Глава i. организация теоретического обучения

1. Организация и проведение теоретического обучения в авиационных организациях РОСТО осуществляется на основании Организационно-методических указаний ЦС РОСТО РФ, требований Курсов (Программ) учебно-летной подготовки и настоящего Руководства.

2. В организацию теоретического обучения входят:

планирование;

оборудование мест учебных занятий;

учебные занятия;

контроль успеваемости и проведение зачетов и экзаменов;

работа классных руководителей.

Повседневно углублять и расширять свои знания и навыки по преподаваемому и смежным предметам, творчески подходить к вопросам соединения теории с практикой, совершенствовать свою специальную и общеобразовательную подготовку, следить за выходом из печати литературы, пособий и периодических изданий по своему предмету, повышать свой культурный уровень;

анализировать свои и изучать передовые методы и приемы обучения и воспитания и внедрять их в учебный процесс, совершенствовать методику преподавания своего предмета;

повседневно воспитывать у курсантов высокие морально-политические качества и дисциплинированность.

Планирование теоретического обучения

3. Планирование теоретического обучения осуществляется под руководством начальника штаба учебным отделом, а в тех организациях, где учебного отдела нет, - старшим инструктором - летчиком -методистом, заместителем начальника авиаспортклуба по летной подготовке (командирами звеньев); в АСК 2-го разряда и АТСК - командирами звеньев, а там, где их нет по штату, - начальником клуба.

При планировании теоретической подготовки составляются следующие документы:

тематический план теоретической подготовки;

план работы учебного отдела;

индивидуальный план работы преподавателя;

расписание учебных занятий.

4. Тематический план теоретической подготовки составляется на весь учебный год отдельно для постоянного и переменного состава по видам специальности на основании Курсов (Программ) учебно-летной подготовки, исходя из достигнутого уровня теоретической подготовки и задач, поставленных перед авиационной организацией.

При этом план должен предусматривать изучение в полном объеме и сдачу зачетов и экзаменов до начала полетов по следующим дисциплинам:

конструкция самолета (вертолета, планера) и двигателя;

приборное оборудование и электрооборудование;

радиотехническое оборудование самолета (вертолета, планера) и РТО полетов;

эксплуатация авиационной техники;

руководство (инструкция) по летной эксплуатации самолета (вертолета, планера);

практическая аэродинамика;

теория и техника парящего полета (для спортсменов-планеристов 2-го и последующих годов обучения);

самолетовождение (вертолетовождение, планеровождение);

авиационная метеорология;

парашютная подготовка;

НПП, инструкция по производству полетов в районе аэродрома и другие документы, регламентирующие летную работу.

Изучение остальных дисциплин и тем разрешается производить в период полетов с таким расчетом, чтобы к началу отработки очередных летных задач и упражнений все соответствующие темы теоретической подготовки были изучены в полном объеме и сданы предусмотренные зачеты и экзамены.

В тематическом плане постоянного состава основное время планировать на повторение и углубление тематики, определенной курсами и программами, исходя из достигнутого уровня подготовки и задач, поставленных перед авиационной организацией, предусматривая систематическое изучение нового материала.

В учебных авиационных организациях, проводящих подготовку методом сборов, тематический план составляется на срок сборов по учебным группам каждой специальности.

5. План работы учебного отдела (см. приложение 1) составляется на весь учебный год. Те виды работ, которые не могут быть спланированы на год, планируются по периодам обучения.

План составляется на основании задач, поставленных перед авиационной организацией, и с учетом требований КУЛПов, Программ и Организационно-методических указаний на учебный год.

Учет выполненной работы ведется в учебном отделе.

В конце учебного года начальник учебного отдела (старший инструктор - летчик - методист) должен оценить каждую выполненную работу по качеству и практическому значению.

Итоги выполнения плана работы учебного отдела в конце года представляются в УАП и АС ЦС РОСТО РФ.

6 Индивидуальный план работы преподавателя (см. приложение 2) составляется в одном экземпляре всем преподавательским составом и лицами, привлекаемыми к проведению занятий по теоретической подготовке с переменным и постоянным составом.

План составляется на учебный год на основании тематического плана теоретической подготовки. Те виды работ, которые не могут быть спланированы на год, планируются на период обучения (на период сборов). Учебная работа учитывается в академических часах.

Индивидуальные планы работы преподавателей утверждаются начальником учебного отдела (старшим инструктором - летчиком - методистом); в АСК - начальником авиационной организации

В планах отражается

а) учебная работа'

лекции, практические занятия и семинарские занятия по расписанию,

занятия, проводимые по утвержденным программам на сборах, организуемых при авиационной организации,

консультации, в том числе и консультации курсантам на старте во время полетов,

участие в проведении наземной, предварительной подготовки и разборе полетов;

прием зачетов, экзаменов.

б) учебно-методическая работа.

