Улучшить и повторить (в малых группах)

Цели:

- Создать условия медленно обучающимся ученикам понять и запомнить новый материал.

- Развитие речи учащихся, быстро запоминающих учебный материал.

- Формирование умений публичных выступлений.

- Обучение сотрудничеству.

Педагог предлагает присутствующим разбиться на малые группы по пять — семь человек и выбрать руководителя.

Затем он достаточно полно, понятно, структурированно излагает первый вопрос. После выступления педагога учащиеся помогают одному из членов своей группы подготовиться к выступлению перед малой группой. Задача выступающего — повторить как можно точнее выступление лектора (можно улучшать).

На следующем этапе одновременно выступают перед каждой малой группой ее представители. Если в аудитории сорок человек, то одновременно перед своими группами могут выступить шесть — восемь человек. Выступление должно быть слышным всей малой группе, но не мешать классу.

После выступлений в каждой малой группе, если позволяет время, может быть проведен анализ. Показываются сильные стороны выступающего и отмечаются те моменты в содержании или в методике, над которыми еще желательно поработать.

После окончания работы в малых группах лектор излагает второй вопрос, и опрос повторяется.

Анализ выступления членов малой группы может быть проведен следующим образом.

Члены каждой группы слушают своего товарища и фиксируют плюсы и минусы его выступления. Затем они обсуждают выступление товарища (который на время выходит из аудитории), стараясь прийти к единой точке зрения. Этой дискуссией руководит старший группы, который фиксирует положительные и отрицательные моменты выступления на листочке. Особое внимание следует обращать на умение сказать о недостатках, не вызывая негативной реакции у выступившего; желательно обсуждение начинать со слов: «Как нам кажется...»; «Нам показалось...»; «Выступление было бы еще лучше, если бы у вас было больше (меньше)...» и т. п. Этот момент очень важен при составлении рецензий.

После того как рецензия составлена, в аудиторию приглашается выступавший, и руководитель дискуссии сообщает ему мнение членов группы о его выступлении.

Если инсценировка проводится с соблюдением всех психологических тонкостей, то выступающие получают о себе довольно подробную информацию в благожелательной форме. Это способствует становлению у учащихся умений публичных выступлений перед большой аудиторией.

Устный опрос у доски

Одним из самых сложных видов деятельности учеников в учебном процессе является устный ответ у доски. Этот вид деятельности может иметь очень отдаленные отрицательные последствия в становлении Я-концепции, в сотрудничестве с другими людьми.

Типичные ошибки учителей. Вначале называется фамилия (имя) ученика, а затем формулируется вопрос. У учеников мало времени на сосредоточение.

Следующей грубой ошибкой педагога является неумение предотвратить смех учеников в классе при ошибках отвечающего у доски. Случается, что учитель не только не препятствует смеху, но и сам участвует в этом процессе. Если учащийся «работал на аудиторию» и смех был для него как ожидаемая реакция, то это одна ситуация. Если же ошибка учащегося была непроизвольной, то смех является как реакцией унижения, осуждения. Эта ошибка может надолго зафиксироваться в психике учащегося и, создавая в дальнейшем неуверенность, очень отрицательно влиять на успешность устных ответов и в целом на жизненный тип ребенка.

Учителя мало владеют приемами стимулирования речетворчества учеников: в начале ответа и по ходу ответа использование внушающих вопросов, приемов активного слушания.

Учителем допускается выполнение во время ответа какой-то деятельности (проверка тетрадей, заполнение журнала и т. п. ), что сбивает ученика смысли, так как он не получает подбадривающей обратной связи.

При оценивании используется принцип выискивания ошибок. Вместо того чтобы вначале показать ученику его успех и затем показать, над чем стоит поработать (или пути устранения недочетов), учитель акцентирует внимание на ошибках.

Одна из ошибок, когда учитель пытается определить самый лучший ответ: «Сегодня у нас лучше всех отвечал Сережа». Это кроме зависти, развития мести у других отвечающих мало что дает.

