­стникам. Это позволяет экономить время и разум­нее им распоряжаться.

техники модерации

Найти, собрать и взвесить идеи - student2.ru

Преимущества

Наглядное представление способствует пониманию причин и проблем в целом.

Недостатки

Неправильная оценка аспекта и признаков легко мо­жет привести к искажению результата. При этом мно­гие имеют склонность переоценивать наглядность и степени точности и надежности результатов.

Совет

При помощи этого метода можно хорошо опреде­лить важность и временные рамки задания и всего проекта.

техники модерации

Как используется схема?

1. Задайте два аспекта постановки рассматриваемо­го вопроса/проблемы.

2. Для каждого из аспектов задайте важнейшие при­знаки. Они задают обе оси диаграммы.

3. Затем произведите необходимые записи в матрич­ную диаграмму.

Мы!
Организация D
Организация С
Организация В
Организация А
Найти, собрать и взвесить идеи - student2.ru Найти, собрать и взвесить идеи - student2.ru Найти, собрать и взвесить идеи - student2.ru Найти, собрать и взвесить идеи - student2.ru Найти, собрать и взвесить идеи - student2.ru
Качество
Цена продукции
Найти, собрать и взвесить идеи - student2.ru Найти, собрать и взвесить идеи - student2.ru

техники модерации

Найти, собрать и взвесить идеи - student2.ru

Диаграмма-звезда

Основная цель - провести качественное и количественное сравнение фактического и запланиро­ванного состояний.

Целесообразно использовать для поддержания наглядности статуса оценки.

Пример.

Руководитель пиар-агентства определил четыре направле­ния, которые агентство хочет значительно активизировать в ближайшие три года: качество работы с клиентами, привле­чение новых сотрудников, имидж компании, прозрачность затрат. Диаграмма в форме звезды послужит инструментом для установления реальных, подходящих поставленным це­лям сроков реализации задач, исходя из фактического со­стояния агентства.

Преимущества

Диаграмма-звезда быстро приводит к наглядным и легким для результатам.

Недостатки

Наглядность диаграммы легко ведет к переоценке на­дежности установленных результатов.

Советы

■ Фактический анализ можно уточнить с помощью на­правляющих вопросов и на базе надежных данных.

■ Работу над отдельными лучами можно поручить небольшим группам.

техники модерации

Найти, собрать и взвесить идеи - student2.ru

Диаграмма-звезда

Как используется диаграмма?

1. Задайте аспекты для сравнения фактического и запланированного состояния.

2. Определите желаемое состояние для каждого ас­пекта (100%).

3. Перенесите этот список на звезду по образцу.

4.

Качество 100%
Для каждого луча звезды определите точку, кото­рая характеризует фактическое состояние.

Прозрачность затрат 100%
Согласие коллектива 100%
Имидж компании 100%
Сервис 100%
Время работы механизмов 100%
Согласие клиентов 100%
Открытость работы 100%
Найти, собрать и взвесить идеи - student2.ru

техники модерации

План действий

Найти, собрать и взвесить идеи - student2.ru

Основная цель –принятие конкретного решения о том, кто, что и в какие сроки должен сделать.

Пример

У команды и руководителя возникли разногласия относительно их взаимодействия. Дальнейшие пункты служат для конкретиза­ции и уточнения правил.

На совещании они пришли к соглашению с этого момента придерживаться следующих правил. Открытые вопросы будут приниматься руководителем отде­ла от команды только при предоставлении конкретного пред­ложения решения, оценки последствий, с приблизительным планированием времени и трудозатрат, т.е. необходимо пол­ное обоснование предложенного решения.

Руководитель отдела может отклонить предложение только в том случае, если сможет представить группе понятные обоснования.

Советы

■ Чтобы избежать недопониманий, Вы должны сфор­мулировать предложение целиком. План действий должен быть занесен в протокол результатов.

■ Не всегда должны быть заполнены все поля схемы. Иногда достаточно ответить на самые главные вопросы: кто делает; что делает; сроки; кто проверяет выполнение и кому представляется отчет?

