Структура реализации целевой социально-педагогической технологии.

Структура непосредственной подготовки к реализации целевой тех­нологии. От того, насколько тщательно проведена подготовка к практической дея­тельности, во многом зависит достижение прогнозируемого результата. К основным подэтапам непосредственной подготовки к реализации технологии следует отнести:

а) анализ информации, отражающей потребности подготовки к практической реализации технологии (содержание технологии и методики ее реализации, диагно­стик) - прогностические данные; условия реализации, собственные возможности
социального педагога и др.);

б) выводы по результатам анализа, включающие объем и содержание мате­риальных, технических, организационных и методических проблем, которые необ­ходимо решить в процессе подготовки;

в) практическую деятельность по решению выявленных материальных, тех­нических, организационных, методических проблем;

г) апробацию социально-педагогической технологии или ее элементов проводится, если есть такая необходимость и возможность;

д) планирование реализационной деятельности. Оно предусматривает разра­ботку графика реализации целевой технологии по времени, месту и видам занятий.
План показывает вариант социально-педагогической деятельности всех специали­стов, обеспечивающих реализацию технологии.

е) постановку задач исполнителям по организации деятельности. В ходе это­го этапа уточняются порядок реализации плана, вопросы согласования, взаимодей­ствия, снимаются нерешенные проблемы.

Структура реализации целевой социально-педагогической технологии.

Это важнейший этап социально-педагогической технологии, именно ради него и осуществляется вся остальная деятельность социальных педагогов.

Непосредственная практическая деятельность по реализации целевой соци­ально-педагогической технологии включает свои этапы, каждый из которых имеет свое назначение и качественно-количественное отличие:

а) начальным подэтапом выступает адаптация в социально-педагогической деятельности и субъекта и объекта. Данный подэтап необходим для налаживания педагогического взаимодействия между субъектом и объектом, достижения согла­сованности, взаимопонимания. В зависимости от уровня решения проблемы на дан­ном подэтапе во многом зависит эффективность последующей педагогической дея­тельности.

Практика показывает, что элементы решения данной задачи не всегда могут быть реализованы успешно социальным педагогом. Особенно это характерно при работе с проблемными детьми по их индивидуальному развитию и воспитанию, пе­ревоспитанию, исправлению. Достаточно трудно она решается также в работе по педагогической коррекции детей, имеющих отклонения умственного развития, эмо­циональной или активно-волевой сферы.

б) постепенное включение объекта в процессы саморазвития, самовоспита­ния. Этот подэтап носит индивидуально ориентированный характер, он зависит от решаемых задач и индивидуальности объекта.

в) оценка результатов позволяет оценить действенность проделанной работы и принять решение о коррекции последующей цели и методике ее реализации.

г) на завершающем этапе реализации целевой технологии делается общий вывод о качестве выполнения социально-педагогической работы, достижении ранее спрогнозированной цели.

№ 14.

Структура экспертно-оценочной социально-педагогической техноло­гии.

Структура экспертно-оценочной социально-педагогической техноло­гии. Оценка и экспертиза проводятся по результату какой-либо социально-педагогической деятельности. Оценка является качественно-количественной харак­теристикой какого-либо действия, реализации этапа, подэтапа, метода, средства и т.д. Дня оценки любого явления необходимы соответствующие критерии и показа­тели. В качестве критериев обычно выступают прогнозируемые цели (ожидаемые результаты), показателей – степень достижения ожидаемых результатов.

Экспертная оценка (экспертиза) - это оценка явления по эталону (образцу). Чаще всего экспертиза осуществляется специалистом, имеющим опыт подобной и эффективной деятельности. Учитывая, что такая экспертиза носит субъективный ха­рактер, для обеспечения ее объективности привлекают несколько специалистов.

В качестве эталона экспертной оценки может выступать ожидаемый резуль­тат, который неоднократно достигался ранее посредством применения данной тех­нологии. При этом создаются оценочные таблицы, графики, которые отражают за­висимость изменения определенного явления от выполнения определенного объема социально-педагогического воздействия.

Различают экспертно-оценочную деятельность, как:

самостоятельную функциональную технологию; заключительный этап общей социально-педагогической технологии. Каждая из них имеет свое назначение и в соответствии с ним особенности содержания и структуры.

Экспертиза – рассмотрение, изучение каких-либо вопросов, проблем, решений, требующих специальных знаний для представления по ним мотивированного, аргументированного заключения, научного обоснования.

Специфика социально-педагогической экспертизы определяется:

– предметом экспертизы (процесс социального воспитания, социализации, развития личности, система социально-педагогического взаимодействия и т.п.);

– квалификацией экспертов (педагоги, психологи, социологи, медики, юристы и т.п.) и необходимостью их совместной деятельности;

– характером методов экспертной деятельности среди которых преобладают психолого-педагогические (наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности и т.п.);

– рекомендательным (а не нормативным) характером экспертного заключения.

Социально-педагогическая экспертиза включает экспертное исследование состояния социального объекта, вынесение заключения, содержащего достоверную информацию об объекте, конкретные предложения (рекомендации) для принятия решений и возможный прогноз. В ряде случает заключение может составлено в форме итогового протокола совещания специалистов.

Социально-педагогическая экспертиза, как представляет собой комплекс различных экспертных процедур. Социальный педагог применяет уже существующие экспертные процедуры. Например, в работе с детьми-инвалидами использует материалы медико-социальной экспертизы. В ней определяются группа инвалидности, её причины, потребность в различных видах социальной защиты; разработка индивидуальных программ реабилитации и др.

Социальный педагог может выступать инициатором и участником различного рода экспертиз. Наиболее распространенным видом такой экспертизы является деятельность психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПК). Назначение её – на основе анализа проблемы, определить оптимальную траекторию развития личности и необходимое медико-психолого-педагогическое, семейное сопровождение.

По цели ПМПК разделяются на:

– первичные – проводятся при зачислении учащегося в класс;

– плановые – проводятся не реже одного раза в полугодие с целью оценить динамику обучения и коррекции;

– срочные – проводятся по просьбе педагога или специалистов в случае необходимости (длительная болезнь, возникновение проблем в обучении и поведении и т.п.);

– заключительный – проводятся в связи с переходом учащегося на новую ступень обучения в связи с завершением коррекционной работы.

На этапе подготовки консилиума проводятся необходимые обследования и делаются записи в карту развития учащегося. Во время консилиума ведется протокол. Заключительными записями в протоколе выступают решения и рекомендации, которые подписывают присутствующие и которые являются обязательными для всех специалистов.

№ 15.

Наши рекомендации