Итак, устный опрос у доски в основном проверяет умения публично излагать знания, публично мыслить. Это не всегда проверка знаний.

- Он не обладает валидностью, точностью и надежностью. В исследованиях выявлено, что разные преподаватели один и тот же ответ ученика оценивали по-разному. Один и тот же преподаватель выставлял отметки в зависимости от своего состояния.

— Устный опрос выполняет обучающую функцию примерно на 20%. В среднем пятая часть учеников слушает. Остальные ученики в этот момент могут «витать» в других сферах.

- Развивающая функция работает для ученика в плане развития речи, мышления. Остальные ученики выполняют пассивную роль и поэтому процесс развития представлен в минимальной степени.

Устный опрос может и должен проводиться в школе, но при соблюдении определенных условий.

Цели:

— Проверка умений учащихся публично излагать материал.

- Формирование умений публичных выступлений. Устный опрос у доски с целью проверки знаний и умений

учащихся выполняет свою функцию только по отношению к тем из них, кто может свободно, уверенно выступать перед всем классом. Практика показывает, что далеко не все к этому готовы. Страх, неуверенность в своих силах приводят к тому, что ученик пугается, не может вспомнить материал, сформулировать правильный ответ. Этому способствует и негативная реакция слушателей (реплики, смех, которые не всегда пресекаются учителем). Последствия такой формы опроса для некоторых учащихся могут быть очень печальными: формируется отрицательная Я-концепция, жизненный стиль неудачника, боязнь публичных выступлений. Устный опрос у доски не должен быть основным и тем более единственным методом проверки знаний и умений учащихся. Но и отказываться от него не следует, так как он формирует очень важные умения публичного выступления. Некоторые ученики должны пройти предварительные тренинги, которые подготовят их к участию в устном опросе: тихий опрос по В. Ф. Шаталову, Ш. Амонашвили, взаимоконтроль, опрос пятерых и т. д.

Описанная ниже технология устного опроса приводит к некоторому снижению стрессового состояния, повышению эффективности обучающей функции.

Учитель формулирует вопрос. В вопросе должны быть определены границы ответа. Нежелательно так формулировать вопрос: «Расскажите о том, что мы проходили на прошлом уроке».

Исследования показывают, что на этом этапе отвечающему передается состояние учителя, так как дети в этот момент особенно восприимчивы (на сознательном и бессознательном уровнях). От того, насколько положительно настроен учитель, зависит уверенность учащихся, успешность их ответов. Известны случаи, когда учитель своим состоянием (злость, страх, агрессия и т. п.) полностью деморализовывал учеников.

Желательно после вопроса сделать паузу. Если учитель хочет усилить обучающую функцию опроса, то он затягивает паузу. В этот момент ученики «прокручивают» информацию в голове, «впитывают», как губка, материал учебника, собираются с силами. Можно на этой фазе дать какие-то рекомендации: «Обратите в ответах внимание на...», «Хорошо бы, чтобы в ответе прозвучало...»

Называется имя ученика: «Очень хочется послушать сегодня Сережу» (если в классе несколько Сереж, то уточняется, кого же именно).

Нежелательно менять первую и третью фазы, так как снижается обучающий эффект. Дети могут менее успешно излагать материал.

Ответ ученика у доски. Во время ответа учитель должен демонстрировать классу, что он слушает ученика. Некоторые это делают весьма искусно. Они слушают так, как будто получают огромное удовольствие от ответа. Нежелательно делать в это время записи, проверять тетради и т. п. Это сбивает ученика.

Желательно, чтобы стратегия поведения учителя строилась исходя из особенностей ученика. Некоторым хочется, чтобы на них смотрели, другим же не нравится продолжительный взгляд учителя. Они теряются в этот момент (чаще это мальчики).

Нежелательно акцентировать внимание на состоянии ученика: «Стесняешься. Не стесняйся». Ученик обычно еще больше стесняется, мысли путаются, и ответ получается не совсем удачный.

