Каббала на пороге двадцать первого века

Двадцать лет назад в эпилоге к своей книге «Каббала: путь еврейского мистика» <1> я писала: «В наши дни каббалисты не проводят активной вербовки новичков в свои ряды. В кампусах колледжей вы не встретите объявлений ни о семинарах, ни о сеансах групповой медитации; лишь изредка попадётся учёный каббалист, который обронит один-другой намёк на лекции, посвящённой еврейскому мистицизму». Но теперь, на пороге нового тысячелетия, еврейский мистицизм, похоже, вступает в полосу обновления. Возродились исследовательские традиции, благодаря чему появились удобопонятные переводы древних текстов, открывающие новому поколению учеников доступ к практической каббале. Следуя примеру великих мистиков – Авраама Абулафии, Исраэля Баал Шем Това и Авраама Кука, — либеральные учителя распахнули двери своих школ перед всеми искренними искателями духовной истины. По образцу таких восточных систем, как йога и дзен-буддизм, каббала вновь стала уделять первоочередное внимание медитативной практике. Наконец, новое измерение в структуру еврейского мистицизма внесло мощное движение женщин-каббалистов. И всё же в свете последних культурных, политических и научных достижений у многих, вероятно, возникнет вопрос: найдётся ли в двадцать первом столетии место для мистицизма в какой бы то ни было форме?

Что окажется сильнее: стремление к бессмертию путём клонирования или желание растворить своё «я» в Небытии? Сможет ли общение с наставником и мистическими товарищами через интернет хотя бы приблизиться к опыту, который обретали в совместной работе сафедские «львята» или мистики Меркабы во время Больших и Малых собраний? Как будут перетолкованы еврейские законы, регламентирующие работу, взаимоотношения с природой, секс, семейную жизнь, отношение к пожилым людям и к смерти в ситуации, когда этические проблемы, связанные с браком, деторождением, абортами, пересадкой органов, правами животных, охраной окружающей среды и правом на смерть, получают новую трактовку едва ли не каждый день? Сможет ли каббала с её ориентацией на простоту и бескорыстие выжить в мире головокружительного технического прогресса и всё возрастающей жажды наживы?

Я не пророк, и ответов на эти вопросы дать не могу. Однако хотелось бы внести несколько предложений, которые, возможно, помогут каббале гармонично войти в жизнь духовных искателей нового столетия.

Секуляризм

Евреи, соблюдающие религиозные предписания, практиковали мистические техники каббалы на протяжении столетий. Мастера каббалы и их ученики были сведущи в иудаистских законах и считали себя членами ортодоксальной еврейской общины. До тех пора, пока Авраам Абулафия не начал принимать в ученики неевреев, такого понятия, как «светская» каббала, не существовало; и даже в среде своих собратьев-мистиков Абулафия оставался исключением. Импульс к секуляризации, заданный Абулафией, почти угас по вине лжемессий Саббатая Цви и Иосифа Франка. Вопреки своей репутации реформаторов, хасиды тоже не отступали от ортодоксального иудаизма. И сколько бы разногласий по поводу теоретической интерпретации Торы и подобающего стиля молитвы ни разделяло мистиков и митнагдим (рационалистов), и те, и другие строго придерживаются одних и тех же законов. Ни один хасид не станет есть некошерную пищу и не сядет за руль автомобиля в субботу. Отличить хасидим от митнагдим непросто даже по манере одеваться. Мужчины в обеих традициях носят одинаковые чёрные шляпы и пальто и выпускают поверх брюк бахрому талит катана (малой молитвенной шали, которая носится под одеждой). Женщины носят одинаковые головные платки, кофты с длинными рукавами и длинные юбки. Так существуют ли вообще «светские каббалисты»? Или само это понятие внутренне противоречиво?

Первым из вероучителей двадцатого века, попытавшимся перебросить мост через пропасть между светскими и ортодоксальными искателями духовной истины, стал рабби Авраам Кук. Он ощущал своё родство со всеми евреями — и ортодоксальными, и неортодоксальными. Свою мистическую версию сионизма Кук проповедовал среди жителей кибуцев и на рыночных площадях нарождающегося государства Израиль. Распространению его учения способствовала популярность его трудов среди евреев-неортодоксов и неевреев. Согласно равви Куку, еврейский народ соответствует сердцу Адама Кадмона, но в опыте Небытия это отличие, как и все прочие, растворяется. Последователям Кука приходилось балансировать на тонкой грани. Для многих обращение к практической каббале означало необходимость сделать выбор между традиционным ортодоксальным иудаизмом и разновидностью универсализма, граничащей с ересью. Однако важно отметить, что учителя, шедшие по стопам Кука, сами оставались ортодоксами, хотя и принимали светских учеников. Это относится даже к самым либеральным каббалистам 60-х годов XX века, которые с готовностью брали в ученики женщин, присоединялись к экуменическим движениям и включали в своё учение популярные восточные техники медитации. Современные женщины-каббалисты пошли ещё дальше по пути секуляризации, но и они опираются на Тору в своих интерпретациях богослужения и прочих ритуалов.

