Первая стадия: Эйн (Небытие)

Эманация: Йеш (Бытие, рождающееся из Небытия)

Сефира: Кетер

Буква еврейского алфавита: Алеф

Уровень души: руах

Ангел: Метатрон

Медитация на Эйн предполагает, что искатель уже освоил высочайший из уровней сосредоточения, доступных духовному сознанию (руах), то есть проник в сферу «безмыслия». Поэтому на данной стадии визуализация утрачивает своё главенствующее значение, и каббалист концентрируется преимущественно на дыхании — самой чистой эманации Бытия. Белая сефира Кетер соответствует белому веществу мозга, которое непосредственно связано со вдохами и выдохами медитирующего и представляет собой первое проявление сознания, символически выраженное первой буквой алфавита — Алеф. Метатрон, вооружённый мечом страж Престола, олицетворяет непоколебимо твёрдую каввану, абсолютно свободную от мыслей.

Вторая стадия: сознание

Эманация: познание

Сефира: Хокма

Буква еврейского алфавита: Бет

Уровень души: руах

Ангел: Разиэль

На этой стадии медитации сознание соответствует союзу с Возлюбленным (по аналогии с библейским выражением «познать друг друга», которым обозначается физическая близость возлюбленных). Искатель, достигший этой ступени, соединяется с Богом, явленным в форме Мудрости (сефира Хокма), и оказывается на пороге мысли — на более низком уровне руах, нежели тот, который представлен сефирой Кетер. Еврейская буква Бет соотносится со «строительством дома» (умопостроениями) — деятельностью, которой ведает ангел Разиэль, защитник жилища.

Третья стадия: интеллект

Эманация: мышление

Сефира: Бина

Буква еврейского алфавита: Гимель

Уровень души: руах

Ангел: Зафкиэль

Чтобы выдержать поток энергии великих творческих сил, действующих во вселенной и представленных здесь в образе ангела Зафкиэля, искатель должен укрепить и гармонизировать свой ум. Сила Гимель, третьей буквы еврейского алфавита, выражается в этой первозданной области ещё не дифференцированной мысли как гармония тела, ума и духа медитирующего. Только в таком состоянии человек может воспринять и постичь тайну единства всего сущего, то есть пережить опыт соприкосновения с сефирой Бина.

Четвёртая стадия: чистота

Эманация: праведность

Сефира: Хесед

Буква еврейского алфавита: Далет

Уровень души: нешама

Ангел: Цадкиэль

Праведник — это столп, соединяющий небо и землю. Это сосуд высокого нравственного сознания, отличающего как сефиру Хесед, так и духовно развитую душу человека. На этой стадии медитации праведность олицетворяет ангел Цадкиэль, чьё имя образовано от того же корня, что и слово «цадик» — «праведник». Поскольку каждое слово и каждое действие праведника проникнуто бескорыстием — формой чистоты, то такой человек служит орудием божественной воли. Медитация даётся ему без усилий; самим своим существованием он создаёт в мире открытую дверь (форма буквы Далет), через которую другие люди могут приблизиться к Богу.

Пятая стадия: дифференциация

Эманация: дисциплина

Сефира: Гебура

Буква еврейского алфавита: Хе

Уровень души: нешама

Ангел: Самаэль

Подобно Метатрону, вооружённому мечом, ангел Самаэль олицетворяет силу дисциплины, организующей беспорядочный ум. Различие между ними состоит в том, что Самаэль занимает более низкое место в ангельской иерархии и правит дуалистическим миром. Связанная с Гебурой и буквой Хе (которая соответствует числу 5 и пяти пальцам руки), эта стадия медитации символизирует дисциплину (способность «взять себя в руки»), спокойную силу и терпение, рождающиеся из знания добра и зла.

Шестая стадия: бытие

Эманация: субъективность

Сефира: Тиферет

Буква еврейского алфавита: Вау

Уровень души: нешама

Ангел: Михаэль (Михаил)

На этом этапе медитации искатель выходит в высшую сферу субъективности, на уровень нешамы, с которого начинается различение между «я» и «другим». Отождествляясь с Михаэлем (ангелом-хранителем общины Израиля — обиталища Шехины) и с сефирой Тиферет, человек воспринимает себя индивидом, соприкасающимся с божественным источником своего бытия, но всё же отдельным от него. Буква Вау, имеющая форму отвеса с крюком на верхнем конце, символизирует связь между созерцателем и объектом созерцания.

