Инновации: сущность и характерные особенности
Несмотря на то, что понятие«инновация» является относительно новым в мировой экономической литературе, достаточно долго не было единого подхода к определению этого фундаментального понятия. Наиболее часто авторы рассматривают понятие инновации с двух позиций:
· как результат творческого процесса;
· как процесс внедрения новшеств.
Вместе с тем, имеется и своеобразный международный стандарт понятия инновации как вполне определенной управленческой категории. Выработке этого стандарта способствовали и рекомендации по сбору, обработке и анализу информации о науке и инновациях, известные под названиями «Руководство Фраскати» (первый вариант был принят в 1963 г.) и «Руководство Осло» (принято в 1992 г.). Используя за основу определение понятия инновация, принятое в этих документах, под инновацией понимают конечный результат творческой деятельности, воплощенный в виде новой или усовершенствованной продукции, реализуемой на рынке, либо нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам. Другими словами, инновация – это превращение потенциального результата научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах, технологиях, услугах.
Инновацияпредставляет собой материализованный результат, полученный от вложения капитала в новую технику или технологию, в новые формы организации производства, труда, обслуживания, управления и т. д.
Рассматривая связь инноваций с любыми обновлениями, можно утверждать, что специфическое содержание инновации выражается в изменениях, а главной функцией инновационной деятельности будет функция изменения. Еще Й. Шумпетер выделил набор типичных изменений, которые отражают основные характеристики инновации:
· использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства;
· внедрение продукции с новыми свойствами;
· использование нового сырья;
· изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения;
· появление новых рынков сбыта.
Наряду с термином инновация, следует рассмотреть и сопряженные с ним другие понятия.
Подинвенцией(от лат. ivetio – изобретение) обычно понимается идея, замысел, инициатива, предложение.
Новация (от лат. novation – изменение, обновление) представляет собой какое-то новшество, которого не было раньше: новое явление, открытие, изобретение, новый метод удовлетворения общественных потребностей и т. д.
Новшество– оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности.
С термином «инновация» тесно связаны понятия «изобретение» и «открытие».
Под изобретением понимают новые приборы, механизмы, инструменты, созданные человеком.
Под открытием подразумевают процесс получения ранее неизвестных данных. Открытие может произойти случайно, а инновация является результатом систематических комплексных исследований. Изобретение и открытие делаются, как правило, на фундаментальном уровне и не преследуют целью получить выгоду.
Инновация имеет четкую ориентацию на конечный результат прикладного характера, она всегда должна рассматриваться как сложный процесс, который обеспечивает определенный технический, социальный или экономический эффект.
Не следует смешивать понятия «открытие», «изобретение» и «инновация». Отличие инновации заключается в следующем:
· изобретение и открытие делаются, как правило, на фундаментальном уровне, а инновация – на уровне прикладного порядка;
· открытие может быть сделано изобретателем-одиночкой, а инновация разрабатывается комплексными промышленными лабораториями;
· открытие по своей сущности является бескорыстным актом, а цель инновации – максимизация прибыли;
· открытие может произойти случайно, а инновация является результатом систематических комплексных исследований.
На практике понятия «новшество», «инновация», «нововведение» также нередко отождествляются, хотя и между ними есть некоторые различия. Новшеством может быть новый порядок, новый метод. Нововведение означает, что новшество используется. С момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество и становится инновацией [61, с. 28].
Понятие «инновация» более емко, чем понятие «новая техника», так как последнее применяется только в отношении орудий труда, новых материалов, используемых в основном в производстве.
Исходя из определения и сущности инновации следует, что ее непременнымисвойствами (признаками), отличающими ее от простого новшества, являются:
· научно-техническая новизна;
· производственная применимость, т. е. воплощенность в практической деятельности;
· коммерческая реализуемость, т. е. реализация потребителям, превращение инноваций в источник дохода.
Кроме того, к основным свойствам инноваций также относят социальную значимость; лучшее удовлетворение существующего рыночного спроса; высокую рискованность; прибыльность или социальную эффективность для хозяйствующего субъекта по сравнению с традиционными решениями; совместимость со сложившейся практикой и технологической структурой и т. д.
