ТЕМАТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ В 5 – 7 КЛАССАХ

Для учащихся в 5 –7 классов предлагаются формы: беседы, конкурс проектов. Основной темой занятий станет пространственное и региональное развитие

России, развитие и освоение российских территорий, в том числе территорий Крымского полуострова и территорий Дальнего Востока.

Примерные темы для бесед:

1. Россия – шестая часть суши.

2. Крым – старая новая территория России.

3. Дальний Восток – территория перспективных возможностей (особое место должно быть уделено проекту «Дальневосточный гектар»).

4. Сила Сибири (в рамках данной темы должно быть рассмотрено развитие сибирских регионов, их достижения к экономике и производствах).

5. Кавказ – место туризма и оздоровления.

6. Север России – перспективные точки роста.

При выборе темы занятия учителю следует ориентироваться на географическое положение своего региона, но при этом охватывать и другие регионы России (к примеру, для школьников из Крыма или регионов Северного Кавказа крайне важно узнать о регионах Дальнего Востока и Сибири).

При проведении занятия учителя и обучающиеся не просто изучают географические, природные и экономические особенности регионов России, но и обсуждают перспективы развития данных регионов, а также возможности для жителей данных регионов.

Примерный план проведения тематического занятия для 5 – 7 классов

Вид занятия: тематическое занятие.

Цель: воспитание у учащихся чувств патриотизма через формирование представлений о развитии Российской Федерации, регионов Российской Федерации и возможностей для граждан в данных регионах.

Оборудование: персональный компьютер, презентация Microsoft PowerPoint, мультимедийное оборудование.

Примерная технологическая карта занятия

Этап урока Содержание Деятельность учащихся Деятельность учителя
Организационный Организация пространства класса для работы учащихся. Задача – настроить учащихся на работу, определить эмоционально- волевое состояние учащихся перед изучением темы Подготовка рабочего места Приветствует учащихся, проверяет их готовность к занятию
Этап подготовки обучающихся к активному Просмотр слайдов с изображениями и информацией о Отвечают на вопрос учителя. Под руководством Организует диалог с учащимися

усвоению знаний регионах России, их сегодняшнем состоянии развития и перспективах развития учителя учащиеся формулируют цели и задачи урока  
Этап усвоения новых знаний Изучение текущей ситуации в развитии регионов России, перспективных проектах регионального развития. Изучение ситуации в развитии региона проживания обучающихся, региона постоянного взаимодействия (соседних регионов). Обсуждение перспектив развития регионов в форме «мозгового штурма» и проведения короткой деловой игры в мини- группах Обсуждают вместе с учителем развитие конкретного региона или группы регионов, а также перспективных проектов, которые сегодня есть в регионах России (проектов, которые могут помочь обучающимся во взрослой жизни: как пример – проект «Дальневосточный гектар»). В рамках мини- групп по заданию учителя обучающиеся коллективно в формате «мозгового штурма» обсуждают слабые и сильные стороны своего региона, его возможности и перспективы Организует диалог с обучающимися. Дает обучающимся информацию для изучения и проработки. Обсуждает с обучающимися представленную информацию. Организует работу по мини-группам, определяет регионы России, по которым обучающиеся прорабатывают проблемные вопросы

    развития  
Обобщение и систематизация Презентация результатов работы мини-групп Обучающиеся презентуют результаты работы мини-групп, задают друг другу вопросы, отвечают на вопросы Организует выступление групп, обмен мнениями, побуждает к высказыванию своей точки зрения
Итог урока. Рефлексия Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом Оценивают свою работу и общее впечатление от занятия Организует работу, побуждает к высказыванию собственного мнения
Домашнее задание Подготовка проектов для участия во Всероссийском конкурсе «Россия 2035»

Игра по мини-группам представляет собой специальное задание, данное учащимся для проработки.

Учащиеся делятся по группам от 4 до 6 человек и получают в качестве задания проанализировать один из регионов Российской Федерации, который изучался до этого в рамках занятия, ответив на следующие вопросы:

- сильные стороны региона (его достижения, его положительные качества, его преимущества по сравнению с другими регионами России);

- перспективы и возможности для развития региона (каким может стать регион через 10 лет и что нужно для этого делать).

Наши рекомендации