Седьмая стадия: энергия

Эманация: контроль

Сефира: Нецах

Буква еврейского алфавита: Заин

Уровень души: нефеш

Ангел: Ханиэль

Нефеш, инстинктивная (материальная) душа, — это посредник между духовным и физическим мирами. На этом уровне сосредоточения медитирующий должен взять под контроль мощную энергию своего собственного ума. Здесь велика угроза поддаться сильным эмоциям или иллюзиям. Поэтому в соответствие данной стадии медитации поставлена буква Заин, имеющая форму посоха, который может стать опорой в этом опасном путешествии. Ангел Ханиэль, нередко являющийся в образе маггида, выполняет скорее функцию проводника, нежели стража, преграждающего визионеру путь.

Восьмая стадия: общение

Эманация: слушание

Сефира: Ход

Буква еврейского алфавита: Хет

Уровень души: нефеш

Ангел: Рефаэль (Рафаил)

Именно эту стадию медитации Маггид из Межирича назвал «вселенной Божьего слова» — состоянием, в котором «я» каббалиста растворяется и он весь обращается в слух. Данная ступень представляет собой наивысшую форму погружённости в чувственное восприятие, доступную инстинктивной душе — нефеш. Сефира Ход — это связь между органами чувств и объектами чувственного восприятия. Буква Хет, разомкнутая в нижней части, символизирует открытое ухо, внимающее звукам мироздания. Рефаэль — это ангел-вестник, который привлекает наше внимание к тихому веянию божественного голоса, проносящемуся через всё Творение.

Девятая стадия: структура

Эманация: поддержка

Сефира: Йесод

Буква еврейского алфавита: Тет

Уровень души: нефеш

Ангел: Габриэль (Гавриил)

Габриэль символизирует возможность растворения эго в слиянии с Богом. Этот ангел выполняет функции наблюдателя и советчика: он напоминает искателю о той божественной поддержке, которая проявлена в самой структуре человеческого тела. Йесод — это основание человеческого опыта, средний уровень нефеш, символизирующий многочисленные возможности забыть себя в повседневных делах. Буква Тет (чей числовой эквивалент — 9 — связывает её с мистической «эннеаграммой») символизирует успешное завершение строительства.

Десятая стадия: чувство

Эманация: преданность

Сефира: Малькут

Буква еврейского алфавита: Йод

Уровень души: нефеш

Ангел: Сандальфон

Малькут — это сефира желаний и чувств, побуждающих к действиям. Желание, увлекающее искателя на нелёгкий путь к единству с Богом, — это самозабвенная преданность, духовная страсть, из мирских чувств соотносящаяся с влюблённостью. На этом уровне инстинктивная душа отождествляется с мощным наплывом чувств, которые человек испытывает, обнаружив существование Возлюбленного. Сандальфон — это ангел откровения, позволяющий влюблённому заглянуть за иллюзорную завесу разобщённости. Буква Йод, уменьшенное подобие буквы Вау (связи между субъектом и объектом) символизирует обетование союза.

Лики Бога

«Священный Древний»

В системе ярких антропоморфных образов для медитации, описанных в книге «Зогар», центральное место занимают парцуфим — лики Бога, символизирующие преображение Божественного Небытия в форму. Группа парцуфим разделена на три части, соответствующие определённым божественным эманациям и архетипическим мирам Древа. Первая из этих эманаций, пребывающая в Эйн Соф, незрима. Она символизирует ту стадию медитации, в которой «лицо не смотрит на лицо», то есть стадию сознания, очищенного от мыслей.

Медитациям на те эманации, которые представлены Кетер, Хокмой, Биной, Хесед, Гебурой, Тиферет, Нецах и Ход, пребывающим в архетипическом мире Ацилут, соответствует лик, именуемый «Священный Древний». Черты его визуализируются как череп (Кетер), белое вещество мозга внутри черепа (Хокма), тонкая паутинная оболочка мозга (Бина), белая курчавая борода (Хесед), лоб, ассоциирующийся с силой (Гебура), открытый глаз, символизирующий неослабное внимание (Тиферет) и, наконец, ноздри и нос, содержащие дыхание жизни всего сущего (Нецах и Ход).