Итак, необходимо ли каббалисту соблюдать еврейские законы или хотя бы просто быть евреем? Нет, если в практике каббалы вы ограничиваетесь только медитациями. Но, учитывая то, что в каббалистических медитациях используется иврит, а также метафоры и символы, восходящие к еврейской Библии, необходимо, по крайней мере, чувствовать душевную близость к еврейской традиции. Аналогичным образом, любой человек может практиковать христианское созерцание либо дзенскую или йогическую медитацию, но только при условии, что он готов принять техники и символы, укоренённые, соответственно, в христианской, буддийской или индуистской традиции. В последние годы всё чаще предпринимаются попытки сопоставления и объединения различных духовных путей. Сегодня можно встретить людей, именующих себя «еврейскими буддистами», «еврейскими христианами», «еврейскими индусами», «еврейскими суфиями (мусульманами)» и даже «еврейскими викканцами» (последователями неоязыческой традиции поклонения Великой Богине). Но мне представляется, что во всех этих случаях эпитетом «еврейский» обозначается не столько религиозная, сколько национальная принадлежность. Обозначением же духовной практики служит второе слово в этих сочетаниях. Такие люди не считают себя каббалистами и не заявляют о своей приверженности еврейской мистической традиции.

С началом нового тысячелетия интерес к западным монотеистическим религиям, вероятно, усилится. На рубеже веков всегда набирают силу фундаменталистские течения и апокалиптические культы — это естественные порождения духовного голода, обостряющегося в переломные моменты, когда уходит старое и зарождается нечто новое. Поэтому можно ожидать, что мистицизм и секуляризм пойдут на взаимные уступки. Изменение общекультурных норм, несомненно, повлечёт за собой перемены в традиции еврейского мистицизма; не исключено, что перемены эти окажутся весьма радикальными, вплоть до резкой секуляризации состава каббалистических школ. Но что бы ни случилось, оплотом каббалы по-прежнему останется медитация, основанная на Торе.

Новые тенденции

В мире мегабайтов и мегаприбылей не так уж часто встретишь человека, готового тратить время на расшифровку старинных текстов. Быть может, поколение, воспитанное в эпоху всеобщей компьютерной грамотности, никогда не узнает, что такое сидеть над книгами, не говоря уже о древних рукописях. Быть может, каббалисты этого нового поколения станут создавать новые мандалы для визуализаций при помощи компьютерной графики. Такого рода индивидуальная работа с Колесницей Иезекииля или, например, с танцующими буквами священных Имён не только будет стимулировать личные творческие способности, но и сослужит добрую службу практикующим каббалистам, предотвратив застой в развитии медитативных техник. В результате каббалисты, обретшие относительную независимость от устаревших социальных обычаев, примут на себя новую ответственность за возрождение мистической практики. Между членами мистических товариществ будут формироваться новые связи, основанные на идеале равенства: на смену жёстким иерархическим отношениям придёт демократичное распределение ролей. В двадцать первом веке отношения между учителем и учеником должны претерпеть трансформацию. Учитель останется духовным наставником, но, по-видимому, его уже не будут воспринимать как непререкаемый авторитет во всех областях жизни. Должны установиться новые эмоциональные границы, отделяющие руководство в искусстве медитации от терапевтических, финансовых и карьерных рекомендаций. Тем самым сократятся возможности для эксплуатации и злоупотреблений, как со стороны учителя, так и со стороны учеников. В общем эгалитарном контексте, которым будет определяться лицо грядущего столетия, члены мистических товариществ откажутся от таких титулов, как «Учитель», «Ребе» или «Цадик», и станут обращаться друг к другу просто по имени. Женщины-каббалисты будут наставлять учеников по всему миру, сидя перед экраном компьютера, а не за традиционной мехицей — загородкой, некогда скрывавшей дочь Баал Шем Това от взоров учеников-мужчин.

Продолжая традицию хасидов, каббалисты, вне зависимости от уровня своего духовного развития, перестанут ограничиваться сугубо духовными обязанностями и будут обращаться к мирским делам. Но миновали времена таких хасидов, как мой дед, который бросил семью и работу, чтобы тринадцать лет провести в праздности за столом своего наставника. Глобализация откроет новые, более широкие профессиональные перспективы, и мистики не реже прочих будут менять сферу деятельности. Тем больше времени они будут уделять «извлечению искр» из повседневных дел, и тем меньше — молитвенному уединению. Наконец, благодаря быстрым и удобным средствам передвижения каббалисты из разных городов и стран смогут собираться для совместных медитаций чаще, хотя продолжительность таких собраний сократится.

