Формирование новой экономики, ее характерные особенности

В большинстве стран с переходной экономикой взят курс на переход к рыночной экономике, в то время как лидеры мировой экономики ориентированы на построение инновационной экономики, что в современных условиях далеко не одно и то же.

Следует признать, что рыночно-конкурентная модель, бывшая популярной в практике современных технологически развитых стран конца XIX – начала XX в., в условиях постиндустриальной, основанной на знаниях, инновационной, по своей сути, экономики является безнадежно устаревшей. Если бы в технологически развитых странах мира по-прежнему ориентировались на рыночно-конкурентную модель, то в стремлении к совершенной конкуренции их национальные экономики все более и более представляли бы собой бесчисленные и количественно возрастающие множества средних, мелких и мельчайших конкурирующих друг с другом субъектов хозяйствования. Вместо этого лидеры мировой экономики почему-то демонстрируют тотальное укрепление своих ведущих компаний и их превращение в мегакорпорации, которые сегодня уверенно распространяют свою монопольную власть не только на отрасль, в которой работают, но и на национальную, а порой и мировую экономику.

Специалисты отмечают, что в настоящее время дезинтеграционные процессы, ведущие к усилению конкуренции, в количественном плане на порядок уступают интеграционным процессам, способствующим увеличению национальной монопольной силы интегрирующихся экономических систем (бизнес-систем) и тем самым удаляющим национальную и мировую экономику от ситуации совершенной конкуренции.

Так, в США в 1996–1997 гг. произошло 150 случаев разделения американских акционерных компаний, при этом слияний наблюдалось в 10 раз больше, что однозначно отражает нерыночные тенденции развития национальной экономики ведущей державы мира [82].

В итоге, в настоящее время каждая из 200 крупнейших американских компаний имеет в своем составе предприятия не менее 20 отраслей, причем 39 таких компаний действуют в 30 отраслях, а 9 – в 50 отраслях производства [48, c. 32].

Необходимо указать, что указанные процессы характерны для всех стран-лидеров мировой экономики, поскольку, по оценкам экспертом Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), в первой сотне хозяйствующих субъектов разного вида (стран и компаний) не менее 29 являются крупными транснациональными корпорациями ведущих стран Запада, а остальные – суверенными государствами [61].

В современной мировой экономике происходят беспрецедентные геополитические изменения, обусловленные, прежде всего, глобализацией, суть которой – межгосударственная экономическая интеграция. Однако эксперты признают, что эти глобальные процессы представляют собой всего лишь объективные следствия других, не столь броских и очевидных, но не менее масштабных и значимых явлений, связанных с формированием новой экономики, или экономики знаний.

Переход к новой экономике обусловлен прежде всего качественными преобразованиями производительных сил под воздействием научно-технической революции (НТР) на базе кардинального изменения материально-технической базы производства. Характерными чертами новой экономики являются:

· автоматизация производства;

· колоссальный объем информационного ресурса, образовавшего самостоятельную отрасль знаний – теорию информационной экономики;

· компьютерная техника с всемирной сетью «Интернет», что можно рассматривать как классический пример всеобщих производительных сил.

Как отмечает И. Б. Полюбина, сердцевиной новой экономики являются информационно-коммуникационные технологии. Наряду с ними, к ней относятся следующие сегменты [77]:

· образование;

· наука (как фундаментальная, так и производство инноваций);

· интеллектуальные услуги (информационное посредничество, консультирование, маркетинговые услуги, аналитика);

· микроэлектроника;

· робототехника;

· биотехнология.

Исключительная значимость (ценность) знания на этапе формирования новой экономики определяется в современной хозяйственной деятельности рядом следующих обстоятельств:

· знание как ресурс превратилось в один из решающих факторов производства наряду с капиталом и трудом;

· возрастает плотность знаний, происходит системное применение науки в производстве и повседневной жизни человека, выражающееся, в конечном счете, в переходе к инновационной экономике;

· по мере смены одного технологического уклада другим в геометрической прогрессии увеличиваются затраты на получение новых знаний, осуществление исследований, их практическое внедрение;

· новая экономика (экономика знаний, инновационная экономика) опирается на информационно-коммуникационные технологии, изменившие физические основы и существенно снизившие ресурсоемкость распространения информации, что оказывает серьезное преобразующее воздействие на все сферы деятельности человека;

· знания, в том числе результаты исследований и разработок, во многом благодаря информационно-коммуникационным технологиям,в настоящее время могут многократно тиражироваться без уменьшения их количества в источнике, причем само тиражирование осуществляется практически без затрат, что является важной специфической чертой инновационной экономики.

Отрасли, относящиеся к новой экономике, отличают следующие черты:

· главным ресурсом становится интеллектуальный капитал (по сравнению с материальными элементами);

· уникальность нематериальных активов;

· очень большая инновационная составляющая, а также высокий темп обновления производственных технологий, продуктов, услуг (фактически обновление происходит непрерывно).

