РУКОВОДСТВО – СТРУКТУРИРОВАНИЕ ЗАДАЧ И ПОВЕДЕНИЯ ЛЮДЕЙ

Рабочая Тетрадь

Бизнес - семинара

СТИЛЬ РУКОВОДСТВА

И ТЕХНОЛОГИИ ВЛАСТИ

Г.

Тезисы

1. Руководство – структурирование задач и поведения людей

2. Эффективный стиль руководства - ситуативный: учитывающий факторы Персонала, Задания, Руководителя, Среды

3. Инструменты власти должны быть адекватны стилю руководства

4. Согласованные взаимные ожидания руководителя и персонала – условие успешного руководства

РУКОВОДСТВО – СТРУКТУРИРОВАНИЕ ЗАДАЧ И ПОВЕДЕНИЯ ЛЮДЕЙ

Схема управления

РУКОВОДСТВО – СТРУКТУРИРОВАНИЕ ЗАДАЧ И ПОВЕДЕНИЯ ЛЮДЕЙ - student2.ru

Функции управления

1. Планирование

2. Организация исполнения

3. Контроль

4. Принятие решений

5. Мотивация

Элементы управления

Элементы Руководители
Субъект  
Цель  
Объект  
Действия  
Обратная связь  

Что является Вашим объектом управления?

Администрирование и лидерство РУКОВОДСТВО – СТРУКТУРИРОВАНИЕ ЗАДАЧ И ПОВЕДЕНИЯ ЛЮДЕЙ - student2.ru

Акцент на задачах: разделение работы при планировании на обозримые фрагменты, на индивидуальные задания     Акцент на целях: побуждение видения значимой цели и энтузиазма в достижении совершенства в работе
Организация: однозначные инструкции подчиненным, выделение строго необходимых ресурсов для выполнения поставленных задач, ограничение инициативы     Содействие: помощь в постановке и выборе метода решения задачи, в обеспечении ресурсами, необходимыми сотруднику, поощрение инициативы
Стимулирование: передача подчиненным заданий с указанием вознаграждений за их выполнение     Поддержка: внушение сотрудникам чувства собственной значимости и важности их вклада в достижение общей цели
Координация: согласование и коррекция сроков, количественных и качественных параметров выполнения задания с руководством и смежниками в соответствии с иерархией     Гармонизация взаимоотношений: поощрение развития контактов и отношений между сотрудниками разных рангов для обеспечения доверия и согласованности в работе
Контроль: сопоставление полученных и запланированных результатов выполнения заданий     Позитивная обратная связь: поощрение ценных для организации достижений и поступков, взаимоконтроля и самоконтроля
Принятие решений: приоритетное внимание решению производственных задач с единоличной ответственностью за принятые решения и их последствия     Обсуждение проблем: приоритетное внимание готовности сотрудников совместно вырабатывать и реализовывать решение с коллективной ответственностью за него

Плюсы администрирования

Минусы администрирования

Плюсы лидерства

Минусы лидерства

Компетенции администратора и лидера

Компетенции администратора

1.    
2.    
3.      
4.      
5.      
6.      
7.      
8.      
9.      
10.      

Компетенции лидера

1.    
2.    
3.    
4.    
5.    
6.    
7.    
8.      
9.      
10.      

ЭФФЕКТИВНЫЙ СТИЛЬ РУКОВОДСТВА –

СИТУАТИВНЫЙ: УЧИТЫВАЮЩИЙ ФАКТОРЫ ПЕРСОНАЛА, ЗАДАНИЯ, РУКОВОДИТЕЛЯ, СРЕДЫ

Стили руководства и готовность персонала

РУКОВОДСТВО – СТРУКТУРИРОВАНИЕ ЗАДАЧ И ПОВЕДЕНИЯ ЛЮДЕЙ - student2.ru

По каким признакам можно узнать о несоответствии стиля руководства актуальной готовности сотрудника?

Робот

Ученик

Инертный

Подрядчик

Схема Ф. Фидлера

Три фактора ситуации, влияющие на выбор стиля:

Ø Добрые отношения руководитель – подчиненный

Ø Структура задачи

Ø Сила власти руководителя

РУКОВОДСТВО – СТРУКТУРИРОВАНИЕ ЗАДАЧ И ПОВЕДЕНИЯ ЛЮДЕЙ - student2.ru

Отношения + + + + - - - -
Задача ясная ясная аморфная аморфная ясная ясная аморфная аморфная
Власть большая огранич. большая огранич. большая огранич. большая огранич.