Семья и община

Искателям духовности в двадцать первом веке придётся приспосабливаться не только к радикальным переменам, которые повлечёт за собой развитие технологии в сфере трудовой деятельности и коммуникаций, но и к новым, нетрадиционным формам семьи и общины. Либеральная тенденция, заложенная рабби Куком в начале двадцатого столетия, станет общепризнанной нормой, и каббала сделается ещё более доступной. В рядах каббалистов окажутся не только женщины, неортодоксальные евреи и неевреи, но и пары, живущие в гражданском браке, родители-одиночки, геи, лесбиянки и прочие люди, чьё семейное положение или сексуальная ориентация не отвечают традиционным ортодоксальным стандартам. Как и другие системы духовного совершенствования, каббала вынуждена будет пойти на уступки требованиям секуляризованного мира. Типичную духовную общину двадцать первого века будут отличать универсализм и мультикультурный подход. Сохраняя приверженность уникальной еврейской практике медитации, каббалисты всё же будут избавляться от присущего их предшественникам стремления отгородиться от светского мира. Тем, кто желает устранить разрыв между духовной и повседневной жизнью, даже современная хасидская община покажется чересчур сектантской.

В грядущем столетии искатели духовности будут не столь склонны группироваться вокруг харизматических лидеров и пророков. Поддержание «праведной» жизни станет личной ответственностью каждого отдельного каббалиста. Вместо того чтобы подчиняться этическим нормам, которые навязываются им в качестве нравственных или религиозных обязанностей, каббалисты сами станут живыми воплощениями божественных качеств, заключённых в сефирот, и священными сосудами могущественных искр, заключённых в буквах молитв. С расширением старых культурных стандартов древние ритуалы обретут новую жизнь. Практика хитбодедут станет доступна любому, кто стремится достичь слияния с Небытием. А проникновение каббалистической символики в традиционные брачные церемонии, погребальные обряды, ритуалы бар-мицвы и бат-мицвы и обряды празднования субботы обогатит жизнь всех тех, кто пытается придать «современное звучание» древним традициям.

Рост интереса к каббале породит новые формы и методики еврейского образования. Практике Торы станут уделять больше внимания, чем теоретическому её изучению. На смену механическому заучиванию придут более гибкие методы, позволяющие привить ученикам медитативное сознание ещё на ранних этапах освоения еврейского алфавита и ритуалов ежедневной молитвы. В упражнениях на рисование и визуализацию дети будут исследовать живое значение букв, вместо того чтобы тратить время и силы на бессмысленную зубрёжку. Музыка и танцы приобщат их к чувственному восприятию Торы, а идея божественной имманентности будет представать перед ними в андрогинных символах.

Небытие в мире вещей

Таков мой сценарий развития еврейского мистицизма в двадцать первом веке — сценарий весьма оптимистичный. Но в заключение мне всё же хотелось бы поставить несколько непростых вопросов.

1. Не станет ли труднее достигать растворения в Небытии в условиях бурного технологического прогресса?

Несомненно, станет. Мы уже убедились в том, как трудно воспитывать праведность в условиях повсеместного роста преступности и насилия, экономического неравенства, коммерциализации сакрального и развития средств массовой информации. Полагаю, что «извлечение искр» в мире виртуальной реальности окажется ещё более сложной задачей.

2. Не притупится ли восприимчивость людей настолько, что они перестанут отличать мнимые страдания от подлинных?

Нет — у тех, кто будет следовать ежедневной практике хитбодедут.

3. Смогут ли искатели духовности находить время для медитации на фоне всеобщего увлечения техническими новинками?

Смогут, если поймут, что долгосрочная польза, которую приносит медитация, неизмеримо выше кратковременных удовольствий, которые дают технические новшества.

4. Каким образом каббалисты смогут воплощать на практике идеал простоты, если технические устройства, столь властно подчиняющие себе нашу жизнь, становятся всё более сложными?

Для этого они должны будут укреплять в себе медитативный подход к повседневным делам и регулярно практиковать техники, основанные на психологических прозрениях их великих предшественников, таких как рабби Акиба, Ари и Баал Шем Тов. Тогда идеал простоты будет достигнут вполне естественно, без самопринуждения и попыток отгородиться от современных достижений. Кроме того, каббалисты смогут опираться на поддержку своих единомышленников — учителей и друзей.

5. Что конкретно можно предпринять в сложившихся условиях, чтобы обезопасить себя от всевозможных отвлекающих влияний и достичь полноценного опыта Небытия?

