Упражнение II. Выполнение бесполезных упражнений

ФАЗЫ ВОЛИ

Как уже было сказано, нас интересует тренировка воли в целом на всех ее этапах или, выражаясь более точным языком, достижение законченного волевого акта.

1. Первая фаза применения воли включает в себя:

а. задачу - цель — намерение;

б. оценку;

в. мотивацию.

Поскольку мы рассматриваем сознательную волю, здесь прежде всего приходится говорить о задаче или цели, ибо без сознательной задачи не может идти речь о чистой воле. После того, как принято решение относительно цели, появляется намерение ее достичь, и возникает мотивация.

Стремясь избежать ошибочных представлений, которые могли бы отбросить психосинтез на уровень психологии XIX века, исключавшей из рассмотрения воли важнейшие бессознательные факторы, мы сразу хотели бы оговориться: психосинтез возник из психоанализа, и по этому должно быть совершенно очевидно, что ни о каких исключениях такого рода не может быть и речи. Автор ни в коей мере не закрывает глаза на существование очень сложных бессознательных мотивов, действующих за пределами уровня осознавания. Поэтому развитию воли должно пред­шествовать исследование бессознательного, одним из важ­нейших и самых полезных моментов которого является вскрытие бессознательных мотивов и их рационализации, чтобы они стали доступны сознательному Я человека. В процессе психосинтеза мы полностью учитываем этот важ­нейший аспект психоанализа.

Вследствие этого, рассмотрение мотивации в основ­ном сводится к обнаружению бессознательных влечений, но после того, как они оказываются вскрыты, важно не впасть в ошибки психологии XVIII века, осуждавшей и подавлявшей эти влечения. Функцией воли является их ис­пользование и обеспечение их взаимодействия в процессе достижения выбранной цели.

Мотивация обязательно предполагает оценку. Как мы уже указывали, оценка неизбежна и в определенном смысле просто необходима. Истинная оценка может осуществляться только при наличии шкалы ценностей, которая в свою очередь выражает философскую концепцию жизни и мира данного человека (Weltanschaunung). Такая концепция или философия есть у каждого, но обычно она не существует в каком-то определенном виде. Часто она достаточно при­зрачна и содержит много противоречий. Кстати, с точки зрения автора, разъяснение и осознание позиции Я и его отношения с миром является наиболее продуктивной стороной экзистенциального анализа. Понятно, что задача или цель, на выполнение которой будет направлена воля, должна обладать очевидной положительной ценно­стью или, в терминологии Левина, “положительной валентностью”.

2. За фазой оценки следует фаза рассмотрения, обдумывания, взвешивания. В каждой отдельной ситуации мо­жет создаться впечатление, что обдумывать нечего и предпочтение следует отдавать наиболее высокой из воз­можных целей или задач. Однако на самом деле все об­стоит несколько сложнее. Цель или задача не только должны обладать высокой ценностью, но и быть дости­жимы. Можно представлять себе высокие цели, но одновременно понимать, что их достижение нереально, по крайней мере – в существующих психологических и фи­зических условиях. Поэтому, прежде чем перейти к сле­дующему этапу (решения и выбора), в процессе обдумывания и рассмотрения нельзя автоматически ос­танавливаться на самой высокой задаче; необходимо учи­тывать разнообразные условия и обстоятельства. Даже если альтернативная цель не будет столь высока, она в данной ситуации может оказаться гораздо более важной. Здесь при обдумывании и взвешивании многочисленных обстоя­тельств от человека потребуется мудрость, ибо каждый случай отличается уникальностью.