Если у ученика наблюдается затруднения, он не может начать, то можно помочь ему внушающим вопросом: «Сережа, ты хочешь сказать, что...». И далее учитель дает какое-то вступление. После этого, вполне возможно, ученик начнет излагать материал. Главное — начать. Потом придет уверенность и оптимальное напряжение.

По ходу, если встречаются затруднения, учитель может также использовать внушающие вопросы. Особенно это актуально для детей, испытывающих страх перед классом.

Конечно, все это делается в тех случаях, когда ребенок имеет какие-то знания по данному вопросу. Если же у ребенка знаний совсем нет, то это сделать весьма затруднительно. Хотя в некоторых случаях, когда необходимо провести коррекцию ученика, вселить уверенность, объем вопросов может быть очень большим. Опытные учителя это делают так, что ученику кажется, что это он ответил так хорошо по данной теме.

Желательно у учеников сформировать чувство не бояться делать ошибки. Дети должны стараться не делать ошибки, но не бояться их совершать. В такой ситуации их речь будет уверенной, гладкой, понятной, грамотной. Для облегчения процесса речетворчества можно по некоторым предметам разрешить пользоваться при ответе опорными конспектами, исследования показывают, что это очень способствует уверенности детей, развитию их речи.

После ответа учитель оценивает ответ. Эта процедура очень важна, сложна и проблематична. В оценке должны быть показаны успехи ученика и, если необходимо, пути устранения недостатков. Желательно вначале отметить достижения в раскрытии содержания материала, указать на положительные моменты в речи — правильность, четкость произношения, приятный голос и т. п. Если же в ответе есть недостатки, то желательно указать на них так, чтобы не вызвать негативные эмоции. Например: «Сережа, твой ответ был бы еще лучше, если бы было чуть меньше "вот"». Желательно акцентировать внимание не на ошибках, а на путях их устранения. И здесь существуют ограничения: если ученик уже знает свой недостаток и не может сейчас быстро его устранить, то желательно не выделять этот момент.

Можно пожелания ученику высказать не перед всем классом, а в перерыве, в доверительной беседе, с глазу на глаз. К сожалению, не всегда учителя понимают значимость и серьезность этапа оценки знаний. Это приводит к серьезным последствиям во взаимоотношениях и в деятельности учеников.

При применении устного опроса возникают некоторые сложности. Ученик отвечает у доски, а в это время слушают примерно 20%, остальные занимаются своими делами. Хорошо еще, если они не мешают отвечающему у доски. Некоторые учителя для решения этой проблемы дают работу на карточках отдельным ученикам, но это может привести к конфликтам. Ученик пытается сосредоточиться в работе над карточкой, а его сбивает речь отвечающего у доски, реплики учителя.

Иногда для решения проблемы слушания учителя сообщают классу, что каждый должен подготовиться к рецензии ответа. Однако это может привести к еще большей неуверенности отвечающих. Ученики с огромным нежеланием идут к доске, особенно в тех случаях, когда в рецензиях преобладают негативные оценки. Этот прием можно использовать, но с большой осторожностью. Желательно, чтобы в оценках ответов своих сверстников ученики находили только положительные, удачные моменты. Только в той ситуации, когда в классе теплый психологический климат, доминируют позитивные оценки, можно осторожно переходить к рецензии, в которой будут отмечаться и некоторые упущения.

Очень сильным стимулом слушать и слышать для учащихся является контроль их знаний по данному вопросу после устного ответа у доски. Например, когда учащимся сообщается, что после устного ответа у доски все будут работать с тестом либо воспроизводить письменно структуру, опорные сигналы и т. п., ученики в классе с огромным вниманием слушают ответы. В таких ситуациях ответы у доски должны быть качественными. Есть и другие приемы стимулирования учащихся слушать отвечающего.

Исследования данного вида опроса показали, что его охотно применяют учителя (до 70 процентов от всех видов опроса). На все остальные виды опроса остается тридцать процентов и менее. В исследованиях также выявлено, что часто этот вид контроля является невалидным, ненадежным и неточным. Поэтому данный вид опроса желательно применять с большой осторожностью и не более тридцати процентов наряду с другими формами.