В архетипическом мире Брия пребывают семь нижних сефирот, представленные чертами лица «Священного Древнего». Они соответствуют семи еврейским словам первого стиха Книги Бытия — стиха, буквы которого в различных перестановках символизируют все энергии Творения и, в то же время, все стадии медитации. В «Книге сокрытия» (один из разделов «Зогара») сказано, что второй стих Книги Бытия содержит, исключая первое слово, тринадцать еврейских слов, в каждом из которых заключён вариант медитации на сефиру Хесед. В совокупности они именуются «тринадцатью путями милосердия в бороде Древнего». С этими тринадцатью путями ассоциируются буквы Йод, Хе, Вау, Хе, связанные, соответственно, с Хокмой (Отцом), Биной (Матерью, которую также именуют Высшей Шехиной) и так называемым «Малым Ликом» (который включает конечную Хе и соотносится с Низшей Шехиной). Между Йод и первой Хе спрятан язык, символизирующий тайную сефиру Даат — ключ к познанию шести сефирот, составляющих «Малый Лик».

Парцуфим и сефирот в совокупности образуют программу медитации, которая начинается с наивысшего уровня безмыслия и заканчивается возвращением к обыденному сознанию. Череп, вмещающий в себя белое вещество мозга, соответствует максимальному развитию кавваны — стадии, на которой исчезает граница между субъектом и объектом. Сосредоточенную медитацию символизирует способность двигаться по путям сознания (борода), пребывая во всей полноте бодрствования (открытый глаз) и удерживая контроль над дыханием (ноздри и нос). В словах о том, что тринадцать путей бороды «утверждаются в милосердии и обновляется ранним утром» <1>, содержится указание на время суток, в которое следует проводить эту медитацию на Хесед.

Медитация сопровождается особыми схемами дыхания и перестановками букв Тетраграмматона. Произнося первую Хе на выдохе, медитирующий уподобляется «Древнему», вдыхающему жизнь в Творение, символами которых выступают шесть сефирот «Малого Лика». Объединение двух Хе, или «уравновешивание» Йод, Хе и Вау, означает, что медитирующий должен задерживать дыхание после каждого выдоха с произнесением очередной буквы.

«Малый Лик»

В книге «Зогар» содержатся также чёткие указания к медитации на девять путей бороды «Малого Лика», которые соответствуют девяти сефирот, исходящим из Кетер. В ходе визионерского путешествия по бороде каббалист представляет себя движущимся от висков к верхней губе, через усы — к подбородку, а затем — вниз, к горлу. Сообщается, что по пути он заметит щёки и губы, румяные, словно у женщины; тот, кому удастся держаться идеально уравновешенных, симметричных локонов (то есть поддерживать идеальное сосредоточение), преисполнится великой силы. Это путешествие есть не что иное, как медитация на женскую сефиру Гебура, которой соответствует красный цвет. Именно Гебура представлена здесь как андрогинный лик Адама Кадмона. С ней связано священное имя «Элохим», и с её помощью каббалист может уравновесить в себе мужские качества с женскими.

«Древний» немыслим и невообразим, а доступ к «Малому Лику» открыт для того, кто овладел приёмами визуализации и перестановки букв. Но если каббалисту удастся сочетать медитацию на сефирот с медитацией на связанные с ними Имена, примирив тем самым материальные силы с духовными, «низшего» Адама (дуалистический ум) с Адамом Кадмоном (целостным духом), то он получит возможность войти и в сокровенное царство «Древнего» (безмыслия). Описывая путешествие по бороде «Малого Лика», книга «Зогар» заверяет нас в том, что сокровенный «Древний» откроется тому, кто будет медитировать с тщательным соблюдением этих правил. Целеустремлённый искатель должен продолжать поиски до тех пор, пока не обнаружит, что «Древний» и «Малый Лик» — это одно и то же.

Тетраграмматон

Еврейскими словами «Берешит бара» — «В начале Он сотворил» (Быт. 1:1) — начинаются десять изречений, которыми Бог сотворил миры. Согласно «Зогару», «Берешит» представляет собой полное высказывание, тогда как «бара» составляет лишь половину высказывания. Здесь содержится намёк на то, что Бог одновременно сокрыт (как «Древний») и явлен (как «Малый Лик»). Разделённость между парцуфим — это лишь иллюзия, как и разрыв между инстинктивной и духовной душой. В действительности два эти лика едины. Но для того, чтобы заполнить иллюзорную пропасть, отделяющую дух от материи, каббалист должен уподобиться «Древнему» («Дыхание моё не задержится в пределах высшего Адама») и вдохнуть жизнь в Имена, связанные с каждым из десяти изречений (сефирот). Пребывая в «Малом Лике» (физическом теле), человек в буквальном смысле заново творит самого себя с каждым дыханием. Вот почему упоминанием о Творении обозначается краткая медитация на имя «Ях» (включающее букву Йод — первую букву Тетраграмматона), в ходе которой следует мысленно повторять это имя, вдыхать через нос и выдыхать через рот.

