РАЗДЕЛ I. ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ (19 ЧАСОВ)
Тема 1.Технологии как часть общечеловеческой культуры (4 ч)
Технологическая культура.
Виды культуры. Взаимосвязь материальной и духовной культуры.
Понятие «технология». Виды промышленных технологий. Технологические уклады. Связь технологий с наукой, техникой и производством
Практическая часть:
Подготовка доклада (с презентацией) о любом интересующем открытии в истории, науке и технике
Тема 2. Промышленные технологии и глобальные проблемы человечества (4 ч)
Энергетика и энергоресурсы. Промышленные технологии и транспорт.
Практическая часть:
Составление экологической карты региона.
Определение наличия нитратов и нитритов в пищевых продуктах.
Тема 3. Природоохранные технологии (5 ч)
Применение экологически чистых и безотходных производств
Использование альтернативных источников энергии
Экологическое сознание и экологическая мораль в техногенном мире Оценка качества пресной воды
Практическая часть:
Закладка клумб на территории учебного заведения
Тема 4. Перспективные направления развития современных технологий (6 ч)
От резца до лазера. Современные электротехнологии. Лучевые технологии.
Ультразвуковые технологии. Плазменная обработка. Технологии послойного прототипирования. Нанотехнологии. Новые принципы организации современного производства. Автоматизация технологических процессов
Практическая часть:
Определить, в производстве каких предметов, имеющихся в вашем доме, могли быть использованы электротехнологии.
РАЗДЕЛ II. МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ (16 ЧАСОВ)
Тема 1. Понятие творчества (4 ч)
Творческий процесс. Защита интеллектуальной собственности. Логические и эвристические методы решения задач
Практическая часть:
Выбор и обоснование темы проекта
Тема 2. Как ускорить процесс решения творческих задач (5 ч)
Мозговая атака. Метод обратной мозговой атаки. Метод контрольных вопросов. Синектика.
Практическая часть:
Решение задач по разработке технологического процесса.
Конкурс «Генератор идей».
Тема 3. Как найти оптимальный вариант (3 ч)
Морфологический анализ.
Функционально-стоимостный анализ
Практическая часть: Составление морфологической матрицы проекта
Тема 4. Эвристические методы основанные на ассоциации (4 ч)
Метод фокальных объектов. Метод гирлянд случайностей и ассоциаций
Практическая часть:
Разработка инновационной конструкции по теме проекта.
Игра: «Ассоциативная цепочка шагов»
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ: «ТЕХНОЛОГИЯ»
КЛАСС
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Практич. работы | Формы контроля |
Раздел I. Технологии в современном мире | | | |
| Тема 1. Технологии как часть общечеловеческой культуры | | | Выступление на конференции |
| Тема 2. Промышленные технологии и глобальные проблемы человечества | | | Оценка экологической карты |
| Тема 3. Природоохранные технологии | | | Тестирование |
| Тема 4. Перспективные направления развития современных технологий | | | Письменная работа |
Раздел II. Методы решения творческих задач | | | |
| Тема 1. Понятие творчества | | | Письменная работа |
| Тема 2. Как ускорить процесс решения творческих задач | | | Оценка алгоритма действий |
| Тема 3. Как найти оптимальный вариант | | | Оценка морфологической матрицы |
| Тема 4. Эвристические методы основанные на ассоциации | | | Итоговая контрольная работа |
| Итого за год: | | | |
№ п/п | Сроки выполнения | 5. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ» 10 КЛАСС | | Название раздела |
Темы уроков
Кол-во часов | Практическая часть | Формы и темы контроля | ОШ 13 | ОШ 11 |
План | Факт | План | факт |
Раздел I. Технологии в современном мире (19 часов) |
| | | | | Тема 1. Технологии как часть общечеловеческой культуры | | | |
| 11.01 | | 01.09 | | Технологическая культура. Виды культуры. Взаимосвязь материальной и духовной культуры. | | | |
| 11.01 | | 01.09 | | Понятие «технология» Виды промышленных технологий. Технологические уклады | | | |
| 18.01 | | 15.09 | | Связь технологий с наукой, техникой и производством | | | |