3. На третьем этапе волевого действия принимается решение.Это очень трудный этап, ибо здесь происходит выбор, противоречащий свойственному человеку стрем­лению "съесть пирог и одновременно сохранить его". С точки зрения психоанализа это можно назвать следованием принципу удовольствия, который по своей природе ирра­ционален. Вместо этого, принимая обдуманное решение, человек использует принцип реальности, который по своей природе относителен и основан на том, что нельзя иметь все одновременно и всегда приходится выбирать из несколь­ких возможностей одну. Раньше психологические работы, посвященные воле, рассматривая этот момент, подчерки­вали его негативную сторону и использовали термин "отре­чение". Однако нам кажется, что в теоретических и особенно практических целях гораздо лучше использовать положительно окрашенный термин "предпочтение". Выбирая и принимая решение, мы отдаем предпочтение тому, что на наш взгляд является более привлекательным и достижимым по сравнению с другими вариантами, от которых мы отказываемся. Трудность волевого решения состоит в том, что человек прямо или косвеннопонимает: решение предполагает ответственность, решение есть свободный акт, влекущий за собой ответственность. Не так давно некоторым исследователям, и в их числе Э. Фромму, удалось очень наглядно показать как отдельные личности и целые сообщества совершенно удивительным образом бегут от свободы. За это бегство от ответственности им приходится заплатить отказом от од­ной из величайших человеческих ценностей - свободной воли.

Здесь же хотелось бы упомянуть широко известный факт, что нерешительность является одним из самых яр­ких симптомов депрессий. Впрочем, об этом мы еще бу­дем говорить в связи с ограничениями при тренировке воли.

4. Четвертая фаза акта воли, непосредственно следую­щая за принятием решения – утверждениев этом реше­нии. Эффективное утверждение в решении нуждается в нескольких факторах. Первым из них является вера. И это не просто "доверие", это –живая, динамичная вера, более того, твердая уверенность. Если ее нет, основой для утверждения может стать готовность или решение "по­пытаться", рискнуть, стремление к приключению.

Утверждение в решении состоит из заявления или при­каза, который человек дает сам себе. Оно предполагает использование повелительного наклонения и таких слов, как латинское "Fait" или "да будет так". Интенсивность или "психологический накал" утверждения определяет степень его эффективности.

Часто человеку бывает необходимо время от времени повторять или, скорее, вновь подтверждать свое решение. Это придает ему большую силу и помогает преодолевать встающие на пути преграды. Важно понимать, что иногда утверждение решения может вызвать обратные реакции. И это необходимо объяснять пациентам. Тогда они не окажутся застигнуты врасплох, и вместо того, чтобы опустить руки, смогут спокойно эти реакции перенести и научатся их преодолевать. Повторное подтверждение решения и является одним из способов такого преодоления.

5. Пятая фаза волевого акта состоит в планировании,организации деятельности в соответствии с четко намеченной программой. Для этого необходимо заранее представлять себе различные шаги или этапы, которые необходимо пройти от начальной точки до конечной цели полного претворения задачи. Естественно, что в некото­рых случаях конечная цель будет достаточно далека, но тогда можно иметь в виду несколько промежуточных це­лей, постепенно подводящих к полной реализации плана. Поэтому необходимо иметь ясную, мудрую, хорошо орга­низованную программу последовательных шагов или про­межуточных задач.

Здесь есть опасность впасть в две противоположные ошибки. Одна из них состоит в том, что человек настолько поглощен основным направлением и конечной целью во­левого акта, что теряет ощущение реальности. Во втором случае, наоборот, промежуточные задачи и способы их достижения становятся настолько важны и значимы, что человек теряет из виду конечную цель или начинает уде­лять слишком большое внимание способам ее достижения.

6. Шестая фаза волевого акта состоит в том, чтобы на­правлять выполнениерешения. Здесь возникает потребность в двух удивительных свойствах воли в целом. Это, во-первых, динамическая сила воли, ее направленная движущая энергия, а во-вторых – настойчивость или выносливость. Конечно, в идеале воля должна сочетать максимальную движущую силу и максимальную выносливость и настой­чивость, но чаще мы сталкиваемся с тем, что у одних людей преобладает одно свойство, а у других – другое. Кроме того, для некоторых задач необходим в основном динами­ческий аспект воли, а для других – менее напряженных, но более продолжительных — терпение и настойчивость. Поэтому вопрос о том, какой из этих двух аспектов воли превалирует в конкретном человеке, и какое из них боль­ше требуется для выполнения данной задачи, носит дос­таточно субъективный характер. Очевидно, что при развитии воли больше внимания должно уделяться тому ее аспекту, который сравнительно менее развит у данного человека.