В медитации на Хе (вторую букву Тетраграмматона) следует мысленно повторять определённый артикль «ха» из слова «ха-адам», которым обозначается андрогинный земной Адам. Эта техника описывается как «дуновение ветра над всем [сущим]». Каббалист должен с силой выдыхать через рот и задерживать дыхание, визуализируя Малькут в форме Божественной Матери.

Особая техника визуализации буквы Вау, отождествляемой с «Малым Ликом», называется «тёмным светильником». Используя букву Вау как резец, медитирующий извлекает с её помощью искру света из сферы «Древнего», а затем обтёсывает эту искру по форме черепа «Малого Лика» и высекает на нём пути бороды. Буква Вау символизирует связь между высшими сефирот и шестью эманациями, соответствующими шести дням Творения, а также олицетворяет мужскую ипостась «Древнего». Она ассоциируется с «насаждением Сада», описанным во второй главе Книги Бытия, и служит символом человеческой деятельности. Кроме того, Вау символизирует объединение горнего и дольнего, достигаемое тогда, когда каббалист практикует каввану во всех мирских делах.

Конечная Хе символизирует Ху — трансцендентного «Древнего». Достичь единения с этим сокровенным ликом может только тот, кто успешно прошёл стадию медитации на первую Хе и до той точки, в которой совершается откровение «Древнего». Специально стремиться к этой цели нельзя, но тот, кто подготовлен подобающим образом, достигает её спонтанно.

Творение

В тексте восьмого века под названием «Маасе Берешит» («Рассказы о Творении») содержатся указания к медитации, организованной в соответствии с шести днями Творения. Правда, эти наставления окутаны покровом эзотерической образности и зашифрованы в перестановках букв, но тот, кто сумеет разгадать шифр, сразу же узнает в «Рассказах о Творении» вариацию хорошо знакомой темы. Каждый «день» (медитация) представлен одной из стадий процесса творения и одной из сефирот с соответствующими ей цветом, направлением и системой букв. Выбрав подобающий день недели и обратившись лицом в предписанном направлении, каббалист должен визуализировать соответствующую сефиру, мысленно совершая перестановки букв и произнося получаемые Имена (см. таблицу 3).

Седьмой день, суббота, отводится для объединения Йесод (мужской сефиры) с Малькут (женской сефирой). Эта медитация, именуемая «Поющими потоками», ассоциируется с субботним богослужением, в ходе которого пение молитвы с кавваной одновременно служит восхвалением Шехины и способствует объединению верхних и нижних вод (мужского и женского начал). Обретая в этот день вторую душу, каббалист соединяется с Возлюбленной. Это означает, что он остаётся в медитативном состоянии с того самого момента, когда Шехина (дух) входит в дом (тело); тем самым цикл Творения завершается.

«Измерение Тела»

«Измерение Тела» — это сложная форма медитации, сочетающая в себе визуализацию с перестановками букв и требующая тщательного сосредоточения. Это испытанное и эффективное средство для углубления концентрации, хотя для его использования необходимо свободно ориентироваться в священных Именах, числах и чертах внешности, приписываемых космическому облику Адама Кадмона. В целом, эта техника, описанная в трактате одиннадцатого века «Шиур Кома», схожа с тибетским методом нёндро — эзотерической медитацией, которая включает ежедневные песнопения и, в общей сложности, более 200 тысяч поклонов и выполняется в течение нескольких месяцев или даже лет. Техника «Измерение Тела» связана с медитацией на парцуфим — визионерскими странствиями по путям космической бороды — и представляет собой путешествие от стоп до темени космического тела Адама Кадмона, сопровождающееся перестановками священных Имён (букв и чисел), связанных с теми проявлениями Божества, с которыми путешественник встречается на каждой из стадий медитации. Выполнять все эти визуализации не требовалось: обычно каббалист сосредотачивался на какой-либо одной части тела на протяжении нескольких месяцев или лет (см. таблицу 4).