Требуется особая подготовка педагогов по тренировке умений слушать, оценивать, сообщать позитивные оценки. Подготовка проведения опроса не занимает много времени. Время, затраченное на опрос, не всегда окупает достигаемые на уроке результаты. Вид опроса один из невалидных, ненадежных и неточных. Обучающая функция реализуется слабо, если не включить стимулирующие факторы. Например, если ученики будут знать, что после устного будет еще другой вид опроса, на котором им обязательно придется отвечать, то они будут слушать устный ответ.

Развивающая функция срабатывает только по отношению к отвечающему у доски.

Таким образом, устный опрос у доски применяется, но наряду с другими опросами.

Ученики-учителя

Цели:

- Обучающие: а) проведение опроса учащихся; б) закрепление пройденного материала и т. п.

- Развивающие: а) развитие у учащихся лидерских умений; б) развитие интереса к предмету.

- Воспитывающие: повышение позитивной самооценки, Я-концепции.

- Оптимизирующие: снижение психических затрат учителя во время урока через делегирование учащимся определенных своих полномочий.

Педагогический процесс в школе очень часто ставит учащего в позицию объекта обучения, в роль подчиненного всегда и во всех ситуациях. Учитель задает задания, их контролирует, выставляет отметки. При таком подходе у учащихся недостаточно развиваются лидерские качества, инициативность, ответственность за себя и своих товарищей, формируется роль пассивного исполнителя. Законопослушание нередко носит характер внешнего подчинения, нормы не переходят в процесс принятия.

Для формирования инициативности, позитивной Я-концепции желательно делегировать учащимся некоторые полномочия учителя. Очень хорошо зарекомендовала себя в практике инсценировка ученик-учитель. Если у учителя имеется система в опросе знаний, то запуск этой технологии не представляет особого труда.

Подготовительный этап. На этом этапе педагог сообщает учащимся, что на следующем уроке или через несколько уроков будет проводиться опрос по такой-то теме. Желательно чтобы тема была объемной, хотя это не всегда обязательно.

Педагог сообщает также фамилии учащихся, которые будут проводить опрос. Количество учащихся может быть пять-шесть. Это делается с таким расчетом, что ведущий у доски будет около десяти минут. Учащимся сообщается очередность ведения урока.

Затем всем учащимся дается письменная инструкция и устное пояснение к ней: «На следующем уроке ты будешь учителем в течение десяти минут. По сигналу учителя ты выходишь к доске и проводишь опрос всего класса по пройденной теме (называется тема). Дома ты составляешь вопросы для опроса. Опрос можно проводить как индивидуально любого из учащихся в классе, так и по колонкам. Ты формулируешь вопрос, называешь имя учащегося, которому предлагается ответить на вопрос. Можно попросить всю колонку хором ответить на поставленный вопрос. По сигналу учителя твоя работа в роли учителя заканчивается, и ты садишься на свое место».

Для большей надежности можно предложить учащимся, которые будут выполнять роль учителя, остаться после уроков и проговорить затруднительные моменты урока и даже прорепетировать отдельные моменты. При системном и постоянном применении этой технологии необходимость в подобных инструкциях после урока отпадает.

Работа в классе. По сигналу учителя ученик выходит к доске и проводит опрос учащихся класса. Так, на одном из очередных уроков в школе № 504 учитель Л. Дербина провела опрос учащихся по русскому языку с применением этой технологии. Первый учащийся задал несколько вопросов по склонению, на которые ученики с места отвечали. Затем по сигналу колонки по очереди хором проговорили о первом, втором и третьем склонении. По сигналу педагога первого ученика сменил у доски второй, который задавал свои вопросы. Следующий ученик провел словарный диктант. Ученики под диктовку писали слова, затем сверяли их написание с эталонным, которое сообщал кто-то из класса.

Наблюдения за такими уроками показывают, что учащиеся очень ответственно подходят к подготовке таких уроков. Они дома тщательно готовят вопросы и проводят урок с большой заинтересованностью.

