Механизм венчурной деятельности

Доказано, что главным источником конкурентных преимуществ субъектов рынка является способность к осуществлению нововведений, а на уровне экономики в целом – стимулы к инвестированию в инновационное развитие. Одним из самых эффективных механизмов ускорения инновационных процессов в экономике во всем мире признано венчурное инвестирование.

Экономический механизм венчурной деятельности строится согласно новому методологическому подходу, который учитывает особенности сложившейся ситуации:

· предусмотрение возможностей необязательного возврата средств (убытки покрываются за счет высокой нормы прибыли организаций, добившихся хорошего коммерческого успеха; 5% венчурных организаций в условиях развитого рынка могут достигнуть соотношения прибыли ко вложенным средствам 10 к 1, а у 3% из них норма прибыли составляет 1 000%);

· ориентация не только на текущие цели, но и учет риска, свойственного научной деятельности, с целью достижения успеха за счет правильного выбора стратегических целей;

· совершенствование методов отбора предлагаемых идей формирования портфеля проектов; развитие инновационного менеджмента; оценка эффективности выполняемых этапов разработки и реализации проектов, методов сбора необходимой информации, поиска партнеров, выхода на рынок и т. д.;

· возможность быстрого вложения капитала в наиболее прогрессивные научно-технологические направления и наукоемкие производства.

Концепция экономического механизма венчурной деятельности включает [65]:

· прямое и косвенное регулирование венчурного бизнеса со стороны государства;

· формирование стратегии рисковых капиталовложений;

· особенности венчурного финансирования;

· организацию венчурных фирм;

· образование и функционирование венчурных фондов;

· оценку риска венчурных проектов, критерии их отбора для финансирования;

· систему менеджмента, консалтинга, маркетинга с целью коммерциализации отобранных проектов и т. д.

При инвестировании средств в венчурные проекты существует определенное противоречие. С одной стороны, венчурные проекты обладают очень высокой доходностью, с другой стороны, они обладают очень высоким риском, поэтому один инвестор не способен взять на себя весь риск инвестирования в венчурный проект.

Использование портфеля проектов позволяет снизить этот риск. Венчурный портфель представляет собой совокупность венчурных проектов, в которые инвестированы средства венчурного фона.

Инвестиции в один проект и инвестиции в портфель проектов имеют различие. При инвестировании в портфель проектов риск убытка меньше за счет диверсификации. Убыток от инвестирования в один проект компенсируется доходом от инвестирования в другой проект.

В связи с этим очень важным этапом венчурной деятельности является оценка, отбор проектов для портфеля, а также управление портфелем венчурных проектов (проектов по разработке новых продуктов) [65].

Механизм венчурной деятельности определяется ролью, которую играет в экономике страны, с учетом особенностей национальных моделей экономического и научно-технического развития отдельных стран и сложившегося менталитета. Благодаря венчуру решается задача внедрения новых технологий в производственный процесс, а задача перехода к экономике, основанной на знаниях и интеллектуальном капитале, является приоритетной для большинства стран.

Венчурное финансирование

Венчурный механизм привлекает средства различных финансовых организаций, институциональных инвесторов, фондов, частных вкладчиков с целью разделения риска, без которого невозможно принятие решений в области разделения риска и инновационной деятельности.

Финансовые организации и другие институциональные инвесторы при оценке объектов финансирования традиционными методами ориентируются на их платежеспособность, финансовое состояние, а при венчурной оценке деятельности на перспективу – на уровень конкурентоспособности создаваемой продукции, новизну создаваемых технологий, возможность освоения новых рыночных ниш.

Различная роль традиционного и венчурного финансирования основана на том, что при традиционном финансировании банки и другие финансовые организации выступают в роли кредиторов и ориентированы на погашение кредита и получение определенного процента. При венчурном финансировании финансовые организации выступают в роли участников финансируемого проекта, и их успех (или убытки) зависит от успеха (или неудачи) реализации проекта.

Механизм финансирования венчурной деятельности принципиально отличается от традиционного механизма принятия решений, что выражается в следующих особенностях:

· при венчурном финансировании заранее учитывается возможность необязательного возврата финансовых средств;

· венчурное финансирование направлено преимущественно на малый бизнес как наиболее мобильно развивающийся сектор экономики;

· предметом венчурного финансирования в большинстве случаев являются высокотехнологичные инновации, производство наукоемкой продукции.