Престол

С вышеописанной техникой связана ещё одна система визуализаций, основанная на образах божественного Престола (см. таблицу 5). Переставляя буквы различных фраз Торы, каббалист ткал воображаемые орнаменты из фантастических животных и ангельских существ, обретавших жизнь благодаря звукам его голоса. В числе образов, возникающих в ходе такой визуализации, чаще многих упоминается Престол Славы, на котором восседает Адам Кадмон. Имя этого Престола состоит из букв Ламед, Вау, Реш, Каф, Заин, Пе, Йод, Реш, Вау, Тау и Алеф. Его опоры — живые существа, Хайот (ед.ч. Хайя), имена которых — Аглав, Бабак, Кабаб и Азбия. Четыре лика и две пары крыльев каждого из Хайот символизируют уровни человеческой души (стадии медитации) и выступают не только как объекты визуализации, но и как буквы и числа для перестановок, воплощённые в облике ангельских стражей. Каждая Хайя имеет четыре лика, помещённые на концах четырёх крыльев. Каждое из этих крыльев, в свою очередь, соединено ещё с четырьмя, так что в общей сложности каждая Хайя имеет шестьдесят четыре крыла.

Небесный чертог

Проходя через небесный чертог, в котором помещается Престол, каббалист испытывает разнообразные физические ощущения, с которыми соотносятся бесчисленные цвета, звуки, состояния и образы. Площадка перед Престолом, именуемая «полем трав», символизирует благовония, ароматические травы или нюхательные порошки, которые применялись для расслабления тела и успокоения ума. Распевая имя «Арафель», визионер сначала различает перед собой лишь смутный образ Адама Кадмона, окутанный плотным тёмным облаком. Но по мере углубления концентрации начинают вырисовываться детали. Распевая слова «Могучий и Сильный» и визуализируя себя самого в облике молодого человека (Метатрона), простирающегося ниц перед Престолом, каббалист выполняет перестановки букв священных Имен: Алеф-Хе-Хе, Йод-Хе-Вау-Хе, Йод-Хе-Вау, Хе-Вау, Хе-Вау, Йод-Вау-Хе-Вау и Йод-Хе-Йод-Йод-Хе.

Слова о том, что перестановки эти следует произносить голосом, подобным «рёву» огня и бури с градом, служат указанием на технику интенсивного дыхания. Вслед за визионером, принявшим облик Метатрона, к пению присоединяются сонмы ангелов; перестановки постепенно становятся всё более сложными и произносятся во всё более быстром темпе. Наконец является сам космический человек в облике всепожирающего огня, который принимает формы букв, составляющих слово «Адам» (Алеф-Далет-Мем). Взяв первую из этих букв, каббалист вводит её в перестановки букв Имени: Алеф-Хе-Йод-Хе; Алеф-Шин-Реш; Алеф-Хе-Йод-Хе («Я есть Тот, Кто есть и пребудет вовеки»), — и повторяет эти перестановки семь раз.

Затем он визуализирует Престол, окружённый ангелами и Хайот, а в центре этой картины возникает Шехина. Переходя на шёпот с придыханиями («тихое веяние ветра»), каббалист объявляет: «Се есть Престол Славы». После этого воцаряется безмолвие; священный огонь поглощает ангелов; Хайот простираются ниц, спрятав лица. И в этой тишине становится слышен звук огня (дыхания) — каббалист, всё ещё облечённый в форму Метатрона, произносит нараспев перестановки букв, составляющих Имя Славы:

Алеф-Далет-Реш-Йод-Хе-Вау

Алеф-Хе-Реш-Каф-Йод

Хе-Хе-Йод-Йод

Йод-Хе-Вау-Хе

Алеф-Хе-Йод-Хе-Алеф-Шин-Реш-Алеф-Хе-Йод-Хе

Хе-Хе-Йод

Йод-Вау-Алеф

Хе-Каф-Хе

Хе-Хе

Вау-Хе

Хе-Вау-Хе

Вау-Хе-Вау

Хе-Хе

Хе-Йод-Алеф

Хе-Вау-Алеф

Хе-Хе

Йод-Хе-Йод-Хе-Йод

Хе-Йод

Йод-Хе-Йод-Хе

Йод-Хе-Вау-Хе

Завершается медитация хвалебной песней и чтением 92-го, 28-го и 23-го псалмов.

Таблица 3. Шесть дней Творения

Наши рекомендации