Чтобы осознать Небытие, обращайтесь к мирским вещам. Я имею в виду, что к повседневной жизни следует относиться как к непрерывной цепи возможностей для «извлечения искр». В любой ситуации — и радостной, и печальной, и нейтральной — находите мгновение для того, чтобы утвердить в себе медитативное отношение к событиям. Практикуйте хитбодедут всегда и повсюду. Если леность, гнев или жадность искушают вас свернуть с праведного пути, прислушайтесь к звукам текущего момента — просто вслушивайтесь в них, всецело обратившись в слух, и ничего более. В конце концов эти звуки угаснут, и вы погрузитесь в Небытие.

Примечания

1. См. Perle Epstein… в разделе «Рекомендуемая литература».

Рекомендуемая литература

Ariel, David. The Mystic Quest. New York: Schocken Books, 1988.

Armstrong, Karen. A History of God. New York: Knopf, 1993.

Bahya Ibn Pakuda. The Book of Direction to the Duties of the Heart. Translated by Menachem Mansoor. London: Routledge and Kegan Paul, 1973.

Besserman, Perle, ed. The Way of the Jewish Mystics. Boston: Shambhala Publications, 1994.

Bloom, Harold. Kabbalah and Criticism. New York: Seabury Press, 1975.

Buber, Martin. Tales of the Hasidim: Early Masters. New York: Schocken Books, 1975.

Buber, Martin. Tales of the Hasidim: Later Masters. New York: Schocken Books, 1948.

Cordovero, Moses. The Palm Tree of Deborah. Translated by Louis Jacobs. New York: Hermon Press, 1974.

Dan, Joseph, and Ronald C. Kiener. The Early Kabbalah. Mahwah, N.J.: Paulist Press, 1986.

Dan, Joseph. Gershom Scholem and the Mystical Dimension of Jewish History. New York: New York University Press, 1988.

Dov Baer of Lubavitch. Tract on Ecstasy. Translated by Louis Jacobs. London: Vallentine Mitchell, 1963.

Epstein, Perle [Besserman]. Kabbalah: The Way of the Jewish Mystic. Boston: Shambhala Publications, 1988.

Fine, Lawrence. Safed Spirituality: Rules of Mystical Piety, The Beginning of Wisdom. Mahwah, N.J.: Paulist Press, 1984.

Fisdel, Steven A. The Practice of Kabbalah: Meditation in Judaism. Northvale, N.J.: Jason Aronson, 1991.

Franck, Adolphe. The Kabbalah. New York: University Books, 1967.

Glotzer, Leonard R. The Fundamentals of Jewish Mysticism. Northvale, N.J.: Jason Aronson, 1992.

Gottlieb, Lynn. She Who Dwells Within: A Feminist Vision of a Renewed Judaism. San Francisco: Harper San Francisco, 1995.

Gutwirth, Israel. The Kabbalah and Jewish Mysticism. New York: Philosophical Library, 1987.

Harrelson, Walter. From Fertility Cult to Worship. New York, Doubleday, 1964.

Hoffman, Edward. The Way of Splendor: Jewish Mysticism and Modern Psychology. Boulder, Colo.: Shambhala Publications, 1981.

Idel, Moshe. Kabbalah: New Perspectives. New Haven: Yale University Press, 1988.

Kaplan, Aryeh. The Aryeh Kaplan Reader. Brooklyn: Mesorah Publications, 1990.

Kaplan, Aryeh. The Bahir. York Beach, Maine: Samuel Weiser, 1989.

Kaplan, Aryeh. Inner Space. Brooklyn: Maznaim Publishing Corp., 1990.

Kaplan, Aryeh. Jewish Meditation. New York: Schocken Books, 1985.

Kaplan, Aryeh. The Light Beyond: Adventures in Hassidic Thought. Brooklyn: Maznaim Publishing Corp., 1981.

Kaplan, Aryeh. Meditation and Kabbalah. York Beach, Maine: Samuel Weiser, 1986.

Kaplan, Aryeh. Meditation and the Bible. York Beach, Maine: Samuel Weiser, 1978.

Kaplan, Aryeh. Sefer Yetzirah: The Book of Creation. York Beach, Maine: Samuel Weiser, 1990.

Labowitz, Shoni. Miraculous Living: A Guided Journey through the Ten Gates of the Tree of Life. New York: Simon and Schuster, 1997.

Luzzatto, Moses. General Principles of the Kabbalah. New York: Samuel Weiser, 1970.

Luzzatto, Moshe Chayim. The Way of God. Translated by Aryeh Kaplan. New York: Philip Feldheim Publishers, 1983.

Matt, Daniel. The Essential Kabbalah: The Heart of Jewish Mysticism. San Francisco: Harper San Francisco, 1995.