Понятие «инновация» распространяется на новый товар или услугу, способ их производства, новшество в организационной, научно-технической и других сферах, любое усовершенствование, обеспечивающее повышение качества и технических показателей, экономию затрат или создающее условия для такой экономии.
В современной экономике роль инноваций значительно возросла. Без применения инноваций практически невозможно создать конкурентоспособную продукцию, имеющую высокую степень наукоемкости и новизны. В рыночной экономике инновации представляют собой эффективное средство конкурентной борьбы, так как ведут к созданию новых потребностей, снижению себестоимости продукции, притоку инвестиций, повышению имиджа (рейтинга) производителя новых продуктов, открытию и захвату новых рынков, в том числе и внешних. Особую роль играют инновации в повышении конкурентоспособности организаций.
Сущность инновации проявляется в ее функциях, которые отражают ее назначение в экономической системе государства и роль в хозяйственном процессе.
Инновация выполняет следующие три функции: воспроизводственную, инвестиционную, стимулирующую.
Воспроизводственнаяфункция означает, что инновация представляет собой важный источник финансирования расширенного воспроизводства. Смысл воспроизводственной функции состоит в получении прибыли от инновации и использовании ее в качестве источника финансовых ресурсов.
Прибыль, полученная за счет реализации инновации, может использоваться в различных целях, в том числе и в качестве капитала. Этот капитал может направляться на финансирование новых видов инноваций. Использование прибыли от инновации для инвестирования составляет содержание инвестиционной функции инновации.
Прибыль служит стимулом для предпринимателя для внедрения новых инноваций, побуждает его постоянно изучать спрос, совершенствовать организацию маркетинговой деятельности, применять современные методы управления финансами. Все вместе это составляет содержание стимулирующей функции инновации.
Резюмируя основные положения сущности инноваций, можно выделить наиболее важные аспекты:
· инновации являются результатом планируемой творческой деятельности людей, направленной на совершенствование существующей социально-экономической системы;
· инновацией считается новшество, реализованное на практике;
· объектами изменений, осуществленных в результате внедрения инноваций, могут быть творческая, технологическая, организационно-управленческая, финансовая, социальная, экологическая, правовая и прочие сферы;
· инновации могут способствовать преодолению кризисов на макро- и микроуровнях, укреплению конкурентоспособности;
· инновации связаны с высоким доходом и риском.
Классификация инноваций
Подразделение инноваций на конкретные группы по определенным признакам называют классификацией инноваций. Классификация инноваций позволяет систематизировать знания о видах инноваций, их проявлениях и позициях в системе организации.
Методология системного описания инноваций базируется на международных стандартах, рекомендации по практическому применению которых были приняты в Осло в 1992 г. и получили название «Руководство Осло».
В учебной и научной литературе существует множество подходов к классификации инноваций. Традиционно авторы классифицируют инновации следующим образом:
1. По типу новшества (содержанию):
· производственные,или технические (новые технологии, инструменты, оборудование);
· торговые (новые формы обслуживания покупателя, новая организация складирования и хранения товара, новый способ рекламы товара);
· информационные(новые организующие потоки информации в различных областях);
· социальные(новые способ разрешения социальных конфликтов, вид социальной помощи, способ адаптации работника);
· управленческие (новые системы управления, методы принятия решений, способы планирования);
· организационные (новые формы управления производственными процессами, персоналом; построение и функционирование новых структур и др.).
2. По глубине вносимых изменений (радикальности):
· радикальные, или базовые (инновации, возникшие на базе крупных изобретений, кладущие начало новым, ранее неизвестным поколениям и направлениям техники, продуктов, процессам, основанным на новых научных принципах (телега, автомобиль, телефон и т. д.); иногда базичные или радикальные изобретения рассматриваются как основа для введения нового технологического уклада);
· улучшающие, или приоритетные(инновации, возникшие на основе изобретения, улучшающего существующие продукты или процессы их производства);
· модификационные, или частные (малые, но важные, или существенные улучшения продуктов и процессов, направленные на частичное усовершенствование устаревших поколений техники и технологий без заметного влияния на параметры, свойства, стоимость изделия и способы его производства).