Венчурному финансированию присущи следующие особенности [93, с. 38]:

· высокая степень рисков инвесторов;

· средний и длительный сроки вложений, но не стратегический срок;

· высокий доход от инвестиций в форме прироста капитала, а не в виде дивидендов;

· отсутствие гарантий (залога, заклада) для инвестора;

· объектами являются малые и средние инновационные организации, имеющие высокий потенциал роста;

· инвестирование осуществляется через специально созданный венчурный фонд, который организуется и возглавляется венчурным капиталистом;

· непосредственное управление инвестициями осуществляется посредником – венчурным капиталистом, который не рискует собственными средствами;

· возврат инвестиций производится при выходе предприятия на фондовый рынок с акциями, как правило, путем продажи инвестором своей доли акций с наращенной стоимостью.

Посредниками между венчурными инвесторами и организациями, получающими финансовые средства, выступают венчурные фонды.

Венчурные фонды – финансовые посредники, аккумулирующие средства инвесторов и предоставляющие их на долевой основе венчурным организациям с целью инвестирования в проекты с повышенным уровнем риска, основанные на новых технологиях и находящиеся на начальных стадиях существования.

Венчурные фонды могут являться юридическими лицами или объединениями венчурных инвесторов без образования юридического лица.

На этапе становления венчурной индустрии для привлечения частного капитала необходимо создание венчурных фондов с прямым долевым участием в них государства. Государственные средства, инвестируемые в венчурные фонды, будут снижать риски частных инвесторов, входящих в эти фонды, и способствовать привлечению частных средств в венчурную деятельность. Такая форма государственного содействия на начальной стадии становления венчурной индустрии признана одной из наиболее эффективных практически во всех странах.

В общем виде можно выделить следующие типы венчурных фондов с участием государственных средств [93, с. 40]:

· венчурные фонды, капитал которых полностью принадлежит государству;

· государственно-частные венчурные фонды, в которых участвует как государственный, так и частный капиталы, причем инициатива по созданию фонда принадлежит государству;

· частно-государственные венчурные фонды, в которых участвуют как государственный, так и частный капиталы, однако инициатива по созданию фонда принадлежит частным управляющим компаниям, а государство выступает в роли соинвестора;

· государственный фонд фондов, предназначение которого заключается в соинвестировании в государственно-частные и частно-государственные венчурные фонды (доля фонда фондов в венчурном фонде может составлять около 40–50%).

Государственный фонд фондов размещает свои средства в частные венчурные фонды наряду с другими инвесторами и является своего рода посредником при передаче финансовых ресурсов от государства к частным венчурным фондам. Кроме того, фонд фондов в ряде случаев выступает гарантом для частных инвесторов в вопросе снижения рисков инвестиционной деятельности.

Мировой опыт показывает, что в развитых странах используют модель государственного инвестирования в инновационные компании, когда государственный венчурный фонд напрямую инвестирует средства в компании. В странах с развивающейся экономикой успехи достигались именно благодаря моделям инвестирования государственных средств через фонд фондов.

Технология венчурного финансирования имеет определенную последовательность: создание фонда; отбор проектов и заключение сделок по их финансированию; инвестирование; послеинвестиционное управление и поддержка проектов; управление портфелем заказов; управление выходом из бизнеса.

Главное преимущество венчурного финансирования заключается в значительной активизации научно-технического и экономического развития, повышении мобильности экономики и возможности раскрытия творческого потенциала личности.

10.4. Становление венчурной деятельности
в Республике Беларусь

В республике имеется достаточный научно-технический потенциал, который создает хорошие предпосылки для создания венчурной индустрии. Несмотря на это, Республика Беларусь значительно отстала от других стран в этом направлении. Как отмечают ряд авторов, основными причинами неразвитости венчурного предпринимательства являются следующие [52, с. 35]:

· отсутствие экономических стимулов для привлечения прямых инвестиций в высокотехнологичный сектор;

· недостаточная государственная поддержка венчурного предпринимательства;

· правовые пробелы (отсутствие законодательства, регулирующего деятельность венчурных организаций, фондов, институтов, инфраструктуры);

· недостаточное наличие квалифицированных кадров, необходимых для управления венчурными организациями, фондами и иными венчурными институтами;

· низкий уровень инвестиционной и инновационной культуры предпринимателей;

· не стимулирующая создание венчурных организаций налоговая среда;

· неразвитость инновационной инфраструктуры;

· неразвитость фондового рынка;

· низкая капитализация страхового и банковского секторов.