участие в разработке тематических планов и программ;

разработка новых лекций,

разработка методических указаний по чтению лекций, проведению практических и семинарских занятий,

участие в методических совещаниях, семинарах, конференциях, сборах,

подготовка докладов на методические сборы и конференции,

посещение занятий других преподавателей,

рецензирование учебных и методических документов

Основанием для определения мероприятий по учебно-методической работе преподавателя является план работы учебного отдела, а там, где нет учебных отделов, - план методической работы авиационной организации;

в) пропаганда научно-технических знаний

доклады на специальные темы для личного состава

авиационной организации, в других учебных заведениях, на предприятиях и в учреждениях, включая подготовку к ним;

написание книг, брошюр, статей, и др.;

г) подготовка учебных и наглядных пособий:

написание учебных пособий, конспектов лекций, а также рецензирование и редактирование их;

разработка учебно-наглядных пособий;

оборудование учебных классов.

В раздел «Прочие виды работ» заносятся все фактически выполняемые преподавателем, но не предусмотренные планом работы (служебные командировки, подготовка к проведению учебных занятий, составление планов работ, отчетов и т. п.).

7. Расписание учебных занятий составляется на месяц в точном соответствии с тематическим планом и должно обеспечивать:

непрерывность учебного процесса в течение учебного дня и равномерное распределение учебной работы обучаемых в течение учебной недели;

размещение изучаемых предметов тематического плана так, чтобы обеспечивались педагогически правильная постановка преподавания и равномерное распределение самостоятельной работы обучаемых над учебным материалом;

включение по одной и той же дисциплине не более двух учебных часов в день (за исключением комплексных тренировочных занятий).

В расписании занятий для каждой учебной группы, кроме дней, отведенных на изучение теоретических дисциплин, указываются дни, запланированные на полеты, а также предусматриваются занятия по теоретической подготовке на случай срыва полетов из-за метеорологических условий.

Расписание занятий утверждается начальником авиационной организации и вывешивается в помещении для занятий на видном месте не позднее, чем за неделю до начала занятий. До начала занятий должны быть сделаны выписки из расписания занятий для каждого преподавателя и вручены им под расписку. Изменения в утвержденном расписании занятий могут производиться с разрешения начальника учебного отдела (начальника авиационной организации). Об этом должны быть извещены соответствующие преподаватели и старшины учебных групп накануне дня занятий.

О занятиях, не проведенных по расписанию, в тот же день докладывается начальнику авиационной организации.

8. Мероприятия по методической работе с преподавателями включаются в общий план работы учебного отдела, а там, где нет учебных отделов, - в общий план методической работы авиационной организации.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕТНОЙ ПОДГОТОВКИ

Глава IV. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

50. Летная подготовка является основой профессиональной подготовки курсантов авиационных организаций и наиболее сложным видом обучения. Она требует непрерывного совершенствования методической подготовки всего преподавательского и летно-инструкторского состава, высокой организации полетов, всесторонней подготовки к полетам и образцового выполнения документов, регламентирующих летную работу.

51. Успех летного обучения курсантов обеспечивают:

твердое усвоение ими основ организации летной работы и обеспечения безопасности полетов;

высокая морально-психологическая подготовка к полетам;

прочные знания инструкции летчику (руководства по летной эксплуатации), практической аэродинамики, особенностей техники выполнения элементов полетов и правил эксплуатации авиационной техники;

полная и всесторонняя подготовка к полетам, обеспечивающая успешное выполнение каждого полетного задания;

точное выполнение полетных заданий, строгое выдерживание установленных режимов и соблюдение дисциплины полета;

систематический учет и анализ допускаемых ошибок на основе данных объективного контроля, проведение мероприятий по их устранению.

52. Ни один курсант (спортсмен), независимо от его летной успеваемости и сроков обучения, не может быть выпущен в полет (на прыжок) без полной подготовки и проверки его готовности соответствующими командирами (начальниками).

53. Летчик-инструктор и командир звена, занимаясь обучением и воспитанием курсантов, обязаны знать моральные качества, общее и физическое развитие, успеваемость, дисциплинированность, состояние здоровья, индивидуально-психологические особенности и жилищно-бытовые условия.

54. Летная подготовка в авиационных организациях РОСТО характеризуется-

высокой интенсивностью полетов и большой загруженностью воздушного пространства,

выполнением полетов по нескольким видам летной подготовки одновременно,

разным уровнем успеваемости курсантов;

большой зависимостью полетов от метеорологических условий, особенно самостоятельных полетов курсантов,

необходимостью постоянного и надежного радио- и радиолокационного контроля за самолетами и вертолетами в воздухе,

близким расположением района полетов соседних аэродромов и воздушных трасс,

сжатыми сроками летной подготовки курсантов. Эти особенности учитываются при разработке инструкций по производству полетов в районах аэродромов, а также при организации и проведении полетов.