■ В идеальном случае план действий должен быть со­гласован со всеми.

техники модерации

План действий

Найти, собрать и взвесить идеи - student2.ru


Кто? Г-н Михайлов И.С., руководитель коллектива
Что делает? Предоставляет открытые вопросы с полностью обоснованным предло­жением решения
С кем? Г-жа Малахова Е.П.
До какого срока? Своевременно перед необходимос­тью принятия решения руководите­лем отдела; намеченное время: 18 дней
Критерии успеха? — Соотношение принятых и неприня­тых руководителем отдела решений — Количество успешно/плохо реализованных решений
Метод измерений? Подсчет месячного и годового баланса
С какой целью/ для чего? Коллектив должен самостоятельно решать все важные вопросы с доступным обоснованием и за счет этого достигать успеха.
Кто контролирует достижение успеха и представляет отчеты? Г-н Кондратьев К.Р.; отчет перед руководителем отдела и коллективом (ежемесячно либо с годовым балансом)

техники модерации

Найти, собрать и взвесить идеи - student2.ru

Цели и подцели

Основная цель –составить схему, отражающую систему целей, которая является базой для планирования проекта.

Целесообразно использовать, если речь идет об осуществлении конкретно­го проектного замысла.

Примеры осмысленного применения данного метода: команда консалтинговой компании готовит междуна­родный конгресс; проектная команда предприятия программного обеспечения готовит макет новой пользовательской программы; школьный учитель пла­нирует день открытых дверей.

Преимущества

Последовательная работа с такой или подобной таб­лицей приводит к ясной, систематической и действу­ющей системе целей. Этим Вы предотвратите множе­ство недопониманий.

Недостатки

Точная формулировка цели требует хорошо обучен­ных участников и много времени. Но эти инвестиции себя оправдывают. Точно сформулированные цели реализуются с большей вероятностью, чем неясные и многозначные заявления о намерениях. Работа с точ­ными целями отличается обозримостью и позволяет предотвратить недопонимания внутри команды.

техники модерации

Найти, собрать и взвесить идеи - student2.ru

Цели и подцели

Как используется схема?

1. Рабочая фаза «поиск и формулирование цели». Фаза проводится шаг за шагом. Затем результаты в качестве конкретизации и подведения итогов за­носятся в приведенную ниже таблицу.

2. Следующий шаг — назначить людей, ответственных за цели и подцели.

Цели/подцели

1. Как звучит задача?__________________________________________

2. Почему эта задача так важна?________________________________

3. Цель задачи_______________________________________________

Цель Срок окончания Критерии оценки Ответственный Промежуточ­ный баланс на
         

техники модерации

Найти, собрать и взвесить идеи - student2.ru

Цели и подцели

4. Подцель

Подцель Срок окончания Критерии оценки Ответственный Является ли подцель значимой вехой?
         
         
         

Советы

■ В графе «Промежуточный баланс на» должны быть указаны сроки, в которые будет проверяться статус проекта, т.е. степень достижения цели. Эти сроки не должны быть идентичны срокам промежуточных целей. Речь может идти о других существенных временных пунктах (например, последняя неделя перед отпуском на предприятии, Рождеством или отпус­ком начальника проекта).

■ Значимая веха — термин, которым обозначают очень важную подцель, при достижении которой прово­дится проверка степени достижения главной цели.

техники модерации

Многопозиционный опрос

Найти, собрать и взвесить идеи - student2.ru

Основная цель -выбор с помощью голосования.

Целесообразно использовать, когда при множестве альтернатив нужно расставить приоритеты и сделать выбор. Этот метод может быть исполь­зован после мозгового штурма, чтобы отобрать идеи, с которыми стоит работать дальше.

Преимущества

Этот метод приводит к быстрому решению. Образ дей­ствия прост и честен. Голоса участников имеют реаль­ный вес.

Недостатки

Этот метод не приводит автоматически к решению, которое будет всех устраивать. Существует риск, что участники не будут убеждены в этом решении.

