Сильное пламя на ветру не погаснет, а станет еще сильнее.
Инструкции со стороны учителя, гуру позволят избежать срывов и ошибок в вашей практике. Обычно Учителя не ищут, он сам должен найти ученика, хотя в этом правиле бывают и исключения. Если ученик готов — у него появится Гуру. Пока же вашим учителем будет ваш дух — Сознание девятой чакры. Дух будет появляться перед вашим внутренним взором, когда вы дойдете до двухчасовых пранаям и медитаций.
Так или иначе, вам следует знать, что некоторые переходы от одних упражнений к другим более благоприятны для практикующего, нежели остальные возможные сочетания. Эти переходы можно рассматривать как своего рода «мостики» от более простых упражнений к более сложным. Поэтому имеет смысл указать некоторые возможные варианты практики, составляющие последовательность упражнений на протяжении одного цикла занятий. Вот некоторые из них:
1) Тратака на свечу — медитация над музыкой — медитация над вечностью «Я»;
2) Тратака на пятно — концентрация на солнечное сплетение — медитация над независимостью «Я» от тела;
3) Тратака на свечу — смена «луны» и «солнца» местами, (см.раздел на странице 213);
4) Тратака на пятно — медитация над музыкой — психическое дыхание (порядок можно поменять);
5) Тратака на свечу — медитация над чакрами — джапа-медитация;
6) Концентрация на солнечное сплетение — медитация над космической Беспредельностью;
7) Концентрация на солнечное сплетение — смена «луны» и «солнца» местами — медитация над Беспредельностью (или Безмолвием);
8) Тратака на свечу — медитация над музыкой — медитация над смыслом Божественного Имени;
9) Тратака на пятно — медитация над чакрами — медитация на образ Бога (Христа, Будду, Кришну или Шиву);
10 Тратака на свечу — пробуждение Кундалини — молитва.
Эта схема составлена для вновь прибывших учеников. Из приводимой схемы видно, что начинать всегда лучше с концентрации, а для плавного окончания медитации и поддержания общего психического тонуса, закрепления успеха следует прочесть мантру или молитву. Даже в тех случаях, когда последним упражнением намечена медитация над Безмолвием, космической Беспредельностью, Абсолютной Истиной и так далее. Последней фазой, заканчивающей цикл ваших занятий, должно быть 3—6-кратное прочтение ОМ (АУМ). Это — «точка выхода» из медитации, фиксация достигнутого успеха и вашей будущей направленности устремлений. Чистая молитва при работе с чакрами и Кундалини — гарантия того, что достигнутые навыки не превратятся затем в магические, колдовские способности и не обратятся для вас во зло в последующие дни и недели.
Не следует совмещать в одном занятии более двух упражнений в Ниргуна-дхьяне (то есть абстрактной медитации); наиболее оптимально сочетание одной Сагуна- и одной Ниргуна-медитации. Нежелательность двух упражнений в Ниргуна-дхьяне объясняется тем, что «озарение» может наступить через некоторое время — через полчаса или даже несколько часов после упражнений, и смещение двух абстрактных тем может в итоге привести к некоторой путанице в мышлении.
Медитацию над Безмолвием новичкам следует вообще практиковать отдельно, постепенно увеличивая продолжительность занятия. Кроме того, новичкам во всех случаях следует начинать после краткой молитвы даже не с Тратаки, а с Пратьяхары — постепенного уведения чувств от мирских объектов.
Длительные перерывы в занятиях обусловливают необходимость возвращения к самым простейшим упражнениям, начиная с Тратаки на свечу. Однако восстановление прежних возможностей всегда происходит быстрее, чем если бы вы вообще не занимались медитацией раньше.
Приобретение навыков длительной медитации, совершенный контроль над сознанием снимают все перечисленные ограничения. Продвинутый человек всегда в состоянии определить, что ему больше всего необходимо для дальнейшего прогресса.
Один из критериев правильности подбора упражнений в комплексных занятиях — проявление тех положительных явлений, которые всегда сопровождают правильную медитацию: повышение работоспособности, избавление от уныния и тоски, улучшение физического самочувствия и выносливости, обретение чувства глубинного спокойствия, усиление творческих способностей и прочие силы. Однако не следует надеяться, что положительные эффекты проявятся раньше чем через год-два после начала практики.
Дорогие мои, успех никогда не строится на пустом месте. Не возводите крышу прежде фундамента, чтобы не нанести себе увечья.
МЕДИТАЦИЯ НАД ЗВУКАМИ
А смерть совсем недолго длится. И в новой жизни — за зимой, — Я превращусь в большую птицу И полечу опять домой. И шумно на балкон наш сяду, Чтоб мамин голос напевал: «Кыш, кыш, проклятый! Всю рассаду, Цветы все, ирод, поклевал!..»
Для того чтобы целенаправленно работать над своими сознанием, психикой и умом, надо прежде всего научиться их успокаивать, определять состояние, идентифицировать происходящие в них процессы. Одно из самых простых и в то же время эффективных средств для этого — медитация над звуками. Она осуществляется на разных уровнях, начиная от стадии Пратьяхары и кончая весьма сложным контролем над состоянием внутренних звуков, от интегральной Анахата-нады до каждого отдельного тонкоматериального флюида. Анахата-нада представляет собой так называемый «мистический звук» и может быть уподоблена центральной «артерии». Сложность ее описания во многом определяется тем, что она не имеет аналогов в грубоматериальном теле. Способность слышать Анахата-наду традиционно считается признаком духовной продвинутости. Однако такая способность приходит не сразу, и нет оснований считать, что у вас она проявится в первые же месяцы практики.
В целом путь медитации над звуками может быть разбит на ряд усложняющихся с каждой новой ступенью этапов. И здесь мы рассмотрим лишь самые простые, которые вы можете делать сразу.