Исследования эффективности данной технологии показывают, что она имеет сильное влияние на многие структуры личности учащихся: формируется позитивная Я-концепция, развивается сотрудничество с другими учащимися, наблюдается формирование структур законопослушания.

Данная технология не требует большой подготовки учителей. Она может применяться практически в любом классе.

Ученик-учитель

Цели:

- Обучающие: а) проведение опроса учащихся; б) закрепление пройденного материала и т. п.

- Развивающие: а) развитие у учащихся лидерских умений; б) развитие интереса к предмету.

- Воспитывающие: повышение позитивной самооценки, Я-концепции.

- Оптимизирующие: снижение психических затрат учителя во время урока через делегирование учащимся определенных своих полномочий.

Разновидностью технологии «ученики-учителя» может быть подход учителя С. Д. Шевченко. Первую часть урока (опрос) ведет один ученик. Опрос проходит в четыре этапа:

1. Проговор. Ученики разбиваются на пары. В паре один по опорным конспектам проговаривает соседу материал прошлого урока. Может выставляться отметка за ответ в карточку индивидуального учета. Проговаривание проводится в течение пяти — семи минут.

2. На втором этапе проводится фронтальный опрос. Ученик-учитель формулирует вопрос, выдерживает паузу, называет имя отвечающего. Названный ученик отвечает с места. После ответа может быть оценка или отметка. Затем опрашивается следующий ученик и так в течение семи — десяти минут.

3. На третьем этапе учащиеся ставят себе оценку по всей пройденной теме в карточку индивидуального учета и расписываются. Этот этап осуществляется не на каждом уроке, но периодически.

4. На четвертом этапе ученики воспроизводят опорные сигналы в тетрадях «ученик-учитель». Эти тетради они получают в классе и после написания опорных сигналов сдают на проверку.

Все эти этапы проводит ученик-учитель. В классе есть учащийся, который следит за временем каждого этапа. Время этапов может на каждом уроке меняться, но тогда это ученик-учитель согласовывает с учеником, следящим

за временем.

Данная технология применяется почти на каждом уроке. Ученики-учителя на каждом уроке разные. Все должны побывать в роли учителя. Пока все не пройдут через данную инсценировку, ученик не назначается на роль учителя второй раз.

После окончания первой части урока учитель может перейти к изложению нового материала.

Цепочка (отработка умений)

Цели:

- Отработка умений решать задачи.

- Обучение грамотному письму.

- Формирование умений сотрудничать.

- Формирование сплоченности класса.

1. Подготовительный этап. На этом этапе педагог готовит карточки. Их должно быть столько, сколько учащихся в классе. По математике это могут быть задачи, упражнения. По русскому языку — текст для диктантов. По физике, химии — различные упражнения.

Можно ограничиться двумя вариантами карточек.

2. Все учащиеся получают карточки. На первом этапе они выполняют задания самостоятельно. Эта работа может проходить как в классе, так и дома. Если занятие проходит в классе, то учитель выступает в роли консультанта. Если кто-то из учащихся успешно выполнил задания, то учитель привлекает его к консультированию других учащихся. Этот этап работы длится до момента полного усвоения материала заданий.

3. После выполнения индивидуальных заданий учащиеся начинают работать в парах. Кто-то из учащихся в паре объясняет решение первой задачи. Второй учащийся слушает.

4. Затем второй учащийся в каждой паре объясняет решение первой задачи своей карточки.

5. После этого учащиеся обмениваются карточками, и каждый из них вторую задачу карточки решает самостоятельно. Если нужна помощь, то ученик может ее получить от соседа, так как тот знает эту карточку.

6. Ученики проверяют вторые задачи друг друга и, если требуется, объясняют друг другу до полного усвоения. Так как пары могут выполнять задания в разном темпе, для заполнения паузы в карточке может быть третье (или четвертое) задание.