Matt, Daniel (trans.). Zohar: The Book of Enlightment. Mahwah, N.J.: Paulist Press, 1983.

Meltzer, David. The Anatomy of God. New York: Ktav Publishing House, 1973.

Meltzer, David. The Secret Garden. New York: Seabury Press, 1976.

Munk, Rabbi Michael L. The Wisdom in the Hebrew Alphabet. New York: Mesorah Publications, 1983.

Patai, Raphael. The Jewish Alchemists. Princeton: Princeton University Press, 1994.

Ponce, Charles. Kabbalah. Wheaton, Ill.: Quest Books, 1980.

Schaya, Leo. The Universal Meaning of the Kabbalah. Translated by Nancy Pearson. London: George Allen and Unwin, 1971.

Scholem, Gershom. Kabbalah. New York: Meridian, 1978.

Scholem, Gershom. Major Trends in Jewish Mysticism. New York: Schocken Books, 1974.

Scholem, Gershom. On the Kabbalah and Its Symbolism. New York: Schocken Books, 1978.

Scholem, Gershom. On the Mystical Shape of the Godhead. New York: Schocken Books, 1991.

Scholem, Gershom. Zohar: The Book of Splendor. New York: Schocken Books, 1973.

Shapiro, Rabbi Rami. Minyan: The Tenfold Path of Jewish Spiritual Practice. New York: Bell Tower, 1997.

Sperling, Harry, and Maurice Simon, trans. The Zohar. 5 vols. London: Soncino Press, 1984.

Steinsaltz, Adin. The Thirteen-Petalled Rose. New York: Basic Books, 1980.

Tishby, Isaiah, ed. The Wisdom of the Zohar. 3 vols. New York: Oxford University Press, 1989.

Trachtenberg, Joshua. Jewish Magic and Superstition. New York: Atheneum, 1977.

Zalman, Rabbi Schneur. Likutei Amarim: Tanya. London: Kehot Publication Society, 1973.

Видеофильм

Gitlin, Harvey, and Edward Hoffman. A Mystical Journey through the Hebrew Alphabet. VoVids, 1989.

Алфавитный указатель

Аарон из Карлина

Аарон из Староселье

Абулафия, Авраам

и евреи

и Исаак из Акко

и медитация на буквы

как учитель

предостережения

техники медитации

ученики

Адам

«низший» Адам

нисхождение в мир Асия

повторение артикля «ха» (из «ха-адам»)

Адам Кадмон

визуализация

значение

и еврейский народ

и медитация Колесницы

и сефирот

оккультная интерпретация

Адонаи

в тексте «Шемы»

употребление имени

«Адон Олам»

Азриэль из Жероны

Акиба

достижение пардеса

и мудрецы периода таннаев

как образец для подражания

наставления

Алфавит. См. Буквы иврита

Алькабез, Соломон

«Амида»

Ангелы

и десять стадий медитации

как духовные наставники

Антисемитизм

Ари. См. Лурия, Ицхак

Асия (архетипический мир)

Аскетизм

Абулафия

Исаак из Акко

Астральное тело

Ацилут (архетипический мир)

в медитации

сефирот в

Ашкенази

Баал Шем Тов, Исраэль

и «Шема»

потеря жены

учение

ученики

Бар Йохаи, Шимон. См. Шимон бар Йохаи

«Бахир» («Книга яркости»)

Бахья бен Иосиф Ибн Пакуда

Бен Баба, Иегуда

Бен Гамлиэль, Шимон

Бен Дама, Елеазар

Бен Елиезер, Исраэль. См. Баал Шем Тов, Исраэль

Бен Йехиэль, Натан

Бен Узиэль, Йонатан

Бен Хакана, Нехуния

Бен Хушиэль, Хананель

Беньямин, Вальтер

«Беседы» с Богом

Бесконечность. См. Эйн (Эйн Соф)

Библия (см. также по заглавиям отдельных книг)

Благовония

медитация на

употребление

Благодать Божественная (шефа)

Богослужение. См. Молитва

Божественная Мать

Божественные Имена. См. Имена Бога; Тетраграмматон

Бракосочетание Божественное

Брия (архетипический мир)

в медитации

сефирот в

Бубер, Мартин

Буквы. См. Буквы иврита

Буквы иврита (см. также Буквы, медитация и перестановки; Тетраграмматон)

в медитации

и десять стадий медитации

три первозданные буквы

числовые эквиваленты

Буквы, медитация и перестановки

в оккультизме

в технике «небесных чертогов»

в технике «Измерение Тела»

для начинающих

и Творение

и техника «Хабад»

при благословениях миквы

техника церуф

Бытие (шестая стадия медитации)

Бытия Книга

Вавилонское пленение

Вегетарианство

«Ветхий деньми»

близость к

как лик Бога

Ветхий Завет. См. Библия

«Веяние ветра» (медитативная техника)

Видения Иезекииля

Виленский гаон

Виталь, Хаим

Вода

Возлюбленный

Адам Кадмон

и медитация

как цель стремления сафедских каббалистов

христианская интерпретация

Вольф, Зев

Внутренние Врата

«Восхождение» (медитативная техника)

Врата (в «Сефер Йецира»)

Вселенная Божьего слова

«Высекание» (хакика) (медитативная техника)

Высшая Шехина

Галлюцинации

Гаона мистики

Гекалот (небесные чертоги)

«Гекалот Раббати»

Гематрия. См. Чисел перестановки.