ТЕХНИКА:
Первый этап медитации над внутренними звуками состоит в процессе постепенного, но становящегося все более явным, абстрагирования от чувств. Упражнение состоит в практике «отключения чувств», то есть представляет собой не что иное как пробу себя в Пратьяхаре. Этот первый этап достигается следующим образом:
1. Сядьте в медитативную позу со скрещенными ногами или просто
сядьте на стул на западный манер.
Не делайте никаких умственных усилий; пусть все ваши эмоции, все реакции на окружающие стрессы, проблемы и все остальное отойдут сами по себе, мысленные вихри утихомирятся, и в сознании постепенно появятся признаки умственного «штиля». Когда психика и ум начнут успокаиваться, попробуйте предельно расслабиться. Хотя для данного упражнения не требуется сохранять позвоночник строго прямым, выдерживая его на одной прямой линии с шеей и головой, однако принять такую позицию полезно для выработки привычки к правильному сидению во время занятий медитацией. Еще раз расслабьтесь. Представьте, что, закрывая глаза, вы отгоняете прочь все внешние проблемы, пусть даже очень важные для вас. Представьте, что на время упражнения стрессы для вас не существуют.
2. В течение некоторого времени наблюдайте, как ваша психика «поглощает» в себя все звуки. Представьте, что самое ценное для вас сейчас — это звуки, и ничего больше! Ум растворяется в звуке, звуке внешнем по отношению к вам. Теперь из множества звуков выберите себе один, любой, какой хотите — на ваш вкус, который больше нравится. Остальные звуки становятся для вас просто неинтересными, они постепенно исчезают. Ваше сознание не обращает никакого внимания на звуки, которые не соответствуют вами выбранному. Это — просто шумы и помехи, которые вам неинтересны. Вас начинает отделять как бы легкая завеса, скрывающая от вас посторонние шумы. Существует только один вами избранный звук и ничего более.
3. Итак, существуете только вы и избранный вами звук. Но вы поняли, откуда он происходит, и вам звук уже не нужен. Ваше сознание постепенно уходит от этого звука, прозрачная завеса постепенно отражает его, и вы уже не слышите ничего. Однако параллельно с этим процессом начинают появляться какие-то ранее вам неизвестные шумы. Эти шумы превращаются в неясные звуки, и теперь вы созерцаете только их. На первых порах вы вообще ничего не услышите, но, даже если вы сможете достичь эффекта полной тишины и покоя, это уже само по себе будет свидетельствовать об успехе.
Для того чтобы вам услышать внутренние звуки Анахаты, упражнение можно продолжить следующим образом. Можно закрыть уши или ватными тампонами, или пальцами. Чтобы локти во втором варианте не уставали, их можно положить, на журнальный столик или какую-нибудь подставку, на ваше усмотрение. Сосредоточиться на внутренних звуках, пытаясь их лучше услышать.
Постепенно вы начнете слышать какой-то неясный далекий тонкий звон. Он будет прослушиваться на фоне более грубых и более громких шумов, вызванных движением крови по сосудам, биением сердца и так далее. Этот тонкий звенящий звук и есть так называемый «внутренний звук». В зависимости от степени концентрации он будет то исчезать, то появляться снова. Старайтесь не упускать его из внимания. Когда вы сможете слышать его непрерывно в течение 5—10 секунд, то можно переходить к следующим, более сложным упражнениям.
ЭФФЕКТ ОТ УПРАЖНЕНИЯ:
1. Первоначальная концентрация практикующего на спектре слышимых звуков приводит к улучшению остроты слуха. Расширяется диапазон слышимых звуков, обогащается воспринимаемая человеком слуховая гамма.
2. Отключение сознания от внешних слуховых раздражителей служит эффективным средством для того, чтобы научиться управлять вашим сознанием, научиться отбрасывать ненужные потоки информации, что особенно актуально в наше время шумового загрязнения планеты. В итоге практикующий обретает эффективное антистрессовое средство, его психика при систематических упражнениях стабилизируется и успокаивается.
3. Слушание внутренних звуков является элементарным средством для самопознания, самогипноза, самовнушения, расслабления, является своего рода исходной ступенью, входом во внутренний мир, в безграничные просторы своего организма. Это упражнение, следовательно, абсолютно незаменимо для людей впечатлительных и нервных, экстравагантных и болтливых, которые не раз попадают в сложные ситуации из-за излишней ветрености своей психики. Для человека, подверженного сильным страстям, остро реагирующего на внешние воздействия, для впечатлительных людей и людей, любящих путешествия, такое упражнение крайне благоприятно.
ПРИМЕЧАНИЯ:
1. Не следует злоупотреблять долгим слушанием Анахата-нады. Далеко не всем подходит этот путь, некоторые люди могут не испытывать к такому роду упражнений душевной склонности, и в этом нет ничего страшного. Продвинутые ученики йоги используют слушание Анахата-нады также как контроль степени очищенности астральных каналов от разного рода нечистот. Когда астральные каналы очищены, то звук очень громкий, очень тонкий и он как бы перекрывает на одну треть все звуки внешнего мира.
2. Со временем пытайтесь проделать это же упражнение, не закрывая глаз и ушей. Не следует при этом опасаться возможного появления чувства «белого безмолвия»: оно временно и благоприятно. Чтобы себя максимально успокоить, чтобы зря не волноваться, можно завести на определенное время будильник для выхода из такого возникшего состояния.
3. Высокий тонкий звон в ушах можно также услышать во время практики таких асан как Ширшасана, Халасана и других перевернутых позах.
МЕДИТАЦИЯ НАД МАНТРАМИ
Голос Истины противен слуху.