Несмотря на то, что в республике уже существуют стартовые условия для возникновения современной венчурной инфраструктуры (действует Парк высоких технологий и Республиканский центр трансфера технологий, которые могут создать основу для венчурного финансирования), венчурной деятельности в стране почти нет. Лишь некоторые белорусские компании смогли привлечь венчурные инвестиции.

Основной преградой для развития венчурного инвестирования является отсутствие соответствующего законодательства. Оно должно определить, кто возьмет на себя риски в случае невыполнения проектов. В развитых странах эти риски берет на себя государство. Однако это противоречит действующему в республике закону о бюджете, который не предполагает рисков невозвращения средств, направляемых на финансирование проектов из республиканского бюджета.

Уже разработано законодательство о венчурной деятельности, призванное стимулировать реализацию в стране рискованных проектов, связанных с исследованиями, разработкой и производством новейших видов высокотехнологичной продукции.

О необходимости развития в Беларуси венчурной деятельности в последнее время было заявлено неоднократно. Свидетельством этого служит Указ Президента Республики Беларусь «Об утверждении Положения о порядке создания субъектов инновационной инфраструктуры и внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 30 сентября 2002 г. № 495» № 1 от 3 января 2007 г., которым было утверждено Положение о порядке создания субъектов инновационной инфраструктуры, в котором впервые в белорусском законодательстве появилось понятие венчурной организации.

Указ об организации венчурной деятельности «О венчурных организациях в Республике Беларусь» готовится на рассмотрение Президентом Республики Беларусь.

В соответствии с Государственной программой инновационного развития Республики Беларусь на 2007–2010 гг. активно развиваться национальная инновационная система, в том числе к концу 2010 г. будут созданы три венчурных фонда при участии государственных инвестиций и ресурсов банков.

Создание венчурных фондов в Республике Беларусь даст возможность объединить в эффективную систему творческий потенциал научных сотрудников и предпринимателей (венчурных организаций) и финансовые ресурсы инвесторов. Это позволит перераспределить дефицитные финансовые ресурсы в высокопроизводительные наукоемкие отрасли и, тем самым, повысит уровень конкурентоспособности национальной экономики.

Субъектами венчурной деятельности в нашей стране будут Белорусская венчурная компания, венчурные фонды, а также инновационные организации.

Формирование благоприятной экономической среды для привлечения национального и зарубежного венчурных капиталов в инновационный сектор экономики может начаться с создания белорусского фонда фондов – Белорусской венчурной компании. По организационной форме это будет некоммерческая организация со стопроцентным государственным участием, основной целью деятельности которой станет создание и развитие в Республике Беларусь системы венчурного инвестирования как одного из механизмов финансового рынка, а также формирование сети региональных и отраслевых венчурных фондов.

Проект указа «О Белорусской венчурной компании» предполагает учреждение фонда, основными задачами которого будут:

· финансовая поддержка венчурного инвестирования;

· участие от имени государства в создании и управлении венчурными фондами с участием государственного капитала;

· контроль за целевым и эффективным использованием государственного капитала в венчурной деятельности;

· содействие и поддержка развития предпринимательства в сфере создания и производства высокотехнологичных товаров и услуг;

· содействие привлечению иностранных инвестиций.

Капитал Белорусской венчурной компании будет первоначально сформирован за счет бюджетных средств. Белорусская венчурная компания, действуя как фонд фондов, будет участвовать в уставном капитале иных венчурных компаний. Это позволит государству определять стратегию их деятельности при помощи рыночных механизмов.

Формировать венчурный капитал фондов, направляемый на рисковые инвестиции, потенциально возможно также за счет следующего:

· средств республиканского и местного бюджетов;

· финансовых ресурсов республиканских министерств и ведомств;

· части прибыли Национального банка Республики Беларусь;

· доходов от приватизации государственной собственности;

· средств различных финансовых фондов, в том числе Белорусского инновационного фонда, а также пенсионных фондов;

· добровольно перечисляемой прибыли организаций, освобождаемой от налогов;

· добровольных пожертвований физических лиц;

· денежных средств зарубежных партнеров и международных организаций;

· поступлений от уставной деятельности венчурных фондов.