Таким образом, новая экономика, или экономика знаний, есть необходимая предпосылка для формирования инновационной экономики, поскольку обновление и модернизация производства, переход от одного технологического уклада к другому принципиально невозможны без получения и масштабного внедрения в практику новых знаний.

Л.:[1], [2], [5], [7], [14], [15], [18], [35], [37], [41], [44], [45], [48], [50], [53], [59], [61], [66], [67], [69], [72], [75], [76], [82], [90].

План семинарского занятия

1. Современный уровень и направления развития инновационных процессов.

2. Исторические предпосылки становления инноватики. Исходные положения теории инноватики.

3. Современные теории инновационного развития: сущность и подходы.

4. Эволюция технологических укладов и их особенности.

5. Кластеры: понятие, влияние на конкурентоспособность национальной экономики.

6. Жизненные циклы продукции и технологии производства.

Вопросы для самоподготовки

1. Что послужило предпосылками для создания в Республике Беларусьсовременной национальной инновационной системы?

2. Дайте определение понятию «национальная инновационная система».

3. Что является основным звеном Национальной инновационной системы Республики Беларусь?

4. Охарактеризуйте цель и задачи Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2007–2010 гг.

5. Перечислите основные сферы национальной инновационной системы.

6. Охарактеризуйте структуру национальной инновационной системы.

7. По каким двум направлениям протекает инновационное развитие в развитых странах?

8. Раскройте основные положения теории инноватики.

9. Какое открытие было сделано ученым Н. Д. Кондратьевым?

10. Какое событие является точкой отсчета для исчисления технологических укладов?

11. Проследите эволюцию технологических укладов.

12. Дайте определение понятию «кластер».

13. Каким образом кластеры влияют на конкурентоспособность?

14. Какие виды кластеров являются наиболее перспективными для Республики Беларусь?

15. Раскройте основные организационные формы кластеров.

16. Каковы основные черты новой экономики?

17. Какие предпосылки обуславливают переход к новой экономике?

Темы рефератов

1. Технологические уклады и экономический рост.

2. Технологические уклады экономически развитых стран и Республики Беларусь.

3. Кластерный подход в определении и укреплении конкурентоспособности государства.

4. Особенности создания кластеров в Республике Беларусь.

5. Новая экономика: мировые тенденции развития и особенности формирования в Республике Беларусь.

Тест

Выберите правильные ответы на поставленные вопросы. Полученные ответы сравните с правильными, приведенными в ключе к тестам.

1. Какой из факторов экономического развития приобретает особую важность в условиях формирования новой экономики?

Варианты ответа:

а) труд;

б) капитал;

в) знание;

г) земля.

2. Инновационные системы каких государств ориентированы на диффузию инноваций (распространение знаний)?

Варианты ответа:

а) США, Великобритании, Франции;

б) Республики Беларусь, Украины, Российской Федерации;

в) Японии, Германии, Швеции.

3. Для каких стран характерен локальный переходный характер развития?

Варианты ответа:

а) развитых стран;

б) постсоциалистических стран;

в) развивающихся стран.

4. Кто из ученых установил в 1925 г. существование длинных волн, или больших циклов конъюнктуры?

Варианты ответа:

а) Й. Шумпетер;

б) С. Ю. Глазьев;

в) С. Кузнец;

г) Н. Д. Кондратьев;

д) Дж. Шмуклер.

5. В какой из наук впервые появилось понятие «инноватика»?

Варианты ответа:

а) математике;

б) логике;

в) физике;

г) философии;

д) культурологии и лингвистике.

6.Что явилось ключевым фактором третьего технологического уклада?

Варианты ответа:

а) электродвигатель, сталь;

б) текстильные машины;

в) паровой двигатель, станки;

г) двигатель внутреннего сгорания, нефтехимия;

д) микроэлектронные компоненты.

7. Преимуществами какого технологического уклада по сравнению с предыдущим являются массовое и серийное производства?

Варианты ответа:

а) первого;

б) второго;

в) третьего;

г) четвертого;

д) пятого.

8. Какое из приведенных ниже положений не является детерминантой (фактором) кластерной теории М. Портера?

Варианты ответа:

а) факторные условия;

б) условия спроса;

в) условие предложения;

г) родственные и поддерживающие отрасли;

д) стратегии фирм, их структура и соперничество.

9. К какому виду кластеров принадлежит объединение организаций вокруг расположенного в определенной географической точке крупного научного или промышленного центра?

Варианты ответа:

а) вертикальному;

б) региональному;

в) технологическому;

г) фокусному.

10. Переход к какой экономике обусловлен качественными преобразованиями производительных сил под воздействием научно-технической революции на базе кардинального изменения материально-технической базы производства?

Варианты ответа:

а) аграрной;

б) индустриальной;

в) новой (постиндустриальной).

3. Инновации и инновационная деятельность
как объект управления

Наши рекомендации