Педагогическая технология формирования
ОСНОВ БЕЗОПАСНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
А.Ю. Кузина
Тольяттинский государственный университет, г.о. Тольятти
Д.Н. Бухарева, Э.В. Макарова
МДОУ ЦРР детский сад №81 «Медвежонок», г.о. Тольятти
Анализ содержания понятия «основы безопасной жизнедеятельности» (ОБЖ) позволяет говорить о его потенциальных возможностях в формировании ключевых компетентностей дошкольников.
ОБЖ рассматривается как область научных знаний, системно изучающая факторы перманентных опасностей, угрожающих жизни и здоровью граждан во всем многообразии форм их жизнедеятельности, закономерности проявления, способы, средства их предвидения и предупреждения, защиты жизни и здоровья в условиях созданных этими опасностями экстремальных и чрезвычайных ситуаций.
Содержание ОБЖ направлено на воспитание и формирование человека, не являющегося носителем или источником возникновения экстремальных и чрезвычайных ситуаций.
В МДОУ ЦРР детский сад №81 «Медвежонок» обобщен опыт работы по формированию у дошкольников ключевых компетентностей в процессе реализации технологии формирования основ безопасной жизнедеятельности. Классификационные параметры данной технологии в соответствии с принятой систематизацией, предложенной Г.К. Селевко, представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Классификационные параметры педагогической технологии формирования основ безопасной жизнедеятельности
Название технологии | Педагогическая технология формирования основ безопасной жизнедеятельности. Авторский коллектив МДОУ ЦРР №81 «Медвежонок». |
Уровень и характер применения | Макротехнология. |
Философская основа | Гуманистическая, природосообразная. |
Методологический подход | Валеологический, деятельностный, природосообразный, компетентностный. |
Ведущие факторы развития | Психогенные. |
Научная концепция освоения опыта | Деятельностная. |
Ориентация на личностные сферы и структуры индивида | ЗУН (информационная), СУД (операционная), СУМ (саморазвития), СДП (действенно-практическая). |
Характер содержания | Проникающая, валеологическая. |
Вид социально-педагогической деятельности | Обучающая, воспитательная, развивающая; направленная на создание условий эффективной социализации. |
Тип управления педагогическим процессом | Система «малых групп», программированное. |
Преобладающие методы | Развивающие, игровые, проблемно-поисковые. |
Организационные формы педагогического процесса | Групповая, индивидуальная. |
Преобладающие средства педагогического процесса | Практические + наглядные + вербальные. Программированные. |
Подход к ребенку и характер воспитательных воздействий | Личностно-ориентированная. |
Направление модернизации существующей традиционной системы | На основе активизации и интенсификации деятельности детей. |
Категория обучающихся | Массовая, все категории |
Целевыми ориентациями технологии являются:
Направление: стимулирование развития у детей дошкольного возраста самостоятельности и ответственности за свое поведение.
Цель: создание условий для формирования безопасного поведения детей 3-7 лет.
Задачи:
1. Формировать представления об основах безопасности жизнедеятельности у дошкольников.
2. Способствовать формированию умение вести себя соответствующим образом в различных ситуациях.
3. Создавать условия для накопления познавательного опыта, как в совместной, так и в самостоятельной деятельности детей.
4. Обеспечивать формирование ключевых компетентностей дошкольников.
Концептуальной основой педагогической технологии формирования ОБЖ являются следующие руководящие идеи:
· Содержание ОБЖ базируется на «триаде» системы безопасности «Природа – Человек – Общество» (рис.1), где в формулу «Общество» введено не только понятие «Социума», но и результаты деятельности человека, т.е. техногенные аспекты и их воздействие на самого человека, и окружающую среду. При раскрытии содержания ОБЖ выявляются причины, порождающие нарушение гармонии взаимодействия составляющих системы «Природа – Человек – Общество», и определяются способы и направления противодействия этому процессу. Особое внимание уделяется формированию основ здорового образа жизни.
Рис.1 «Триада» системы безопасности
· Содержание ОБЖ предусматривает формирование гуманистических основ знаний и умений по сохранению здоровья и защите жизни в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, по оказанию само- и взаимопомощи в случае появления опасности. Оно предназначено для привития детям сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности, умений распознавать и оценивать опасные и вредные факторы среды обитания человека и определять способы защиты от них.
· Основы безопасной жизнедеятельности – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных, в том числе неожиданных ситуациях.
· Известно, что любая общепринятая норма становится действенным регулятором поведения человека только тогда, когда она осознанна и принята им. Поэтому наряду с традиционными формами обучения, особое внимание следует направлять на организацию таких видов деятельности, в которых дети, приобретая опыт жизненно необходимых норм поведения, могли бы применять их в реальной жизни, что и является компетентностью.
Раскрывая методические особенности (процессуальная характеристика) технологии, следует отметить, что ведущая роль в организации работы по формированию у дошкольников основ безопасной жизнедеятельности принадлежит воспитателю, а в группах для детей с общим недоразвитием речи – учителю-логопеду. Однако технологию реализуют и другие участники воспитательно-образовательного процесса – педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по ЛФК, воспитатель по изобразительной деятельности, воспитатель по компьютерному обучению, а также родители, другие близкие ребенку люди, и, наконец, сам ребенок. Взрослые стимулируют познавательную активность детей, поддерживают интерес к темам, раскрытым на занятиях, актуализируют полученный опыт.
На занятиях по компьютерной грамотности, используя развивающие компьютерные игры, педагог формирует технологическую компетентность (умение понимать и выполнять алгоритм действий, устанавливать причинно-следственные связи с помощью схем и рисунков), информационную компетентность, дети учатся ориентироваться в источниках информации, задавать вопросы на интересующую тему, оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением и окружающей средой.
Основной целью занятий с педагогом-психологом («Я и общество») является научить детей решать конфликтные ситуации, осознанно воспринимать свои эмоции, чувства, переживания, а так же понимать эмоциональное состояние другого человека. Для ее реализации используются игры и упражнения, где дети моделируют ссору или спор, возникающие в процессе взаимодействия друг с другом. Подобные игры позволяют дошкольникам преодолевать негативные состояния, учиться устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать и разрешать конфликтные ситуации, анализировать конфликтную ситуацию и устранять ее через игру и позитивное поведение, что способствует формированию социально-коммуникативной компетентности.
На музыкальных занятиях при постановке музыкальных развлечений («Страна Светофория», «Старые сказки на новый лад»: «Три поросенка», «Семеро козлят») дети, перевоплощаясь в образы героев, моделируют действия в опасных и экстремальных ситуациях.
На занятиях по изобразительной деятельности, создавая сюжетные картины на тему: «Я дружу с любой погодой», коллажи «Растение и животные: наши друзья и наши враги» или занимаясь народно-прикладным творчеством, у детей формируются умения технологической и информационной компетентностей (организовать рабочее место, довести начатое дело до конца, использовать способы преобразования, планировать последовательность процесса).
На занятиях под руководством инструктора по физической культуре, на занятиях лечебной физкультурой и плаванием дети на практике осваивают роль физической культуры в жизни человека; осознают значимость хороших физических качеств в безопасной жизнедеятельности; учатся выбирать способы действий из усвоенных ранее (технологическая компетентность), понимают необходимость той или иной информации для своей деятельности (например, при организации новой подвижной игры), соотносят свои желания, стремления с интересами других людей (социально-коммуникативная компетентность).
Основные этапы реализации технологии представлены в таблице 2.
Таблица 2 – Основные этапы технологии