Источники власти и влияния

Ресурс власти Должностной Личный
Физический Доступ к средствам физического воздействия Сила индивида или обладание средствами физического воздействия
Экономический Доступ к ресурсам организации, право распоряжения ими Власть принуждения угрозой наказания нежелательными рабочими заданиями, взысканиями, увольнением Власть награждения обещанием денег, продвижения по службе Богатство индивида или доход Власть награждения обещанием денег, подарков
Статусный Формальное положение, подтвержденное документально право принимать окончательные решения Легитимная власть Доступ к влиятельным лицам, расположение которых хочется иметь, неприязни которых хочется избегать Власть связей
Информационный Доступ к технологической, к циркулирующей в организации информации или контроль над нею Власть информации Личные знания, опыт, мастерство, профессиональная репутация Власть эксперта
Ценностный Доступ или контроль над ценностями корпоративной культуры, идеями и приоритетами   Власть авторитета Идеи, убеждения, ценности, личные качества индивида, которым восхищаются, стремятся ему подражать, получить его внимание и одобрение Власть личности (харизма)

Какие факторы усиления – ослабления власти руководителя Вы можете назвать?




Приобретение власти

Какие типы власти соответствуют более позиции администратора, а какие – лидера?

Какие типы власти используете Вы?

Каким образом следует приобретать власть?

Тип власти Что сделать?
1. Принуждение  
2. Награждение  
3. Легитимная  
4. Связи  
5. Информационная  
6. Экспертная  
7. Авторитет  
8. Харизма  

Технологии власти

Давление: Если Вы этого не сделаете, Вы пожалеете Последствия
Для задания Для работника
Угроза Если Вы не подчинитесь, я Вас накажу    
Давление временем Если Вы не начнете прямо сейчас, будет поздно (Вы упустите возможность).    
Социальное давление Другие уже согласны, упираетесь только Вы один. Если Вы не согласитесь, пострадают другие    

При каких условиях технологии давления уместны?

Торг: Если Вы сделаете А, получите В Последствия
Для задания Для работника
Обещание награды Если Вы подчинитесь, я Вас награжу    
Кредит Если я сделаю для Вас то, что Вы хотите, Вы выполните мое задание?    
Расплата за долги Вы должны подчиниться мне, поскольку в прошлом я оказал Вам услугу    
Социальные платежи Люди, мнением которых Вы дорожите, будут о Вас думать лучше, если Вы подчинитесь    
Компромисс Я снизил первоначальные требования, надеюсь, Вы так же сделаете уступку    
«Пробная продажа» Я заинтересован только в небольшом одолжении с Вашей стороны (Потом я потребую больше)    

При каких условиях технологии торга уместны?

Убеждение: Я хочу, чтобы Вы сделали это, поскольку это необходимо для (важно по причине) Последствия
Для задания Для работника
Ссылка на авторитет Важность задания, поручаемого Вам, подтверждается экспертом    
Моя нужда Вот что мне надо и для чего мне нужна Ваша помощь    
Ваша нужда Если Вы согласитесь, Вы сможете быстрее достичь Вашей цели, потому что…    
Ссылка на ценности Это действие соответствует Вашей ценности Х    
Ссылка на уникальность Нельзя сделать, если невозможно будет положиться на Ваш опыт, способности    
Социальные чувства Вы же друзья, Вам приятно будет сделать это вместе      
Социальный статус Группе нужна Ваша поддержка, сделайте это для общего блага    

При каких условиях технологии убеждения уместны?

Концепция Ю. Вооглайда

РУКОВОДСТВО – СТРУКТУРИРОВАНИЕ ЗАДАЧ И ПОВЕДЕНИЯ ЛЮДЕЙ - student2.ru

Социальный контракт

РУКОВОДСТВО – СТРУКТУРИРОВАНИЕ ЗАДАЧ И ПОВЕДЕНИЯ ЛЮДЕЙ - student2.ru

Законность требований организации к сотруднику

Действия Связанные с работой Не связанные с работой
На работе
Вне работы

Чем определяется законность требований к сотруднику?

Требования к работнику

1. Работник должен находиться на рабочем месте и использовать рабочее время по назначению

2. Работник должен знать, что ему следует делать, имея ясное представление об ожидаемых конечных результатах

3. Работник должен выполнять свои задачи в установленные сроки и с необходимым качеством

4. Работник и все, с кем он работает, должны иметь четкое представление об объеме и границах своих полномочий

5. Работник должен профессионально совершенствоваться, овладевать новыми методами

6. Работник должен развиваться как личность, проявлять инициативу, участвовать в делах коллег

№ пп. Действия и ответственность руководителя Действия и ответственность подчиненного
     

Какими способами полезно согласовать ожидания руководителя и подчиненного относительно действий и ответственности сторон для обеспечения выполнения требований?

Выводы

Приложение 1

Вопросник для определения стиля руководства

Инструкция: Оцените, пожалуйста, степень согласия с каждым тезисом в баллах

(1 - полностью согласен, 5 - полностью не согласен) и запишите оценки в столбец «Оценка».