Динамическая воля проявляется в основном через утверждение и приказ "да будет так", в то время как настойчивая воля необходима для одной из наиболее эффективных техник, использующих волю для того, чтобы постоянно удерживать в центре внимания чёткую мыслительную картину или образ. Такие удерживаемые образы обладают невероятной силой, но об этом мы будем говорить ниже, рассматривая работу с воображением и визуализацией.

Еще одно свойство, необходимое для конечного этапа выполнения решения, состоит в удерживании направле­ния, т.е. в однонаправленности. Кроме того, требуется еще и способность "подавлять", в смысле - исключать и унич­тожать, все препятствия, которые могли бы помешать ис­пользованию воли на этапе выполнения решения.

ПОРЯДОК ТРЕНИРОВКИ ВОЛИ

Как уже было указано, первая задача при развитии воли заключается в том, чтобы увеличить индивидуальный "ка­питал" пациента, активное участие самой его воли. Други­ми словами, это воспитание воли для того, чтобы сама воля стала более эффективной. Для этого первым делом необходимо мобилизовать у пациента всю энергию его влечений и направить ее на развитие воли.

МОБИЛИЗАЦИЯ ЭНЕРГИИ

Первым обязательным условием воспитания воли яв­ляется серьезное решение посвятить этому все необходи­мое время, энергию и средства. Когда мы сообщаем об этом пациенту, он может начать возражать, что для этого ему нужна твердая и решительная воля, а как раз ее-то ему и не хватает. Это возражение не выдерживает критики, поскольку у каждого есть по крайней мере какая-то воля, и даже если она существует лишь в зачаточном состоянии, для начала ее должно быть достаточно.

Для того чтобы добиться успеха, совершенно необхо­димо провести определенную подготовительную работу и создать первоначальный стимул и стремление. Подобная работа должна возбудить в пациенте сильное эмоциональ­ное желание развить в себе волю, которое бы затем пере­росло в твердое решение сделать все необходимое, чтобы этого добиться. Ниже приводится упражнение, которое по­может пациенту достичь такого состояния. Форма упражне­ния позволит терапевту непосредственно использовать его в работе с пациентом или же попробовать на себе.

Упражнение I. Часть А

Устройтесь поудобнее, постарайтесь расслабиться.

1. Постарайтесь как можно живее представить себе все те неприятности, которые доставило вам и вашим близким отсутствие у вас достаточно развитой воли. Представьте себе все те неприятности, которые еще могут из-за этого про­изойти у вас в будущем. Подробно исследуйте каждую из них, стараясь четко определить, в чем она состоит. Затем напишите список этих неприятностей. Ощутите в себе все те чувства, которые вызвали в вас эти воспоминания и ожидания: стыд, недовольство собой, стремление избежать повторения подобного поведения инастойчивое желание изменить существующее положение дел.

2. Как можно живее представьте себе все преимуще­ства, которые может принести вам развитие воли, все те блага и радости, которые вы и ваши близкие от этого по­лучат. Подробно исследуйте каждое из этих преимуществ. Постарайтесь четко сформулировать каждое из них и затем запишите их. Полностью отдайтесь чувствам, которые вы­зовут у вас эти мысли: радость открывающихся перед вами возможностей, острое желание их реализовать, сильное стремление начать сразу же.

3. Постарайтесь как можно лучше представить себе, что вы обладаете сильной и настойчивой волей. Представь­те, как вы твердо и решительно шагаете, как решитель­но ведете себя в различных ситуациях: вы сосредоточены на достижении задуманного, умеете мобилизовать все свои усилия. Представьте, как вы настойчивы, как хорошо можете управлять своим поведением Ничто не в состоянии вас смутить. Представьте себе, как вы достигаете успеха в задуманном. Постарайтесь подобрать ситуации, аналогичные тем, в которых вам раньше не удавалось проявить достаточную силу воли и настойчивость. Представьте себе, как в подобных же ситуациях вы проявляете желаемые качества.