В рамках данного классификационного признака следует различать псевдоинновации,под которыми принято понимать внешние изменения продуктов или процессов, не приводящие к изменению их потребительских характеристик, создающие эффект видимой новизны. Например, эстетические изменения (цвета, формы и т. д.). Псевдовведения часто имеют нулевую значимость для экономического развития и рассматриваются как первый признак, свидетельствующий об исчерпании технологических возможностей действующего технологического уклада.
3. По характеру применения:
· продуктовые инновации, или инновации-продукты, принципиально новые продукты (применение новых материалов и полуфабрикатов, комплектующих, получение принципиально новых продуктов, новых функций);
· процессные инновации, или инновация-процесс (новые методы организации производства, новая технология производства, более высокий уровень автоматизации, новые методы организации производства (применительно к новым технологиям).
Помимо рассмотренных, некоторые авторы в своих исследованиях предлагают также и другие классификационные признаки инноваций [1, 2, 21, 74], а именно следующие:
1. По стимулу появления (источнику):
· вызванные развитием науки и техники;
· вызванные потребностями производства;
· вызванные потребностями рынка.
2. По масштабам новизны:
· новинки мирового масштаба (первые в мире внедренные изменения, не имеющие нигде аналога);
· новинки в масштабах страны (инновации, имеющие воспрооизводяще-адаптационный характер: нет аналогов в стране, но они существуют за границей);
· новинки в масштабе данной отрасли, региона, организации (инновации, имеющие аналоги в других отраслях, регионах, других организациях, но не применявшиеся ранее в данной отрасли, регионе, организации).
3. По месту в системе (организации)
· инновации в начале производственного процесса (сырье, материалы, оборудование, информация и др.);
· инновации в конце производственного процесса (изделия, услуги, технологии, информация и др.);
· инновации системной структуры организации (управленческой, производственной, технологической).
4. По назначению:
· для производителя и потребителя;
· для общества в целом;
· для локального рынка (региона, отрасли);
· для субъекта хозяйствования.
5. По эффективности от внедрения:
· научно-технические;
· социальные;
· экономические (коммерческие);
· экологические;
· интегральные.
3.3. Инновационная деятельность: основные понятия,
виды и этапы
Процесс создания, освоения и распространения инноваций называется инновационной деятельностью, или инновационным процессом.
В соответствии с международной практикой под инновационной деятельностью понимают деятельность, направленную на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции (товаров, услуг), совершенствования технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутреннем и зарубежном рынках.
Инновационная деятельность направлена на трансформацию идей (обычно результатов научно-исследовательских работ в новый или усовершенствованный продукт, внедренный на рынке; новый или усовершенствованный процесс; новый подход к социальным услугам.
Ряд источников рассматривают инновационный процесс достаточно просто – как деятельность, в которой приобретение или предпринимательская идея получают экономическое содержание.
Результативность процесса создания и использования инноваций позволяет определить такой базовый критерий, как инновационный потенциал.
Инновационный потенциал организации– показатель, характеризующий способность организации к осуществлению процессов нововведений.
Так как для осуществления инновационной деятельности субъектам хозяйствования нужны различные ресурсы, достаточно часто под инновационным потенциалом государства, отрасли, региона принято понимать совокупность ресурсов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, научно-технические и иные, используемые для осуществления инновационной деятельности. Например, на уровне организации основными видами ресурсов, которые используются в процессе инновационной деятельности, обычно являются здания и сооружения, земельные участки, машины и оборудование, нематериальные активы (патенты, лицензии, права на «ноу-хау», торговые марки, приобретенные программные продукты), финансовые ресурсы, человеческие ресурсы (знания, умения и навыки работников). Совокупность этих ресурсов, привлекаемых для осуществления инновационной деятельности, и составляет инновационный потенциал организации.
Успешность инновационного процесса связана с созданием внешних и внутренних базовых условий, стимулирующих инновационный процесс (рисунок 5).