Тезис Оценка Балл
1. Я хочу быть уверенным в том, что все задачи четко определены и логически выстроены.    
2. Меня мало волнуют формальная организация и формальное поведение, я больше забочусь о том, чтобы работу выполняли наиболее подходящие для этого люди.    
3. Я считаю, что очень важно создать свободную атмосферу и не слишком сильно давить на людей.    
4. Желая повысить кого-либо в должности, по моему мнению. Необходимо принимать в расчет срок его службы и экономическую ситуацию этого человека.    
5. Для того, чтобы успешно руководить, необходимо держаться несколько в стороне и не допускать панибратства с работниками.    
6. Я преуспел в создании у работников ощущения напряженности, которое способствует постоянному увеличению личной и групповой производительности.    
7. Я настойчиво подталкиваю людей к тому, чтобы они старались решать свои проблемы самостоятельно, даже если при этом они совершают ошибки.    
8. Большая часть моей руководящей работы совершается через незапланированное, неформальное, дружеское общение.    
9. По крайней мере, один раз в неделю я лично хвалю кого-либо за хорошую работу.    
10. Я предъявляю очень высокие требования к производительности.    
11. Я не слишком сильно рассчитываю на индивидуальные мнения и суждения, практически все проверяется дважды.    
12. Я буду строг к любому работнику, совершившему ошибку.    
13. Я стремлюсь установить деловую атмосферу с минимумом неформального общения и разговоров на работе.    
14. Я немногого могу добиться с людьми, у которых нет гордости от сознания того, что они прекрасно выполнили свою работу.    
15. Я не терплю когда мои работники все свои действия сверяют со мной, если они по их мнению поступают правильно, то они должны сами действовать в том же направлении.    
16. Я вознаграждаю свои людей в прямой зависимости от степени их производительности, не обращая внимания на их стаж, должность и мое личное к ним отношение.    
17. Мне потребовалось установить лишь несколько стандартных действий и процедур для того, чтобы поддерживать организацию в порядке.    
18. Я рассчитываю на то, что мои работники посоветуются со мной прежде, чем принять решение.    
19. Я уверен, что руководитель должен стремиться к теплым дружеским отношениям со своими людьми.    
20. Я не люблю всевозможные правила и порядки и стараюсь ликвидировать их при любой возможности.    

Обработка результатов

1. Инвертируйте оценки по вопросам:2,3,4,5,12,13,14,18,20. и поставьте полученные баллы в столбец «Балл». При инвертировании оценке 2 соответствует балл 5, оценке 3 – балл 4, оценка 3 остается без изменений, оценке 4 соответствует балл 2, оценке 5 – балл 2

2. Оценки по остальным вопросам перепишите в столбец «Балл» из столбца «Оценка» без изменений.

3. Сложите баллы по вопросам, относящимся к каждой характеристике и внесите их в таблицу, приведенную ниже.

Характеристика Вопросы Сумма баллов Коэффициент Процент
Организация 1.2.17.20    
Распределение ответственности 7.11.15.18    
Требования 3.6.10.14    
Поощрение 4.9.12.16    
Поддержка 5.8.13.19    

4. Для получения процентной оценки умножьте сумму баллов на коэффициент. Средний процент 50%

Приложение 2

Средства

1. Признание людей ценностью для организации

2. Увеличение информированности персонала

3. Предоставление персоналу большего контроля над ситуацией, над заданиями с одновременным увеличением ответственности за их выполнение

4. Повышение квалификации и качества освоения адекватных моделей профессионального поведения (ролей)

5. Усиление позитивной обратной связи и поддержки персонала

Эффекты

1. Замена чувства бессилия и собственной незначимости на чувства собственной компетенции и ценности своего труда

2. Повышение самооценки и удовлетворенности трудом за счет осознанного стремления к значимым целям

3. Рост производительности, качества работы

4. Увеличение восприимчивости к изменениям, инициативы и рационализаторских предложений

5. Улучшение взаимодействий, коммуникаций с менеджерами

6. Изменение роли руководителей - от начальников к партнерам

Действия менеджера

1. Определить предмет, в котором целесообразно участие персонала

2. Определить меру вовлечения персонала в обсуждение, выбор вариантов, принятие окончательного решения, в несение ответственности за его последствия

3. Определить форму участия персонала в управлении

4. Определить доступность и обеспечить предоставление необходимой информации

5. Определить квалификационную готовность персонала и меры по его обучению

6. Определить вознаграждения за участие персонала в управлении

Рабочая Тетрадь

Бизнес - семинара

СТИЛЬ РУКОВОДСТВА

И ТЕХНОЛОГИИ ВЛАСТИ

Г.

Тезисы

1. Руководство – структурирование задач и поведения людей

2. Эффективный стиль руководства - ситуативный: учитывающий факторы Персонала, Задания, Руководителя, Среды

3. Инструменты власти должны быть адекватны стилю руководства

4. Согласованные взаимные ожидания руководителя и персонала – условие успешного руководства

РУКОВОДСТВО – СТРУКТУРИРОВАНИЕ ЗАДАЧ И ПОВЕДЕНИЯ ЛЮДЕЙ

Схема управления

РУКОВОДСТВО – СТРУКТУРИРОВАНИЕ ЗАДАЧ И ПОВЕДЕНИЯ ЛЮДЕЙ - student2.ru

Функции управления

1. Планирование

2. Организация исполнения

3. Контроль

4. Принятие решений

5. Мотивация

Элементы управления

Элементы Руководители
Субъект  
Цель  
Объект  
Действия  
Обратная связь  

Наши рекомендации