Выбор зон пилотажа, маршрутов полета, зон групповых полетов и полетов по приборам должен обеспечивать безопасность полетов и максимальное использование средств связи и РТО полетов для непрерывного контроля за самолетами (вертолетами) в воздухе

55. Для прохождения летного обучения (подготовки парашютистов) приказом начальника авиационной организации курсанты распределяются по эскадрильям (отрядам, звеньям и летным группам)

В зависимости от поставленных задач и возможностей авиационной организации летная группа, закрепляемая за одним летчиком-инструктором, комплектуется в количестве

спортсменов-летчиков на поршневых самолетах,

вертолетах и планерах 8-10 человек

курсантов на вертолетах 5-7 человек.

на реактивных самолетах 4-6 человек.

Учебные группы по подготовке парашютистов из допризывной молодежи комплектуются в количестве не более 30 человек, каждая из которых закрепляется за штатным специалистом авиационного звена парашютной подготовки.

56. Перевод курсантов из одной летной группы в другую разрешается только в исключительных случаях решением начальника авиационной организации.

57. С целью закрепления у курсантов знаний авиационной техники и выработки практических навыков по обслуживанию и подготовке ее к полетам разрешается привлекать их к работе на самолетах (вертолетах, планерах) в парковые дни в период летной практики.

План-график привлечения курсантов к выполнению указанных работ разрабатывается инженерно-авиационной службой с учетом конкретной обстановки и утверждается начальником авиационной организации.

58. В процессе летной подготовки каждый курсант ведёт тетрадь наземной подготовки и тетрадь подготовки к полетам, а также рабочую книжку курсанта установленного образца, в которой чернилами записывает задание на полеты, ежедневный налет и замечания инструктора, старших начальников об ошибках, допущенных в полетах, и указания по их устранению.

59. На курсантов учебных авиационных организаций с начала летного обучения заводятся летные книжки летчиков, а на спортсменов АК, АСК, АТСК - летные книжки спортсменов, в которых ведется поденный учет фактически выполненных полетов (налета) и заполняются соответствующие разделы.

60. Курсантам летной группы разрешается производить полеты на всех самолетах (вертолетах) авиационной организации, на которых производится обучение, за исключением первых 15 тренировочных полетов по кругу которые, как правило, должны выполняться на одном и том же самолете (вертолете). Во всех случаях при полетах на самолете (вертолете) другой серии летчик-инструктор обязан ознакомить курсанта с особенностями этого самолета (вертолета) и провести тренаж в кабине.

61. В обучении курсантов, в периодическом контроле качества их техники пилотирования, а также с целью выявления недостатков и обобщения положительного опыта в методике обучения курсантов обязан участвовать весь руководящий летный состав.

Контрольные полеты руководящего состава с курсантами должны выполняться в течение всего периода обучения.

В период прохождения вывозной программы командир звена (командир отряда, заместитель командира отряда), обязан проверить не менее 60% курсантов своего звена (отряда), кроме того, всех курсантов летных групп летчиков-инструкторов, имеющих опыт обучения менее двух лет; командир эскадрильи и его заместитель, начальник клуба и его заместитель - не менее 30% курсантов каждой летной группы; начальник учебной авиационной организации и его заместители - 7- 10% курсантов.

В процессе прохождения последующих задач летной подготовки указанные лица выполняют полеты с курсантами с целью контроля методики обучения по упражнениям КУЛП или на допуск к самостоятельным полетам.

В течение учебного года начальник учебной авиационной организации обязан проверить не менее 15%, а его заместители по 20% курсантов каждой эскадрильи;

командир эскадрильи (заместитель), начальник клуба (заместитель) - всех курсантов своих подразделений;

командир звена, командир отряда (заместитель) - всех курсантов звена (отряда) не менее двух раз каждого.

62. Планирование летной (парашютной) подготовки переменного состава (курсантов, спортсменов) на учебный год осуществляется в соответствии с ежегодными Организационно-методическими указаниями ЦК РОСТО РФ, на основании контрольных заданий, определяемых специальными директивами.

Перед началом летного обучения штабом учебной авиационной организации составляется на учебный год план-график летной подготовки переменного состава, выписки из которого направляются в каждую эскадрилью.

Аналогичные выписки должны быть в каждом звене (отряде) и летной группе.

В эскадрильях на основании выписки составляются графики учета летной подготовки переменного состава.

В аэроклубах и авиаспортклубах 1-го разряда планы - графики летной подготовки составляются заместителями начальников клубов по летной подготовке, в АСК 2-го разряда и АТСК - командирами звеньев, а там, где их нет по штату, - начальниками клубов.

63. При полетах с курсантами в авиационных организациях на каждый месяц должен составляться график распределения летных смен по эскадрильям, а там, где нет эскадрилий, - по отрядам или звеньям.

В конце каждой недели начальник авиационной организации анализирует итоги выполнения эскадрильями (отрядами, звеньями) планов летной (парашютной) подготовки и намечает мероприятия по устранению выявленных недостатков.

Наши рекомендации