7. По команде учителя учащиеся одной из колонок пересаживаются на одно место вперед. Сидящий за первым столом пересаживается за последний стол. Ученики обменялись до этого карточками, взяли с собой карточку, которую решали в паре под контролем другого ученика.

8. Занятия в парах строятся по прежнему алгоритму. Один из учащихся в паре объясняет второму решение первой задачи. Другой учащийся объясняет решение первой задачи из своей карточки. Необходимо отметить, что когда ученики объясняют решение, то они глубже его понимают, учатся грамотно строить речь. В свое время К. Д. Ушинский писал: «Но даже если предположить, что ученик поймет мысль, объясненную учителем, то в таком случае мысль его никогда не уляжется в голове его так прочно и сознательно, никогда не сделается такой полной собственностью ученика, как тогда, когда он сам ее выражает» (Ушинский К. Д. Собр. соч. — М., 1950. — С. 429).

Затем ученики решают вторые задачи самостоятельно, проверяют друг друга. По команде обмениваются карточками и пересаживаются на одно место вперед.

Пересадок может быть столько, сколько карточек заготовил учитель. Если каждый ученик вначале занятий имел свою карточку, то занятие может продолжаться до тех пор, пока каждый ученик не выполнит задания всех карточек.

При втором подходе к своему месту (8 позиция) учащиеся опять встречаются со своей карточкой в позиции обучаемого, то есть им объясняют карточку, которую они самостоятельно решали и запускали в начале занятия. В этой ситуации учащийся выступает уже не в роли обучаемого, а в роли контролера по запущенной карточке. Он проверяет искажения, выискивает вкравшиеся ошибки. На данном этапе происходит защита от тиражирования ошибок. Кроме этого учащийся знакомится с новым объяснением заданий, которое сформулировали другие в процессе работы с его карточкой.

Получив карточки, учащиеся пересаживаются за столы в соседней колонке. Пятый ученик садится за первый стол с пятой карточкой, но в другую колонку. Таким образом, карточка запускается в новой колонке. И так происходит со всеми карточками.

Первая посадка После первой пересадки

номера карточек 1357 номера карточек 4682

номера учащихся 1357 номера учащихся 3571

номера учащихся 24 6 8 номера учащихся 2468

номера карточек 2468 номера карточек 1 3 5 7 и т. д.

3.48. Цепочка (опрос)

Цели:

- Бесконфликтная проверка знаний, умений учащихся.

- Развитие умений формулировать вопросы.

Данная технология может применяться как при проверке знаний урока, так и разделов учебного предмета. Она хорошо себя зарекомендовала как бесконфликтный вид опроса на экзаменах и итоговых зачетах.

1. Педагог предлагает учащимся придумать вопросы по пройденной теме или разделу. Вопрос должен предполагать короткий ответ не более 1 минуты. Количество вопросов зависит от объема проверяемого материала и времени, выделенного для этой цели. Если эта проверка темы одного урока, то каждый учащийся придумывает по одному вопросу. Если же это раздел изучаемого предмета, то учащиеся придумывают по три — пять вопросов. Подготовка вопросов может быть как в классе, так и дома.

2. Ученики работают с конспектом, литературой, формулируют и записывают вопросы в своих тетрадях. Общение на этой стадии учащихся не предполагается.

3. Начинается опрос. Учитель называет имя ученика, который формулирует вопрос. В списке учащихся напротив фамилии ученика, задающего вопрос, учитель ставит букву «в»: Иванов А. — в.

Это делается для того, чтобы в дальнейшем оценить учащихся. Учитель выдерживает небольшую паузу. Пауза нужна для того, чтобы учащиеся подумали над ответом. Думает весь класс, так как пока неизвестно, кто же будет отвечать.