Герушин техника

Гершон из Китова

Гешель, Авраам

Гикатилия, Иосиф

Гистапкут

Гитлер

«Глотание» (медитативная техника)

Голем

Гонения на каббалистов

Горовиц, Исайя

Готлиб, Линн

Давид (библейский)

Де Леон, Моше

и «Зогар»

медитативные техники

учение

Дезориентация сенсорная

Действие

Асия

значение в каббалистической практике

Демоны (шедим)

Дераш (аллегорический уровень толкования)

Диббук

Дифференциация (пятая стадия медитации)

Дов Бэр из Любавича

Дов Бэр из Межирича. См. Маггид из Межирича

Древо мировое

визуализация

восхождение на

и «Зогар»

и лики Бога

изображение

Древо Жизни. См. Древо мировое

Духи (в медиумизме)

Духовный водитель. См. Маггид

Дыхание

в медитации

каббалистические наставления к

при произнесении Тетраграмматона

при чтении «Шемы»

Евреи (см. также Израиля народ)

и секуляризация

и Тора

ортодоксы и каббалисты

рассеяние

Еврейская Библия (см. также по заглавиям отдельных книг)

Единство всего сущего

Единый (Бог)

Ездры Книга

Екклесиаста Книга

Елеазар Великий

Еноха Книга

Жених и Невеста мистические

Женщины и каббала

Жеронская школа

Жертвоприношение

Залман, Шнеур

Заповеди

и праведность

любовь к Богу

Торы

Звезда Давида

Зингер, Исаак Башевис

«Зогар» («Книга сияния»)

авторство и датировка

и каббалисты

и медитация на сефирот

и Тора

и «Шема»

о ликах Бога

о медитативных техниках

о первых стихах Книги Бытия

об ученичестве

Иаков из Марвежа

Иакова лестница

Ибн Гебироль, Соломон

Ибн Шем Тов, Шем Тов

Иврит

произношение

употребление

Идель, Моше

Иегуди из Пжиши

Иехиэль Михал из Злочова

«Измерение Тела» (медитативная техника)

Израиль (государство)

Израиля народ

Иезекииль (см. также Колесницы медитация)

Иерусалим (см. также Храм)

Имена Бога (см. также Тетраграмматон)

Адонаи

и каббалисты

и сефирот

и тело

и «Шема»

компьютерная обработка

медитация на

Элохим

Эль

Эхейе

Имя Славы

Инквизиция

Интеллект (третья стадия медитации)

Интернет

Исаак из Акко

Исаак Слепой

Искры

в оккультной интерпретации

и каббала XXI века

и сафедские мистики

священные искры, заключённые в Творении

Испанские каббалисты

«Исправление» (техника тиккун)

Исход (Книга)

Итальянские каббалисты

Иудаизм ортодоксальный

Йехида («совершенное единение»)

Йецира (архетипический мир)

в медитации

сефирот в

Йеш (Бытие)

Йихуд

и медитация на буквы

и техника созерцания

пища как

у сафедских мистиков

Йод-Хе-Вау-Хе. См. Тетраграмматон

Йонатан бен Узиэль

Каввана

в медитативных техниках

в учениях каббалистов

и заповеди

и Метатрон (ангел)

кавванот Ицхака Лурии

«Каменоломни»

Каплан, Арие

Каро, Иосиф

Кафка, Франц

Кимхи, Давид

Клипот

«Книга наставлений об обязанностях сердца»

«Книга тайной магии Абрамелина Мага, изложенной, как передал её Авраам Еврей своему сыну Ламеху»

«Книга тринадцати Божественных атрибутов»

Колесницы медитация (см. также Меркабы мистики)

в Средневековье

и компьютеры

Компьютеры

Кордоверо, Моисей

и сафедская община

труды

учение

«Космический танец» (медитативная техника)

Космический человек. См. Адам Кадмон

Кук, Авраам Исаак

и техника тиккун

пищевые предписания

учение

ученики

Кук, Цви Иегуда

Лабовиц, Шони

Леви Ицхак из Бердичева

Лестницы

как духовные пути

«лестница Иакова»