| 18.01 | | 15.09 | | Практическая работа по теме: «Подготовка доклада (с презентацией) о любом интересующем открытии в истории, науке и технике» | | Подготовка доклада (с презентацией) о любом интересующем открытии в истории, науке и технике | Выступление на конференции |
| | | | | Тема 2. Промышленные технологии и глобальные проблемы человечества | | | |
| 25.01 | | 29.09 | | Энергетика и энергоресурсы | | | |
| 25.01 | | 29.09 | | Промышленные технологии и транспорт | | | |
| 01.02 | | 13.10 | | Практическая работа по теме: «Составление экологической карты региона» | | Составление экологической карты региона. | |
| 01.02 | | 13.10 | | Практическая работа по теме: «Определение наличия нитратов и нитритов в пищевых продуктах» | | Определение наличия нитратов и нитритов в пищевых продуктах | |
| | | | | Тема 3. Природоохранные технологии | | | |
| 08.02 | | 27.10 | | Применение экологически чистых и безотходных производств | | | |
| 08.02 | | 27.10 | | Использование альтернативных источников энергии | | | |
| 15.02 | | 10.11 | | Экологическое сознание и экологическая мораль в техногенном мире. Оценка качества пресной воды | | | Тестирование |
| 15.02 | | 10.11 | | Практическая работа по теме: «Закладка клумб на территории учебного заведения» | | Закладка клумб на территории учебного заведения | |
| | | | | Тема 4. Перспективные направления развития современных технологий | | | |
| 22.02 | | 24.11 | | От резца до лазера | | | |
| 22.02 | | 24.11 | | Современные электротехнологии. Лучевые и ультразвуковые технологии | | | |
| 01.03 | | 08.12 | | Практическая работа по теме: «Определение в производстве каких предметов, имеющихся в вашем доме, используются электротехнологии» | | Определение в производстве каких предметов, имеющихся в вашем доме, используются электротехнологии | Письменная работа |
| 01.03 | | 08.12 | | Плазменная обработка. Технологии послойного прототипирования | | | |
| 15.03 | | 22.12 | | Нанотехнологии. Новые принципы организации современного производства | | | |
| 15.03 | | 22.12 | | Автоматизация технологических процессов | | | |
Раздел II. Методы решения творческих задач (16 часов) |
| | | | | Тема 1. Понятие творчества | | | |
| 22.03 | | 19.01 | | Творческий процесс | | | |
| 22.03 | | 19.01 | | Защита интеллектуальной собственности | | | |
| 05.04 | | 02.02 | | Логические и эвристические методы решения задач | | | |
| 05.04 | | 02.02 | | Практическая работа по теме: «Выбор и обоснование темы проекта» | | Выбор и обоснование темы проекта | Письменная работа |
| | | | | Тема 2. Как ускорить процесс решения творческих задач | | | |
| 12.04 | | 16.02 | | Мозговая атака. Метод обратной мозговой атаки | | | |
| 12.04 | | 16.02 | | Практическая работа по теме: Определение в производстве каких предметов, имеющихся в вашем доме, используются электротехнологии | | Решение задач по разработке технологического процесса | Оценка алгоритма действий |
| 19.04 | | 02.03 | | Метод контрольных вопросов | | | |
| 19.04 | | 02.03 | | Практическая работа по теме: «Конкурс: «Генератор идей» | | Конкурс: «Генератор идей» | |
| 26.04 | | 16.03 | | Синектика | | | |
| | | | | Тема 3. Как найти оптимальный вариант | | | |
| 26.04 | | 16.03 | | Морфологический анализ | | | |
| 03.05 | | 06.04 | | Практическая работа по теме: «Составление морфологической матрицы проекта» | | Составление морфологической матрицы проекта | Оценка морфологической матрицы |
| 03.05 | | 06.04 | | Функционально-стоимостный анализ | | | |
| | | | | Тема 4. Эвристические методы основанные на ассоциации | | | |
| 10.05 | | 20.04 | | Метод фокальных объектов | | | |
| 10.05 | | 20.04 | | Практическая работа по теме: «Разработка инновационной конструкции по теме проекта» | | Разработка инновационной конструкции по теме проекта | |
| 17.05 | | 04.05 | | Метод гирлянд случайностей и ассоциаций | | | |
| 17.05 | | 04.05 | | Урок-игра: «Ассоциативная цепочка шагов» | | Игра: «Ассоциативная цепочка шагов» | |
| | | | | | | | | | | |