4. Называется имя отвечающего. Названный ученик сообщает, принимает ли он вопрос или он его не принимает. Если вопрос принимается, то далее ученик сообщает, отвечает ли он сразу или ему еще нужно подумать. Если вопрос не принимается учеником, то в роли арбитра может выступить учитель либо назначенный заранее научный эксперт. Иногда вопросы формулируются учениками непонятно или очень общо. В такой ситуации учитель соглашается с непринятием вопроса. В этой ситуации могут быть разные действия учителя. Можно не фиксировать внимание на неуспехе ученика и перейти к следующему вопросу. Эта реакция наиболее предпочтительна при первоначальном введении этой технологии. Такая реакция не вызывает конфликтной ситуации в классе. Со временем для обострения ситуации в классе можно напротив фамилии ставить зачеркнутую букву «в». Это означает, что у ученика была неудачная попытка задать вопрос. Если в классе будет каждому ученику в общей сложности предоставлено пять попыток задавать и отвечать на вопросы, то это означает, что данный ученик упустил возможность заработать балл. Таким образом, у него пять баллов уже на этом этапе урока не будет. Это можно делать только тогда, когда у

учащихся уже сформированы умения задавать вопросы, и они это делают уверенно. В противном случае данная реакция учителя будет формировать неуверенность ученика в данном виде учебной деятельности.

Если же вопрос сформулирован правильно, то учитель предлагает ученику ответить и ставит напротив его фамилии «о», то есть отвечающий: Никулин П. — о.

Если ученик попросил паузу для подготовки ответа, то учитель в такой ситуации рядом с буквой «о» ставит карандашом минус, который означает, что необходимо вернуться к этому ученику: Никулин П. о-. После этого можно перейти к следующей паре, называя имя автора следующего вопроса, затем имя отвечающего. После этого возвращаются к предыдущему отвечающему.

5. Ответ ученика.

6. Отметка. Автор вопроса оценивает ответ и сообщает, принимает ли он ответ или не принимает. Если ответ не принимается и педагог согласен с отрицательной оценкой, то напротив фамилии отвечающего ученика зачеркивается буква «о».

Бывают ситуации, когда не прозвучал правильный ответ на вопрос, а автор вопроса ставит положительную отметку. В такой ситуации педагог зачеркивает и букву «в» напротив фамилии автора, и букву «о» напротив фамилии отвечающего.

7. На следующем этапе называется имя следующего ученика, задающего вопрос. Следует пауза. Называется имя отвечающего. Отвечающий высказывает мнение о согласии или несогласии с формулировкой вопроса, отвечает сразу или просит паузу и т. д. Если ученик просит время на обдумывание, то к его ответу возвращаются после того, как прозвучал следующий вопрос или следующий ответ на вопрос.

После опроса всех учеников в списке учащихся напротив каждого учащихся должна стоять буква «в» или «о». По второму кругу роли меняются. Тот, кто отвечает, — формулирует вопрос, а тот, кто задавал вопрос, — отвечает.

Наиболее объективный и простой подход — это дать возможность каждому ученику задать вопросы или ответить на них в общей сложности пять раз. Пять удачных попыток — пять, четыре удачные попытки — четыре и т. д. Каждый вопрос и каждый ответ оценивается в один балл.

Положительный момент данной формы опроса состоит в его объективности, независимости его от субъективности учителя. Учитель выводит себя из процесса оценивания, передавая эту функцию ученикам. Управлять процессом может технический эксперт. Секретарь может фиксировать результаты как в тетради, так и на доске. В этой ситуации требуется предварительная подготовка секретаря.

Другим положительным моментом является то, что весь класс участвует в этом процессе. Нужно придумать вопрос по теме, что предполагает более глубокое понимание материала. В момент формулирования вопроса перед всем классом нужно быть внимательным, так как либо придется отвечать, либо, выслушав вопрос, быстро изменять свои вопросы, так как повторять вопрос нельзя.

Третьим важным моментом является развитие у учеников умений формулировать вопросы. Однако в данной технологии отсутствуют полные развернутые ответы по теме, и поэтому она не может заменить устные ответы у доски, тихие ответы у доски и другие технологии. Ограниченность применения в полной степени этой технологии обуславливается временными затратами, поэтому она может применяться в сокращенной форме: не все учащиеся действуют, уменьшается количество вопросов. В целом данная технология способствует реализации измерительной, стимулирующей, развивающей, воспитывающей, коррекционной функциям контроля.