Успех будущего нововведения на рынке во многом зависит от выбора правильного направления разработки. Направление инновационного процесса зависит от целей, которые должны быть достигнуты при осуществлении нововведений.
Цели инновационной деятельности организации можно определить следующим образом:
· создание нововведения, изобретения;
· проведение НИОКР;
· налаживание серийного производства продукции;
· параллельная подготовка и организация сбыта;
· внедрение нового товара на рынок;
· закрепление на новых рынках путем постоянного совершенствования технологии, повышения конкурентоспособности продукта;
· структурное преобразование организации.
Рисунок 5 – Система базовых условий, стимулирующих
инновационный процесс
Последовательная реализация указанных целей отражает содержание инновационного процесса.
Первый компонент инновационного процесса – новации, т. е. новые знания, идеи. Это результат законченных научных исследований (фундаментальных и прикладных), опытно-конструкторских разработок, иные научно-технические результаты.
Вторым компонентом является внедрение, введение инноваций в практическую деятельность, т. е. нововведение, или инновация.
Третьим компонентом инновационного процесса является диффузия инноваций, под которой понимается распространение уже однажды освоенной, реализованной инновации, т. е. применение инновационных продуктов, услуг или технологий в новых местах и условиях.
Рассмотрим более подробно заключительную составляющую инновационного процесса – диффузию инноваций. Она зависит прежде всего от структуры и мощности коммуникационных каналов, способности организаций быстро реагировать на нововведения и т. д.
Диффузия включает все, что вовлечено в процесс распространения, продвижения и продажи инноваций, поэтому ее иногда ошибочно идентифицируют с маркетингом инноваций. Однако маркетинг – это часть процесса диффузии, которую контролирует организация (например, реклама, продвижение товара, установление цен и др.) Другая часть процесса диффузии, которую организация не контролирует, – это распространение, продвижение инновации пользователями и через научные публикации.
Таким образом, инновационный процесс – это последовательная цепь событий от новой идеи до ее реализации в конкретном продукте, услуге или технологии и дальнейшее распространение инновации.
Инновационный процесс можно условно представить в виде схемы, называемой инновационным циклом, включающим различные этапы – от идеи до коммерциализации новшества (рисунок 6).
Рисунок 6 – Обобщенная схема инновационного цикла
Этапы инновационного цикла, представленные на рисунке 6, достаточно близко описывают составляющие инновационного процесса, перечисленные в пункте 5 Методических рекомендаций по оценке эффективности научных, научно-технических и инновационных разработок: «Инновационный процесс включает: исследования и разработки; освоение результатов исследований и разработок в производстве; изготовление (создание) продукции (услуг); содействие в реализации, применении продукции (услуг), обслуживании; утилизацию после использования» [55, с. 3].
Инновационный процесс начинается с этапа проведения поисковых научно-исследовательских работ, в ходе которых происходит выдвижение научно-технических идей о вещественном воплощении теоретических знаний и открытий.
На втором этапе инновационного процесса проводятся прикладные научно-исследовательские работы, выполнение которых связано с высокой вероятностью получения отрицательных результатов. Поэтому возникает риск потерь при вложении средств в проведение прикладных научно-исследовательских работ.
На третьем этапе выполняются опытно-конструкторские и проектно-конструкторские работы, связанные с эскизно-техническим проектированием, выпуском рабочей конструкторской документации, изготовлением и испытанием опытных образцов.
На четвертом этапе осуществляется процесс коммерциализации нововведения от запуска в производство и выхода на рынок и далее по основным фазам жизненного цикла товара. На этом этапе реакция рынка на инновации еще неизвестна, и риски отторжения предлагаемой продукции также вероятны.
Как уже отмечалось выше, инновационная деятельность связана с привлечением различных ресурсов. Основными из них являются инвестициии затраты времени как на проведение исследований и разработок, так и на выполнение проектно-технологических и других работ, связанных с масштабным освоением производства новой продукции. В целостную систему инновационной деятельности входят следующие составляющие компоненты:
· наука;
· технология;
· экономика;
· образование.