Лики

«Малый Лик»

парцуфим

четыре Хайот

Лёв из Праги

Лурия, Ицхак

влияние

медитативные техники

наставления

пищевые предписания

ученики

Луццатто, Моше Хаим

«Львята». См. Сафедские мистики

Любавичское движение хасидов

«Маасе Берешит» («Рассказы о Творении»)

«Маасе Меркаба» («Рассказы о Колеснице»)

Маггид (духовный водитель)

в оккультных представлениях

вождей сафедской общины

Иосифа Каро

на четвёртом уровне восхождения души

Маггид из Межирича

как учитель

медитативные техники

Магия (в оккультизме)

Маймонид

«Малый и Великий Гекалот»

«Малый Лик»

Медитация (см. также Колесницы медитация; Буквы, медитация и перестановки)

герушин («размышление»)

«глотание»

для начинающих

и благовоние

и каббала XXI века

и миква

и молитва

и «Шема»

«Измерение Тела»

Меркабы техники

на лики Бога

на «небесные чертоги»

на сефирот

на Творение

«насаждение сада»

ниггун

опасности

подготовка к

расписание

сафедских мистиков техники

слушание

созерцание

стадии

тиккун («исправление»)

хага («пение»)

хакика («высекание»)

хасидские техники

хацива («рубка»)

цель

Шимона бар Йохаи учение о

Медиумизм

Менахем Мендель из Примишлана

«Меркаба Рабба»

Меркабы мистики (см. также Акиба)

и Абулафия

и хасиды

медитативные техники

Мессианские культы

Метатрон (ангел)

Метафоры

Метемпсихоз. См. Реинкарнация

Миква

Милостыня

Миры (архетипические)

и Звезда Давида

и лики Бога

и хасидская медитативная молитва

«каменоломни»

сефирот в

Мистические товарищи

Митнагдим

Мишна

Моисей (библейский)

Молитва (см. также «Шема»)

и медитация

и сефирот

кавванот Лурии

Молния

Монотеизм

Моше де Леон. См. Де Леон, Моше

Музыка и каббала XXI века

Мученичество мистическое

Намерение (см. также Каввана)

«Насаждение сада» (медитативная техника)

Нахман из Бреслава

Небесные чертоги

«Небесные чертоги» (техника медитации)

Небытие (см. также Эйн)

в учении каббалистов

и каббала XXI века

и медитация на буквы

и Творение

и эго

растворение в

Неевреи

Неоплатоники

Ниггун (медитативная техника)

Николай III, папа

Образы

в технике созерцания

избегание

сефирот

Общение (восьмая стадия медитации)

Община Израиля

Одежда

Одержимость демоническая

Оккультизм

Освящения техника

«Оцер Хайим» («Сокровища жизни»)

Палестина. См. Святая Земля

Палестинские каббалисты

Паралипоменон (Книга)

Пардес («сад»)

Парцуфим

Пение

в медитации Колесницы

хага

фрагментов Мишны

Песнь Песней

Перестановки. См. Буквы, медитация и перестановки

Пешат (буквальный уровень толкования)

Пинхас из Кореца

Пища

Подготовка к медитации

Позы, в медитации

Пол

аспекты Божества

и Адам Кадмон

и энергия тела

каббалиста

Праведник. См. Цадик

Праздники

Престол, небесный

достижение

и небесные чертоги

и Хайот

Притчей Соломоных Книга

Произношение еврейских слов

Пророчество

Псалтирь

Пятикнижие. См. Тора

Размышление (медитативная техника герушин)

Рассеяние евреев

Рафаэль из Бершада

Рационалисты

Реинкарнация

Ремез (назидательный уровень толкования)

«Рубка» (хацива) (медитативная техника)

Саббатай Цви

Сад Каббалы

Сад Эдема

Самообман

Самосознание

Саруг, Исраэль

Сафедские мистики

медитативные техники

пищевые предписания

Сверхъестественное

Свод еврейских законов

«Связывание» (медитативная техника)

Святая Земля (Палестина) (см. также Сафедские мистики)

Священные Имена. См. Имена Бога; Тетраграмматон

Секс, метафоры связанные с

Секуляризм

Семья XXI века и каббала

«Сердечная печаль» (медитативная техника)

Сефарды

«Сефер Бахир» («Книга яркости»)

«Сефер Йецира» («Книга формирования»)

и медитация на буквы

«Сефер ха-Мальбуш» («Книга одеяния»)

Сефирот (см. также Древо мировое)

в сафедской практике

в учении Шимона бар Йохаи

в учении Шнеура Залмана

и библейские персонажи

и «Малый Лик»

и медитация на буквы

и молитва

и «Священный Древний»

