Шефа (нисхождение Божественной благодати)
Как неоднократно указывалось в этой книге, главная цель медитации в еврейской традиции — растворение «я» в Небытии. Для описания этого опыта каббалисты использовали восторженные метафоры, подчас уподобляя его омовению в Божественном свете. «Нисхождение» шефы — признак глубокого медитативного погружения.
Сядьте в тихом месте, как можно лучше изолированном от внешних звуков и зрительных впечатлений. Лучше всего проводить эту медитацию в полночь. Закройте глаза и старайтесь ощутить, как ваше тело становится всё легче и легче, до тех пор, пока вы не перестанете чувствовать его вовсе. Сосредоточьте внимание на сефире Мудрости — Хокме, представив её как вашу духовную сущность, корень вашего бытия. Визуализируйте свою духовную сущность в центре сефиры и попытайтесь увидеть внутренним взором, как она излучает в мир сияние Мудрости. По истечении двадцати пяти минут сделайте несколько вдохов и выдохов, несколько раз сморгните и осторожно поверните голову из стороны в сторону, прежде чем подняться.
«Шема» («Слушай, Израиль!»)
Главный элемент каббалистической молитвы — ежедневная медитация на «Шему», восходящая к ритуальному пению священного Имени, которое некогда выполняли священники в иерусалимском Храме. В версии, которую мы приводим здесь, объединены элементы, внесённые в эту технику Моше де Леоном, Авраамом Абулафией, Ицхаком Лурией и Баал Шем Товом. Фраза из шести слов «Шема Исраэль, Адонаи элохейну, Адонаи эхад», повторяющаяся в ежедневной молитве дважды, в действительности представляет собой йихуд — объединение шести медитаций, символизирующих шесть направлений, и их союз в Едином Имени. Первое слово, «Шема» («Слушай»), также заключает в себе слово «шем» («имя»). Второе слово, «Исраэль» («Израиль»), символизирует сефиру Тиферет и патриарха Иакова. Составляющие его еврейские буквы могут быть разделены на два слога: «яшар-Эль», — в результате чего слово «Израиль» превратится в словосочетание, означающее «прямо к Богу». Поскольку община Израиля отождествляется с женской сефирой Малькут, а Возлюбленный — с мужской сефирой Тиферет, то чтение «Шемы» объединяет в гармонии имманентное с трансцендентным.
Остальные четыре слова фразы — «Адонаи» (Йод-Хе-Вау-Хе), «Элохим» («Господь наш»), «Адонаи» (Йод-Хе-Вау-Хе) и «Эхад» («Единый») — обозначают единство всех аспектов Бога. Этот символ веры представляет собой утверждение полноты Имени и его атрибутов. Йод-Хе-Вау-Хе тождествен всем Своим проявлениям; Творец и Творение суть одно; Устная Тора тождественна Писаной. Пока верующий поёт эту молитву, сосредоточившись на единстве сефирот, «высший» и «низший» миры символически сливаются воедино.
Примите позу для медитации, сев на стул или на коврик. Дышите равномерно, закройте глаза. Мысленно повторяйте фразу «Шема Исраэль, Адонаи элохейну, Адонаи эхад». Когда ум очистится от всего, кроме «Шемы», начните согласовывать её отдельные слова со своим дыханием. Каждому произносимому слову должен соответствовать полный цикл дыхания, т.е. один вдох и один выдох. Затем сосредоточьте внимание на слове «Эхад» («Единый»), уделяя ему в два раза больше времени, чем каждому из прочих слов фразы. Для этого следует растянуть вдвое каждый слог этого слова («Э-хад»). Особо выделяйте его последнюю букву — «д», Далет, четвёртую букву еврейского алфавита, связанную с сефирой Гебура. Чтобы вложить в слово дополнительную силу, можете визуализировать эту сефиру. (В книге «Зогар» приводится напоминание рабби Шимона бар Йохаи о том, что размышление о сефире Суда при пении «Шемы» помогает нам осознать своё «ничтожество» и тем самым освободиться от сковывающего нас эго.)
Удерживайте сосредоточение на слове «Э-хад» до тех пор, пока ваше дыхание не сольётся с этим звуком. В этот момент вы перестанете сознательно произносить это слово и начнёте просто «дышать» им. Медитация должна продолжаться двадцать пять минут. Завершить её при желании можете следующей фразой: «Барух шем кевод малькуто ле-олам ва-эд» («Благословенно да будет Имя славы царствия Его во веки веков»). Так завершится процесс связывания множественности с Единым и объединения ума, тела и дыхания. Медитацию следует выполнять в течение двадцати пяти минут. Затем, прежде чем подняться, сделайте несколько вдохов и выдохов, несколько раз поверните голову из стороны в сторону, откройте глаза и подождите, пока они привыкнут к свету и окружающей обстановке.
Брия (Творение)
Церуф (перестановки букв)
Экстатические медитации на буквы, которые использовал Авраам Абулафия, нередко приводили к двойственным результатам. Техника, которую он преподавал своим ученикам, требовала воздержания от сна и пищи и длительных упражнений в перестановке букв, что влекло за собой негативные побочные эффекты. Полагая этот краткий путь к просветлению чересчур тернистым, большинство каббалистов последующих поколений отвергало его. Описанная далее медитация в технике «церуф» упрощена и сокращена, но по духу верна изначальной методике Абулафии.