Отсутствие любого из компонентов приводит к нарушению целостности системы инновационной деятельности. Точно также недостаточное внимание к развитию одного из компонентов целостной системы снизит результативность ее функционирования.
Инновационная деятельность, как правило, представляет собой целый комплекс мероприятий:
· научных;
· технологических;
· производственных;
· организационных;
· финансовых;
· коммерческих.
Совокупность данных мероприятий приводит к инновациям в виде нового или усовершенствованного продукта (рисунок 7).
Рисунок 7 –Основные элементы инновационной деятельности
Жизненный путь новшества может развиваться по одному из трех путей:
· накопление в инновационной организации;
· превращение в инновацию;
· продажа или обмен как товара.
В зависимости от того, где применяется инновация (внутри организации или за ее пределами), различают три вида инновационного процесса:
· простой внутриорганизационный (натуральный);
· простой межорганизационный (товарный);
· расширенный.
Простой внутриорганизационный инвестиционныйпроцесс предполагает создание и использование инновации внутри одной и той же организации. Инновация в этом случае не принимает непосредственно товарной формы.
При простом межорганизационном инвестиционном процессеинновация выступает как предмет купли-продажи. Такая форма инновационного процесса означает отделение функции создателя и производителя новшества от функции его потребителя.
Расширенный инновационный процесс характеризуется появлением новых производителей нововведения, нарушением монополии производителя-пионера, что способствует через взаимную конкуренцию совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара.
Инновационные процессы определяются следующимиособенностями (аспектами):
·Носят циклический характер. Одно базисное нововведение влечет за собой пакет преобразований (например, изобретение генератора электрического тока привело к значительным изменениям в различных отраслях).
·Имеют вероятностный характер. Внедрение и продвижение инноваций на рынке – это всегда трудно предсказуемый процесс, так как существует вероятность расхождения расчетных и фактических показателей.
·Обладают межорганизационным характером. Необходимо взаимодействие различных организаций (научно-исследовательских институтов, инжиниринговых и консалтинговых фирм, финансовых организаций) для осуществления инновационной деятельности.
·Имеют межотраслевой характер.Инновации могут быть использованы в различных отраслях экономики, масштаб распространения отражает их значимость.
Результат инновационной деятельности можно назвать инновационным продуктом. К инновационной относится та продукция, которая подверглась технологическим изменениям в течение трех лет. Она включает вновь внедренные, подвергавшиеся совершенствованию и выпущенные на основе новых или усовершенствованных методов производства виды продукции.
Традиционные теории менеджмента ориентированы в основном на управление в условиях стабильной производственной фазы, массового производства, устоявшейся номенклатуры продукции и т. д. Современные экономические условия конкурентной борьбы на мировом рынке потребовали увеличения усилий для обеспечения эффективной организации интенсификации инновационной деятельности. При этом надо по возможности учитывать то, что любой производственный процесс по своему содержанию может быть стабильным (рутинным) или инновационным. Это всегда надо учитывать при разработке системы инновационного управления тем или иным процессом.
В таблице 3 приведены основные различия инновационного и стабильного процессов производственной и непроизводственной деятельности [31, с. 14].
Таблица 3 –Основные различия инновационного и стабильного процессов
Показатели процессов | Инновационный процесс | Стабильный процесс |
Главная конечная цель | Обеспечение новой общественной потребности | Обеспечение сложившейся общественной потребности |
Риск при реализации поставленной цели | Высокий | Низкий |
Тип процесса | Дискретный | Непрерывный |
Управляемость процесса как единого целого | Низкая | Высокая |
Возможности развития системы | Переход на новый, более прогрессивный уровень развития | Сохранение сложившегося уровня развития |
Взаимодействие со сложившейся системой интересов участников процесса | Вступает в противоречие | Основывается на ней |
Характерные формы организации процесса | Гибкие, изменяющие слабую структуризацию системы | Жесткие, основанные на нормативном регламенте |
Стабильный (рутинный) процесс характеризуется неизменностью во времени, удовлетворением сложившихся общественных потребностей преимущественно выбором оптимального варианта, непрерывностью самого процесса, относительно низким риском.