Создание национальной системы венчурного финансирования полностью соответствует мировым тенденциям инновационного развития. В результате создаваемый в республике рынок рисковых инвестиций должен базироваться на сосуществовании и взаимодействии двух основных субъектов: венчурных фондов и инновационных организаций.

Прямая государственная поддержка венчурного инновационного бизнеса принимает две формы: государственное инвестирование напрямую в инновационные компании и инвестирование государственных средств через фонд фондов в частные фонды. Программы прямых инвестиций в основном характерны для развитых стран. В нашей стране успех возможен, в первую очередь, благодаря фондовым механизмам.

Создание системы венчурного финансирования в Республике Беларусь соответствует мировым тенденциям инновационного развития, направлено на формирование национальной инновационной системы и укрепление финансового рынка страны. Создание правовых и организационных условий для развития венчурного финансирования и венчурного предпринимательства является одним из направлений по достижению целей, реализации приоритетов инновационного развития нашей страны в соответствии с Государственной программой инновационного развития Республики Беларусь на 2007–2010 гг.

Л.: [1], [18], [25], [28], [35], [39], [41], [52], [64], [65], [93], [98].

План семинарского занятия

1. Субъекты венчурной деятельности, их характеристика.

2. Механизм венчурной деятельности, особенности ее формирования.

3. Оценка и отбор венчурных проектов для реализации.

Вопросы для самоподготовки

1. Проследите эволюцию развития венчурного предпринимательства.

2. Укажите предпосылки возникновения венчурной деятельности.

3. В каком государстве возникло венчурное предпринимательство?

4. Охарактеризуйте сущность венчурной деятельности.

5. В чем заключается цель венчурной деятельности?

6. В чем состоит сущность венчурных организаций?

7. Какие структуры могут выступать в качестве субъектов венчурной деятельности?

8. Охарактеризуйте фазы (этапы) развития концепции экономического механизма венчурной деятельности.

9. В чем заключается сущность венчурного проекта и каковы его основные признаки?

10. Охарактеризуйте структуру венчурного капитала.

11. Поясните сущность функционирования венчурных фондов.

12. Какие существуют типы венчурных фондов с участием государственных средств?

13. В чем заключается преимущество венчурного финансирования?

14. Каковы особенности венчурной деятельности в Республике Беларусь?

Темы рефератов

1. Преимущества венчурного предпринимательства и возможности его развития в Республике Беларусь.

2. Эволюция венчурного предпринимательства за рубежом.

Тест

Выберите правильные ответы на поставленные вопросы. Полученные ответы сравните с правильными, приведенными в ключе к тестам.

1. Что означает понятие «венчур»?

Варианты ответа:

а) процесс продуцирования интеллектом человека новых знаний о природе и обществе;

б) творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире;

в) рискованное предприятие или начинание.

2. Как называются небольшие организации, создаваемые для апробации, доработки и доведения до промышленной реализации рискованных новаций?

Варианты ответа:

а) научно-исследовательские институты;

б) венчурные организации;

в) малые инновационные организации;

г) научно-производственные организации.

3. С чем связано получение высокого уровня доходов в результате венчурной деятельности?

Варианты ответа:

а) получением дивидендов;

б) продажей доли в венчурной организации;

в) все ответы верны.

4. Какова последовательность этапов осуществления венчурной деятельности?

Варианты ответа:

а) инвестирование;

б) создание фонда;

в) послеинвестиционное управление и поддержка проектов, управление портфелем заказов;

г) отбор проектов и заключение сделок по их финансированию;

д) управление инновацией фонда.

5. Основной чертой какого из этапов развития венчурной деятельности является резкое расширение объема венчурного производства и сбыта?

Варианты ответа:

а) первого;

б) второго;

в) третьего;

г) четвертого;

д) пятого.

6. Как называется совокупность венчурных проектов, в которые инвестированы средства венчурного фонда?

Варианты ответа:

а) венчурный портфель;

б) фонд фондов;

в) фондовый рынок.

Наши рекомендации