Примите позу для медитации, сев на стул или на коврик. Следите за своим дыханием до тех пор, пока оно не станет равномерным. Убедитесь, что вы как следует расслабились, и не пытайтесь насильственно контролировать дыхание. Сложите губы в форме овала, не открывая рот. Затем приступайте к согласованию дыхания с буквами Тетраграмматона. Сделайте вдох, после чего на выдохе произнесите звук «Ях». Снова сделайте вдох, а затем на выдохе произнесите звук «ве». Продолжайте дышать по этой схеме до истечения двадцати пяти минут. Прежде чем подняться, посидите спокойно ещё несколько минут, чтобы привести в норму дыхание и тело.
Хага (пение)
Медитация на буквы еврейского алфавита может принимать самые разнообразные формы. Но среди каббалистов излюбленными техниками оставались те, которые включают в себя пение, речитатив или танец. Такие методы позволяют мистику превратить своё собственное тело в проявление Священного Имени.
Полуприкрыв глаза и не фиксируя взгляд на какой-либо одной точке, станьте, сдвинув стопы вместе, выпрямив шею, развернув плечи и подняв голову. Произносите про себя слово «Яхве» (Йод-Хе-Вау-Хе), вдыхая на первом слоге и выдыхая — на втором (Ях-ве). Войдя в удобный ритм, начните повторять эти слоги вслух, нараспев. На первом слоге, «Ях», совершайте поясной поклон и не разгибайте спину до тех пор, пока не допоёте слог. Вернувшись в исходное положение (с прямой спиной), произносите слог «ве».
Когда вы хорошо освоите эту технику, можете подключить к ней визуализацию. Визуализируйте свой позвоночный столб, «сворачивающийся» в поклоне, символе возвращения вашего эго к его первоистоку — Небытию, а затем вновь «разворачивающийся». Выполняйте это упражнение в течение двадцати пяти минут. Затем несколько раз поверните голову из стороны в сторону и дайте глазам привыкнуть к свету и окружающей обстановке.
Хакика (высекание)
Как и все методы Авраама Абулафии, медитация в технике «высекания» представлена здесь в переработанном и упрощённом виде. Но следует помнить о том, что всякая визуализация, даже самая простая, задействует зрительный нерв, а потому может вызвать сенсорную дезориентацию. (С этим сталкивались все, кто хотя бы недолгое время всматривался в картины художника Виктора Вазарели, мастера оп-арта*.) Чтобы избежать этого, медитации, восходящие к учению Абулафии, желательно проводить не в одиночестве, а в присутствии по меньшей мере одного человека, который поможет вам сохранить связь с реальностью.
<* Вазарели Виктор (р. 1908) — французский художник. В 1950-60-е гг. стал одним из основоположников и крупнейшим мастером оп-арта — неоавангардистского варианта абстрактного искусства. Живописные композиции Вазарели, написанные яркими и чистыми тонами «космического спектра», основаны на оптических иллюзиях, рождающих эффект волшебно преображающегося пространства. — Прим. перев.>
Примите сидячую позу для медитации. Расслабьтесь, дышите ровно, полуприкройте глаза и визуализируйте еврейские буквы Тетраграмматона (Йод-Хе-Вау-Хе). Созерцайте их до тех пор, пока они не придут в движение. Следя за тем, как они переплетаются, растут и уменьшаются, меняются местами и т.п., старайтесь раствориться в этих буквах. Поддерживайте полное сосредоточение на них. Если вас отвлечёт какая-то посторонняя мысль, сделайте несколько вдохов и выдохов, сморгните несколько раз и прервите медитацию. Если этого не случится, медитацию в технике «хакика» можно продолжать, как обычно, в течение двадцати пяти минут.
Хацива (вытёсывание)
«Вытёсывание» — это довольно простая медитация, также разработанная Авраамом Абулафией. Визуализация букв сочетается в ней с особой техникой дыхания. Хацива помогает очистить ум от посторонних мыслей, в то же время углубляя концентрацию. Тот факт, что формально она проще других медитаций на еврейские буквы, вовсе не означает, что от неё меньше пользы. Более того, в искусстве медитации самые простые упражнения подчас оказываются самыми сложными для практического выполнения. Кажется, что они почти не требуют внимания, а потому ум заполоняют посторонние мысли. С другой стороны, если нам удаётся собрать и сосредоточить всё своё внимание в одной-единственной точке, то концентрация энергии оказывается поистине колоссальной.
Сядьте в позу для медитации и в течение пяти минут сосредотачивайтесь на потоке своего дыхания. Когда установится ритмичная схема дыхания, приступайте к визуализации еврейских букв Тетраграмматона (см. рис. 1), согласовывая ритм дыхания с формой каждой буквы. На одну букву следует затрачивать один цикл дыхания — вдох и выдох. Если буквы будут «двигаться» вместе с дыханием, не препятствуйте этому, но и не старайтесь специально добиться этого. Дышите таким образом и визуализируйте буквы в течение двадцати пяти минут. Обязательно дайте глазам привыкнуть к свету и окружающей обстановке и несколько раз поверните голову из стороны в сторону, прежде чем подняться.