Упражнение I. Часть Б

Подберите литературу для чтения, которая бы развивала и поддерживала в вас чувства и решимость, вызван­ные первой частью этого упражнения. Это должна быть ободряющая, оптимистическая и динамическая литерату­ра, стимулирующая веру в собственные силы и побужда­ющая к действию. Однако для того, чтобы это чтение принесло действительную пользу, необходимо, чтобы оно проходило определенным образом: читайте медленно, пол­ностью сосредотачиваясь на том, о чем идет речь, отмечая отрывки, которые производят на вас особое впечатление, и переписывая то, что покажется особенно поразительным и соответствующим вашему случаю. Хорошо несколько раз перечитать эти отрывки, как следует ими проникнуться. Для этой цели лучше всего подойдут биографии выдаю­щихся людей, обладавших сильной и конструктивной во­лей, или же другие книги, непосредственно направленные на пробуждение желаемой внутренней энергии. Посвятив некоторое время подобному чтению, вы почувствуете в себе растущее, даже острое желание немедленно присту­пить к работе. Это будет как раз подходящий момент, что­бы со всей доступной вам твердостью решиться посвятить свое время, энергию и все возможные средства на разви­тие в себе воли.

Однако хочу вас предупредить: ни в коем случае нико­му не рассказывайте о своем решении, даже если из самых лучших побуждений вам захочется уговорить кого-то последовать вашему примеру: Разговоры обычно ослабляют накопленную энергию, необходимую для действия. Кроме того, если другие узнают о вашей цели, это легко может вызвать скептические и обидные замечания, а они в свою очередь посеют в вас сомнение и уныние. Работайте молча. Вовсяком случае, вреда от этого не будет.

Две части приведенного выше упражнения представляют собой одну из техник, или, скорее, один из методов, направленных на мобилизацию других влечений, чтобы вызвать усиление той энергии воли, которая в вас уже существует.

КОММЕНТАРИИ К УПРАЖНЕНИЯМ

Наиболее часто встречающаяся трудность состоит в том, что обладающие небольшим изначальным запасом воли люди могут сделать упражнение один-два раза — и все. Очень сложно мотивировать пациентов к тому, чтобы они выполняли что-то постоянно, ибо здесь мы сталкиваемся с замкнутым кругом: для того, чтобы эффективно выпол­нять упражнения на развитие воли, изначально необхо­дим какой-то запас воли.

В этом случае хорошо прибегнуть к техникам, предлага­емым Бодуэном (Baudoin). В них используется поддержка других побуждений человека, способных служить лучшим стимулом, чем чистая воля. Эти побуждения совсем не обязательно должны относиться к высшему уровню. Это как раз один из примеров того, как использовать так называемые "низшие" или "примитивные" влечения и побуждения для достижения высших целей. Здесь могут оказаться полезными гордость, тщеславие, в случае положительного переноса – стремление доставить удовольствие терапевту, самоутверждение и т.д. Хорошую службу мот сослужить даже более примитивные стимулы вродепохвал или объективных наград. Мы обратили внимание на то, что лучше всего действуют стимулы, использующие "азартные" инстинкты человека, его влечение к игре стремление потягаться с самим собой. Для этого необхо­димо определенное умение дезидентифицироваться, по­скольку Я человека "соревнуется" с его субличностями и влечениями, стремясь рассматривать это как игру, не принимая все слишком близко к сердцу, и, как настоя­щий спортсмен, просто стараясь победить. Сама заинте­ресованность в игре уже является стимулом, обладающим привлекательностью и не вызывающим сопротивления или активного противодействия, которое бы могло возник­нуть при более насильственном использовании воли.

Применяя все техники вообще, а техники по разви­тию воли — в особенности, необходимо внимательно следить за тем, чтобы не вызвать сопротивления бессоз­нательного, не восстановить его против этих техник. Один из способов, позволяющих не допустить такого сопро­тивления, — посоветовать пациенту не слишком серьезно относиться к этим техникам, не впасть в педантизм и не вызвать досаду бессознательного. Наоборот, задача состоит в том, чтобы завоевать расположение бессозна­тельного, сделав эти упражнения интересными и при­влекательными для него, а это как раз и свойственно игре. Кстати говоря, на это следует еще больше обратить внимание учителей, применяющих психосинтез в обра­зовании.

Игровое отношение ни в коем случае не мешает эф­фективности техники, но уменьшает противодействие со­противления и возможность бессознательного бунта.

ПОКАЗАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ

То, что техники по развитию воли необходимо приме­нять во всех тех случаях, когда воля слишком слаба и не­эффективна, очевидно и не требует объяснений. А вот то, что эти техники обычно не применяются, действительно требует внимания!

В основе их использования лежит анализ воли, кото­рый показывает, что воля как таковая изначально суще­ствует и функционирует во всех пациентах или испытуемых. Поскольку, как мы видели, воля имеет несколько фаз, можно предположить (а на практике так чаще всего и бы­вает), что одна из фаз оказывается развита или даже слиш­ком развита, а другая слишком слаба, почти незаметна. Поэтому прежде всего необходимо установить, какая из пяти фаз воли требует особого развития! Некоторые люди обладают быстрой и решительной волей, но лишены на­стойчивости или способности добиваться чего-то во что бы то ни стало. Для других наиболее сложной является фаза принятия решения, хотя после того, как оно принято, остальные аспекты воли оказываются вполне адекватны­ми и достаточно развитыми. Именно поэтому воспитание воли требует дифференцированного подхода и понима­ния того, какой из ее компонентов нуждается в специ­альном развитии.

ФАЗЫ ВОЛИ

Как уже было сказано, нас интересует тренировка воли в целом на всех ее этапах или, выражаясь более точным языком, достижение законченного волевого акта.

1. Первая фаза применения воли включает в себя:

а. задачу - цель — намерение;

б. оценку;

в. мотивацию.

Поскольку мы рассматриваем сознательную волю, здесь прежде всего приходится говорить о задаче или цели, ибо без сознательной задачи не может идти речь о чистой воле. После того, как принято решение относительно цели, появляется намерение ее достичь, и возникает мотивация.

Стремясь избежать ошибочных представлений, которые могли бы отбросить психосинтез на уровень психологии XIX века, исключавшей из рассмотрения воли важнейшие бессознательные факторы, мы сразу хотели бы оговориться: психосинтез возник из психоанализа, и по этому должно быть совершенно очевидно, что ни о каких исключениях такого рода не может быть и речи. Автор ни в коей мере не закрывает глаза на существование очень сложных бессознательных мотивов, действующих за пределами уровня осознавания. Поэтому развитию воли должно пред­шествовать исследование бессознательного, одним из важ­нейших и самых полезных моментов которого является вскрытие бессознательных мотивов и их рационализации, чтобы они стали доступны сознательному Я человека. В процессе психосинтеза мы полностью учитываем этот важ­нейший аспект психоанализа.

Вследствие этого, рассмотрение мотивации в основ­ном сводится к обнаружению бессознательных влечений, но после того, как они оказываются вскрыты, важно не впасть в ошибки психологии XVIII века, осуждавшей и подавлявшей эти влечения. Функцией воли является их ис­пользование и обеспечение их взаимодействия в процессе достижения выбранной цели.

Мотивация обязательно предполагает оценку. Как мы уже указывали, оценка неизбежна и в определенном смысле просто необходима. Истинная оценка может осуществляться только при наличии шкалы ценностей, которая в свою очередь выражает философскую концепцию жизни и мира данного человека (Weltanschaunung). Такая концепция или философия есть у каждого, но обычно она не существует в каком-то определенном виде. Часто она достаточно при­зрачна и содержит много противоречий. Кстати, с точки зрения автора, разъяснение и осознание позиции Я и его отношения с миром является наиболее продуктивной стороной экзистенциального анализа. Понятно, что задача или цель, на выполнение которой будет направлена воля, должна обладать очевидной положительной ценно­стью или, в терминологии Левина, “положительной валентностью”.

2. За фазой оценки следует фаза рассмотрения, обдумывания, взвешивания. В каждой отдельной ситуации мо­жет создаться впечатление, что обдумывать нечего и предпочтение следует отдавать наиболее высокой из воз­можных целей или задач. Однако на самом деле все об­стоит несколько сложнее. Цель или задача не только должны обладать высокой ценностью, но и быть дости­жимы. Можно представлять себе высокие цели, но одновременно понимать, что их достижение нереально, по крайней мере – в существующих психологических и фи­зических условиях. Поэтому, прежде чем перейти к сле­дующему этапу (решения и выбора), в процессе обдумывания и рассмотрения нельзя автоматически ос­танавливаться на самой высокой задаче; необходимо учи­тывать разнообразные условия и обстоятельства. Даже если альтернативная цель не будет столь высока, она в данной ситуации может оказаться гораздо более важной. Здесь при обдумывании и взвешивании многочисленных обстоя­тельств от человека потребуется мудрость, ибо каждый случай отличается уникальностью.