Советы

■ Перед работой над темой модератор должен пред­ставить и объяснить метод фишек как механизм решения и получить согласие участников на подобную схему действий. Таким образом повышается согласованность участников при голосовании.

■ Этот метод применяется для того, чтобы каждый участник мог сохранить свою анонимность: специ­альная доска для записок вращается и каждый участник прикрепляет свои фишки. Чтобы обеспечить анонимность первого участника, первым прикреп­ляет свои фишки сам модератор. После того как все участники прикрепили фишки, модератор убирает свои.

техники модерации

Многопозиционный опрос

Найти, собрать и взвесить идеи - student2.ru

■ С помощью многопозиционного опроса можно получить первичные представления о том, что в даль­нейшем может служить исходной базой для продол­жения дискуссии.

Моментальная съемка

Основная цель - быстрый и авторитетный обзор вопроса.

Целесообразно использоватьдля подведе­ния промежуточного баланса после первой части се­минара или обсуждения, а также в тех ситуациях, ког­да Вам представляется необходимым, чтобы каждый участник группы высказался по конкретному вопросу.

«Моментальная съемка» может использоваться в лю­бой момент модерации.

Преимущества

Можно легко и быстро составить представление по вопросу. Каждый голос имеет равный вес.

Недостатки

«Моментальная съемка» должна производиться очень экономно. Она таит опасность возникновения проблем­ной дискуссии, даже если это неуместно. Идейный ли­дер и его оценка могут исказить всю картину.

Советы

■ Как один из вариантов: откажитесь от устной формы ответа. Ограничьтесь тремя жестами: большой палец вверх, вниз, в сторону.

■ В случае если результат «моментальной съемки» требует обсуждения, модератор должен в этом ме­сте прервать рабочую фазу и проследить, чтобы результаты подверглись обработке, например с по­мощью дискуссии.

техники модерации

Найти, собрать и взвесить идеи - student2.ru

Моментальная съемка

Техника встречных вопросов

Группа может задавать вам такие вопросы, на которые она может и должна ответить самостоятельно. Подобные вопросы должны быть возвращены в группу, не обижая того, кто его задал, и при этом не нарушив ком­муникативный поток в группе.

Пример

Г-н Лощинин:

Модератор:

Г-н Лощинин:

Модератор:

«Как нам теперь быть с этим трудным коллегой?»

«У Вас большой опыт в подобных делах — что думают остальные по этому поводу?»

«Что бы Вы сделали на моем месте?»

«Хороший вопрос, я только что соби­рался задать его группе. Представьте себе, что Вы находитесь в такой же ситуации, как и господин Лощинин. Чтобы Вы сделали?»

Техника встречных вопросов прекрасно подходит для:

■ свободного выражения мнений;

■ возбуждения дискуссии;

■ ободрения участников и укрепления их веры в собственное мнение;

■ привлечения участников к ответственности за поиск решения.

Найти, собрать и взвесить идеи - student2.ru

искусство задавать правильные вопросы

Техника расспросов

Расспросы помогают в тех случаях, когда есть какие-либо неясности или кто-нибудь осознанно хочет что-либо скрыть. С помощью техники расспросов Вы мо­жете:

■ ликвидировать блокаду;

■ уточнить понятия;

■ подчеркнуть относительность обобщения;

■ выявить скрытые факторы.

Техника расспросов требует от модератора предельной кон­центрации и способности быстро оценить обоснован­ность предложений участников. При использовании техники расспросов обращайте внимание на непосред­ственные высказывания собеседника. Это выводит на первый план лучшее понимание самих высказываний и побуждает собеседника к уточнению формулировок.

Найти, собрать и взвесить идеи - student2.ru

искусство задавать правильные вопросы

Техника расспросов

Пример. Снятие блокады

Г-н Иванов:

Модератор:

«Это не работает».

«Что нужно сделать, чтобы заработало?»

Пример.Уточнение понятий

Г-жа Санина: «Отношения между нами очень напряженные».

Модератор: «Что Вы имеете в виду под "напряжением"?»

Г-н Петров: «Не думаю, что это решение такое уж замечательное».