Инновационному процессу характерно стремление удовлетворить новые общественные потребности, неопределенность путей достижения целей, высокий риск, дискретность процесса.
Содержание фундаментальных исследований и НИОКР
Процесс инновационной деятельности как процесс последовательного превращения идеи в продукт, технологию или услугу состоит из четырех основных стадий (этапов):
· научная деятельность (исследование и разработка);
· освоение;
· серийное (массовое) производство;
· потребление.
Стадия «научная деятельность», в свою очередь, включает следующие этапы:
· фундаментальные исследования (теоретические и поисковые);
· прикладные исследования;
· опытно-конструкторские и технологические работы [61, с. 31–32].
В связи с тем, что научное знание стало теоретической основой материального производства, во всех развитых странах уделяется внимание фундаментальным исследованиям, как теоретическим, так и поисковым. Именно они образуют потенциал знаний для инновационной деятельности и представляют собой весьма важный интеллектуальный продукт. В силу своих особенностей данный интеллектуальный продукт не имеет рыночной стоимости, но без него в настоящее время практически невозможно создавать конкурентоспособную продукцию, имеющую высокую степень наукоемкости и новизны.
Фундаментальные исследования направлены на получение новых знаний об основах явлений, генерирование новых идей, создание научной базы для выработки новых направлений инновационных процессов. Новые знания, полученные в ходе фундаментальных исследований, могут не иметь прямой направленности на практическое применение. Фундаментальные исследования делятся на теоретические и поисковые.
Результаты теоретических исследований проявляются в научных открытиях, обосновании новых понятий и представлений, создании новых теорий.
Задачей поисковых исследований является открытие новых принципов создания изделий и технологий; новых, неизвестных ранее свойств материалов и их соединений; определение принципов, областей и путей эффективного применения новых знаний и пр. Одной из задач также является подтверждение или опровержение результатов теоретических исследований[61, с. 31–32].
Прикладныенаучно-исследовательские работы направлены на исследование путей практического применения открытых ранее явлений и процессов.
Сравнительная характеристика фундаментальных теоретических, поисковых и прикладных научно-исследовательских работ представлена в таблице 4.
Прикладные исследования существенно отличаются от теоретических и поисковых (таблица 5). Они направлены на повышение эффективности конкретного объекта или процесса в практической деятельности, связаны с подготовкой необходимых данных для разработки новой продукции и технологии [1, с. 31].
Таблица 4 –Виды научно-исследовательских работ
Виды исследований | Результаты исследований |
Теоретические научно-исследова- тельские работы | Расширение теоретических знаний. Получение новых научных данных о процессах, явлениях, закономерностях, существующих в исследуемой области. Создание научных основ, новых методов и принципов исследований |
Поисковые научно-исследователь- ские работы | Увеличение объема знаний для более глубокого понимания изучаемого предмета. Разработка прогнозов развития науки и техники. Получение открытий путем применения новых явлений и закономерностей |
Прикладные научно-исследователь- ские работы | Разрешение конкретных научных проблем для создания новых изделий. Получение рекомендаций, инструкций, расчетно-технических материалов, методик. Определение возможности проведения опытно-конструкторских работ по тематике научно-исследовательской работы |
Таблица 5 –Отличия фундаментальных и прикладных исследований
Показатели | Фундаментальные исследования | Прикладные исследования |
Направление исследования | Получение новых знаний об основных закономерностях развития природы и общества | Получение конкретного результата с возможностью практического применения |
Субъект проведения исследований | Национальная академия наук Беларуси | Крупные отраслевые НИИ, научно-технические организации, конструкторские бюро, исследовательские лаборатории, кафедры вузов |
Продолжительность исследований | Длительные или бесконечные | Относительно непродолжительные |
Стоимость исследований | Очень дорогие | Сравнительно дешевые |
Источник финансирования исследований | Государственный бюджет | Государственный бюджет, сторонние частные инвесторы |
Теоретические и поисковые работы в жизненный цикл изделия не включаются. Однако на их основе осуществляется генерация идей, которые могут трансформироваться в проекты научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Прикладные научно-исследовательские работы являются одной из стадий жизненного цикла продукции. Их задача – определить, возможно ли создание нового вида продукции и с какими характеристиками. Конкретные результаты прикладных научно-исследовательских работ используются в качестве научно-технического задела в опытно-конструкторских и технологических работах.