и созерцания техника

и стадии медитации

и Творение

и части тела

и числовая символика

и шефа

как члены божественного тела

медитация на (описание)

медитация на (руководство)

путешествие по

Синай

медитация на

откровение при

Сионизм, мистический

«Слушание» (медитативная техника)

и восьмая ступень медитации

и каббала XXI века

Смирение

и сефира Кетер

Сновидения

Сод (тайный уровень толкования)

Созерцание (медитативная техника)

Сознание (вторая стадия медитации)

Сознания стадии. См. Сефирот

Сосредоточенное сознание. См. Каввана

Стражи Колесницы

«Строительство» (медитативная техника)

Структура (девятая стадия медитации)

Суббота

Субъективность

Сферы. См. Сефирот

«Тайный сад сокровищ»

Тайтазак, Иосиф

Талмуд

Танец

и каббала XXI века

и хасиды

«Космический танец» (медитативная техника)

Таннаи (см. также Меркабы мистики)

Творение (см. также Брия)

и сефирот

медитация на

первозданные буквы

учение Шимона бар Йохаи

Тело

и мировое Древо

и сефирот

каббалиста

«Измерение Тела» (медитативная техника)

Тело Бога

Теософия

Тетраграмматон

в упражнении на очищение

для начинающих практиков медитации

значение и употребление

и «лестница Иакова»

и Тора

и числовая символика

наставления Абулафии

на ризе каббалиста

перестановки букв

Тефиллин

Технический прогресс

«Тёмный светильник»

Тиккун («исправление») (медитативная техника)

«Тиккунеи Зогар»

Тора

в книге «Зогар»

в Любавичском движении хасидов

в учении каббалы

для начинающих практиков медитации

заповеди

и каббала XXI века

и медитация на буквы

и народ Израиля

и небесный Престол

интерпретация

как основа каббалы

Устная (Мишна)

«Тринадцать Божественных атрибутов»

Ум

Уровни души

Ученичество

Учителя (см. также по именам отдельных каббалистов)

женщины

либеральные

последователи Кука

последователи Меркабы

Филактерии

Формирование. См. Йецира (архетипический мир)

Франк, Иосиф

Французские каббалисты

«Хабад» (медитативная техника)

Хаверим

Хаврайя (мистические товарищи)

«Хавура»

Хага (медитативная техника)

Хагиз, Моше

«Хаи Гаон»

Хайот

«Хакика» (медитативная техника)

Хасидим (немецкие каббалисты)

Хасиды (хасидим) (современные)

и евреи

и рационалисты

пищевые предписания

практика медитации

учение

«Хацива» (медитативная техника)

Хитбодедут

в XXI веке

в учениях каббалистов

Хитбоненут

Холокост

Храм (иерусалимский)

в медитативной практике

период второго Храма

разрушение второго Храма

разрушение первого Храма

Христианство

Цадик

Цвета

в пламени свечи

сефирот

шести дней Творения

Цви, Саббатай. См. Саббатай Цви

Целем. См. Маггид

Церуф техника

Цимцум («стягивание»)

Чертоги, небесные

Чисел перестановки

Чистота

законы

упражнения для

четвёртая стадия медитации

Чувство (десятая стадия медитации)

Шалом из Белза

Шедим

«Шема, Исраэль» («Слушай, Израиль!»)

Шефа (божественная благодать)

Шехина

в книге «Зогар»

в практике медитации

Высшая Шехина

и народ Израиля

и шефа

на четвёртом уровне восхождения души

на шестой стадии медитации

Шехтер-Шаломи, Залман

Шимон Бар Йохаи

Шимон Бен Гамлиэль. См. Бен Гамлиэль, Шимон

Шнеерзон, Менахем Мендель

Шнур, Сусанна

Шолем, Гершом

«Шулхан Арух»

Эго

принесение в жертву

растворение

Эдемский сад. См. Сад Эдема.

Эйн (Эйн Соф) (см. также Небытие)

достижение

значение

и сефирот

и эго

первая стадия медитации

«стягивание»

явление на горе Синай

Элохим (Имя Бога)

Эль (Имя Бога)

Эманации. См. Ацилут; Сефирот

Эмоции

Энергетические центры

Энергия

вселенной

седьмая стадия медитации

сосредоточенного сознания

Этика

«Я» (см. также Эго)

и духовные водители

растворение

Язык. См. Иврит

[Последняя страница обложки:

Перл Бессерман, одна из потомков Баал Шем Това, изучала еврейский мистицизм под руководством рабби Цви Иегуды Кука и рабби Арие Каплана. Автор нескольких трудов по мистицизму, в т.ч. «Каббала: Путь еврейского мистика» (издана под именем Перл Эпштейн), редактор книги «<

Наши рекомендации