3. На третьем этапе волевого действия принимается решение.Это очень трудный этап, ибо здесь происходит выбор, противоречащий свойственному человеку стрем­лению "съесть пирог и одновременно сохранить его". С точки зрения психоанализа это можно назвать следованием принципу удовольствия, который по своей природе ирра­ционален. Вместо этого, принимая обдуманное решение, человек использует принцип реальности, который по своей природе относителен и основан на том, что нельзя иметь все одновременно и всегда приходится выбирать из несколь­ких возможностей одну. Раньше психологические работы, посвященные воле, рассматривая этот момент, подчерки­вали его негативную сторону и использовали термин "отре­чение". Однако нам кажется, что в теоретических и особенно практических целях гораздо лучше использовать положительно окрашенный термин "предпочтение". Выбирая и принимая решение, мы отдаем предпочтение тому, что на наш взгляд является более привлекательным и достижимым по сравнению с другими вариантами, от которых мы отказываемся. Трудность волевого решения состоит в том, что человек прямо или косвеннопонимает: решение предполагает ответственность, решение есть свободный акт, влекущий за собой ответственность. Не так давно некоторым исследователям, и в их числе Э. Фромму, удалось очень наглядно показать как отдельные личности и целые сообщества совершенно удивительным образом бегут от свободы. За это бегство от ответственности им приходится заплатить отказом от од­ной из величайших человеческих ценностей - свободной воли.

Здесь же хотелось бы упомянуть широко известный факт, что нерешительность является одним из самых яр­ких симптомов депрессий. Впрочем, об этом мы еще бу­дем говорить в связи с ограничениями при тренировке воли.

4. Четвертая фаза акта воли, непосредственно следую­щая за принятием решения – утверждениев этом реше­нии. Эффективное утверждение в решении нуждается в нескольких факторах. Первым из них является вера. И это не просто "доверие", это –живая, динамичная вера, более того, твердая уверенность. Если ее нет, основой для утверждения может стать готовность или решение "по­пытаться", рискнуть, стремление к приключению.

Утверждение в решении состоит из заявления или при­каза, который человек дает сам себе. Оно предполагает использование повелительного наклонения и таких слов, как латинское "Fait" или "да будет так". Интенсивность или "психологический накал" утверждения определяет степень его эффективности.

Часто человеку бывает необходимо время от времени повторять или, скорее, вновь подтверждать свое решение. Это придает ему большую силу и помогает преодолевать встающие на пути преграды. Важно понимать, что иногда утверждение решения может вызвать обратные реакции. И это необходимо объяснять пациентам. Тогда они не окажутся застигнуты врасплох, и вместо того, чтобы опустить руки, смогут спокойно эти реакции перенести и научатся их преодолевать. Повторное подтверждение решения и является одним из способов такого преодоления.

5. Пятая фаза волевого акта состоит в планировании,организации деятельности в соответствии с четко намеченной программой. Для этого необходимо заранее представлять себе различные шаги или этапы, которые необходимо пройти от начальной точки до конечной цели полного претворения задачи. Естественно, что в некото­рых случаях конечная цель будет достаточно далека, но тогда можно иметь в виду несколько промежуточных це­лей, постепенно подводящих к полной реализации плана. Поэтому необходимо иметь ясную, мудрую, хорошо орга­низованную программу последовательных шагов или про­межуточных задач.

Здесь есть опасность впасть в две противоположные ошибки. Одна из них состоит в том, что человек настолько поглощен основным направлением и конечной целью во­левого акта, что теряет ощущение реальности. Во втором случае, наоборот, промежуточные задачи и способы их достижения становятся настолько важны и значимы, что человек теряет из виду конечную цель или начинает уде­лять слишком большое внимание способам ее достижения.