Для потенциальных инвесторов финансирование прикладных научно-исследовательских работ связано с наличием экономического риска, что обусловлено высокой вероятностью получения отрицательных результатов. Поэтому инвестиции на эти цели принято называть рискоинвестициями.
Опытно-конструкторские работы – ключевой этап в инновационном процессе. Здесь происходит материализация результатов предыдущих этапов в новый продукт. Наряду с опытно-конструкторскими проводят и опытно-технологические работы. В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об основах государственной научно-технической политики» от 19 января 1993 г. № 2105-XII опытно-конструкторские работы определяются как комплекс работ, выполняемых при создании или модернизации продукции: разработка конструкторской и технологической документации с целью создания опытных образцов (опытных партий), их изготовление и испытание [27].
Под опытно-технологическими работами понимается комплекс работ по созданию новых веществ, материалов и (или) технологических процессов и изготовлению технической документации на них [27].
Основная задача опытно-конструкторских и технологических работ – создание комплекта конструкторской документации, годной для серийного производства продукта. С целью совершенствования документации и проверки соответствия результатов опытно-конструкторских работ требованиям технического задания в опытном производстве изготавливается и испытывается в заводских и натурных условиях опытный образец.
Этап проведения опытно-конструкторских работ связан с применением результатов прикладных научно-исследовательских работ для создания или модернизации образцов новой техники, материала технологии. Опытно-конструкторские работы – это переход от лабораторных условий и экспериментального производства к промышленному производству. Результаты опытно-конструкторских работ могут быть переданы после соответствующих испытаний в серийное производство или непосредственно потребителю.
Эффективность разработки новой продукции или технологии выражается эффективностью самого продукта и, следовательно, его конкурентоспособностью на рынке. Наряду с достижением собственно технико-экономических показателей продукции или технологии, решающее значение имеет сокращение времени на НИОКР и выбор момента вывода нового товара на рынок.
В целостной системе инновационной деятельности прикладные исследования и разработки проводятся после выполнения поисковых научно-исследовательских работ. По своей сущности прикладные научно-исследовательские работы могут предшествовать опытно-конструкторским работам или выполняться параллельно с ними, после них, а также иметь самостоятельное направление (например, в области организации производства, по проектированию систем управления и др.).
Далее осуществляется процесс коммерциализации нововведения. Нововведение запускается в производство, затем выходит на рынок и далее двигается по основным фазам жизненного цикла товара. При запуске в производство требуются крупные инвестиции в реконструкцию производственных мощностей, затраты на подготовку персонала, рекламную деятельность и т. д. На этом этапе инновационного процесса реакция рынка на новый товар еще неизвестна и инвестиции продолжают носить рисковый характер.
Инновационный риск является результатом совокупного действия всех факторов, определяющих различные виды рисков: валютных, политических, предпринимательских, маркетинговых, финансовых и др.
Риск представляет собой потенциальную, количественно выраженную возможность наступления неблагоприятной (благоприятной) ситуации и связанных с ней последствий в виде потерь (выигрыша). Наступление рисковой ситуации всегда рассматривается в контексте неопределенности, а также с определенной долей вероятности. Последствия ситуации риска рассматривают в виде:
· отрицательного результата (убыток, проигрыш, ущерб);
· положительного результата (прибыль, выигрыш);
· нулевого результата (состояние безубыточности – нет ни убытка, ни прибыли).
К рискам инновационных проектов следует отнести:
1. Научно-технические риски:
· отрицательные результаты научно-исследовательской работы;
· отклонения параметров опытно-конструкторских работ;
· несоответствие технического уровня производства техническому уровню инновации;
· несоответствие кадров профессиональным требованиям проекта;
· отклонение в сроках реализации этапов проектирования;
· возникновение непредвиденных научно-технических пробл