Модератор: «Что именно Вы имеете в виду, говоря "не такое уж замечательное"? Не могли бы Вы объяснить это нам более под­робно?»

Пример.Подчеркивание относительности обобщений

Г-жа Лисина: «Так все делают!»

Модератор: «А как это можно сделать иначе?»

Г-н Федотов: «Остальные не будут в этом участво­вать!»

Модератор: «Кто точно не будет участвовать?»

Пример:Выявление скрытых факторов

Г-н Полунин: «У него совсем нет желания что-либо делать!»

Модератор: «Как Вы пришли к выводу, что у него нет никакого желания?»

Г-жа Серова: «Этого мы от шефа никогда не добьемся».

Модератор: «Почему Вы так в этом уверены?»

как преодолеть сложные ситуации?

Найти, собрать и взвесить идеи - student2.ru

В основе управления процессом модерации лежат три основных принципа, которые помогут Вам адекватно отреагиро­вать в трудных ситуациях:

Найти, собрать и взвесить идеи - student2.ruЗадавать вопросы, снова задавать вопросы и опять задавать вопросы.

Найти, собрать и взвесить идеи - student2.ruПоследовательно приобщать всех участников к по­иску решений.

Найти, собрать и взвесить идеи - student2.ruДержать бразды правления модерацией в своих руках.

Наиболее типичными трудными ситуациями являются:

■ Участники высказываются очень нерешительно или туманно.

■ Участники говорят беспорядочно, перебивая друг друга.

■ Участники отклоняются от темы.

■ Группа застряла на конкретной теме или решении.

■ Теряется нить дискуссии.

■ Возникновение конфликтных ситуаций в ходе обсуждения.

■ Нарушение регламента

■ Участники мешают работе

как преодолеть сложные ситуации?

Найти, собрать и взвесить идеи - student2.ru

Теряется нить дискуссии

Темы, обсуждаемые на модерированном рабочем за­седании, иногда слишком сложны. Поэтому неудиви­тельно, если не всегда понятно, что еще относится к обсуждаемой теме, а что нет. Объяснение, что отно­сится к теме, а что нет, может помочь группе продви­нуться в деле. Покажем на примере, как Вы можете вмешаться.

■ Стоп! Пока мы не потеряли нить рассуждения, надо обсудить важнейшие результаты данной дискуссии. На чем мы остановились?

■ Я думаю, что мы одновременно обсуждаем два раз­ных вопроса.

■ Момент! Здесь ведется дискуссия одновременно в нескольких плоскостях. Мы размениваемся на мно­жество вопросов. Я предлагаю пересмотреть неко­торые пункты. С чего мы начнем?

как преодолеть сложные ситуации?

Найти, собрать и взвесить идеи - student2.ru

Нарушение регламента

Что делать, если регламент нарушается?

В зависимости от причин Вы можете попытаться фор­сировать дискуссию или совместно с группой подо­гнать план времени под ситуацию.

■ После планирования времени мы должны ответить на вопрос: какие еще имеются существенные заме­чания по этой теме?

■ Если мы уделим время этому аспекту, не будет ли нарушен регламент? Насколько важен для Вас этот аспект?

как преодолеть сложные ситуации?

Найти, собрать и взвесить идеи - student2.ru

Участники мешают работе

Нередки случаи, когда отдельный человек или целая группа ведет себя так, что рабочая атмо­сфера грубо нарушается. Здесь требуется четкая ре­акция модератора. Вот примеры возможных наруше­ний:

■ уход из аудитории;

■ шушуканье;

■ чтение;

■ сон;

■ постоянные отступления от темы;

■ нападки на модератора или других участников;

■ повтор не относящихся к делу вопросов.

Существуют различные степени реакции на подобное поведение:

1. «Мягкая» реакция — сознательное игнорирование вызывающего поведения. Такое по­ведение может исчезнуть само собой.

2. Ясно дать понять, что Вам это мешает. Иногда бывает достаточно одного жеста. Эффективная ком­бинация выглядит следующим образом: прервать речь, спокойно без комментариев дождаться, пока помеха, например параллельный разг

Наши рекомендации