6. Шестая фаза волевого акта состоит в том, чтобы на­правлять выполнениерешения. Здесь возникает потребность в двух удивительных свойствах воли в целом. Это, во-первых, динамическая сила воли, ее направленная движущая энергия, а во-вторых – настойчивость или выносливость. Конечно, в идеале воля должна сочетать максимальную движущую силу и максимальную выносливость и настой­чивость, но чаще мы сталкиваемся с тем, что у одних людей преобладает одно свойство, а у других – другое. Кроме того, для некоторых задач необходим в основном динами­ческий аспект воли, а для других – менее напряженных, но более продолжительных — терпение и настойчивость. Поэтому вопрос о том, какой из этих двух аспектов воли превалирует в конкретном человеке, и какое из них боль­ше требуется для выполнения данной задачи, носит дос­таточно субъективный характер. Очевидно, что при развитии воли больше внимания должно уделяться тому ее аспекту, который сравнительно менее развит у данного человека.

Динамическая воля проявляется в основном через утверждение и приказ "да будет так", в то время как настойчивая воля необходима для одной из наиболее эффективных техник, использующих волю для того, чтобы постоянно удерживать в центре внимания чёткую мыслительную картину или образ. Такие удерживаемые образы обладают невероятной силой, но об этом мы будем говорить ниже, рассматривая работу с воображением и визуализацией.

Еще одно свойство, необходимое для конечного этапа выполнения решения, состоит в удерживании направле­ния, т.е. в однонаправленности. Кроме того, требуется еще и способность "подавлять", в смысле - исключать и унич­тожать, все препятствия, которые могли бы помешать ис­пользованию воли на этапе выполнения решения.

ПОРЯДОК ТРЕНИРОВКИ ВОЛИ

Как уже было указано, первая задача при развитии воли заключается в том, чтобы увеличить индивидуальный "ка­питал" пациента, активное участие самой его воли. Други­ми словами, это воспитание воли для того, чтобы сама воля стала более эффективной. Для этого первым делом необходимо мобилизовать у пациента всю энергию его влечений и направить ее на развитие воли.

МОБИЛИЗАЦИЯ ЭНЕРГИИ

Первым обязательным условием воспитания воли яв­ляется серьезное решение посвятить этому все необходи­мое время, энергию и средства. Когда мы сообщаем об этом пациенту, он может начать возражать, что для этого ему нужна твердая и решительная воля, а как раз ее-то ему и не хватает. Это возражение не выдерживает критики, поскольку у каждого есть по крайней мере какая-то воля, и даже если она существует лишь в зачаточном состоянии, для начала ее должно быть достаточно.

Для того чтобы добиться успеха, совершенно необхо­димо провести определенную подготовительную работу и создать первоначальный стимул и стремление. Подобная работа должна возбудить в пациенте сильное эмоциональ­ное желание развить в себе волю, которое бы затем пере­росло в твердое решение сделать все необходимое, чтобы этого добиться. Ниже приводится упражнение, которое по­может пациенту достичь такого состояния. Форма упражне­ния позволит терапевту непосредственно использовать его в работе с пациентом или же попробовать на себе.

Упражнение I. Часть А

Устройтесь поудобнее, постарайтесь расслабиться.

1. Постарайтесь как можно живее представить себе все те неприятности, которые доставило вам и вашим близким отсутствие у вас достаточно развитой воли. Представьте себе все те неприятности, которые еще могут из-за этого про­изойти у вас в будущем. Подробно исследуйте каждую из них, стараясь четко определить, в чем она состоит. Затем напишите список этих неприятностей. Ощутите в себе все те чувства, которые вызвали в вас эти воспоминания и ожидания: стыд, недовольство собой, стремление избежать повторения подобного поведения инастойчивое желание изменить существующее положение дел.

2. Как можно живее представьте себе все преимуще­ства, которые может принести вам развитие воли, все те блага и радости, которые вы и ваши близкие от этого по­лучат. Подробно исследуйте каждое из этих преимуществ. Постарайтесь четко сформулировать каждое из них и затем запишите их. Полностью отдайтесь чувствам, которые вы­зовут у вас эти мысли: радость открывающихся перед вами возможностей, острое желание их реализовать, сильное стремление начать сразу же.

