Соревнования и соревновательная деятельность пловцов



ТАБЛИЦА 8.4 Работоспособность пловцов и реакции их функциональных сис­тем в обычных условиях и с применением соревновательного метода


Упражнение Условия работы Количество повторений за 10 мин Силовая выносливость, усл. ед. ЧСС в конце упражнения, средние данные за 1 мин Лактат, ммоль-л"'
Выполнение Обычные 10,5
движении, имитирующих гребок на С примене­нием соревно- 13,0
специальном тренажере вательного метода        
(10 повторений          
по 1 мин)          


со значительно более глубокими сдвигами в функциональной и пси­хической сферах спортсмена как перед стартом, так и, особенно, после него. Например, перед глав­ным стартом уровень эмоциональ­ного возбуждения на 25 — 30%, а частота сокращений сердца — на 15 — 20% выше, чем перед подгото­вительным или контрольным. Пос­ле заплыва на короткую дистанцию показатель лактата крови выше на 40 — 60 %, а продолжительность вос­становительных процессов по пока­зателям, отражающим возможнос­ти систем энергообеспечения, уве­личивается в 1,7 — 2,2 раза.

Создание соревновательного микроклимата при выполнении тренировочных упражнений на су­ше и в воде способствует приросту работоспособности спортсменов и более глубокой мобилизации функ­циональных резервов их организма (табл. 8.4). Создание соревнова­тельных условий, при соответству­ющей мотивации, может способ­ствовать сокращению времени ре­акции на стартовый сигнал, увели­чению силы толчка при выполне­нии старта и поворота, сокраще­нию времени выполнения старта и поворота, повышению уровня, про­являемой при работе на силовых

тренажерах или с отягощениями максимальной силы — на 10—15%, улучшению результата на 50-мет­ровой дистанции.

Чем выше уровень соревнова­ний, конкуренция в них, внимание со стороны болельщиков, средств массовой информации, тем более высокие спортивные результаты демонстрируют участники. И это несмотря на то что в условиях кон­трольных соревнований можно из­бежать многих факторов, казалось бы, создающих помехи для эффек­тивной соревновательной деятель­ности. Однако во второстепенных соревнованиях отсутствует один из решающих факторов, способствую­щих высшим достижениям, — пре­дельная мобилизация психических возможностей спортсмена. Ведь хо­рошо известно, что результат лю­бых усилий, любой деятельности человека, особенно связанной с эк­стремальными ситуациями, зависит не только от совершенства его умений и навыков, уровня физи­ческих качеств, но и от характера, силы устремлений, решимости дей­ствий, мобилизации воли. Причем чем выше класс пловца, тем боль­шую роль для достижения успеха играют его психические возмож­ности.




Соревнования и соревновательная деятельность пловцов - student2.ru ГЛАВА 9 Структура соревновательной деятельности пловцов

Соревнования и соревновательная деятельность пловцов - student2.ru глава9

Структура

Соревновательной

Деятельности

Пловцов

9.1. КОМПОНЕНТЫ СОРЕВНО­ВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В последние десятилетия преиму­щественно описательные представ­ления о структуре соревнователь­ной деятельности и подготовлен­ности пловцов дополнились объем­ным количественным материалом. Наличие достаточно четких пред­ставлений об основных компонен­тах соревновательной деятельности в плавании, роли каждого из них для достижения высоких спортив­ных результатов, взаимосвязи раз­личных компонентов позволяет в значительной мере систематизиро­вать и упорядочить весь процесс подготовки пловцов.

Корректное рассмотрение струк­туры соревновательной деятельнос­ти и подготовленности требует четкого различения следующих су­бординационных уровней: 1) сорев­новательная деятельность как интег­ральная характеристика подготов­ленности спортсмена; 2) основные компоненты соревновательной дея­тельности (старт, уровень дистанци­онной скорости, поворот, финиш и др.); 3) интегральные качества, опре­деляющие эффективность действий пловца при выполнении основных составляющих соревновательной де­ятельности (например, по отноше­нию к уровню дистанционной ско­рости такими качествами являются специальная выносливость и ско­ростные способности); 4) основные функциональные параметры и ха­рактеристики, определяющие уро­вень развития интегральных качеств

(например, по отношению к специ­альной выносливости такими харак­теристиками являются показатели мощности и емкости систем энерго­обеспечения, экономичности рабо­ты, устойчивости и подвижности в деятельности основных функцио­нальных систем и т. п.); 5) частные показатели, определяющие уровень основных функциональных пара­метров и характеристик (к примеру, по отношению к МПК — интеграль­ной характеристике аэробной про­изводительности — такими показа­телями являются процент красных мышечных волокон, объем сердца, минутный объем кровообращения — МОК, хмаксимальная вентиляция легких — МВЛ, емкость капилляр­ной сети, активность аэробных фер­ментов и т. п.).

Такой подход позволяет упоря­дочить процесс управления, тесно увязав структуру соревновательной деятельности с системой совершен­ствования всех сторон подготовлен­ности спортсмена — технической, физической, тактической, психоло­гической.

Изучению структуры соревнова­тельной деятельности пловцов вы­сокого класса с использованием современных видеокомпьютерных систем в последние десятилетия уделяется большое внимание в раз­личных странах с развитым спор­тивным плаванием. Первые серьез­ные работы в этом направлении бы­ли проведены в ГДР в 70-х гг. (Pfeifer и др.), в конце 70-х — нача­ле 80-х — в СССР (Абсалямов, Лип-ский), в конце 80-х — начале 90-х —



Наши рекомендации