Ошибка. Несогласованность движений с дыханием.
В результате этой ошибки значительно быстрее наступает утомление из-за задержек дыхания.
Причина ошибки:
При обучении отдельные приемы рывка осваивались не в сочетании с дыханием.
Исправление.
Освоение всех элементов и соединений элементов рывка в сочетании с дыханием.
Подводящие упражнения, применяемые для исправления ошибок и обучения технике рывка
Упражнение 1.
Рывковые махи гири с различной амплитудой — это тот же подъём гири до полуприседа из основного старта. Применяется не только при обучении технике, но и для воспитания специальной выносливости в рывке, для укрепления мышц-сгибателей пальцев и спины. Структура движений рывковых махов не должна отличаться от структуры подъёма гири до полуподседа — это одно и то же. Следует строго соблюдать требования к выполнению этого упражнения: прогнута, но не согнута спина; локоть находится ближе к туловищу; максимально расслаблять мышцы удерживающей гирю руки; чередующий перенос ЦТ с пяток на носки — и наоборот; непринужденность движений и сочетание движений с дыханием; разворот дужки в конце подрыва углом вперёд-вверх и правильное опускание в и.п. Дыхание : одновременно с подрывом быстрый вдох. При опускании — выдох. Заканчивается выдох одновременно с окончанием движения гири назад — за колени.
Упражнение 2.
Полуприседы различной глубины с гирей вверху на прямой руке. Главная цель использования этого упражнения — прочувствовать равновесие и уверенность в полуприседе, запомнить положение гири вверху на прямой руке с просунутой кистью внутрь дужки. Пружинящее сгибание и разгибание руки в этом положении иногда применяется для укрепления связок и суставов руки. Дыхание — произвольное.
Упражнение 3.
Подъём одной гири на грудь и опускание применяется при обучении технике подъёма на грудь в толчке. При обучении рывку это упражнение способствует правильному выполнению подрыва, развороту дужки углом вперёд-вверх и просову кисти в дужку в более упрощенных условиях, чем при выполнении рывка в целом
Опускание гири с груди в и.п. также по своей структуре во многом соответствует опусканию гири с поднятой вверх руки. Перехват дужки при опускании (до опускания кисть просунута в дужку) выполняется сразу же после отталкивания гири от груди.
Гиря до перехвата дужки поворачивается немного вокруг предплечья, а не перебрасывается через кисть.
Дыхание : одновременно с отталкиванием гири от груди, поднимая плечо и привставая на носки, — быстрый вдох. Наклоняя туловище и сгибая ноги при опускании гири, — полный выдох. Научившись правильно выполнять это упражнение, можно приступать к освоению рывка в целом, сохраняя непринужденность движений и дыхания.
Методика обучения
Обучение в гиревом спорте, как и во многих других видах спорта, — сложный педагогический процесс, предполагающий приобретение необходимых знаний, воспитание специальных навыков и развитие двигательных и волевых качеств.
Обучение и тренировка — единый процесс. В обучении используются методы тренировки, в тренировке имеются элементы обучения. На первой стадии занятий с начинающими атлетами преобладает обучение: изучается техника гиревого двоеборья и жонглирования, специальные упражнения, средства общей физической подготовки, теоретические основы гиревого спорта. Начальный процесс — самый ответственный. От него во многом зависят дальнейшие спортивные результаты, общая культура спортсмена.
Принципы и методы обучения и тренировки
Обучение и тренировка строятся на дидактических принципах: сознательности, активности, систематичности, последовательности, наглядности, доступности, прочности .
Принцип сознательности.
Осмысленное, вдумчивое отношение к занятиям, понимание изучаемого материала, оценка своих сил и возможностей, критическое отношение к своим действиям на тренировках и соревнованиях, самоанализ техники классических упражнений и элементов жонглирования, выбор рациональных упражнений для тренировки, оптимальная дозировка нагрузки, понимание и сознательное выполнение требований, связанных с тренировкой, соблюдение режима. Здесь многое зависит от умения тренера заинтересовать атлетов предметом, научить самостоятельно работать над литературой, изучать функциональные возможности своего организма.
Принцип активности.
Занимающиеся активно, творчески участвуют в процессе обучения и тренировки. Тренер развивает у своих воспитанников стремление узнать различные методы тренировки, варианты техники классических упражнений. На занятиях воспитывается умение самостоятельно совершенствовать технику. Активность — это стремление расширить свои знания, самостоятельно анализировать ошибки на соревнованиях, своевременно и правильно проводить разминку и т. п.