3. Постарайтесь как можно лучше представить себе, что вы обладаете сильной и настойчивой волей. Представь­те, как вы твердо и решительно шагаете, как решитель­но ведете себя в различных ситуациях: вы сосредоточены на достижении задуманного, умеете мобилизовать все свои усилия. Представьте, как вы настойчивы, как хорошо можете управлять своим поведением Ничто не в состоянии вас смутить. Представьте себе, как вы достигаете успеха в задуманном. Постарайтесь подобрать ситуации, аналогичные тем, в которых вам раньше не удавалось проявить достаточную силу воли и настойчивость. Представьте себе, как в подобных же ситуациях вы проявляете желаемые качества.

Упражнение I. Часть Б

Подберите литературу для чтения, которая бы развивала и поддерживала в вас чувства и решимость, вызван­ные первой частью этого упражнения. Это должна быть ободряющая, оптимистическая и динамическая литерату­ра, стимулирующая веру в собственные силы и побужда­ющая к действию. Однако для того, чтобы это чтение принесло действительную пользу, необходимо, чтобы оно проходило определенным образом: читайте медленно, пол­ностью сосредотачиваясь на том, о чем идет речь, отмечая отрывки, которые производят на вас особое впечатление, и переписывая то, что покажется особенно поразительным и соответствующим вашему случаю. Хорошо несколько раз перечитать эти отрывки, как следует ими проникнуться. Для этой цели лучше всего подойдут биографии выдаю­щихся людей, обладавших сильной и конструктивной во­лей, или же другие книги, непосредственно направленные на пробуждение желаемой внутренней энергии. Посвятив некоторое время подобному чтению, вы почувствуете в себе растущее, даже острое желание немедленно присту­пить к работе. Это будет как раз подходящий момент, что­бы со всей доступной вам твердостью решиться посвятить свое время, энергию и все возможные средства на разви­тие в себе воли.

Однако хочу вас предупредить: ни в коем случае нико­му не рассказывайте о своем решении, даже если из самых лучших побуждений вам захочется уговорить кого-то последовать вашему примеру: Разговоры обычно ослабляют накопленную энергию, необходимую для действия. Кроме того, если другие узнают о вашей цели, это легко может вызвать скептические и обидные замечания, а они в свою очередь посеют в вас сомнение и уныние. Работайте молча. Вовсяком случае, вреда от этого не будет.

Две части приведенного выше упражнения представляют собой одну из техник, или, скорее, один из методов, направленных на мобилизацию других влечений, чтобы вызвать усиление той энергии воли, которая в вас уже существует.

Упражнение II. Выполнение бесполезных упражнений

Эта техника состоит в выполнении действий, не имею­щих никакого иного смысла, кроме тренировки воли. Их можно сравнить с гимнастическими упражнениями, кото­рые имеют значение лишь для развития мышц и улучшения нейромышечной координации и физического состояния че­ловека в целом. Эта техника была впервые предложена Виль­ямом Джеймсом в его книге "Беседы с учителями": "Поддерживайте в себе способность дерзать с помощью ежед­невного короткого, вполне бессмысленного упражнения. Систематически проявляйте героизм в каких-то ненужных мелочах: каждый день или через день совершайте что-то, что не имеет никакого иного смысла, как просто преодоление препятствия, икогда наступит час действительного испыта­ния, вы сможете встретить его во всеоружии. Аскетизм по­добного рода сродни страховке, которую мы выплачиваем за дом и прочую собственность. Отдавая эти деньги, мы не по­лучаем взамен ничего, и весьма маловероятно, что они ког­да-нибудь к нам вернутся. Но, случись в доме пожар, страховка спасет нас от разорения. Так же и с человеком, который ежедневно в мелочах вырабатывал в себе сосредо­точенность, энергичную волю и способность к самоотрече­нию. Когда все вокруг него зашатается, и окружающие его более изнеженные смертные будут сметены стихией, он останется стоять неколебим, как скала" (James W. Talks to Teachers. New York: Henry Holt, 1912, p. 75-76).

К аналогичной практике прибегал и И.Бойд Барретт. Она описана в его книге "Сила воли" (Barrett E. Boyd. Strength of Will. New York: Harper,1931).

Наши рекомендации