Клапан предохранительный регулирующий

Предохранительный клапан - один из конструктивных видов регулирующей трубопроводной арматуры. Это наиболее часто применяющийся тип арматуры для регулирования расхода и давления. Регулировка потока осуществляется за счёт изменения расхода среды через проходное сечение.

В зависимости от назначения и условий эксплуатации применяются различные виды управления регулирующей арматурой.

Используются электрические, пневматические, гидравлические и электромагнитные приводы для регулирующих клапанов, а также ручное управление.

запорно-регулирующие клапаны осуществляют регулирование по заданной характеристике, что обеспечивается специальной конструкцией плунжера, имеющего профильную часть для регулирования, а также уплотнительную поверхность для плотного контакта с седлом в положении «закрыто».

Для присоединения регулирующих клапанов к трубопроводам применяются все известные способы (фланцевый, муфтовый, штуцерный, цапковый, приваркой)

Приварка к трубопроводу используется только для стальных клапанов.

Основные различия регулирующих клапанов заключаются в конструкциях регулирующих органов.

Принцип работы регулирующего клапана:

§ Усилие от привода с помощью штока передается на затвор, состоящий из плунжера и седла.

§ Плунжер перекрывает часть проходного сечения, что приводит к уменьшению расхода через клапан.

§ При этом увеличивается скорость потока среды, а статическое давление в трубе падает.

§При полном закрытии плунжер садится в седло, поток перекрывается, и, если затвор будет полностью герметичен, давление после клапана будет равно нулю.

Обратный клапан

Обратные клапаны автоматически пропускают среду в одном направлении и предотвращают её движение в противоположном. С их помощью защищается различное оборудование, трубопроводы, насосы и сосуды под давлением.

Также с их помощью возможно ограничить течь рабочей среды из системы при разрушении её участка.

Особенностью этих устройств является то, что они выполняют свою задачу как в режиме нормальной эксплуатации, так и в аварийных ситуациях, например при аварийном падении давления на одном из участков трубопровода. Если при этом на смежных участках давление сохраняется, то такая ситуация может привести к образованию обратного тока среды, что может повлечь поломку оборудования, и возникновение аварийной ситуации.

Основными видами обратных клапанов являются собственно обратные клапаны и обратные затворы. Различаются они только элементами, перекрывающими поток среды. У первых он выполняется в виде золотника, у вторых — в виде круглого диска, который чаще называется захлопкой.

Обратные клапаны устанавливаются на горизонтальных участках трубопроводов, а затворы — как на горизонтальных, так и на вертикальных участках.

Принцип работы обратного клапана

§ При отсутствии потока среды золотник под действием собственного веса или дополнительных устройств находится в положении «закрыто».

§ При возникновении потока затвор под действием его энергии открывает проход через седло.

§ В этот момент скорость потока становится нулевой, затвор возвращается в исходное закрытое положение, а давление с обратной стороны прижимает золотник, препятствуя возникновению обратного потока среды.

§ Таким образом, срабатывание обратной арматуры происходит под действием самой среды и является полностью автоматическим.

Техническое обслуживание и ремонт предохранительных устройств

Общие положения

Требования настоящего раздела распространяются на клапаны предохранительные (далее – клапаны) номинальным диаметром от DN 25 до DN 300 на номинальное давление PN от 1,6 до 8,0 МПа следующих типов:

­ прямого действия с пружинной нагрузкой без устройства для принудительного открытия;

­ прямого действия с пружинной нагрузкой с устройством для принудительного открытия;

­ с пневматическим управлением;

­ со встроенным импульсным механизмом;

­ мембранного типа.

Клапаны предохранительные должны изготавливаться в соответствии с
ОТТ-75.180.00-КТН-178-10.

