Вы предлагаете поменять формулировку?

Ученик: я просто высказался. Я не знаю, как лучше это назвать.

Как я уже говорил, учение о четырех основных принципах и Шокушу переводились довольно давно. Я не знаю, кто именно перевел учение о четырех основных принципах, но этот человек явно владел и японским и английским языком, он консультировался с Тохеем-сэнсеем, и в результате появился перевод. Это первая причина, в силу которой мы имеем дело именно с такими формулировками. Кроме того, фразы «удерживайте внимание в единой точке», «полностью расслабьтесь», «удерживайте вес внизу» и «расширяйте Ки» звучат как команды или приказы. И, по-моему, переводчик чувствовал, что для западных людей наиболее действенными окажутся близкие к приказам формулировки. Не следует обвинять Тохея-сэнсея, ведь английский для него не родной язык, и он не улавливал всех оттенков смысла. По-японски это правило звучит несколько по-другому, ведь «ki o dasu» значит просто «Ки расширяется», да?

И второе. К тому же, вполне возможно, что переводчик только начинал заниматься айкидо, и у него не было тридцати или сорока лет на то, чтобы научиться удерживать внимание в единой точке или соблюдать четыре основных принципа. К тому же необходимо учитывать, что перевод делали в начале 1950-х годов, а тогда культура, в которую приходило айкидо время, возможно еще не была подготовлена к новому типу восприятия. Можно сказать, что такие формулировки имеют и некие религиозные корни. Они сродни правилам монастырских уставов или правилам, которым учат детей, чтобы они вели себя хорошо, не грешили и соблюдали все заповеди.

Да, мы столкнулись с недопониманием. Как вы и сказали, многие новички, впервые услышав эти слова на тренировке, тратят долгие годы, пока, в конце концов, не начинают понимать, что к чему, и формулировки не перестают им мешать. Тогда они замечают, что опять возвращаются к начальной точке. Поэтому просто не обращайте внимания на угловатость формулировок. Не стоит за них цепляться.

Давайте смотреть правде в глаза: такова наша природа. Мы стремимся всему дать свое определение, максимально разложить все по полочкам, на все навесить ярлычки, все зафиксировать и поместить в директорию, как в компьютере, а потом уже двигаемся дальше, пополняем свою библиотеку знаний, наращиваем потенциал силы, знаний и умений. Примерно так мы действуем, живя в разделенном мире относительности и дуализма. Но в наших занятиях все по-другому. На самом деле, чтобы испытать то состояние, о котором я говорил сегодня, нужно выкинуть из головы все эти концепции, поскольку все они основаны на разделении собственной личности и окружающего мира.

Я рад слышать, что вы перестали бороться и можете просто наслаждаться этим состоянием.

Ученик: но мой разум все еще сомневается, что это все настолько просто.

Да. Итак. Каковы четыре особенности разума?

Разум настолько близок, что вы его не замечаете,

Разум настолько глубок, вам трудно его постичь,

Разум настолько утончен, что вам трудно принять это,

Разум настолько прост, вам трудно в это поверить.

Некоторые называют эти четыре особенности разума его недостатками. Это не я их придумал. Эти особенности были выявлены давным-давно. То же самое можно сказать и о единой точке. В каком-то смысле, сосредоточение в единой точке означает познание своего разума. Однако познавать тут нечего. Отсутствует сам объект, который необходимо познать. Мы не можем его увидеть, не можем его постичь, не можем его принять и не можем в него поверить. Это слишком сродни чувству дома. Все равно, как если бы, плавающая в воде рыба, попыталась найти воду. Это наша природа. Как я уже говорил, вы находитесь в этом состоянии с самого рождения. Начиная заниматься айкидо, мы думаем, что нам предстоит изрядно потрудиться, чтобы узнать, что такое единая точка. На самом деле вам надо выбросить из головы всю ту ерунду, которую вы себе напридумывали, и вернуться к первоосновам. Надо просто быть здесь и сейчас.

Ученик: большое спасибо.

Ученик: Сэнсей, когда мы говорим о том, чтобы «двигаться из Единой Точки», речь идет о состоянии разума перед началом движения или нам надо стараться двигаться из центра? Понимаете, при выполнении «Релакс Тайсо» я пытаюсь понять, просто ли я двигаюсь из центра или это состояние моего разума ведет движение из центра? Меня это несколько смущает. Что из этого правильно?

Да.

Наши рекомендации