Шефы.

Цели:

- Обучающие: а) глубокое изучение подшефными пройденного материала; б) повышение понимания и запоминания шефами пройденного в предыдущих классах материала.

- Развивающие: а) развитие умений говорить; б) развитие умений общаться в позиции руководитель-подчиненный.

- Воспитывающие: а) воспитание ответственности у шефов; б) воспитание сотрудничества.

Данная инсценировка является одной из эффективных в достижении обучающих, развивающих, воспитывающих целей. Известно, что когда человек начинает учить других, то он сам начинает глубже понимать материал и его запоминать.

Известно также, что когда на человека возлагается ответственность за кого-то, то и он начинает проявляться в деятельности. Кроме этого, человеку свойственно передавать свой опыт другим. В человеке заложена потребность учить других. Это проявляется в разной степени у разных людей, но у всех присутствует в коллективном бессознательном.

В данной инсценировке используется все названные выше психологические механизмы.

Данная инсценировка проводится сразу с двумя классами.

1. Педагог сообщает в старшем классе (допустим, в 8а), что на следующей неделе урок будет проходить совместно с другим классом (допустим, 7а). Классу дается задание. Например, принять зачет по такой-то теме, которую младший класс уже изучил. В процессе зачета, если ученики чего-то не понимают, то им нужно объяснить этот материал.

В младших классах учитель сообщает, что на следующий урок придут старшеклассники для обучения и принятия зачета.

2. Подготовка к занятию. Опыт показывает, что старшеклассники повторяют, а некоторые изучают учебный материал так, как они этого не делали в младшем классе. Они стараются понять и запомнить материал так, чтобы выглядеть достойно в глазах младшего класса. На этом этапе могут проводиться консультации для старшеклассников.

Ученики младшего класса также серьезнее готовятся к уроку, чем обычно.

3. Работа в классе. Старшеклассники приходят в класс к своим подопечным. Если размеры аудиторий не позволяют это сделать, то половина класса идет в младший, а половина подопечного класса идет к старшеклассникам.

Работа идет в парах. Желательно за каждым старшеклассником закрепить одного подопечного. Хорошо за неуспевающим учеником закрепить старшеклассников, которые могут хорошо объяснить материал. Можно за хорошо успевающим учеником младшего класса закрепить старшеклассника, которого нужно стимулировать работать. Можно формировать пары по желанию. Ученики зашли в класс и в случайном порядке рассаживаются по местам.

Желательно новую встречу провести так, чтобы было всем интересно.

Учитель оказывает ученикам необходимую помощь, следит за уровнем шума в классе. Учеников нужно приучать говорить тихо, чтобы не мешать соседней паре.

Если в каком-то классе оказываются лишние ученики, то можно составлять триады.

Работа в парах строится следующим образом: а) Знакомство, Ученики знакомятся друг с другом, немного рассказывают о себе, что любят, чем интересуются и т. д. Знакомство осуществляется на первой встрече. Затем у каждого ученика будет свой подшефный, б) Старшеклассники уточняют у подшефного, есть ли у него вопросы по изучаемой теме, все ли ему понятно. Если что-то непонятно, то старшеклассник объясняет, в) Ответ подопечного. Ученик младшего класса рассказывает учебный материал. Старшеклассник не перебивает, слушает внимательно, в затруднительных местах подсказывает, г) Оценка. После ответа старшеклассник оценивает ученика. Он сообщает о достижениях ученика, пытаясь найти все хорошее, что было в ответе. Желательно на первых встречах не высказывать никаких отрицательных замечаний подопечным. В дальнейшем можно показывать ученику пути совершенствования своей работы над материалом. Итоги оценки могут фиксироваться зачетом в карточке индивидуального учета, либо в другом документе, д) После опроса можно организовать различные формы сотрудничества, если есть время.

Оплата может осуществляться двоим преподавателям, так как работа идет с двумя классами одновременно.

Наши рекомендации