Перед монтажом клапаны должны подвергаться входному контролю, при котором выполняется:

­ проверка эксплуатационной и разрешительной документации (паспорт (формуляр) на клапан установленной формы; паспорт (формуляр) на пружину; расчет или выписка из расчета на прочность корпусных деталей, на сейсмостойкость; сборочные чертежи; руководство по эксплуатации; акт приемо-сдаточных испытаний, копия разрешения Ростехнадзора на применение; копия сертификата соответствия; спецификация на клапан);

­ проверка маркировки;

­ проверка отсутствия на корпусе вмятин, задиров, механических повреждений, коррозии;

­ состояние сварных швов;

­ габаритные и присоединительные размеры (диаметры проходного сечения, строительная длина);

­ параллельность фланцев корпуса и крышки;

­ проверка давления настройки клапана на стенде и соответствие опросному листу.

В процессе эксплуатации на корпусе или крышке клапанов на видном месте должны быть размещены таблички с указанием:

­ технологического номера;

­ давления настройки клапана;

­ давления рабочего.

Мембранные предохранительные устройства должны быть оснащены табличкой с указанием:

­ марки, типа мембраны;

­ номер партии мембран;

­ технологического номера;

­ диаметра номинального DN;

­ давления номинального PN;

­ давления срабатывания;

­ даты установки;

­ даты замены.

Перед эксплуатацией клапанов специалистами РНУ (ПО) разрабатываются инструкции по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту на каждый вид предохранительных клапанов, утверждаемые руководством РНУ (ПО), в которых должны быть указаны:

­ параметры работы предохранительных устройств;

­ требования к эксплуатации;

­ объемы, методы и периодичность ТОР;

­ методы проведения испытаний на прочность и плотность материала корпусных деталей и сварных швов клапана; испытаний на герметичность по подвижным и неподвижным соединениям относительно внешней среды клапана; испытаний на работоспособность (настройка клапана) и герметичность затвора клапана;

­ перечни отказов и критерии предельных состояний клапанов;

­ требования безопасности при эксплуатации.

Запорная арматура (ручная) на входе и выходе клапанов, должна быть открыта и опломбирована. Вывод клапанов из эксплуатации допускается только в аварийных ситуациях и поочередно на время проведения ТОР.

Запорная арматура на входе резервного клапана должна быть закрыта, на выходе – открыта и опломбирована.

При эксплуатации мембранных предохранительных устройств, резервная пара должна быть отсечена запорной арматурой.

Техническое состояние предохранительных устройств проверяется при проведении осмотров. Осмотр проводят специалисты ПС с периодичностью, указанной таблице 5.1. При этом проверяются:

­ герметичность по отношению к внешней среде по корпусным деталям и сварным швам;

­ герметичность по отношению к внешней среде по подвижным соединениям (уплотнение устройства для принудительного открытия);

­ герметичность по отношению к внешней среде по неподвижным соединениям;

­ отсутствие пульсаций, шумов и вибрации;

­ положение задвижек на трубопроводах подключения клапанов, а также трубопроводах подключения резервуаров аварийного сброса;

­ уровень нефти в приемных (сбросных) резервуарах;

­ температура воздуха в блок-боксе (при наличии);

­ целостность пломб.

Для клапанов с пневматической системой управления также контролируется давление в баллонах основной и резервной групп.

Признаками неисправности клапана и необходимости выполнения ремонтных работ являются:

­ негерметичность по отношению к внешней среде;

­ утечка среды - пропуск среды через затвор клапана при давлении более низком, чем давление настройки (из-за попадания и задержки на уплотнительных поверхностях посторонних предметов, повреждения уплотнительных поверхностей, нарушения соосности деталей клапана);

­ пульсация - быстрое и частое открытие и закрытие клапана (из-за чрезмерно большой пропускной способности, сужения сечения подводящего трубопровода или патрубка);

­ отсутствие срабатывания (клапан не открывается) при заданном установочном давлении (из-за неправильно отрегулированной пружины, большой жесткости пружины, повышенного трения в направляющих золотника).

Наши рекомендации